Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Даниелу, Жан, кардинал-диакон, епископ

Имя кратко: Даниелу, Жан
Дата рождения: 14 мая 1905 г.
Дата смерти: 20 мая 1974 г.
Имя на родном языке: Daniélou, Jean
Тип персоны: Религиозные деятели, Зарубежные исследователи
Профессиональные интересы: Сравнительное богословие, Библейское богословие, Экзегетика и герменевтика, Библейская археология, История Древней Церкви, Агиология и агиография, Богословие, Патрология, Библейская история, Новый Завет, Ветхий Завет, История религий, Библеистика
Конфессии: Католичество
Краткая биографическая справка:

Иезуитский богослов, исследователь патристики, епископ и кардинал. Род. 14 мая 1905 недалеко от Парижа; ум. 20 мая 1974 г. в Париже. Его отец, Шарль Даниелу был депутатом и министром в течение периода Третьей Республики; мать, Маделин Клеморган, была глубоко религиозной женщиной, обладавшей выдающимся умом. Даниелу получил степень по классической литературе в Сорбонне и прошел весьма сложный экзамен на статус преподавателя по секции классической филологии (agrégation de grammaire) в 1927 г. Затем он был своим отцом введен в политическую жизнь, однако в 1929 г. ответив на призыв, который он чувствовала с детства, он принял новациат в обществе Иисуса в Лавале. После принятия первых обетов 21 ноября 1931 г. начал преподавать философию в Джерси (1931-1934). Затем был профессором риторики в колледже св. Иосифа в Пуатье (1934-1936), потом занялся богословскими исследованиями в иезуитском доме исследований Лион Фурвьер (Lyon-Fourvière) (1936-39). В Фурвьере, где в большом почете были Святые Отцы Церкви, и где вызревали планы издания серии «Христианские источники» (Sources Chrétiennes), его преподаватели Виктор Фонтойно (Fontoynont) (1880-1958) и Анри де Любак введи Даниелу и его товарища по учебе Ганса Урса фон Балтазара в область патристических исследований.

Даниелу был рукоположен в священный сан 24 августа 1938 г. В 1939 он был призван на военную службу и принял полные обеты ордена только в 1946 г. В 1941 г. Даниелу был назначен в Париж, где он провел всю свою жизнь. Его воспитание и образование сделали его апостолом для интеллектуалов, которые приняли его как своего коллегу. В 1942 г. он опубликовал работу «Знак храма или о присутствии Божием» (Le Signe du Temple ou de la Présence de Dieu), которая содержала все его основные идеи в зачаточной форме. Характеристика личности автора свидетельствует о созерцательном настрое, вкусе к символическому богословию, использовании экзегетических методов Святых отцов. Его докторская диссертация была посвящена духовному учению Св. Григория Нисского. Он защитил ее успешно в 1943 г. в Католическом институте Парижа и в 1944 г. в Сорбонне. Для второй диссертации в Сорбонне он перевел труд св. Григория Нисского «Жизнь Моисея», которая составила первый том серии «Христианские источники». Быстрое развитие и высокое научное качество этой серии во многом являются личной заслугой Даниелу, который был редактором серии вместе с де Любаком. В 1943 г. ему был дан статус писателя (scriptor) иезуитского журнала Études. Вскоре после этого Даниелу стал профессором истории происхождения христианства на факультете теологии Католического института Парижа. С 1961 по 1969 гг. он был деканом этого факультета.

Вместе с Вальтером Уолкером и Балтазаром Даниелу был главным двигателем возрождения интереса к св. Григорию Нисскому. Наиболее важные статьи были собраны в издании «Жизнь и время Григория Нисского» (Ltre et le temps chez Grégoire de Nysse, 1970). Он подготовил к изданию антологию мистических текстов св. Григория (англ. перев. H. Musurillo, From Glory to Glory, 1961). Будучи чувствительным к вызовам, которые ставит перед христианами секулярная культура, он показал в своих исследованиях то, как св. Григорий переработал и христианизировал философские идеи своего времени.

Вместе с де Любаком Даниелу был главным сторонником нового обращения к патристической экзегетике, которая, подобно литургии, с которой она тесно связана, обращена к символическому измерению Священного Писания. Даниелу исследует связь понятия типологии, контекста истории и символизма. По его мнению, история спасения отмечена такими действиями Бога, что события Ветхого Завета указывают на Новый Завет. Эти действия Бога, в свою очередь, распространяются на века сакраментальной и мистической жизни Церкви, христианского народа в ожидании полного эсхатологического осуществления. Эти темы затронуты в работах Даниелу «Таинство будущего. Этюды о происхождении библейской типологии» (Sacramentum futuritude sur les origines de la typologie biblique, 1950); «Библия и литургия. Библейское богословие таинств и праздники после отцов Церкви» (Bible et liturgie; La théologie biblique des sacrements et des fêtes d'après les Pères de lglise, 1951), которые являются изданием лекций, прочитанных в Университете Нотр Дам в 1950 г.; «Символика первоначального христианства» (Les symboles chrétiens primitifs, 1961); и «Очерки об иудео-христианской экзегезе: завещание» (Études d'exégèse judéo-chrétienne: Les Testimonia, 1966).

В своей работе «История христианского учения до Никейского собора» (Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée), трехтомном исследовании «Богословие иудео-христианства» (Théologie du judéo-christianisme, 1958), «Евангельская весть и эллинистическая культура II-III веков» (Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles, 1961), и «Происхождение латинского христианства» (Les origines du christianisme latin, 1978), Даниелу обрисовал историю христианской культуры, показывая, каким образом она проверяла, очищала или производила рецепцию окружающих культур. Даниелу стал одним из главных специалистов в области исследования феномена «иудео-христианства». С той же заботой о культурных корнях он посвятил монографии александрийцам Оригену (Origène, 1948) и Филону (Philon d'Alexandrie, 1958), также как и первую часть первого тома труда «Новая история Церкви: источники Григория великого» (Nouvelle histoire de lglise: Des origines à Grégoire le grand, 1963). Даниелу оказал значительное влияние на научную жизнь своего времени благодаря выпуску, начиная с 1946 г., ежегодника «Бюллетень истории происхождения христианства» ‘‘Bulletin d'histoire des origines chrétiennes'', который издавался в иезуитском журнале «Исследования в области религиозных наук» (Recherches de Science Religieuse).

По профессии Даниелу был историком древней Церкви. Однако по своему семейному наследию, иезуитской традиции и своему собственному темпераменту он с живостью относился к любому современному течению мысли и был открыт к диалогу. Вместе с Марселем Море (1887-1969) и исламским ученым Луи Массиньоном (1883-1962) он был душой журнала «Живой Бог/ религиозные и философские перспективы» (Dieu Vivant/ Perspectives religieuses et philosophiques, 1945-55). Этот журнал одной из своих основных целей ставил напоминание секулярному миру о трансцендентном Боге и предельных эсхатологических следствиях, которые эта трансцендентность накладывает на судьбу человека.

Даниелу был одним из основателей кружка святого Иоанна Крестителя, группы молодых людей, посвятивших себя миссионескому служению, был их капелланом. Он полагал, что христианство в нехристианских культурах должно формироваться не из обрывков собственной культуры индивидов, вырванных из своей национальной среды, но из христиан, которые были частью своей собственной культуры. Он пытался развить богословское видение, достаточно гибкое для того, чтобы охватить эти принципы, но особенно отразить это в влечениях, относящихся к христианской духовности. Существо учения, которое он дал кружку св. Иоанна Крестителя содержалось в работах: «Тайна спасения народов» (Le mystère du salut des nations, 1945); «Тайна пришествия» (Le mystère de l'Avent, 1948); «Очерки о тайне истории» (L'essai sur le mystère de l'histoire, 1953); «Святые язычники Ветхого Завета» (Les saints païens de l'Ancien Testament, 1956); «Иоанн Креститель - свидетель Агнца» (Jean-Baptiste témoin de l'Agneau, 1964); «Церковь апостолов» (Lglise des apôtres, 1970). Кроме того, для кружка были также опубликованы работы «Троица и тайна существования» (La Trinité et le mystère de l'existence, 1968) и «Созерцание, рост Церкви» (Contemplation, croissance de lglise, 1977).

О. Даниелу оказывал большое влияние на католических студентов Сорбонны, и особенно начиная с 1941 года на девушек, обучавшихся в Высшей нормальной школе (École Normale Supérieure) в Севре (Sèvres).

В 1962 г. на Втором Ватиканском соборе Даниелу был назван папой Иоанном XXIII титулом peritus (знающий). Подготовка первой части конституции Gaudium et spes во многом принадлежит ему. Он был рукоположен в сан епископа 21 апреля 1969 г. в Париже и произведен в кардинал-диаконы папой Павлом VI на консистории 28 апреля того же года. По большей части он говорил о насущных вопросах современности и предупреждал против редукционистского прочтения  документов собора. Эта борьба отдалила его от наиболее влиятельной части католической интеллигенции и духовенства. Его жгучее рвение выражало себя часто через талант полемиста. Тот, кто в прошлом рассматривался как «авангардист», теперь стал получать упреки как «интегралист» или реакционер.

Этой полемике были посвящены следующие работы Даниелу:

«Речь о проблемах политики» (L'oraison, problème politique, 1965);

«Будущее религии» (L'avenir de la religion, 1968);

«Христианство для масс или для элиты?» (Christianisme de masse ou d'é1ite? 1968);

«Испытания» (Tests, 1968);

«Вечная вера и современный человек» (La foi de toujours et l'homme d'aujourd'hui, 1969);

«Новые испытания» (Nouveaux tests, 1970);

«Культура предает ей принадлежащее» (La culture trahie par les siens, 1972);

«Почему Церковь» (Pourquoi lglise, 1972).


Библиография работ автора на языке оригинала:

Полная библиография работ Даниелу представлена в работе Fr. Frei, Médiation unique et transfiguration universelle: Thèmes christologiques et leurs perspectives missionnaires dans la pensée de J. Daniélou (Bern and Frankfurt 1984).

По патристическим сочинениям см. Epektasis: Mélanges offerts au cardinal Jean Daniélou (Paris 1972).

По работам об иудео-христианстве см. Judéo-christianisne. Recherches historiques offertes au cardinal Daniélou, спецвыпуск Recherches de Science Religieuse 60 (1972).

Биография и библиография работ представлены в

M.-J. RONDEAU, ed., Jean Daniélou 1905-1974 (Paris 1975).

J. DANIÉLOU, Et qui est mon prochain?/Mémoires (Paris 1974).

P. LEBEAU, Jean Daniélou (Paris 1967).

Издание Jean Daniélou, 1905-1974 собрало воспоминания о нем с предисловием, посвященным главным аспектам его деятельности и мысли.

 

На английском языке:

The Salvation of the Nations, tr. A. BOUCHARD (London 1949);

Advent, tr. R. SHEED (London 1950);

Origen, tr. W. MITCHELL (New York 1955);

Bible and Liturgy (Notre Dame, Ind. 1956);

The Angels and Their Mission according to the Fathers of the Church, tr. D. HELMANN (Westminster, Md. 1957);

God and Us, tr. W. ROBERTS (London 1957);

Holy Pagans of the Old Testament, tr. F. FABER (London 1957);

The Lord of History, tr. N. ABERCROMBIE (Chicago 1958);

The Dead Sea Scrolls and Primitive Christianity, tr. S. ATTANASIO (Baltimore 1958);

The Presence of God, tr. W. ROBERTS, (Baltimore 1960);

From Shadows to Reality: Studies in the Biblical Typology of the Fathers, tr. W.HIBBERD (Westminister, Md. 1960);

The Christian Today, tr. K. SULLIVAN (New York 1960);

Christ and Us, tr. W. ROBERTS (New York 1961);

From Glory to Glory: Texts from Gregory of Nyssa's Mystical Writings, introd. J. DANIÉLOU, tr. H. MUSURILLO (New York 1961);

The Scandal of the Truth, tr. W. J. KERRIGAN (Baltimore 1962);

Primitive Christian Symbols, tr. D. ATTWATER (London and Baltimore 1964); History of Early Christian Doctrines, tr. J. A. BAKER: v. 1,

Theology of Jewish Christianity (London and Chicago 1964); v. 2,

The Gospel Message and Hellenistic Culture (London 1973); v. 3,

Origins of Latin Christianity (London and Philadelphia 1977);

In the Beginning, tr. J. L. RANDOLF (Baltimore 1965);

The Work of John the Baptist, tr. J. A. HORN (Baltimore 1966);

Prayer as a Political Problem, tr. J. R. KIRWAN (New York 1967);

The Infancy Narratives, tr. R. SHEED (New York 1968);

Myth and Mystery, tr. P. J. HEPBURNE-SCOTT (New York 1968);

Dialogue with Israel, tr. J. M. ROTH (Baltimore 1968);

God's Life in Us (Denville, N.J. 1969);

The Faith Eternal and the Man of Today, tr. P. J. OLIGNY (Chicago 1970);

‘‘The Crisis in Intelligence,'' in The Media of Communication: Art and Morals, intro. and tr. M. DOMINIC (Slough 1970);

Why the Church? tr. M. F. DE LANGE (Chicago 1975);

Prayer: The Mission of the Church, tr. D. SCHINDLER (Grand Rapids, Mich. 1996). J. DANIÉLOU, J. BOSC, and J. GUITTON,

The Catholic-Protestant Dialogue, tr. R. J. OLSEN (Baltimore 1960). J. DANIÉLOU and H.-I. MARROU,

The Christian Centuries, vol. 1, The First Six Hundred Years, tr. V. CRONIN (New York 1964); J. DANIÉLOU and A. CHOURAQUI,

The Jews: Views and Counterviews, a Dialogue (Westminster, Md. 1967). [M. J. RONDEAU/B. VAN HOVE]


добавить на Яндекс добавить на Яндекс