Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Виссарион, митр. Никейский

Имя на родном языке: Βησσαρίων
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Греческие авторы
Профессиональные интересы: Вспомогательные дисциплины, Философия, Богословие, Религия и мир, Церковь и государство, Политология
Краткая биографическая справка:

Виссарион (Или Бессарион), митр. Никейский (1395–1472) [греч] – богослов, философ, церковный и политический деятель. Ученик Георгия Плифона. В.Н., первоначально достаточно принципиальный защитник православия (на соборе в Ферраре), затем все более и более стал проявлять уступчивость в отношении латинян, и в конце концов стал сторонником унии  между церковью греческой и церковью римской,  ожесточенным противником св. Марка Эфесского. При деятельном участии В.Н. уния, которую историки Православной Церкви называют фиктивной (документ отказался подписать св. Марк Эфесский), была заключена во Флоренции. В.Н. поселился в Италии, был возведен в сан кардинала и даже выступал кандидатом на папский престол. После падения Константинополя В.Н  пытался организовать крестовый поход против турок, посетив с этой целью дворы ряда европейских государей. Для нас, россиян, небезынтересно, что именно В.Н. немало потрудился для устройства брака великого князя Ивана III Васильевича с византийской принцессой Софьей Палеолог.

В.Н. принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Он переводил труды древнегреческих писателей на латинский язык. Писал философские труды, поставив задачу примирить философию двух великих греков – Аристотеля и Платона, а философию Платона  – примирить с христианством. Главный философский труд В.Н. называется "Против клеветника на Платона".

Дом В.Н. в Риме (получивший название "Академия Виссариона"), с его огромным собранием рукописей, стал центром ученых занятий для многих итальянских интеллектуалов, а В.Н – признанным учителем многих из них. В.Н. был один из тех, кто положил начало особому стилю жизни и образу мысли, который называют гуманистическим. 


Библиография работ автора:

Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне // Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994.

Библиография работ об авторе:

Мануил.  Книга о Марке, святейшем митрополите ефесском и о Флорентийском соборе и о Гемисте и Виссарионе с опровержением сочинений их // Христианское чтение. – СПб.,  1886.

Марк Евгеник. Повествование о Флорентийском соборе  // Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994 

Аполлонов А. Виссарион Никейский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Бибиков М.В. Виссарион Никейский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Виссарион Никейский // Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Жаворонков П.И., Кущ Т.В., Крысов А.Г. Виссарион // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. VIII. 

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.202–203.

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995, с193–194.

Клибанов А. Византийская философия // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. 

Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. – СПб.: Алетейя, 1998.  

Медведев И.П. Болонская грамота Виссариона Никейского в архиве ЛО ИИ АН СССР // Византийский временник. –  М.,  1986 – Т. 46.

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.  

Медведев И.П. Уникальные архивные документы за подписью Виссариона Никейского // Византийский временник. –  М.,  1986. – Т. 46.

Медведев И.П., Гаврилов А.К. Речь Виссариона Никейского на Мантуанском соборе о падении Константинополя // Византийский временник. –  М.,  2004. – Т.63 (88).

Садов А.И. Виссарион Никейский, его деятельность на Ферраро–флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма. – СПб., 1883.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Удальцова З.В. Борьба византийский партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии // Византийский временник. –  М.,  1950. – Т. 5.

Удальцова З.В. Борьба партий в Византии в XV в. и деятельность Виссариона Никейского // Вестник МГУ. – 1947. N 1.

Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.242–246.

Удальцова З.В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии // Византийский временник. –  М.,  1963. – Т. 21.

Успенский Ф.И. Виссарион Никейский // Исторический вестник. – 1887. – Т. 30. – № 12.

Успенский Ф.И. История византийской империи XI – XV вв. – М.: Мысль, 1999. 

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.148–149.

Хартман Г.М. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма // Византийский временник. –  М.,  1959. – Т. 15.

Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968.  


добавить на Яндекс добавить на Яндекс