Слово на Благовещение в Неделю Крестопоклонную
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нынешнем году Православная Церковь празднует на Крестопоклонной седмице Великого Поста. Такие совпадения нечасты. В текущем столетии это было в 2002 и 2013 годах, а в минувшем XX веке Благовещение совпадало с поклонением Кресту Господню в 1907, 1918 и 1929 годах. Публикуемое cлово протоиерея Николая Чукова, будущего митрополита Григория, было сказано им за Всенощной 6 апреля 1929 года в Николо-Богоявленском морском соборе Северной столицы.
Статья

Нынешний день, посвященный поклонению Кресту Христову, воспоминанию страданий Христа на кресте, день, в который по преимуществу надо было бы скорбеть о грехах наших и стремиться к покаянию, совпал с днем Благовещения, днем великой радости, днем, когда было положено начало нашего спасения.

Итак, что же? — Скорбеть ли нам и сокрушаться о крестной смерти Господа за грехи наши, или радоваться о совершившемся спасении нашем? Какое из этих чувств должно преобладать в нас в этот день?

Если всмотреться в сущность и дух обоих сегодняшних праздников, то увидим, что они близки друг другу и равно зовут и к радости, и к сокрушению.

Сошествие на землю Сына Божия, Его воплощение от Духа Святого и Девы Марии есть, конечно, событие самое радостное, ибо совершено для нашего спасения, ибо если бы Свет Божий не сшел с Небес, то никто из нас не взошел бы на небо...Но с другой стороны, чем было это вочеловечение Христа Сына Божия для Него Самого, как не начало Его уничижения, Его лишений и страданий? Что нашел Он на земле, приняв человеческую плоть? Нашел только крест, который и нес всю жизнь, пока не был Сам вознесен на Крест...

После этого можем ли мы предаваться радости Благовещения Архангела и забывать, чего стоит эта радость Сыну Божию? Можем ли мы успокоиться на радости нашего спасения и не скорбеть о нашем недостоинстве, о нашей немощности, и о наших падениях, как бы снова распинающих Христа?...

Так, братья, в благой вести Архангела мы слышим новое воззвание к покаянию, ибо спасение, возвещаемое им, заключается в смерти за нас воплотившегося Господа. Но и самый Крест Спасителя зовет нас к духовному утешению, и от скорби обращает к радости.

Ибо древо Креста, напоенное кровью Спасителя, явилось для нас живоноснее райского древа жизни; ибо чрез этот Крест Спаситель вновь восшел уже с человеческим естеством на престол небесной славы; ибо чрез этот Крест сонмы святых Божиих от скорби великой пришли на брак Агнчий; ибо этот Крест дает и всем нам благодать и спасение...

Итак, если у кого сердце исполнено радости в этот день, пусть не смущается: это радость Господа, для доставления ее всем нам Сын Божий и восшел на Крест.

Если кто ощущает в сердце скорбь от Креста и сокрушение о грехах, тоже пусть не смущается: слезы скорби и сокрушения — Господни, они очищают нас и ведут нас к наслаждению радостью спасения.

Только чтоб не оказался кто бесчувственным и к этой радости, и к этой скорби: равнодушие и бесчувственность оставляет нас далекими от спасения, погруженными в пучину грехов, уныние и отчаяние, откуда выхода нам тогда не найти: без скорби и сокрушения как же увидеть радость спасения.

Аминь.

 

Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Л. К. Александрова. СПб. 2013

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9