Аналитический обзор статей по греческой и латинской патрологии в научно-богословских журналах за 2023 год
В материале представлен обзор публикаций по греческой и латинской патрологии, вышедших в научно-богословских периодических изданиях за 2023 год. В рамках обзора проанализировано 34 статьи, в том числе исследования текстов свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, блаженного Августина, прп. Максима Исповедника, прп. Анастасия Синаита, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы, Евсевия Кесарийского и Феодора Мопсуестийского.
Статья

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор статей по греческой и латинской патрологии, опубликованных в научно-богословских периодических изданиях на русском языке в 2023 году. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора были рассмотрены 34 статьи, которые естественным образом разделяются на категории греческой (26 статей) и латинской (8 статей) патрологии. Отметим, что некоторые статьи, отнесенные нами в рамках обзора к категории «Греческая патрология», описывают в том числе и труды латинских святых отцов, однако в меньшей степени: преимущественно они посвящены творчеству греческих отцов. Также необходимо заметить, что термин «патрология» понимается нами в широком смысле: в обзор включены исследования текстов не только святых отцов, прославленных Церковью, но и других христианских и церковных писателей древности. 

* * *

Греческая патрология

Алексеевский Р. А., свящ. Святитель Афанасий Великий и «царство пустыни» в его творениях // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 3 (14). С. 16–27.

Автор статьи, о. Роман Алексеевский, ставит перед собой задачу показать роль свт. Афанасия Великого в продвижении монашеской жизни; как отмечает автор, свт. Афанасий в своих произведениях проявляет себя не только как защитник православия, но и как пропагандист монашества и аскетической жизни. По словам автора, «царство пустыни» в житии прп. Антония Великого, составленном свт. Афанасием, предстает как воплощение слов Спасителя о раздаче имения нищим и следовании за Христом на пути к совершенству. Автор обращает внимание на то, что составленное свт. Афанасием житие прп. Антония укрепило начало монашеского движения в Египте, распространило знание о монашестве в империи и показало важность «царства пустыни» для Церкви.

Васильев Д. В., иер. Общие принципы апологетики в святоотеческих комментариях на первую главу книги Бытия // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (27). С. 19–36.

В статье изучаются комментарии свт. Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блж. Августина Иппонского и свт. Филарета (Дроздова) на первую главу книги Бытия в контексте святоотеческих принципов апологетики. Автор приходит к выводу, что апологетическая деятельность святых отцов сопровождалась активной саморефлексией.

Галкин И. Г., диак. Понятие свободы воли в антропологии преподобного Максима Исповедника // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 19–21.

Статья диакона Иоанна Галкина посвящена изучению понятия свободы воли в антропологии прп. Максима Исповедника. Как пишет автор статьи, для прп. Максима, как последовательного приверженца Халкидонского собора, большое значение имело признание наличия во Христе двух воль, что позволяло противостоять тайным проявлениям ереси монофизитства в современном ему богословии. Как отмечает автор, наличие воли, отличной от Божественной, для прп. Максима не означает, что она будет противоположной: Христос обладает природной волей человека, однако у Него отсутствует гномическая воля, определяющая намерение и допускающая возможность выбора греха. В этом случае воля Христа — это воля обоженного человека.

Голубев А., свящ. Жизнь Евфимия Зигабена и роль в ней богомильской полемики // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 169–183.

В своей статье свящ. Алексий Голубев предпринимает попытку описать наиболее вероятную картину жизни Евфимия Зигабена, а также исследовать вопрос о возможном влиянии богомильской ереси и борьбы с ней на его жизнь и творения. Автор систематизирует наиболее достоверную информацию о биографии Евфимия, разрешает проблему противоречивости некоторых сведений о нем.

Голубев А., свящ. Особенности полемики с богомилами в произведениях «Против богомилов» Евфимия Зигабена и «Беседы на новоявльшуюся ересь Богумилову» пресвитера Косьмы // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 202–222.

Статья посвящена вопросам полемики против богомилов, шедшей в X веке в Болгарии и в XI веке в Византии. Полемика рассматривается на основе наиболее ранних и авторитетных памятников, ставших реакцией на богомильскую ересь: «Беседы на новоявльшуюся ересь Богумилову» болгарского пресвитера Косьмы и «Против богомилов» в составе «Догматической паноплии» Евфимия Зигабена. Автор статьи предпринимает попытку выяснить и сравнить принципы полемики, которых придерживались представители Византийской и Болгарской Церквей, выявить сходства и различия обоих произведений. Согласно выводам автора, в Болгарии антибогомильская полемика была направлена на уврачевание ереси, в то время как в Византии преобладала тенденция к ее истреблению.

Грищук В., прот. «Мистагогия» преподобного Максима Исповедника как свидетельство о литургии Константинополя в доиконоборческий период // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 2. С. 61–70.

Статья посвящена трактату «Мистагогия» прп. Максима Исповедника, в котором содержится один из важнейших комментариев на литургию византийской традиции. Как отмечает автор статьи, в этом трактате прп. Максим дает символическое объяснение важнейших частей богослужения, а также интерпретирует Евхаристию как космическую литургию, как богослужение, совершающееся на Небесах. При этом «Мистагогия» является одним из немногих источников для изучения константинопольской литургии в доиконоборческий период.

Данилов А. В. Антропологические интерпретации Быт. 1, 26 у Иринея Лионского // Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 8–22.

Статья посвящена экзегезе сщмч. Иринея Лионского, который, как отмечает автор, стал первым христианским богословом, использовавшим стих Быт. 1, 26 при построении антропологической модели. По мнению автора статьи, антропология сщмч. Иринея отличается большей разработанностью по сравнению с антропологией апологетов и имеет общие черты с раввинистической антропологией иудейского богословия того времени.

Дегтярев Д. Ю. Методология критики египетской и финикийской мифологий Евсевием Кесарийским в трактате «Евангельское приуготовление» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 43. С. 33–50.

В статье исследуется критика египетской и финикийской мифологии Евсевием Кесарийским в трактате «Евангельское приуготовление». По словам автора статьи, Евсевий критикует языческую мифологию, рассматривая исторические корни ее зарождения, и делает вывод о том, что язычество появилось из-за неправильного понимания древними такого понятия, как человеческая душа. Как отмечает Д. Ю. Дегтярев, приведенные Евсевием аргументы и выдержки из недошедших до нашего времени древних источников могут иметь ценность и сегодня, поскольку некоторые из современных оккультных лжеучений и эзотерических практик черпают вдохновение из древних египетской и ближневосточной языческих мифологий.

Дорогавцев А. А. Концепция миссии у святых отцов I–IV веков // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVII. С. 150–158.

Автор статьи предпринимает попытку анализа мнений святых отцов I–IV вв. по вопросу необходимости миссии среди иноверцев. Как отмечает А. А. Дорогавцев, некоторые христианские авторы (в частности, Евсевий Кесарийский) воспринимали иноверцев скорее как врагов, чем как будущих христиан; в противовес этому мнению, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и другие отцы стремились к христианизации других народов и призывали к активной проповеди в их среде. Автор рассматривает взгляды Оригена, Евсевия Кесарийского, блж. Феодорита Кирского, свт. Афанасия и свт. Кирилла Александрийских, историка Созомена, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста. Автор приходит к выводу, что в эпоху I–IV веков миссионерская деятельность не находилась в центре внимания отцов Церкви. По его словам, концепция организованного миссионерства еще не получила полного развития в трудах первых отцов Церкви: их взгляды на языковые барьеры и миссию основывались на понимании божественного вмешательства и глоссолалии, а не на структурированном подходе к миссии.

Дьяченко Г. В. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского: референциально-онтологический аспект // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 12–31.

Статья Г. В. Дьяченко представляет собой попытку систематизировать богословско-философское представление свт. Григория Нисского о человеческом познании (о его возможностях, основаниях, границах, предметах, способах, видах и специфике), которое, по словам автора, имеет фундаментальные следствия для лингвосемиотической теории референции. На основе анализа гносеологии свт. Григория автор статьи предпринимает попытку сформулировать основные принципы христианской теории познания в целом, а на основе богословско-философского учения свт. Григория пытается реконструировать и прояснить содержание основных терминов теории референции.

Елиманов В. Е. Обзор и оценка исследовательских подходов к реконструкции учения свт. Григория Паламы о видении нетварного света: парадигма тварного боговидения. Часть 1 // Библия и христианская древность. 2023. № 4 (20). С. 60–99.

В статье систематизируются исследовательские подходы к реконструкции учения свт. Григория Паламы о способе видения нетварного света, сформировавшиеся с начала ХХ в. и существующие до настоящего времени. Автор статьи выделяет три системы мысли, каждая из которых решает эту проблему особым образом: парадигмы тварного боговидения, нетварного боговидения и антиномичности боговидения. Первая часть исследования, представленная в настоящей статье, посвящена анализу исследований ключевых представителей парадигмы тварного боговидения: М. Жюжи, Р. Синкевича, прот. В. Асмуса, М. М. Бернацкого, М. Кнежевича, М. Плестеда, Дж. Блэкстоуна, А. Хулиарaса, Д. С. Бирюкова. В статье выявляются и описываются как те концепты свт. Григория Паламы, которые в этой парадигме используются как смыслообразующие и базовые, так и те, которые не встраиваются в ее объяснительную модель и игнорируются, а также определяются сильные и слабые стороны парадигмы тварного боговидения. Согласно выводам В. Е. Елиманова, возможно говорить о преемственности исследовательской традиции в рамках парадигмы тварного боговидения, в частности о концептуальной зависимости исследователей от выводов Р. Синкевича.

Елиманов В. Е. Проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad Thalassium 59 (Часть 1) // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 12–31.

Автор предпринимает попытку показать, как решается проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника. Для разрешения этой проблемы в первой части статьи анализируется Ambigua 19 прп. Максима, где святой отец рассматривает три вида пророческих видений: «дневное представление», «неложное ночное видение» и «запечатление владычественного», разбираются понятия «представления» и «ум» в контексте антропологии прп. Максима. Как выясняет автор, по мысли прп. Максима при «дневном представлении» и «неложном ночном видении» Бог Сам воздействует на «представление» пророка и формирует в нем «представление» о Самом Себе или о сообщаемом Им откровении. При этом Бог воздействует не только на «представление» неразумной души, но и на «ум», то есть «владычественное», в котором также Сам формирует определенный «отпечаток», соответствующий целям Божественного откровения.

Клецов А. А. От ψυχὴ ἀλογική Платона к σωµατικὸς ψυχή Климента Александрийского и ἑτέρα ψυχή Макария Великого: анализ развития концепции «неразумной» души в раннехристианской антропологии // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 2. С. 58–60.

В своей статье А. А. Клецов предлагает гипотезу, по которой концепция «неразумной» души Платона были заимствована Климентом Александрийским в форме «телесной души», а впоследствии переработана прп. Макарием Великим в концепцию «другой души». 

Макаров Д. И. О новейших тенденциях в зарубежной историографии паламитских споров (Я. Димитракопулос, П. Ж. Кальварью) // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 188–213.

В статье Д. И. Макарова описываются новые тенденции в изучении паламитских споров, которые проявляются в трудах Я. Димитракопулоса, Э. С. Майнольди, Д. С. Бирюкова, П. Ж. Кальварью. Автор статьи отмечает, что наша степень понимания паламитского учения о различении между сущностью и энергиями Божиими ограничивается нашей способностью преодолеть ограничения классической формальной логики и концептуальных моделей Божественной реальности, выработанных неоплатонизмом и схоластикой. Согласно выводам автора, активное изучение интеллектуальной и духовной составляющей паламитских споров продолжается с привлечением новых ученых из новых стран; вместе с тем, в этом процессе выясняется, что исследователи-патрологи подходят к логическому потолку мышления, после чего становится необходимым расширение используемого научного и логического инструментария.

Максимов С. А. Проблема реконструкции состояния титулов трактата Оригена «О началах» в архетипе рукописей латинской традиции // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 3 (22). С. 54–86.

В статье С. А. Максимова проводится анализ рукописей латинского перевода трактата «О началах» и предпринимается попытка выявить состояние наименований глав трактата в их архетипе. Как отмечает автор, для выявления места этого сочинения среди прочих трудов Оригена необходимо определение его подлинной структуры, что в свою очередь требует максимального приближения к пониманию авторского деления текста. При реконструкции авторской структуры трактата «О началах» возможно ориентироваться на заглавия произведения, передаваемые рукописями латинской традиции, на надписания фрагментов «Филокалии», внутренние свидетельства греческого и латинского текста, на описание трактата свт. Фотием Константинопольским. С. А. Максимов разбирает теорию о существовании заметок на полях архетипа имеющихся рукописей, и приходит к выводу, что теория заметок требует существенных корректировок. Вместо этого автор предлагает собственную интерпретацию состояния титулов трактата в архетипе рукописей.

Михайлов П. Б. Образование понятий о Боге в греческой патристике // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (18). С. 112–128.

Работа П. Б. Михайлова посвящена вопросу о наличии в греческой патристике такого элемента рациональной теологии, как божественный атрибут (божественные атрибуты). По словам автора статьи, такая постановка вопроса не характерна для древнехристианской письменности, в которой место и роль атрибута занимает категория понятия о Боге, которое имеет свою природу и функционал. Автор прослеживает внутренний строй и происхождение этого элемента богословской мысли, как производного от взаимодействия с божественным, а не результата человеческой рациональной деятельности.

Мурилкин П., диак. Богословское осмысление явления пророков Моисея и Илии во время Преображения Господня в святоотеческой экзегезе (I–VIII вв.) // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 36–53.

В статье анализируется богословское осмысление евангельского эпизода явления пророков Моисея и Илии во время Преображения Господня в святоотеческой традиции. Как отмечает автор статьи, по мысли церковных экзегетов явление пророков послужило делу домостроительства спасения человечества, свидетельствовало о Божественном и мессианском достоинстве Иисуса Христа, имело назидательное значение для учеников Христа и всех верующих. Автор статьи рассматривает толкования прп. Ефрема Сирина, блж. Августина, свт. Кирилла Иерусалимского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла Константинопольского, свт. Кирилла Александрийского, прп. Максима Исповедника, прп. Иоанна Дамаскина и других отцов.

Мурилкин П., диак. Святитель Афанасий Александрийский как экзегет Священного Писания // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 14. С. 67–79.

Как пишет автор, можно обозначить следующие принципы экзегетики свт. Афанасия: идея самодостаточности Писания, уяснение его цели — раскрытие православной христологии, необходимость учитывать контекст конкретного библейского места. Автор статьи обращает внимание на факт прекрасного знания свт. Афанасием Священного Писания, многие тексты которого святитель знал наизусть, и использования его им для утверждения православия. Псалмы, по мысли свт. Афанасия, представляют собой целостное однородное учение, в котором можно найти исторические, нравственные и пророческие аспекты; при этом, написание псалмов от первого лица позволяет более легко воспринимать содержащееся в них учение. В конечном итоге, как пишет автор статьи, по мысли свт. Афанасия, правильная экзегеза богооткровенных истин способствует их сотериологической актуализации в жизни верующих.

Овчаренко А. В. Концепт божественной красоты в произведениях св. Василия Великого: семантическая функция и происхождение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 26–45.

Статья диакона Артемия Овчаренко посвящена концепту божественной красоты в произведениях свт. Василия Великого. Проанализировав 15 фрагментов, где этот концепт используется, автор статьи приходит к выводу, что во всех случаях он функционирует в составе метафоры оптического восприятия божественной красоты в качестве одного из ее семантических компонентов. Как отмечает автор, свт. Василий, не присваивая концепту божественной красоты логического содержания, наделяет его смыслом через взаимодействие с другими семантическими компонентами в составе метафоры. Согласно выводам автора, мысль о красоте Бога и основной термин κάλλος свт. Василий обнаруживает в Септуагинте через посредничество Оригена, а метафору как средство философской обработки этой мысли он находит в мифе Платона из диалога «Пир». Используя богословские и философские наработки, свт. Василий производит творческий синтез и создает новую богословскую модель.

Пашин А. В., Михальцов Н. Н. Преподобный Анастасий Синаит и преподобный Иоанн Дамаскин: преемственность в христологической терминологии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 11–44.

В статье игумена Адриана (Пашина) и священника Николая Михальцова рассматривается преемственность в формулировке христологической терминологии между прп. Анастасием Синаитом (VII в.) и прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Авторы статьи исследуют употребление этими отцами терминов «природа», «сущность», «ипостась», «лицо», «свойство», «энергия», «воля» и «воипостасное», прослеживают истоки богословской терминологии в античной философии, ее реализацию у великих каппадокийцев в триадологии и перенесение на христологию прп. Максимом Исповедником, Леонтием Византийским, Иоанном Грамматиком Кесарийским, свт. Софронием Иерусалимским и другими богословами. Авторы приходят к выводу о большом вкладе прп. Анастасия Синаита, ставшего предшественником прп. Иоанна Дамаскина с его «Источником знания», в развитие и систематизацию христологической терминологии.

Прахт Д. В. Отношение раннехристианских апологетов к античной философии // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 12–21.

Автор статьи исследует отношение раннехристианских апологетов к античной философии, опираясь на анализ сочинений Татиана, Ермия, Тертуллиана, сщмч. Иустина Философа, Афинагора, Феофила Антиохийского и др. Как отмечает автор статьи, апологеты видели в христианстве истинную философию, которая давала ответы на все вопросы; античную философию они воспринимали как подготовку и движение к христианству и поэтому активно использовали ее язык и методологию как инструментарий в своих сочинениях. Д. В. Прахт приходит к выводу, что апологеты не вносили разделения между верой и знанием и понимали христианство как учение, обладающее всей полнотой истины.

Прахт Д. В. Тема «двух путей» в сочинениях мужей апостольских // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (15). С. 16–21.

В статье Д. В. Прахта рассматривается учение церковных писателей о «двух путях», возникшее в первые века христианства, на материале «Дидахе», «Пастыря» Ерма, Послания апостола Варнавы, сочинений сщмч. Игнатия Антиохийского и других текстов. Согласно выводам автора, раннехристианские авторы понимали путь к жизни как путь исполнения заповедей, а путь к смерти — как уклонение от их исполнения. Наградой за исполнение долга нравственной христианской жизни становится Царство Божие.

Сидоров И. А. Рецепция святости в гимнах прп. Симеона Нового Богослова // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 11–18.

В статье И. А. Сидорова рассматриваются труды прп. Симеона Нового Богослова, в частности его гимны, на предмет рецепции христианского понимания святости. Богословско-литературное наследие прп. Симеона включает в себя три богословских слова, 15 слов с нравственным учением, 34 слова с поучениями для оглашенных, 225 глав, два слова благодарения, четыре послания и 58 гимнов. По словам автора, основой богословия прп. Симеона несомненно можно назвать личный опыт богообщения, реальное личное переживание присутствия Бога, которое преподобный описывает в категориях Божественного света. И. А. Сидоров отмечает, что гимны прп. Симеона имеют особую актуальность для современных верующих, поскольку в них в возвышенной и при этом доступной форме раскрывается, что такое святость, которая не выглядит как недостижимый религиозный идеал (какое понимание нередко характерно для современных верующих). В конечном счете И. А. Сидоров приходит к выводу, что христианское понимание святости, раскрытое прп. Антонием и прп. Макарием Великими, свт. Григорием Богословом, свт. Василием Великим, свт. Григорием Нисским, свт. Иоанном Златоустом, прп. Иоанном Дамаскиным, прп. Максимом Исповедником и другими отцами, полностью воспринято прп. Симеоном Новым Богословом и воплощено им в «Гимнах Божественной любви».

Тимофеев Б., прот. Некоторые аспекты интерпретации ветхозаветных пророчеств в Новом Завете: взгляд Феодора Мопсуестийского // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 18–41.

Статья прот. Бориса Тимофеева посвящена особенностям экзегезы Феодора Мопсуестийского. Как отмечает автор, Феодор в своих сочинениях ставит вопрос о соответствии новозаветной интерпретации ветхозаветных пророчеств контексту пророческих книг. В результате Феодор Мопсуестийский поднимает комплекс проблем, которые остаются актуальными для современной библейской науки и патрологии. Согласно выводу автора статьи, предложенная Феодором концепция ставит проблему авторитета, правильности и точности новозаветной интерпретации Ветхого Завета, которая требует осмысления и аргументированного решения в контексте исследования святоотеческой экзегезы.

Цап С. Н., свящ., Мясников И. А. Святоотеческое понимание образа Божьего в человеке // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (13). С. 16–23.

В статье излагаются святоотеческое понимание образа Божьего в человеке, а также светский и персоналистский взгляды на этот вопрос, разбираются вопросы соотношения между образом Божиим и человеческой природой, между образом и подобием Божиим, выявляются сходства и различия святоотеческой интерпретации человека как образа Божия со светским и персоналистским подходами. Согласно выводам авторов, в святоотеческой антропологии, как и в рамках светского подхода, конкретный человек рассматривается в категориях индивида в его развитии; при этом у святых отцов расширяется представление о человеческом бытии, его богообразности и предельных целях. По их мнению, осмысление образа Божия в категориях человеческой природы в святоотеческой традиции позволяет выстраивать конструктивный диалог со светскими подходами в антропологии, чем рассмотрение образа Божия в отрицательных надприродных категориях, о которых сложно сказать нечто определенное.

Штаудингер Р., протодиак. Святитель Иоанн Златоуст — экзегет и текстолог // Библия и христианская древность. 2023. № 1 (17). С. 58–69.

В статье описывается текстологический метод анализа книг Ветхого Завета, используемый свт. Иоанном Златоустом. Опираясь на метод лингвистического анализа текста и языковых единиц, автор статьи приходит к выводу, что свт. Иоанн Златоуст использовал метод сопоставления различных греческих переводов ветхозаветных книг для прояснения смысла текстов Писания. Как отмечает исследователь, работая с Септуагинтой и лукиановской рецензией Септуагинты, свт. Иоанн в большинстве случаев апеллирует к ревизиям Акилы, Симмаха и Феодотиона. В результате исследования автор приходит к выводам о том, что использование свт. Иоанном ревизий в комментариях было обусловлено потребностью в более точной передаче смысла библейского текста; кроме того, различные варианты переводов были важны Златоусту для построения экзегетической картины обсуждаемых мессианских мест в книгах Ветхого Завета.

Латинская патрология

Великанов П., прот., Гуляев Д. А. Практика meditatio в трудах преподобного Иоанна Кассиана Римлянина // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 39–55.

Статья прот. Павла Великанова и Д. А. Гуляева посвящена описанию практики meditatio, то есть «размышления над Священным Писанием», в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Авторы статьи отмечают связь между учением о молитве, анагогическим толкованием текстов Писания и meditatio в трудах прп. Иоанна Кассиана. В статье описываются различные формы этой практики, встречающиеся у древних подвижников, показывается суть практики повторения одного стиха псалма как непрестанной молитвы, отмечается ее распространение и влияние. Согласно выводам авторов, практика meditatio в понимании прп. Иоанна Кассиана, связанная с погружением в текст Писания и краткой повторяющейся молитвой, является ступенью к стяжанию созерцания. 

Лысевич А., свящ. Амвросиаст о предведении Божием // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 72–79.

В статье рассматривается решение Амвросиастом проблемы соотношения предведения Божия и свободы человеческой воли, которое оказалось весьма важным для последующей латинской традиции. В статье представлены размышления Амвросиаста о призвании Божием и отпадении некоторых лиц от сонма «избранников». Автор статьи приходит к выводу, что хотя Амвросиаст и допускает такие формулировки предопределения, которые на первый взгляд умаляют человеческую свободу, однако при более детальном рассмотрении выясняется, что толкователь указывает на свободу как основание предведения: именно актуальное состояние человека является причиной Божественной воли о нем в данный момент, хотя Бог и заранее знает, как человек распорядится своей свободой в дальнейшем. 

Лысевич А., иер. Некоторые необычные экзегетические приемы Амвросиаста в «Комментарии на Послание апостола Павла к Римлянам» // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 187–201.

Статья посвящена исследованию экзегетического метода Амвросиаста. Несмотря на приверженность к буквальному методу толкования, Амвросиаст иногда прибегает к типологическому и аллегорическому методам; по словам автора статьи, причиной этого является кажущаяся противоречивость поясняемого текста или потребность привести текст в соответствии с собственными мыслями толкователя. Автор статьи обращает внимание на своеобразный экзегетический прием Амвросиаста, который условно называется «номинальным герменевтическим правилом» и согласно которому каждый комментируемый отрывок Писания толкуется в связи с употребляемым в нем именем Божиим, которое принимается за указание на конкретное Лицо Святой Троицы. Этот прием, по словам автора статьи, применяется Амвросиастом для выявления дополнительного смысла текста, исходя из этимологии имени Божия, употребляемого в комментируемых отрывках.

Неманов А. Н., Лысевич А., свящ. Изречения монтанистов в произведениях древних авторов II–IV вв. // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 113–130.

В статье А. Н. Неманова и о. Андрея Лысевича приводятся изречения Монтана и его последователей, сохранившиеся в основном в цитатах христианских писателей, ведших полемику с монтанизмом. Авторы статьи предпринимают попытку богословского анализа изречений и формулируют основные положения, которые в них содержатся. Авторы используют материалы из сочинений Тертуллиана, свт. Епифания Кипрского, других произведений, в которых сохранились изречения Монтана и его единомышленников. В заключение авторы статьи дают краткую характеристику монтанизму и его исторической роли.

Семенова Е. С. Тема дружбы в толкованиях блаженного Августина на 5-й и 7-й псалмы // Богословский вестник. 2023. № 4 (51). С. 93–112.

В своей статье Е. С. Семенова предпринимает попытку рассмотреть понимание дружбы в толкованиях блж. Августина на 5-й и 7-й псалмы. В статье впервые представлен перевод на русский язык фрагментов этих толкований, выполненный автором статьи совместно с Е. А. Разумовской. Согласно выводам автора, дружба человека с Богом, понимаемая блж. Августином как благое рабство Богу, основанное на смирении, исключающее первоначальный страх наказания и соединенное с совершенным страхом Божиим, представляет собой совершенную христианскую нравственность. По ее словам, в толкованиях блж. Августина на указанные псалмы содержится представление о дружбе как духовно-нравственной реальности.

Хандога Н. А. Учение святителя Викторина Петавийского о семи церквах Христовых и семи группах святых // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 233–243.

В статье предпринимается попытка проанализировать экклезиологию и нравственное учение малоизвестного святого отца — свт. Викторина Петавийского. Как отмечает автор статьи, эта попытка — первая в русскоязычной богословской литературе. Изучая трактат свт. Викторина «О сотворении мира» и его толкование на книгу Откровения, Н. А. Хандога приходит к выводу, что для святого отца семь церквей Христовых и семь групп святых, находящихся в разных уголках земли, составляют одно целое. Разумеется, церкви разных регионов во взглядах свт. Викторина включаются в единую Церковь Христову.

Шилов Е., иер. Концепция человека как Imago Dei у блаженного Августина и Майстера Экхарта // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 14. С. 57–66.

В статье сравниваются идеи блаженного Августина и средневекового немецкого мистика Майстера Экхарта. Как отмечает автор, оба мыслителя воспринимают образ Божий в человеке как то начало, которое отличает его от остального тварного мира, и при этом является предпосылкой для духовного совершенствования и богопознания как цели человеческой жизни. Однако если для Августина образ Божий — это прежде всего ум, способный на постижение Бога и причастие Ему, то есть как некое качество тварной природы, то Экхарт понимает образ Божий как частицу или «искорку» божества, которая делает человека в некоторой степени сродным с Богом и открывает путь к открытию и созерцанию Бога в душе. По мнению автора статьи, Экхарт углубляет августиновское понимание и открывает новые перспективы и вопросы для дальнейших богословских размышлений.

Юрченко И. А. Две экзегезы заповедей блаженства (Мф 5:1–12) блаженного Августина как пример различных богословских акцентов автора // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 102–113.

В статье рассматриваются два толкования заповедей блаженства (Мф 5:1–12) блаженным Августином, первое из которых было представлено в трактате «О Нагорной проповеди Господа» в 394 г., а второе содержится в Проповеди 53, датируемой 413–416 гг. Если в первом толковании блж. Августин делает акцент на добродетели смирения, то в гомилии он посвящает большую часть дискурса теме благодати Бога. Через сопоставление двух текстов автор статьи предлагает обратиться к теме прогрессии богословского языка блж. Августина, обусловленной историческим контекстом.

Подготовил Александр Карасёв

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9