Аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии в научно-богословских журналах за 2023 год
Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии, опубликованных в научно-богословских периодических изданиях на русском языке в 2023 году. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора было проанализировано 12 статей. В связи с малым количеством публикаций разделять их на категории в рамках этого обзора, как кажется, не имеет смысла.
Статья

* * *

Ванновская О. В. Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 70. С. 90–102.

В статье О. В. Ванновская предпринимает попытку показать различия в оценке влияния виртуальной реальности на сознание человека в современной психологии с одной стороны, и с точки зрения христианской антропологии — с другой стороны. Автор статьи выдвигает и пытается доказать гипотезу о том, что причина этих различий заключается в разном понимании сущности, структуры и механизмов сознания в науке и в святоотеческом учении. В статье описываются ключевые подходы к пониманию сознания в нейронауках и в психологии, рассматривается христианский подход к сознанию человека. По словам автора, в науке сознание человека связывается с деятельностью мозга как субстрата психики, что приводит к его излишнему упрощению и редукции к психике животного; в свою очередь, в контексте христианской антропологии человеку, как разумному и нравственному существу, необходимо осознавать смысл своего бытия. Автор приводит результаты научных исследований влияния виртуальной среды на сознание человека, описывает негативные последствия бесконтрольного использования виртуальной реальности с точки зрения науки (экранная зависимость, когнитивные нарушения, дегуманизация сознания человека) и с точки зрения христианской антропологии (лишение единства, упорядоченности, целостности и свободы внутреннего мира человека, развитие страстных помыслов, помрачение ума и духовное опустошение). Согласно выводу автора, развитие виртуальных технологий и их практическое использование должно стать предметом особенного внимания со стороны ученых, психологов и медиков; при этом рассматривать влияние виртуальной реальности на сознание человека необходимо не только с позиции современной науки, но и в системе координат христианского мировоззрения.

Космарский А. А. Другой, ребенок, тринитарность: к новому теологическому обоснованию гетеросексуальности // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 108. С. 34–56.

В статье А. А. Космарского дается попытка богословского объяснения уникальности отношений мужчины и женщины. По словам автора, ценность гетеро-отношений, которая в современном обществе больше не считается самоочевидной, требует нового обоснования. Автор статьи предпринимает попытку дать такое обоснование, опираясь на интеллектуальные ресурсы современной теологии и философии. Автор трактует любовь мужчины и женщины как фундаментальный опыт общения с Другим, который необходим в том числе для отношений с Богом и жизни в раю. Кроме этого, рассматривается связь гетеросексуальных отношений с рождением ребенка как явлением Бога и личным доверием Богу, опыт троичных отношений «отец — мать — ребенок» с познанием Бога-Троицы. Взамен представлений о «нормальности/ненормальности», «естественности/противоестественности» того или иного поведения, малоактуальных в современной общественной дискуссии, автор предлагает опираться на принципы пути и выбора, которые, по его мнению, ближе к евангельской вести. Автор обращает внимание на то, что современные экономические, общественные и психологические условия делают прочный брак, отказ от развода и особенно рождение детей не самоочевидным образом жизни здоровых взрослых людей, а предметом личного осознанного ценностного выбора. По мнению автора, такой подход может быть полезен Церкви в миссиологической и катехизической перспективе.

Кузнецов А. А. (игумен Агафангел). К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 70. С. 75–89.

В статье игумен Агафангел (Кузнецов) предпринимает попытку осветить результаты изучения современного православного монашества в свете социально-психологических процессов и общественного отношения к монашеской аскетике, используя психодиагностические методики, биографический метод и включенное наблюдение. По словам автора, исследование социально-психологического портрета современного монашества в условиях радикальных изменений социально-политической, культурной и духовной жизни в России имеет важное значение в контексте социального и педагогического служения православных монастырей, динамики их развития в соответствии с развитием общества. Согласно выводам автора, у современных монашествующих достаточно сформированная система убеждений о себе, о мире и отношениях с миром; респонденты, опрошенные в рамках исследования, способны находить личностный ресурс в уединении. При этом имеются статистически заметные различия в психологии монашествующих в зависимости от возраста, срока нахождения в монашеском статусе и гендерной принадлежности.

Куренков Алексей, прот. Помощь православной психологии в преодолении неврозов // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVII. С. 10–21.

В статье ректора Белгородской духовной семинарии прот. Алексия Куренкова описываются особенности неврозов (психогенных нервно-психических расстройств, формирующихся в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека) и возможная помощь православной психологии в их преодолении, выявляются и определяются основы, цели и задачи православной психологии. По мысли автора, деятельность православных психологов помогает человеку децентрировать свое положение в мире и переориентировать внимание на нужды других людей, формирует положительные созидательные ценностные модели, ориентирует на ценностный подход к миру, помогает человеку переоценивать происходящее с ним сквозь призму Евангелия. Важным признаком православной психологии автор статьи считает ее христоцентричность. Согласно выводам автора, православная психология направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе христианского мировосприятия и делает возможным заполнение экзистенциального вакуума человека духовными смыслами, способствующими преодолению невротических состояний.

Narinskaya E. Theology, Anthropology and Practice of Mental Health and Wellbeing: Holistic Approach of Orthodox Christian Experience // Theology: Theory and Practice. 2023. Vol. 2. No. 1. P. 5–26.

(Наринская Е. Теология, антропология и практика психического здоровья и благополучия: целостный подход православного христианского опыта // Теология: теория и практика. 2023. Т. 2. № 1. С. 5–26.)

В статье преподавателя Оксфордского университета и доктора теологии Даремского университета Елены Наринской рассматривается возможность взаимодействия между дисциплинами православной теологии и психологии, общей областью для которых становится забота о ментальном здоровье и благополучии. Автор статьи позиционирует теологическое определение личности, персоны и ипостаси как ключевое понятие, способствующее осознанию процессов психологической помощи. Как отмечает автор, привлечение опыта православной теологии и психологии в области заботы о ментальном здоровье и благополучии открывает возможность новых междисциплинарных исследований.

Носачёв П. Г. Кликуши или лицемерно беснующиеся: обращаясь к дореволюционному опыту // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 312–332.

Автор статьи, обращаясь к опыту дореволюционной психиатрии, предлагает пересмотреть устоявшееся представление о кликушестве как исключительно притворном бесновании. Основным материалом для исследования стала монография Н. В. Краинского «Порча, кликуши и беснование как явления русской народной жизни», а также работы А. А. Токарского, М. П. Никитина, М. Ю. Лахтина, В. С. Яковенко, А. Д. Коцовского. Автор статьи доказывает, что Н. В. Краинским была выдвинута оригинальная концепция кликушества как социального расстройства, не связанного с эпилепсией и истерией, но и не притворного; по мнению Краинского, припадки кликуш объясняются чрезвычайной внушаемостью психики. Автор статьи обращает внимание, что Н. В. Краинский опередил свое время, отвергнув концепцию об истерическом неврозе и указав на социальные причины кликушества; к схожим выводам пришел исследователь более позднего времени Т. Остеррайх. П. Г. Носачёв приходит к выводу, что к вопросам, связанным с одержимостью, следует относиться с максимальной осторожностью, в частности, максимально ограничивать круг лиц, участвующих в практике отчитывания.

Паисий (Буй С. И.), иером. Понятие «духовная личность» Виктора Франкла в свете православной антропологии // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 1 (22). С. 31–49.

Статья иером. Паисия (Буя) посвящена систематизации и анализу учения австрийского психолога Виктора Франкла о духовности человека, сопоставлению его основных антропологических положений с православным учением о человеке. Как отмечает автор статьи, Франкл отстаивал духовность человека перед научным сообществом, отрицал редукцию жизни личности до биохимического механизма, и поэтому его можно рассматривать как апологета духовного измерения человека в психологии. Сопоставляя антропологию Франкла с христианской, автор статьи приходит к выводам о том, что Франкл как ученый рассматривает религию как необходимый компонент человеческого бытия, о том, что антропология Франкла в феноменологическом аспекте во многом согласуется с православной, хотя и нельзя говорить о принадлежности Франкла к христианству. Как утверждает автор, учение Франкла о духовности человека отчасти сопоставимо с православным; принципиальным отличием его антропологии от православной является отсутствие постулирования бытия Бога, однако это не делает Франкла противником религии вообще и христианства в частности.

Семёнов И. Н., Ковалева Н. Б. Логика развития московской научной школы С. Л. Рубинштейна и ее вклад в общую и педагогическую психологию (к 50-летнему юбилею ИП РАН) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 89–117.

В статье И. Н. Семёнова и Н. Б. Ковалевой анализируются роль С. Л. Рубинштейна в зарождении Института психологии РАН и вклад его научной школы в зарождение этого научно-исследовательского центра. По словам авторов статьи, школа С. Л. Рубинштейна является одной из крупнейших в отечественной психологии. Как утверждают авторы, в статье впервые системно обобщается персонология жизнетворчества С. Л. Рубинштейна и участников его школы в институциональных условиях развития психологии советского и постсоветского времени. В статье дается характеристика культурно-созидающим достижениям школы С. Л. Рубинштейна в изучении общей и педагогической психологии способностей, одаренности, мышления, личности, социальных взаимодействий и образования, показывается конструктивная роль познавательной и организационной деятельности учеников С. Л. Рубинштейна в становлении Института психологии РАН и его развитии как центра фундаментальных психологических исследований. Согласно выводам авторов, главным культурно-созидающим вкладом деятельности С. Л. Рубинштейна является разработка субъектно-деятельностного подхода к изучению детерминации мышления и сознания личности в процессах ее бытия в мире, а также воспитание профессионального менталитета участников и последователей Московской научной школы психологии.

Тихонова Е. С. Влияние идей К. Д. Ушинского на современную практическую психологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 107–120.

В своей статье Е. С. Тихонова предпринимает попытку проследить связь мировоззренческих позиций и установок К. Д. Ушинского и современных научных представлений в области практической психологии. В рамках своего исследования Е. С. Тихонова обращает основное внимание на проблемы человека, диалога и художественного творчества в наследии К. Д. Ушинского и современной психологической практике. В статье рассматриваются влияние идей К. Д. Ушинского на психологическую антропологию и на диалогический подход Т. А. Флоренской, основные принципы и понятия духовно ориентированного диалога, вектор личностного развития человека в условиях внутреннего диалога. Согласно выводам автора статьи, антропологические взгляды и представления К. Д. Ушинского, его понимание роли отношений и места художественно-эстетических чувств в развитии личности по-прежнему актуальны для проблемного поля современной практической психологии; проблемы человека, диалога и художественного творчества, которыми занимался К. Д. Ушинский, остаются в эпицентре современных научно-практических психологических исследований.

Утробина В. Г. Духовный диалог: метод пастырского окормления в служении православного психолога и священника // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 164–172.

Статья Валерии Утробиной посвящена рассмотрению духовного диалога как основного метода пастырского окормления современного христианина православным психологом и священником, с точки зрения его практического применения. Автор статьи анализирует идею диалога, опираясь на труды богословов (митр. Антоний Сурожский, еп. Вениамин (Милов), философов и психологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, П. А. Флоренский, Т. А. Флоренская, М. Бубер), показывает возможности диалога для осознания личностных особенностей человека, обретения им своей целостности, решения сложных жизненных ситуаций и личностного роста. Автор статьи позиционирует православного психолога и священника как соработников Богу в деле духовной поддержки и окормления человека или семьи.

Шеховцова Л. Ф. Особенности православной психотерапии и практики душепопечения // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 2. С. 87–94.

Статья Л. Ф. Шеховцовой посвящена особенностям православной психотерапии и душепопечения, основанных на христианской антропологии. По словам автора, на Западе христианская психология и пастырское консультирование существуют достаточно давно, а в России православная психотерапия развивается лишь в последние 20 лет. Автор обращает внимание на то, что абсолютная нейтральность психотерапевта в отношении онтологических представлений о природе человека является иллюзией, а абстрагирование от любых абсолютов и ценностей и следование принципу полной безоценочности ставит психолога-консультанта и психотерапевта в искусственную ситуацию, неадекватно моделирующую жизненную проблему клиента. Поэтому психотерапия в любом случае несет в себе этический компонент. Л. Ф. Шеховцова выделяет две задачи православной психотерапии: общую (оказание человеку помощи в преодолении его падшей природы, спасении, приходу к покаянию и пробуждению его духовных возможностей уподобления Богу) и частную (оказание помощи в решении психотерапевтическими методами конкретных проблем и жизненных трудностей человека). Кроме того, автор статьи называет несколько основополагающих принципов православного консультирования и психотерапии: духовно-нравственное взаимодействие психотерапевта и клиента, личностно-нравственный аскетизм в отношении психотерапевта к себе и своей деятельности, уважение свободы клиента и его права на уникальность собственных переживаний, недопустимость манипуляций с целью воздействия на клиента. В конечном итоге, как отмечает автор статьи, отличительной особенностью православной психотерапии, базирующейся на христианском мировоззрении и аскетике, является наличие нравственно-аксиологической и смысло-ориентирующей координат.

Шувалов А. В. Психологические маркеры антропологического кризиса // Сретенское слово. 2023. № 2 (6). С. 118–148.

В статье А. В. Шувалова делается попытка осмысления негативных тенденций в жизни современного человечества, которые затрагивают сферы здоровья, развития, поведения, эмоционально-нравственного облика и межличностных отношений, и обнаруживаются прямо или косвенно в рамках повседневной психологической практики. По мнению А. В. Шувалова, эти тенденции совокупно могут быть истолкованы как психологические проявления антропологического кризиса. Автором статьи вводятся и обосновываются понятия «антропологическая норма» и «антропологическая проблема», предпринимается попытка анализа и осмысления первопричины, специфики и разрушительных проявлений антропологического кризиса в контексте богочеловеческой истории, предлагаются обзор основных идей и трансформаций гуманистической доктрины, оценка ее возможных влияний на ментальность, приводится обзор и анализ структуры обращений за квалифицированной психологической помощью. Автор выделяет две взаимосвязанные тенденции: возрастание проявлений аномального эгоцентризма и возрастание деструктивных и аутодеструктивных проявлений в поведении и образе жизни людей. Как отмечает А. В. Шувалов, аномальный эгоцентризм и деструктивное поведение представляют собой сложные духовно-психологические феномены, которые могут быть восприняты и истолкованы как маркеры антропологического кризиса на современном историческом этапе.

* * *

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что темы православной и пастырской психологии занимают не слишком значительное место в научно-богословских исследованиях, опубликованных в периодической печати за 2023 год. Темами публикаций в 2023 году стали особенности православной психотерапии и практики душепопечения, возможностей православной психологии в преодолении неврозов, взаимодействие православной теологии и психологии в поддержке психического здоровья, духовный диалог в служении православного священника и психолога, социально-психологические особенности современных монашествующих, опыт дореволюционной психиатрии в изучении притворно беснующихся, влияние виртуальной реальности на сознание человека, теолого-психологическое обоснование гетеросексуальности, понятие «духовная личность» австрийского психолога Виктора Франкла в свете православной антропологии, история развития научно-психологической школы С. Л. Рубинштейна, влияние идей К. Д. Ушинского на современную практическую психологию, а также психологические маркеры антропологического кризиса.

Подготовил Александр Карасёв

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9