Новый перевод Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть II — вторник первой седмицы Великого поста
Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского.
Статья

 

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

Ирмос: Помощником и покровителем Он стал мне ради моего спасения; это мой Бог, и я прославлю Его, Бог отца моего, и я превознесу Его, ибо Он славно прославился.

Каиновым осквернив себя убийством, я сознательным произволением сделался убийцей собственной души, оживив плоть и вооружившись против нее своими злыми делами.

Авелю, о Иисус, не уподобился я праведностью, приятных Тебе даров не приносил никогда, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной.

Подобно Каину и мы, жалкая душа, принесли Создателю всего деяния скверные и недостойную жертву, и никчемную жизнь: за это и осуждены.

Глине, о Гончар, придав форму, Ты дал мне плоть и кости, дыхание и жизнь. Но, Творец мой, Искупитель мой и Судия, прими меня кающегося!

Открываю Тебе, Спаситель, грехи, которые я соделал, и души и тела моего раны, которые внутренние враги убийственными помыслами разбойнически мне нанесли.

Пусть я и согрешил, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив: бьешь сострадательно и жалеешь искренне, видишь плачущего и, как отец, бежишь навстречу, призывая блудного.

Троице: Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как милосердная, дай мне слезы умиления.

Богородице: Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.

 

ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Ирмос: Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего.

Сшил и мне грех кожаный хитон, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.

Облекся я одеянием стыда, словно листьями смоковницы, во обличение моих свободно действующих страстей.

Оделся я в хитон запятнанный и непристойно окровавленный течением страстной и посвященной удовольствиям жизни.

Осквернил я хитон своей плоти и замарал созданное по Твоему, Спаситель, образу и подобию.

Подвергся я мучению страстей и присущему материи тлению, и поэтому враг теперь меня подавляет.

Материальную и любостяжательную жизнь, о Спаситель, предпочтя нестяжательству, я ныне пребываю под тяжелым ярмом.

Украсил я плоти истукан пестрым покровом постыдных помыслов и осуждаюсь.

О внешнем лишь благоустройстве позаботился я усердно, внутреннюю презрев богообразную скинию.

Замазал я прежнего образа красоту, о Спаситель, страстями моими, но Ты, поискав ее, как некогда драхму, найди.

«Согрешил, – как блудница, вопию я Тебе, – один я согрешил пред Тобою! Как миро прими, Спаситель, и мои слезы».

«Смилуйся, – подобно мытарю, кричу я Тебе, – смилуйся надо мной, Спаситель, ибо никто из произошедших от Адама не согрешил пред Тобою как я».

Троице: Единого в трех лицах, Тебя, Бога всех, воспеваю: Отца, и Сына, и Духа Святого.

Богородице: Пречистая Богородица Дева, единая всехвальная, моли усердно о том, чтобы нам спастись.

 

ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

Ирмос: На непоколебимой скале Твоих, о Христос, заповедей утверди Твою Церковь.

Тебя имею источником жизни, Истребителя смерти, и от сердца моего прежде конца взываю к Тебе: «Согрешил я, умилостивись и спаси меня!»

Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою! Смилуйся надо мной, ибо нет среди людей согрешившего, которого бы я не превзошел согрешениями.

Я подражал, о Спаситель, бесчинствовавшим во времена Ноя и, унаследовав их наказание, погружаюсь в воды потопа.

Подражая, о душа, отцеубийце Хаму, ты не прикрыла срамоту ближнего, отвернувшись в другую сторону.

Как Лот, беги, душа моя, от пожара греха, беги от Содома и Гоморры, беги от пламени всякого безрассудного желания.

«Помилуй, Господи, помилуй меня, – вопию Тебе, – когда со ангелами Твоими придешь воздать всем по достоинству их деяний».

Троице: Простая, несозданная Единица, безначальная природа, воспеваемая в Троице ипостасей, спаси нас, с верою поклоняющихся могуществу Твоему.

Богородице: Рожденного от Отца вневременного Сына Ты, Богородительница, породила во времени, не познав мужа, – о странное чудо! – оставшись Девой и кормя грудью.

 

ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, ибо предстояло Тебе родиться от Девы и явиться людям, и сказал он: «Услышал я слух о Тебе и убоялся». Слава силе Твоей, Господи!

Бодрствуй, о душа моя, будь лучшей, как великий между патриархами, чтобы приобрести тебе деятельность с гнозисом, чтобы тебе называться умом, зрящим Бога, и в созерцании достигнуть сокровенного мрака, и стать великим купцом.

Двенадцать патриархов произведя на свет, великий между патриархами таинственно утвердил для тебя, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро представив детей как ступени, а шаги – как восхождения.

Исаву возненавиденному подражая, отдала ты, душа, своему запинателю первородство первоначальной красоты, и отеческой молитвы лишилась, и дважды подверглась запинанию, несчастная: в деятельности и в гнозисе. Поэтому теперь покайся.

Эдомом Исав был прозван за крайнюю похотливость к женщинам; ибо, постоянно разжигаясь невоздержанностью и оскверняясь наслаждениями, он был наименован Эдомом, что означает «жар души грехолюбивой».

Услышав, о душа моя, про Иова, оправдавшегося на гноище, его ты мужеству не подражала; во всем, что ты узнала, что видела, что испытала, не приобрела ты твердости намерения, но оказалась нетерпеливой.

Кто прежде был на троне, тот ныне на навозной куче, нагой и язвами покрытый; кто многих чад имел и славен был, стал вдруг бездетным и бездомным. Ибо навозную кучу считал он за дворец и язвы – за жемчуга.

Троице: О Тебе, нераздельном по сущности и неслиянном в Лицах едином Троичном Божестве, я богословствую как о равноцарственном и сопрестольном. Громко пою Тебе песнь великую, в небесах троекратно воспеваемую.

Богородице: И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.

 

ПЕСНЬ ПЯТАЯ

Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою.

О Моисеевом ковчежце ты слышала, душа, что в древности носим был по водам и волнам реки и, словно в чертоге, избег горестного бедствия, замышленного фараоном.

Слышала ли ты когда-нибудь, несчастная душа, чтобы повитухи убивали младенцев? Вот и ты не губи в зародыше мужественное деяние целомудрия, но, подобно великому Моисею, питайся молоком мудрости.

Ты, несчастная душа, не убила египетский образ мыслей, поразив его, как великий Моисей. И как, скажи, ты поселишься в пустыне бесстрастия через покаяние?

В пустынях поселился великий Моисей; давай же и ты, душа, подражай его образу жизни, чтобы и тебе сподобиться созерцать Богоявление в терновнике.

Моисеев жезл изобрази, душа, ударивший море и сгустивший глубины начертанием Креста божественного, с которым и ты сможешь великое совершить.

Аарон приносил Богу огонь безукоризненный, чистый; но Офни и Финеес, как ты, душа, принесли Богу неподобающую и запятнанную жизнь.

Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица.

Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.

 

ПЕСНЬ ШЕСТАЯ

Ирмос: Возопил я от всего сердца моего милосердному Богу, и Он услышал меня из глубочайшего ада и жизнь мою вывел из погибели.

Волны согрешений моих, о Спаситель, как в Красном море, возвратившись, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их военачальников.

Неразумный выбор сделала ты, душа, как когда-то Израиль: ведь божественной манне ты безрассудно предпочла сластолюбивое пресыщение страстями.

Колодцы хананейских мыслей предпочла ты, душа, потоку из скалы, из которой река премудрости, словно чаша, изливает струи богословия.

Свиное мясо, и котлы, и египетскую пищу небесной предпочла ты, душа моя, как некогда неблагодарный народ в пустыне.

Когда Моисей, служитель Твой, ударил жезлом в скалу, он образно предызобразил животворящие ребра Твои, из которых все мы, Спаситель, черпаем напиток жизни.

Исследуй, душа, и разведай, как Иисус Навин, обетованную землю, какова она, и поселись в ней чрез соблюдение законов.

Троице: «Я есмь несложная, нераздельная Троица, различающаяся по Лицам, и Я – Единица, соединенная по природе», – говорит Отец и Сын, и божественный Дух.

Богородице: Твоя материнская утроба Бога нам родила, наш образ принявшего, но, как Создателя всего, моли Его, Богородица, да Твоими ходатайствами оправдаемся.

Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ждет тебя смущение. Так что приди в себя, чтобы пощадил тебя Христос Бог, повсюду сущий и все наполняющий.

 

ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ

Ирмос: Согрешили мы, беззаконничали, поступали неправедно перед лицом Твоим и не соблюли, не сотворили того, что Ты заповедал нам. Но не предай нас окончательно в руки врага, Боже отцов наших!

Когда ковчег возим был на колеснице и телец споткнулся, то Оза лишь коснулся его и испытал на себе гнев Божий. Но ты, душа, избегая его самоуверенности, почитай Божественное как следует.

Ты слышала про Авессалома, как он восстал против природы, знаешь его преступные деяния, которыми он обесчестил ложе Давида, своего отца. Но сама ты подражала его страстным и сластолюбивым похотениям.

Подчинила ты непорабощенное свое достоинство телу своему. Ибо, найдя иного Ахитофела, врага, ты, душа, согласилась с его советами, но их разрушил сам Христос, чтобы ты спаслась от всего дурного.

Соломон, дивный и благодати премудрости исполненный, сотворив некогда зло перед лицом Бога, отступил от Него. Ты же сама, душа, уподобилась ему своей проклятой жизнью.

Влекомый своими страстными удовольствиями, он осквернялся. Увы! Влюбленный в премудрость – любитель распутных женщин и чуждый Бога! Ему сама ты, о душа, в мыслях подражала скверным сладострастием.

С Ровоамом ты, душа, посоревновалась, не послушавшим советников отца своего, а также со злейшим рабом, Иеровоамом, прежним изменником. Но избегай подражания им и взывай к Богу: «Согрешила я, пожалей меня!»

Троице: О простая, нераздельная и единосущная Троица, Единая Природа! Как Светы и Свет, как Три Святых и Единое Святое воспевается Бог Троица. Но воспой, душа, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех.

Богородице: Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты породила одного из Нераздельной Троицы, Единого Сына и Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небеса.

 

ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ

Ирмос: Воспевайте, всякое дыхание и вся тварь, Того, Кого небесные воинства славят, пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, благословляйте Его и превозносите во все века!

Озии поревновав, ты, душа, его проказу в себе имеешь вдвойне. О неподобающем ты думаешь и противозаконное делаешь. Оставь то, чего держишься, и прибегни к покаянию.

Про ниневитян ты слышала, душа, кающихся Богу во вретище и пепле. Ты им не подражала, но оказалась хуже всех, до закона и после закона преткнувшихся.

Ты слышала, душа, про Иеремию в яме с грязью: как он, рыдая, кричал на город Сион и просил себе слез. Подражай его скорбной жизни и спасешься.

Иона в Фарсис убежал, предвидя обращение ниневитян. Ибо, как пророк, он знал добросердечие Божие и потому ревновал, как бы его пророчество не оказалось ложным.

Про Даниила во рве ты слышала, о душа, как он заградил пасть зверям; узнала, как бывшие с Азарией отроки верою угасили пламя горящей печи.

Троице: О безначальный Отец, Сын собезначальный, Утешитель благой, Дух правый! О Слова Божия Родитель, Отца безначального Слово, Дух живой и созидающий! О Троица-Единица, помилуй меня!

Богородице: Словно из пурпура, Пречистая, мысленная багряница Эммануила – плоть – внутри чрева Твоего соткалась; поэтому мы Тебя, Богородицу, истинно почитаем.

 

ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ

Ирмос: Неизъяснимо рождение от зачатия без семени; непорочна беременность безмужней Матери. Ибо рождение Бога обновляет законы природы. Потому во всех поколениях мы Тебя, как Богоневесту-Матерь, православно величаем.

Христос был искушаем, дьявол – искушал, показывая Ему камни, да превратятся они в хлебы; возвел на гору, да узрит Он все царства мира во мгновение времени. Бойся, о душа, такого спектакля, трезвись, молись на всякий час Богу.

Горлица пустыннолюбивая, Христов светильник, голос вопиющего прозвучал, проповедуя покаяние. Ирод сотворил беззаконие с Иродиадой. Смотри, душа моя, не попадись в ловушки беззаконников, но возлюби покаяние.

В пустыне поселился Предтеча благодати, и вся Иудея и Самария, услышав об этом, побежала исповедовать грехи свои, охотно крестясь. Но ты им не подражала, душа.

Брак достоин уважения, и постель чиста, ибо Христос некогда то и другое благословил, когда во плоти пировал на браке в Кане и претворил воду в вино, показав это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась.

Христос укрепил паралитика, носилки свои поднявшего, и юношу умершего воздвиг – ребенка вдовы, – и слугу сотника, и, самарянке открывшись, поклонение Богу в Духе тебе, душа, предызобразил.

Кровоточивую исцелил прикосновением к краю одежды Господь, прокаженных очистил, слепых и хромых, просветив, исправил, и глухих, и немых, и скрюченную книзу исцелил словом, дабы ты спаслась, жалкая душа.

Троице: Отца прославим, Сына превознесем, божественному Духу с верой поклонимся, Троице нераздельной, Единице по сущности, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, оживотворяющей и просвещающей весь мир.

Богородице: Град Твой сохраняй, Богородительница Пречистая, ибо Твоею силою верно царствуя, в Тебе находит он и укрепление, и с Твоею помощью побеждая, прогоняет всякое искушение, и обирает неприятелей, и управляет подданными.

Андрею: О досточтимый и всеблаженный отец Андрей, пастырь Крита! Не переставай молиться о воспевающих тебя, да избавимся мы, верно чтущие твою память, от всякого гнева и скорби, и гибели, и согрешений безмерных.

Перевод Романа Яшунского

Источник: https://www.facebook.com/roman.yashunskiy/posts/1704065003038261

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9