Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

«Маленький сад роз»

22 декабря 2017 г.
Вниманию читаталей портала предлагается перевод восьми глав трактата «Маленький сад роз» («Hortulus Rosarum»), авторство которого приписывается Фоме Кемпийскому. Перевод был осуществлен с англоязычного издания конца XIX века (London: T. Jones, Paternoster Row. 1840). В приведенном отрывке изложены аскетические рассуждения о том, как бороться с пороками, вести богоугодную жизнь и где искать истинную мудрость.

Книга «Hortulus Rosarum» («Маленький сад роз») приписывается немецкому католическому монаху, писателю и мистику Фоме Кемпийскому (ок. 1379 — 1471 гг.). На сегодняшний момент известно более ста его произведений. Примечательно, что на русский язык до сегодняшнего дня переведен только знаменитый трактат в 4-х частях «De Imitatione Christi» («О подражании Христу»).

В процессе поиска других произведений сочинителя «О подражании Христу», который переводился несколько раз в России (начиная со второй половины XVII века и до 90-х годов XX века), автор предлагаемого русского перевода обнаружил в Интернете, возможно, единственный отсканированный экземпляр англоязычного издания с пространным предисловием переводчика, но, к сожалению, с отсутствием инициалов последнего. («The Little Garden of Roses» датируется второй половиной XIX века.)

В отличие от «Подражания Христу», в «Маленьком саду роз» создатель трактата обращает внимание не только на внутренную жизнь во Христе, он дает намного больше практических советов на тему благочестивого отношения к ближнему, что роднит книгу с ветхозаветными Притчами Соломона и Экклезистом.

Главная идея произведения выражена в 4-м пункте 4-й главы: «Тот, кто постоянно занят упражнениями небесными (молитвой и духовными размышлениями), подобен разумному садовнику, который сажает розы и лилии на своём участке, — уготовано ему счастье сладкое, ибо потом он с великой радостью войдёт со святыми ангелами в небесный рай».

Михайленко В.Б.


 Глава 1 

 О ИСКАНИИ ДОБРОГО ОБЩЕСТВА И УКЛОНЕНИИ ОТ ХУДОГО

 «Cum sancto sanctus eris, et cum perverso perverteris [1]».
 «Со святыми ты будешь свят; а с развратным и сам развратишься».


1. Любимый брат во Христе, бодрствуй неустанно, иначе соблазнит тебя собрание лжецов и людей лукавых или тех, кто живёт беспорядочно. Приближайся к добродетельным, к тем, кто друзья порядка и хорошо наставлены, к тем, от кого ты услышишь лишь добрые слова, исполненные утешения и наставления.


Ибо как незагоревшийся уголь даёт тепло и мерцает, когда бросают его в горящее пламя, так и часто случается, что когда теплохладный христианин общается с благочестивым и ревностным братом — он опять обретает своё рвение и благочестие. И поскольку он возрастает в познании добра, он вновь начинает благоухать сладким ароматом добродетели.

Благодаря этому апостолы, следуя за Христом, стали святыми людьми и получили полноту Святого Духа.

Благодаря этому Марк, следуя за св. Петром, учился святому Евангелию, которое с большой радостью слушал из самих уст сего благословенного апостола.

Благодаря этому, следуя за св. Павлом, Тимофей был научен Святым Писаниям, которые постигал с детства; более того, когда благодать Божья возросла в нём, он был рукоположен в епископы в Ефесе наставником, любившем его так, как отец единственного ребёнка.

2. Благодаря этому Поликарп, ученик святого апостола Иоанна, стал пылким проповедником веры и пострадал со святым Игнатием, претерпев славное мучение. Благодаря этому наш благословенный отец Августин, наставленный и крещёный святым Амвросием, стал славным учителем святой Церкви и обрёл известность по всей земле. Благодаря этому святой юноша Мавр, идя по стопам святого Бенедикта, впоследствии, по благословению Божьему, стал святым аббатом и обрёл известность, — он был добродетелен и творил чудеса.

Благодаря этому в школе преподобного Стефана, аббата монастыря Сито, столь любимый Богом Бернард стал светочем благочестия в своём ордене — он сиял, подобно яркой звезде на тверди небес.

Бессчётны сии примеры — древние, а равно и новые, — которые доказывают, что общество добрых стремится сберечь душу человеческую, а общество нечестивых — погубить; они доказывают, что доброе наставление приносит пользу, а нечестивые разговоры опасны; молчание и уединение помогает нам возрасти духовно, а беспутный образ жизни и бесчинство мира сего препятствуют этому возрастанию.

Посему пребывай, насколько возможно, в уединении и трудись в служении Божьем или присоединись к богобоязненным и святым, с которыми ты сможешь беседовать о добродетелях Иисуса Христа.

При этом наблюдай, чтобы не погружаться тебе в пустое любопытство и в святые тайны благочестия, лучше стремись исследовать свои грехи и прикладывай к ранам души своей необходимые целебные лекарства.


 Глава 2

 ОБ ИЗБЕЖАНИИ МИРА И ЛОВУШКАХ ДЬЯВОЛА

 
«Audiens sapiens, sapientior erit[2]».
 «Послушает мудрый — и станет мудрее».


1. Юноша, пока ты ещё любишь добродетель, внимай глаголам вечной мудрости: они дадут тебе наставления больше, чем все слова мудрости мирской!

Св. апостол Иоанн сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире[3]». Как навоз, попирай всё мирское и, как яда, его сторонись.

Всегда помышляй о вечности — и перестанут искушения казаться привлекательными.

Избегай всего, что может навредить душе: ни для кого не становись соблазном и наблюдай за собой, чтобы никакое непристойное слово не исходило из уст твоих.

Если твой земной отец ищет отвратить тебя от служения Богу, ответь ему, что у тебя есть Отец небесный. Если мать или сестра противятся намерениям твоим, скажи им, что они простые смертные, которых могут обмануть, и прибавь: «Мой Создатель поведёт меня за собой». 
Не будет ни в чём нуждаться тот, кто отдал жизнь на служение Богу!

Предай всех своих друзей попечению Божьему; молись, чтобы они обратились в веру, были стойкими и совершали добрые дела, но прежде всего проси, чтобы их привязанность к миру умерла, дабы они никогда не оскорбляли Бога и из-за этого не потеряли Небесное Царство. 
Частые твои посещения мирских приятелей отвлекают тебя, они принесут беды душе. «И мир проходит, и похоть его»[4].

Таким же образом пройдёшь ты и всё, что дорого для тебя.

2. «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу[5]».

Каждый день перед нами раскидываются сети — это пища наша и питие, наш блуждающий взгляд, пустословие, ветреность сердца и отвращение к усердному труду.

Почёт, богатство и власть — всё это не дороже пустоты. И разве всё, чего ты ищешь в этом мире или желаешь в нём увидеть, не является небытием и пустотой? Ибо всё, кроме любви Божьей и неотступности в добрых делах: пустота, тщета и обман.

Не сможешь ты любить Бога в совершенстве, пока не презришь себя и этот мир, ибо Божья любовь воздаст тебе «ныне, во время сие, во сто крат более, а в веке грядущем жизни вечной[6]».

3. Ах, друг-скиталец и брат, пусть тебе не кажется трудной пора, когда ты лишаешься друзей и знакомых, которые часто становятся препятствием вечному твоему спасению и из-за которых ты получаешь меньше божественного утешения!

— Где те друзья, с которыми ты смеялся и веселился?
— Увы, я не знаю: они ушли, а я остался один!
— Где вчерашние мечты?
— Растаяли.
— Где наши яства и напитки?
— Навсегда остались в прошлом.

Было ли тебе больно от того, что ты лишился всего этого, или от того, что ты пребывал в воздержании? Уж точно, ты ответишь, что тебе это ничуть не повредило! Поэтому разве не тот мудр, кто отрекается от мира и его удовольствий ради служения — разумного служения Богу? Несомненно, только он мудр! Горе всем, кого сей мир опьяняет своими чарами, ведь как только всё приятное общество разлетается, душа, оказавшись в лапах смерти, погибает! Смотри! все, кого я любил, умерли, и они никогда не вернутся: более того, и мне предстоит вскоре — когда Бог призовёт — последовать за ними. Они были временными гостями на земле — и я здесь скиталец. Они оставили всё — и я должен всё оставить. Они исчезли, словно тень, — и я, как они, исчезну.
 
 
 Глава 3

 ИСТИННУЮ МУДРОСТЬ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ У БОГА

 «Beatus vir, qui invenit sapientiam [7]».
 «Блажен человек, который снискал мудрость».



1. Ищи настоящую мудрость: ей научил нас Христос и указал на неё примером Своим.

Поистине мудр тот, кто ненавидит беззаконие, изрекает правду и поступает справедливо. Мудрый держится трезвого и чистого образа жития, он благочестив, смирен и предан Господу, он сторонится скал искушения, несущих гибель. Именно такой муж обладает подлинной мудростью, ею он угождает Богу. Он радуется благосклонности людей, у него чистая совесть, его не одолевает печаль, а покой — постоянный житель его души. Бог часто изливает в его сердце утешение, которого мир не знает и коим не дорожит.

2. Мудрость же мира сего всего лишь пустота; для Бога оная мудрость — глупость. Любящих её она направляет к заблуждению и в конце концов приводит их к мучениям. Ибо плотская мудрость приносит душе смерть.Она губит тех, кто предается обольстительным чувственным удовольствиям, и тех, кто коснеет в мирских наслаждениях. Ибо всё, что остаётся после постыдных утех плотских: боль, сожаление и печаль.

Истинная же мудрость — в глубоких словах Христа и Его святых поступках: посредством оных Он призывает нас презирать мир, избегать его удовольствий, обуздывать плоть, к печали относиться с терпением, в смирении усердно трудиться и взращивать в себе добродетель.

 
 Глава 4

 О ВОЙНЕ ПРОТИВ НАШИХ ПОРОКОВ

 «Regnum caelorum vim patitur [8]».
 «Против Царства Небесного ведётся борьба».


1. Многие хорошо начинают, но немногие проявляют твёрдость до конца, и как мало тех, кто достигает совершенства! 
Ибо мы легко падаем перед плотскими соблазнами, или раздуваемся от гордости, или повергаемся в уныние из-за бедствий.

Увы! так редко можно встретить мужа, который любит Бога чистой любовью, всецело побеждает себя и полностью отрекается от всего дурного.

«Совершенство, — сказал один набожный человек, — птица редкая, ведь так трудно победить себя!». Кто не прилагает старание к обретению добродетели, никогда не исполнится её сладостью.

У каждой добродетели своя особая сладость — она освежает того, кто преуспевает в духовном делании. Кто прилепляется к пороку, порождает себе зло и становится виновником кораблекрушения своей чести, теряет покой, копит запасы немощей своих, увеличивает печаль и лишает себя радости вкушения подлинного блага и добродетели. Тот, кто через наслаждение духовными удовольствиями отрекается себя, с большей уверенностью противостоит плотским.

2. Тому, кто надевает псу намордник, нет нужды страшиться лая; с губ хранящего молчание не слетят обидные слова.

Кто избрал житие в уединении и тишине — тот далёк от споров и лжи, от лукавых речей и клеветы, от гнева и ропота.

Мужу, не слушающему худых бесед и закрывающему очи на пустые дела мира, намного легче избежать его ловушек и пленять помыслы о пустых мирских идеях. Ибо хранить душу от зла — это главное, что помогает научиться жизни в Божьем покое и стать примером благочестия.

Когда сердце захватывает гнев, мудрость убегает даже от мудрого. Говорящий со злобой подобен рычащей собаке; но кроткий ответ ломает жестокость гнева и вместо шипов протягивает страдальцу розы.

Счастлив сдерживающий уста свои, ибо так он исцеляет раны тех, кто разгневан.

3. Легче противостоять склонности грешить, убивая её, когда она только появилась и ещё слаба, чем когда она окрепнет.

4. Тот, кто постоянно занят упражнениями небесными (молитвой и духовными размышлениями), подобен разумном усадовнику, который сажает розы и лилии на своём участке — уготовано ему счастье сладкое, ибо потом он с великой радостью войдёт со святыми ангелами в небесный рай.

Хранящий душу и тело в чистоте подобен ангелам святым, а кто отдаёт себя своим порокам и находит удовольствие в развратных мыслях — раб сатаны.

О да, противостоять искушениям зла борьба тяжёлая! но тяжелей её — наказание: проснуться в адском огне и потом мучиться там вовеки!

Жар изгоняется жаром, клин вышибается клином, а пустой смех исчезает, когда приходит печаль — она наводит на глубокие мысли и приносит назидание.

Когда в сердце входит Божья любовь, все земные и преходящие пороки убегают.

Мудр тот, кто презирает бесчисленные соблазны мира сего. Величие папской тиары или слава королевского венца ничто, ибо конец всего: смерть, могила, червь и пепел. Как бы высоко ни возносил себя человек, он ничто — смерть лишит его всего. Счастлив тот скиталец, чей дом в небесах!


 Глава 5

 О НЕОБХОДИМОСТИ СТЯЖАТЬ
 БЛАГОДАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ БЛАГОЧЕСТИВО

 «Vae vobis, qui ridetis, quia flebitis [9]».
 «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо возрыдаете».


1. Как добродетель не жительствует с пороком, так и благочестие стяжается не среди веселия, праздника и пира, но в печали и безмолвии.

На пути обретения добродетели мы не сразу достигаем совершенства, но мало-помалу: необходимо стенать и глубоко печалиться, иметь твёрдую решимость каждый день расти в добродетели и часто умерщвлять ветхую натуру свою. Мертвить её надобно постом, бодрствованием, молитвами, духовными помышлениями, обучением, чтением Святых Писаний, физическим трудом и уклонением от пустословия. А ещё потребно возжелать тишины и пребывать в ней.

2. Всякая радость, не от Бога приходящая, исчезает быстро, оставляя грязь в душе и раня её.

Наших друзей радуют слова назидания, резкие слова причиняют боль, а пустые крадут наш плод, который созрел бы в должный срок!

Делая добро, проявляй усердие; когда зло приходит, терпи — и станешь ты счастливым во все дни жизни своей, ибо в обоих случаях ты непрестанно будешь приносить славу Богу.

Человек всегда пребывает в одном из сих состояний — в печали или в радости, — но блажен тот, кто их принимает так, что чувства сии служат ко благу его, и тот счастлив, кто невзгоды свои считает приобретением!

Каждый, кто любит Бога, получая из руки Его горечь, а равно и сладость, приемлет оные с одинаковой благодарностью. Хорошо и твёрдо стоит тот, кто полагает надежду не на себя и человеков, а только на Бога.
 

 ГЛАВА 6

 О СЛЫШАНИИ И ЧТЕНИИ БОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

 
 «Beati, qui audiunt Verbum Dei[10]».
 «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».

1. Грош цена всем утешениям от человеков, если препятствуют они принятию утешения от Бога.

Когда слышишь, как читают Святое Писание, памятуй, что это Бог говорит с тобой; посему смиряйся и принимай слова Его с благодарным сердцем.

Не презирай истину из-за того, что она проста, не отвергай обучение у того, кто возвещает истину: ибо если человек живёт праведно, то и учение его верное. Тот, кто хорошо читает или преподаёт — посланник от Бога.

Верный учитель не обидит, но промолчит. Он возвещает учение, доставляющее пользу, говорит без прикрас и лжи, потому что чистая и простая истина услаждает слух.

Искусные рассуждения приносят вред простодушным; рассуждения, кои тешат тщеславие наше, часто вводят в заблуждение.

Тот, кто во время общения отклоняется от истины, — противник мира: его слушатели с трудом избегнут греха. 
Тот, кто осторожно подбирает слова, дабы не сказать лишнего, достоин похвалы, а рассуждающий немилосердно и сурово недостоин милосердия.

Вспыльчивый причинит себе много вреда: такие часто притесняют невинных, втихомолку бранят власти и открыто насмехаются над хорошими людьми.

2. Имеющий уста лживые злоупотребляет доверием слушателей своих, посему у таковых мало друзей.

Не оглашай позорные поступки, ибо хорошо пребывать в молчании — лучше провозглашай истину, ибо сие спасает души. Будь скромным, потому что это разумно. Никого не обижай, ибо сие справедливо. Будь полезен всякому, потому что в этом набожность. А ещё назидай ближнего словом и делом, ибо в этом вера.

Муж рассудительный вначале размышляет, а потом делает. Он не меняет мнение без веской на то причины. Человек рассудительный говорит, осторожно подбирая слова, и знает, что ведать всего не может; он не подтвердит того, что вызывает сомнения.

Более всего покой сердцу доставляет безмолвие уст, а рот глупца всегда отверст и готов начать ссору.

Тот, кто стремится угождать Богу, хранит сердце и уста от греха, и трепещет: «Не потерял ли я благодать благочестия? Не стал ли обидчиком любящих покой Господень?».

Слова красивые, хоть и сказанные во множестве, без дел мертвы. Один лишь блеск красноречия не освятит гордого и беспечного — благо найдёт только тот, кто делает добрые дела.

 
 ГЛАВА 7

 О БОЖЕСТВЕННОМ УТЕШЕНИИ ВО ВРЕМЯ СКОРБЕЙ

 «Juxta est Dominus his, qui tribulato sunt corde [11]».
 «Близок Господь к сокрушенным сердцем».

 
1. Нет в этом мире тех, кто не нёс бы бремени: даже самые праведные и благочестивые несут на себе ношу житейскую. (Среди прочего под бременем разумею и претерпение трудностей.)

Посему, если ты испытываешь в сердце скорбь и печаль, сие означает, что ты сораспялся Иисусу Христу. С другой стороны, если всякий раз, когда молишься, тебя ласково утешает благодать Святого Духа, то ты словно воскресаешь из мёртвых, восстаешь из гробницы подобно Христу! И теперь, с радостью в сердце, вместе с Ним ты празднуешь Пасху в обновлённой жизни!

Когда тебе грубят или оскорбляют тебя, тогда, ради блага души своей, должно тебе испить чашу Господню.

2. Не ропщи, но пей горькое лекарство спасения своего в тишине и покорности — тогда и в жизни, и в смерти сам Господь будет твоей верной защитой. Он никогда тебя не забудет! 
Ибо… ах! что может быть славнее, чем своим молчанием и терпением закрыть уста говорящему злое тебе! Так ты последуешь примеру Иисуса Христа, который молчал перед Пилатом, когда лжесвидетельствовали против Него[12].

Разумеется, ты не лучше Бога своего, который позволил, чтобы ради Его любви к тебе Его жестоко бичевали, издевались и в конце концов убили нечестивцы.

Пока не будет испытан человек в печи страдания, не ведает он, до какой поры сохранит он добродетели свои и достоинство.

У Христа много слуг, которые охотно идут к Нему и садятся за трапезу Его, но находит Он мало таких, которые последовали бы за Ним поститься в пустыню.

3. Кто истинно любит Христа распятого, не отрекается страданий и гонений от нечестивых: так он более и более уподобляется своему Спасителю, который склонился перед бесчестием и позором креста. Ибо для того, кто живёт, подражая Христу, страдания и смерть за Него — великое приобретение[13].

Чем беззаветнее ты любишь Бога, тем меньше будешь бояться смерти, тем более сильным будет желание твое выйти из плоти, чтобы жить блаженным житием со Христом и радоваться с Его святыми ангелами во веки веков.

Счастлива та душа, что нежно любит Иисуса! В такой душе любовь к вечному благу порождает презрение ко всему преходящему. Ради имени Иисуса душа сия с терпением переносит горести земной юдоли. Она в смирении простирается у ног Иисуса и умоляет Его о благодати, чтобы с постоянством и настойчивостью продолжать идти по стезе добродетели.

 
 ГЛАВА 8

 О РАДОСТИ ДОБРОЙ СОВЕСТИ ВО СВЯТОМ ДУХЕ

 «Gaudete in Domino semper[14]».
 «Радуйтесь всегда в Господе».


1. Всегда радуйся с добрыми, с терпением переноси злых, принимай участие в тяготах страждущих. Прощай обидчиков своих и возноси молитвы за всех.

Тёмное уныние гони прочь: оно порождает раздражение и тайную ненависть.

Научись помышлять о земной жизни Иисуса Христа — такие мысли приносят сладость, научись думать о Его страданиях — раздумья сии возгревают святость. Борись с унынием и искушениями помышляя обо всём этом — и ты найдёшь истинное утешение.

Праведная жизнь достойна похвалы, а болтовня тех, кто равнодушен к духовности, обременительна для всех.

Добрая совесть порождает внутреннюю радость, совесть злая — самоукорение.

Всегда стремись поступать хорошо — и душа твоя будет непрестанно наслаждаться миром.

Если твёрдо идешь по пути правды, не страшись умыслов грешников.

Назидательная беседа рождает радость в сердце и заслуженную похвалу, которую услышишь от многих.

Незаслуженная похвала быстро растает в устах говорящего, ибо болтовня глупого приносит больше боли, чем жёсткий выговор мудрого и праведного.

2. Молитва смиренного разверзает небеса, утишает гнев Бога, получает Его благодать и милость и сокрушает все хитросплетения лукавого.

Смиренное исповедание грехов заслуживает прощения, а притворная просьба извинить лишь растравляет обиду.

Искреннее покаяние стирает пятно греха, ревностные помыслы об изменении жизни смягчают наказание.

Пустословие отдаляет благодать от набожных, а праведная беседа делает их счастливее.

Потребно следить за чувствами своими на всяком месте; тем, кто по долгу службы обязан оставить отечество, приносит пользу духовное уединение.

Частое моление — защита надёжная; тишина делает сердце приютом для Божьего мира.

Многие начинают путь с рвением, но получат венец славы лишь те, кто выстоит до конца.

Ярмо Христа — радость для любящих Его, бремя для равнодушных, горечь для надменных, свет для кротких и драгоценность для смиренных.

Радостный Иисус всё в нашей жизни делает радостным и светлым!

Плотской человек ищет только угождения своим чувствам, а духовный, лишь подумав о таких ублажениях, испытывает ужас и прогоняет сии мысли.

Самое тяжёлое страдание праведника в том, что он не может видеть все дурные чувства своей души. Для чего Бог дозволяет им быть? Для того, чтобы человек постоянно ходил в смирении и неустанно умолял Бога о помощи.

3. Пусть гордый величается своими почестями, богач богатствами своими, а смиренный да ликует в самоуничижении и нищий духом — в своей нищете! Христос, Царь Небесный, — вот безмерная слава слуг Божьих и их сокровище!

Вне Бога всякая привязанность недолговечна, всякое удовольствие бесполезно, всякое изобилие — нищета.

Воистину, ничто не может утолить жажду человеческой души, кроме Бога, сотворившего её!

Воистину, дух человека свободен, когда он не желает ничего, что есть в мире!

4. Каков пример жизни праведника? Муж сей поступает по правде, стойко претерпевает зло и хвалит Бога во всех обстоятельствах. Он никогда не ищет Его добрых даяний ради них самих, ибо это пустое.

Презирающий себя и приписывающий все свои добрые помыслы, речи и деяния Богу, воздаёт Ему хвалу, ибо по праву хвалить подобает только Создателя!

А если приходят ему на ум мысли о суетной славе, он гонит их прочь, и тотчас, вместе с пророком, в смирении взывает: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу[15]».

Самая славная победа наша состоит в преодолении собственных пристрастий и неприязней. Также победа сия — наши терпение и покорность Господу во время страданий.

  
Источник: London: T. Jones, Paternoster Row. 1840
ENT. AT STA. HALL.
C.RICHARDS, PRINTER, ST. MARTIN’S LANE
Перевод выполнил Михайленко Владимир Борисович

[1] Псалом 17:26-27.

[2] Притчи 1:5.

[3] 1 Иоанна 2:15.

[4] 1 Иоанна 2:17.

[5] 2 Тимофею 6:9.

[6] Марка 10:30.

[7] Притчи 3:13.

[8] Матфея 11:12.

[9] Луки 6:25.

[10] Луки 11:28.

[11] Псалом 33:19.

[12] Матфея, 26 глава.

[13] Филиппийцам 1:21.

[14] Филиппийцам 4:4.

[15] Псалом 113:9.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (3)

Написать комментарий
#
23.12.2017 в 15:15
Федор, кто ж Вам мешает переводить с латыни?
Ответить

#
24.12.2017 в 13:49
Разве я сказал, что занимаюсь Фомой Кемпийским? Вам-то кто мешает выучить латынь, если действительно заинтересовал этот автор? При желании и старании (в нынешних условиях) это можно сделать хоть за год вполне прилично. А такое желание и старание вроде как предполагается, раз уж Вы вознамерились порадовать русских читателей новыми переводами из Фомы.

Кстати: "Cum sanctosanctuseris, et cum perversoperverteris» - «Со святым Ты поступишь свято, с лукавым — по лукавству его»"
Правильно: "Cum sancto sanctus erit, et cum perverso perverteris" - "Со святыми ты будешь свят, а с развратным - развратишься".
В остальных латинских эпиграфах с разбивкой на слова такой же непорядок.
Ответить

#
23.12.2017 в 11:28
Перевод с английского? Несолидно, вот же оригинал доступен:
https://books.google.ru/books?id=ZQU-AAAAYAAJ&pg=PA87&dq=thomas+kempis+Opera+omnia+Hortulus+Rosarum&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjz6eKh25_YAhWmAJoKHfS_B7oQ6AEILzAB#v=onepage&q=thomas%20kempis%20Opera%20omnia%20Hortulus%20Rosarum&f=false

И другие сочинения в сети имеются, найти - не проблема:
https://archive.org/search.php?query=thomas%20kempis%20Opera%20omnia
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс