Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа «О христианском погребении усопших»

11 сентября 2013 г.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия, председателем которой является Патриарх.

Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви Христовой составляет одну из важных сторон жизни христианской общины, которая призвана заботиться о том, чтобы ее члены не лишались должного захоронения, сопровождаемого молитвой о скончавшихся.

Погребальные обычаи христиан определяются тем, что на основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и относится к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7).

Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42). Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие. Человеческий род в лице праотца Адама получил повеление Господне в поте лица… есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:9) [1].

Исходя из свидетельств церковного Предания, Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим.

Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» [2], — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.

Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф [3].

Не получили христианского погребения многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства.

Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна.

Практика так называемого «заочного отпевания», вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения «заочных отпеваний» в отсутствие близких почившего.

Совершение заупокойных молитв и обрядов без принесения тела усопшего христианина в храм (или, по необходимости, приглашения священника для совершения молитвенного последования в ином месте) вполне оправдано в ряде случаев: когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти судом. Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует употреблять все усилия для приглашения к участию в священнодействии членов семьи почившего и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу (см.: Стихира на целование умершего).

Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия.


[1] Многочисленные упоминания этого веления, действующего в мире, доколе не истребится последний враг — смерть (1 Кор. 15:26), содержатся в Последовании мертвенном мирских тел: «Паки мя возвративый в землю, от неяже взят бысть»(тропарь 5 по Непорочных); «Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем» (икос); «Темже паки в землю, от неяже взят бысть, осудил еси возвратитися, Господи, и испросити упокоение» (стихира самогласна Иоанна монаха, глас 7); «Предается бо гробу, каменем покрывается» (стихира 3 подобна: Егда от древа…)

[2] Марк Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. Сб. 22. — М., 1981. С. 161.

[3] См.: Канон утрени в субботу мясопустную и в субботу 7 седмицы по Пасхе, преподобного Феодора Студита.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (22)

Написать комментарий
#
14.09.2015 в 10:51
К сожалению, в документ не уделяется вопрос возможности или невозможности отпевания умерших оглашенных, готовящихся к крещению, но не успевших сподобится таинства.
Ответить

#
георгий, Россия, Ревда
21.07.2014 в 14:40
Хотелось бы повторить здесь то, о чём я уже писал в проекте документа "О подготовке ко Святому Причащению".
Записки на проскомидию "о здравии" подаются со смыслом "за здоровье" (подобное говорят за праздничным столом) или "для здоровья" (имея в виду выздоровление телесное), но означают они иное: о здравствующих, то есть о живых. Мы просим священника молиться о человеке и вынутую о нем частицу из просфоры опустить в конце Литургии в Чашу с Кровию Христовой со словами: "Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь". Обратим внимание, что и при Причастии нашем священник говорит: "...во оставление грехов..." Смысл выражений один и тот же, значит, и действие одинаково, поэтому относиться к запискам нужно очень внимательно. Нельзя вписывать инославных, раскольников, сектантов, еретиков, некающихся грешников; отрицающих веру, покаяние, Церковь, священство, не ведущих борьбу со страстями. То есть подходить нужно так же внимательно, как и к самому Причастию. Когда подаём "за упокой", надо тоже знать, как человек жил и с чем умер, иначе поминовение будет в осуждение. Нередко матери подают записки за детей, находящихся в смертных грехах и не желающих исправлять жизнь; жёны вписывают пристрастных к алкоголю мужей, чтобы Бог их исправил, и прочее. Неудивительно, что состояние грешников не только не улучшается, но даже ухудшается. Святитель Симеон Солунский пишет:
"Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотив­шегося ради них.
Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог бывает зрим и приемлем нами!
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды правед­ных. Поэтому иерей вообще не должен при­носить частиц за инославных или совершать поминовение их.Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: Потому что приношение служит им к осуж­дению, как в осуждение служит и причаще­ние тем, которые без покаяния причащают­ся страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор.11:29)".
Преподобный Паисий Величковский пишет:
"Если вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствуюшему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (См.: 1 Кор. 11, 29)... Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» (Сергий Четвериков.Молдавский старец Паисий Величковский.Минск,Изд-во Свято-Елисаветинский монастырь,2006.С.276-277).
Ответить

#
20.11.2013 в 13:30
Данный документ, название которого предполагает определить цели и задачи и пути их решения при совершении христианского погребения, к сожалению, не отвечает на большинство возникших в этой сфере вопросов. На многие недостатки документа уже было указано в вышеизложенных отзывах. А также, хочется добавить следующее, а именно: 1). Вопрос о практическом совершении обряда погребения. Хочется иметь точные указания чинопоследования погребения. 2). Вопрос об отпевании людей так называемых "захожан", посещающих Церковь 3 раза в жизни - на Крещение, хорошо если этот человек потом придет на Венчание и на Отпевание. Это конечно не налагает на человека запрет об его отпевании, но является его отражение веры в Бога. 3). Совсем не освящен вопрос о самоубийцах. 4). Вопрос о "заочно отпевании", а точнее больше о его формальности. 5). И вопрос о суевериях связанных с погребением. Может быть это покажется лишним, но данный документ должен освящать как богословскую сторону обряда, так и практическую, последняя из которых совершается в каждой области и в каждом Храме своим чином и по "своему уставу".
Ответить

#
19.11.2013 в 21:18
Следует обговорить в документе возможность погребения в одной могиле нескольких человек
Ответить

#
Александр, Россия, Кашира
7.11.2013 в 01:08

\Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13).\

Откр.20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Откр.20:14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
Откр.20:15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Мк.16:16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Мк.16:17. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
Мк.16:18. будут брать змей;

И если что смертоносное выпьют, не повредит им...

А также очень полезно ознакомится с трудом Святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о человеке» в свете данного проекта, разумеется.

Ответить

#
11.10.2013 в 04:52



Судя по интернет полемике, в том числе и на вашем портале, выросло
целое поколение православных богословов и священников, которые под прахом
понимают тело «обезьяны», в которую бог вдохнул дух и получился первый человек
Адам. Как будем расценивать их исповедание веры? Как нарушение традиции или дадим
возможность совершить погребение и по их вере - подвешивать гробы на пальмы, а
вместо земли класть в гроб связку бананов. Ну уж точно предавать их земле и
молится на их отпевании «…земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде
пойдем…», «…яко земля еси и в землю отыдеши…» лишено смысла.



Хороший повод попутно определиться: или к умным, или к
красивым и по этому вопросу, нарушающему единство Церкви. А то наши богословы вырастили
уже целое поколение священников, молящихся на отпевании молитвами, в которые
сами не верят. Вместе с ранее подмеченным ("... да простит тебе чадо
духовное ..."?! Какое он "чадо", если живя в селе, где я служу,
он ни разу не был в храме?), православные обряды становятся сплошным
лицемерием?

Ответить

#
9.10.2013 в 16:17



После
верных слов о том, что «Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой
обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви», несколько
ниже в документе говорится: «Русская Православная Церковь не лишает
молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся
погребения, соответствующего церковной традиции». В тексте, стоящем между этими
предложениями, перечисляются примеры непогребенных в земле христиан не по своей
воле, как-то: мучеников, жертв катастроф, несчастных случаев и т. п. Однако мысль
о возможности совершения чина церковного погребения для лиц, «не сподобившихся
погребения, соответствующего церковной традиции», изложена таким образом, что
совершенно не понятно, идет ли речь о вышеперечисленных категориях, или о всех
кремированных, в том числе, и по своей воле и желанию (завещание), то есть,
таких, которые сознательно отказались от традиционно церковного погребения. В
последнем случае, первоначальное строгое предупреждение Архиерейского Собора о
несоответствии кремации "вере Церкви" (!) обессмысливается и
превращается в не имеющее никаких последствий сотрясание воздуха, которое
назавтра будет напрочь забыто священнослужителями, обслуживающими "на
потоке" ритуальные агентства.



Известно,
что в других Поместных Церквах (напр., Элладской, Кипрской) не только категорически
воспрещается церковное поминовение кремированных усопших, но и принимаются
решительные канонические санкции в адрес тех, кто отправляет тело усопшего на
кремацию (по-моему, речь идет о родственниках усопшего). Аналогична позиция
РПЦЗ. С принятием подобного официального документа сложится довольно странная
ситуация, при которой в рамках одной Вселенской Церкви, одно и то же деяние (кремация)
будет рассматриваться в одних Поместных Церквах, как тягчайший грех, ведущий
прямо к отлучению от церковного общения, в том числе, посмертному, а в другой
Поместной Церкви – как хотя и нежелательное, но не влекущее никаких
канонических последствий. Если дается принципиальное благословение «отпевать»
кремируемых точно так же, как и погребаемых в соответствии с церковной
традицией, обессмысливается призыв документа к священникам разъяснять пастве
противоречие кремации церковной традиции – «отпевание» прямо в крематориях
будет поставлено на поток, как это уже и происходит во многих епархиях. Кстати,
именно наличие дежурных священников в крематориях и даже часовен в них убеждает
родственников усопших, что Церковь ничего дурного не видит в кремации, и воспринимает
ее как вполне будничную норму своего служения.



В
тексте документа совершенно справедливо указывается на то, что бывают
обстоятельства, когда погребение в земле либо невозможно, либо крайне затруднительно
– пример с Японией абсолютно верен, там просто нет другого выхода. Слышал, что схожая
ситуация в Китае. Важно в документе указать на то, что часто бывают случаи т.
н. «насилия над телом» усопшего – когда умерший был воцерковленным православным
христианином, желал для себя традиционного церковного погребения, а его
секулярные, далекие от религии родственники по собственному усмотрению, вопреки
воле усопшего, отдают его тело на кремацию. В этом случае также никаких
ограничений на церковную молитву об умершем быть не может. О тех же, кто
сознательно отказался от погребения, соответствующего церковной традиции, на
мой взгляд, в документе необходимо упомянуть примерно следующим образом (после
предложения с упоминанием Японии):



«При
этом не может совершаться церковное поминовение тех христиан, которые осознанно
в завещании или иным способом сделали выбор в пользу противоречащего церковной
традиции образа своего погребения». Далее можно было бы указать приблизительно
так: «Пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным
за организацию захоронений, что кремация тела почившего является тяжким грехом
против ближнего и противлением Матери-Церкви. Не допустимо устроение часовен в
крематориях и совершение на их территории чина церковного погребения, что может
породить у верующих иллюзию согласия Церкви с кремацией, как способом
захоронения православных христиан».



В
требнике существует такое понятие как «предание земле». Но не лицемерно ли
совершать его над телами, предаваемыми не земле, а огню?

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
28.09.2013 в 14:50

Свящ. Алексей
Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии





Отпевание
невоцерковленных





В документе не рассмотрен вопрос о возможности совершения
отпевания над людьми крещенными, но нецерковными.





По причине большого количества в Русской поместной Церкви
людей крещенных, но невоцерковленных, и даже крещенных, но неверующих, имеет
место проблема для совести священников по поводу совершения над такими людьми
чина отпевания.





Вопрос не в том, нужно ли Церкви помолиться за такого
человека. Понятно, что если нет свидетельства, что этот человек сознательно
отверг Христа и Православную веру или сознательно жил вопреки вере и
благочестию, помолиться, т. е. попросить Бога, за такого человека нужно (или
можно), по факту его Крещения.





Проблема в другом. Дело в том, что чин отпевания, т. к. был
сформирован Церковью для своих чад, верных, воцерковленных Христиан, содержит
не только прошения об усопшем
человеке, но и свидетельства - утверждения:





- что этот человек – «верный»,
«верно отшедший», «в вере усопший», «верою преставльшийся» (канон, песнь 1, 3, 5, 6, 9), «христолюбец» (Блаженны);





- что он для отпевающего священника «чадо по духу», «чадо духовное»
(разрешительная (прощальная) молитва), «достоблаженный
и приснопамятный брат наш
» (возглас перед пением «Вечная память»);





- что Господь его «в
селениих святых вселит, и с праведными причтет
», «в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит, и с праведными
сопричтет
» (отпуст), «упокоит»
(Блаженны).





Получается, что священник, совершая чин отпевания над
невоцерковленным человеком, произнося эти утверждения,





- свидетельствует этими словами перед Богом об этом человеке
как «верном», на самом деле не имея
свидетельства о его верности Христу, т. е. лжет, лжесвидетельствует перед Богом
об этом человеке;





- называет «чадом по
духу
» того, кто может быть и не веровал во Христа, т. е. был иного духа и,
соответственно, не является для священника чадом по духу. Т. е., опять же,
лжет. И кроме того, исповедует таким образом «духовное родство» с человеком
неизвестно во что верившим, неизвестно какого духа, приобщаясь таким образом
(по крайней мере на словах) к его возможному неверию, отступничеству и ереси, к
иному духу;





- утверждает о спасении человека, о котором на самом деле
знает, что тот не жил как Христианин (пренебрегал Церковью, не участвовал в
Таинствах), и не имея свидетельства о том, что тот веровал как Христианин, т.
е. понимая, что для утверждения о
спасении этого человека нет оснований. Т. е., опять же, лжет, утверждает то, на
что не имеет оснований для утверждения.





Поэтому я не могу совершать чин отпевания над человеком, о
котором нет свидетельства, что он был верным, т. е. веровал в Св. Троицу, в
Иисуса Христа, в Православную Церковь, и что он старался жить как верный, т. е.
участвуя в Таинствах Церкви.





Ведь, это не логично.



Если самоубийца один раз, в порыве отчаяния, отверг Бога, то
Церковь его не отпевает. Почему не отпевает? По двум причинам. Во-первых, не
поступая вопреки его выбору. Во-вторых, в назидание живым.



Но ведь и в случае с невоцерковленным, тем более неверующим,
человеком очевидно, что те же самые причины налицо. Ясно по аналогии, что и
человека, который всю жизнь делал тот же самый выбор, отвергал Бога, и
отсутствием своего покаяния перед смертью запечатлел свой выбор, Церковь также
не должна отпевать. По тем же самым причинам. Не поступая вопреки выбору
человека. И в назидание живым, в т. ч. родственникам, к чему приводит такой
выбор.



К коим причинам добавляется и третья,- невозможность
свидетельствовать о «верности» и спасении этого человека и называть его «чадом
по духу» за отсутствием оснований для этого.





При этом, следует заметить, что отказ от совершения
отпевания над таким человеком не означает суда над этим человеком, не означает
определения его участи, и не лишает его возможности милости со стороны Бога,
если человек всё-таки покаялся перед смертью тайно. Поскольку отпевание не
является условием спасения. Такой отказ означает невозможность со стороны священника и Церкви свидетельствовать об этом человеке как «верном», «чаде по духу», о
его спасении, по причине отсутствия
оснований
для такого свидетельства
и утверждения.





Что и логично, и справедливо, и назидательно для живых, в т.
ч. родственников.





При том, чтобы не отправлять обратившихся в Церковь
родственников назад ни с чем, выход в сложившейся ситуации мне видится в том,
чтобы был составлен и одобрен священноначалием чин погребения крещенного но
невоцерковленного человека (т. е. такого, о верности которого Церковь не может свидетельствовать, о котором она может
только просить), отличный от
отпевания, более покаянный и просительный, менее торжественный, не упоминающий
о причастности отпеваемого небесной славе, который бы содержал только прошения об этом человеке, но в котором
бы отсутствовали утверждения о нем
как «верном», «чаде по духу» и т. д. В отпусте которого говорилось бы не «вселит», «причтет», «учинит», «упокоит», но «да вселит», «да упокоит»
(что, вообще, касается любого заупокойного чина, в т. ч. панихиды и литии,
поскольку поминаются многие люди, об упокоении которых мы не можем утверждать, но только просить).



Совершение коего чина было бы возможно над человеком
крещенным, при отсутствии свидетельства
о его вере и жизни по вере. Но ни в коем случае не над тем, о ком известно или засвидетельствовано, что он сознательно отвергал Христа и Церковь и
сознательно жил вопреки Православной вере и благочестию (опять же, при
отсутствии свидетельства о его покаянии). Над таким человеком невозможно
совершение никакого чина.





Решение вопроса о том, какой чин может быть совершён над тем
или иным усопшим, и может ли быть вообще в данном случае совершен какой бы то
ни было чин, справедливо и правильно предоставлять компетенции совести
священника, которому предстоит совершить отпевание. А не, например, настоятеля
многоштатного прихода, который зачастую не считается с совестью сослужителей. Ведь,
кто лучше самого священника знает, позволяет ли ему совесть свидетельствовать о
верности этого человека? Есть ли у него основания для свидетельств и
утверждений, которые содержит чин отпевания?





Доколе нет такого чина, я не могу совершать существующий чин
отпевания, предназначенный для верных чад Церкви, над человеком, о котором не
могу этого засвидетельствовать перед Богом, о котором нет оснований для такого
свидетельства. Чтобы не лгать и не лицемерить перед Богом, свидетельствуя
устами то, о чем на самом деле не имею свидетельства.





«Заочное» отпевание





В плане ситуации





В документе следует более определённо указать на
недопустимость «заочного» отпевания кроме исключительных случаев объективной
(т. е. не зависящей от нежелания инициаторов отпевания, которые на водку и
венки как правило находят средства) и действительной невозможности доставить
тело в храм.





Учитывая сложившуюся порочную практику распространенного и
привычного совершения «заочного» отпевания в обычном порядке через «заказ» за
свечным ящиком, следует ужесточить ограничение на возможность его совершения, обязав
настоятелей и благочинных о каждом случае совершения «заочного» отпевания
докладывать в епархиальное управление с указанием причины невозможности
доставить тело в храм.





В плане формы





Следует обратить внимание на недопустимость искажения формы
чина отпевания при «заочном» его совершения. Которая должна отличаться от
обычного отпевания только отсутствием тела усопшего, и ничем иным. Это должен
быть обычный чин отпевания в присутствии родственников и близких усопшего.





Следует указать на недопустимость такой порочной формы
совершения «заочного» отпевания, когда священник предварительно прочитывает и
выдает делегату от родственников разрешительную молитву и «земельку», а чин
отпевания совершает сам в другое время без участия родственников. Ведь,
понятно, что выдача этих атрибутов заранее воспринимается родственниками не
иначе как «разрешение» не приходить на само отпевание. А иначе, для чего они и просят
их заранее?!



Даже при объективной невозможности доставить тело в храм перед
инициаторами отпевания (родственниками) должно ставиться условие присутствия на
чине отпевания, который должен совершаться обычным порядком даже при отсутствии
тела.





«Земелька»





В документе следует обратить особое внимание на
недопустимость сложившейся порочной практики выдачи «земельки». Что в отрыве от
чина отпевания не имеет никакого смысла, поскольку предание земле священником –
это составляющая чина отпевания. Подлинный смысл предания тела земле –
символический, напоминательный. Это напоминание о смерти, о покаянии, выражение
нашего послушания определению Божию о возвращении тела в прах. Вне контекста
чина отпевания (при выдаче «земельки») этот напоминательный и назидательный
смысл не осуществляется.





Врочем, иной раз имеет место искажение смысла, – эта земля
выдаётся и воспринимается как «освящённая». Что неверно. Это обычная земля,
которая при нормальном совершении отпевания берётся просто с могилы лопатой.
Она имеет не освящающее действие, а символический, напоминательный смысл.
Который вне контекста чина отпевания не осуществляется. А иррациональное
действие без смысла – это суеверие.





Это превратилось в суеверие. Народ этой «земельке» придает
значение самостоятельное и большее, чем самому чину отпевания (на который
спокойно не приходит), фактически магическое.





Следует указать, что при невозможности предания земле в
контексте чина отпевания (при «заочном» его совершении или невозможности
сопровождать тело на кладбище) священник не должен выдавать предварительно или
давать с собой эту «земельку». Чтобы не поощрять суеверие обычаем, который не
имеет смысла. В этом случае правильнее просто опустить действие с землей и
разъяснить народу о бессмысленности этого вне контекста чина отпевания.

Ответить

#
25.09.2013 в 02:02
Чтение разрешительной молитвы над человеком, которого ты в первый раз видишь: "... да простит тебе чадо духовное ..."?! Какое он "чадо", если живя в селе, где я служу, он ни разу не был в храме?
Бывает, что спросить не у кого, а бывает родственники прямо говорят, что в храм покойный не ходил. Да еще и пачку сигарет в гроб пытаются положить.
Есть насущная нужда в ином чине погребения. Для лиц, о которых прямо известно, что в храм не ходили. Для "христиан на четырех колесах". Возможно, аналогичного "Чину молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго"
Ответить

#
25.09.2013 в 01:49
1. Чин "Последование мертвенное мирских тел" состоит из 3 частей. Молитвословия в доме усопшего, в храме, на месте погребения. В современной практике первой части не бывает вовсе. Третья часть совершается только если родственники воцерковленные или как-то узнали об этом и имеют особое усердие. В результате чин погребения не возможно совершить уставным образом. Например, предание земле предполагается на кладбище. Необходимо разъяснить данные вопрос в этом или сопутствующем документе. Понятно, что все мы как-то приспосабливаем чин к реальности. Но странно говорить о христианском погребении умершего, не упомянув как именно это делать.
2. Документ обязательно должен содержать установления относительно панихид, литий.
3. Нужно разъяснить позицию Церкви по еще одной современной практике. Прощание с покойным и покрытие землей в храме не происходит, а после отпевания покойного везут на кладбище, где прощаются и высыпают землю в гроб или поверх гроба без участия священника
Ответить

#
24.09.2013 в 15:29
Документ не затрагивает важных проблем, одна из которых - можно и, главное, нужно ли отпевать человека крещёного, но по убеждениям не православного. Ведь не отпеваем же мы буддистов или адвентистов. Мы не отпеваем даже католиков, хотя есть такой чин. Проблема в том, что больше половины формально крещёных не знают даже Кто такой Иисус Христос. Значительная часть крещёных даже не верит в то, что Бог есть! Это реальная ситуация, особенно в провинции. Как можно отпевать этих людей? В основном родные и близкие покойных тоже такие же. Естественно, во время отпевания они не молятся и даже не слушают, а только стоят и ждут, когда служба закончится. А если слушают, всё равно ничего не понимают. Мне кажется, что в этом случае отпевание превращается в формальность, которая приносит большой вред, потому что к нему начинают относиться как к магическому действию, как к пропуску в Царство небесное.
Ответить

#
24.09.2013 в 09:39
Проект пустой декларация существующего, а между тем - это ли не ключевая тема: О погребении лиц, принявших святое крещение в Православной Церкви и отвергши[ся от Христа антицерковным образом жизни... Пора чин просить составить: Последование мертвенное над лжеправославным. // Человеки живут и преставляются вне Церкви, а отпеваем как и воцерковленных, хоть как-то бы иметь право оставшихся живых урезонивать: ничего не стал бояться человек: "...все равно отпоют".
Прости нас всех, Господи.
Ответить

#
24.09.2013 в 09:36
Проект пустой декларация существующего, а между тем - это ли не ключевая тема: О погребении лиц, принявших святое крещение в Православной Церкви и отвергшиеся от Христа антицерковным образом жизни... Пора чин просить составить: Последование мертвенное над лжеправославным. // Человеки живут и преставляются вне Церкви, а отпеваем как и воцерковленных, хоть как-то бы иметь право оставшихся живых урезонивать: ничего не стал бояться человек: "...все равно отпоют".
Ответить

#
23.09.2013 в 13:56
на мой взгляд, отпевание должно совершаться в храме в соответствующее время, когда не осуществляется какого-либо Богослужения.
Ответить

#
22.09.2013 в 09:35
А вот такой вопрос не освещен... Самоубийца, психически ненормальный. Получено разрешение на его отпевание. Но когда спрашивали как поминать - сказали один раз в год на Панихиду. Так ли это? И если уж разрешили поминать, то почему нельзя Панихиды чаще служить?
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
21.09.2013 в 19:20
В современном чине отпевания на каноне почивший 5 раз именуется "верным рабом". Несомненно, подобное наименование применимо исключительно к тому христианину, который вел воцерковленную жизнь. Для совершения погребения тех людей, которые были христианами лишь по факту крещения или же посещали храм изредка, не приступая к таинствам Церкви, необходимо, по моему скромному мнению, другой чин погребения, составленный, например, по подобию Чина погребения неправославного усопшего из 3 части Требника с добавлением тех заупокойных прошений, которые уместны по отношению к человеку, жившему в разрыве с Церковью. Иначе священнослужитель, совершающий отпевание, невольно лжет Богу. Было бы, как мне кажется, полезно не именовать этот чин "отпеванием", так как данному термину придается в народе особое мистическое значение и для многих неважно, по какому чину "отпели", лишь бы "отпели".
Несомненно важно определение о самоубийцах. Допуская молитвенное утешение для родственников, важно обозначить тот факт, что Церковь не молится о самих самоубийцах даже в Родительские субботы, однако келейная молитва о таковых несчастных со стороны родственников приветствуется.
Несомненно, что последний пункт важен. Именно поэтому стоит рекомендовать настаивать на участии родственников даже в заочном отпевании и стремиться к тому, чтобы отпевания без присутствия родственников становились исключительной практикой, не допустимой без благословения архиерея или же по согласованию с благочинным, но с обязательным затем отчетом архиерею о причинах совершения подобного отпевания. Но не стоит предавать и излишне большого значения этому. Да, иногда случается, что кто-то и обращается к Богу именно на отпевании близкого ему человека, но подобные случаи довольно редки, а вот отпевание всех подряд, без учета их реальной жизни в Церкви настолько профанирует обряд, что многие рассуждают так: "Как бы ни жил, а все равно меня отпоют". Так как отпеванию придается исключительное значение, вреда от поголовного отпевания невоцерковленных, как мне кажется, больше, нежели пользы. Другое дело, если бы на просьбу отпеть невоцерковленного отвечали: отпевать человека, который жил вне Церкви, нельзя, но давайте мы вместе помолимся об усопшем, прося у Господа о прощении его грехов".

Ответить

#
24.09.2013 в 21:40

Дорогой отче! Добрый вечер. Выполняю Вашу просьбу. Безусловно понятно желание духовенства максимально возвысить рядового члена общины в его церковной жизни от захожанца (или в рассматриваемом случае от "заносинца") до христианина, постоянно и осмысленно посещающего богослужение. И в случае с человеком, который при Вашем свидетельстве делает такие шаги в сторону Церкви, безусловно можно и нужно упоминать об этом при его погребении, но.. дело ли священника устраивать "следствие" при отпевании каждого усопшего? Да и как будет производиться такое "расследование"? Достаточно здесь свидетельства родственников покойного о высказанном усопшим желании быть погребенным по православному обряду. Иначе не вижу здесь иного нежели разделения на Аполлосовых и Петровых. Плюс ко всему прочему такая практика разделения приведет к массовому лжесвидетельству родственников. К чему ввергать их в этот соблазн? К чему нам вступать в суд над человеком и так уже представшим на Высший Суд? К чему добавлять свое осуждение вместо предстательства?

Даже если мы имеем случай намеренного обмана или суеверного восприятия разве таинство от этого становиться магически действенным? Нет, но в суд и осуждение вменяется. Об этом и надо говорить прихожанам и внешним, может быть пока не очень воцерковленным гражданам, а суд оставить Судии. Я категорически против создания некиих параллельно существующих чинов отпевания. С другой стороны можно и нужно приветствовать пропаганду практики присутствия родственников при заочном отпевании, в том случае, естественно, когда это физически возможно, но и здесь, как мне кажется, это вопрос более нравственный, свободного выбора, нежели обязательности. Так что предлагаю вместе молиться о наших дорогих усопших, прося Господа о прощении их грехов и грехов нас многогрешных.

Ответить

#
Священник Валерий Сосковец, Россия, Кашира
18.09.2013 в 19:51

Проект
документа «О христианском погребении усопших» - весьма краток и рассматривает по
существу только способ захоронения тела и вопрос «заочного отпевания», оставляя
в стороне весь спектр вопросов, связанных с различными чинами погребений и
молитвенным поминовением. Возможно, документ со столь обобщающим названием мог
быть более содержательным и всесторонним. Либо стоит изменить само название
документа, обозначив в нем только те вопросы, которые в нем рассматриваются.
Например, так: проект документа «О христианском захоронении усопших и
применении практики «заочного отпевания».

Ответить

#
18.09.2013 в 13:06
Практика так называемого «заочного отпевания», вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения «заочных отпеваний» в отсутствие близких почившего.

К сожалению, этот документ не предлагает никаких мер по искоренению этой практики. И, если люди воцерковлённые, как правило, всё-таки удостаиваются очного погребения, то к заочному прибегают чаще те, кто и в храм заходит лишь по случаю. Вот родственники покойного и приходят в храм нередко после похорон и просят совершить заочное отпевание. Священник не может им отказать, и практика остается.
Единственный выход искоренить такую практику - призвать архиереев, благочинных, настоятелей, регулярно, не реже раза в год обращаться к своей пастве через светские средства массовой информации с разъяснениями, какая практика отпевания соответствует традиции Церкви.

На некоторых приходах практика заочных отпеваний так поставлена на поток, что родственник почившего, уплатив деньги за требу, сразу получает разрешительную молитву, венчик и землю, даже не увидев священника, который будет совершать отпевание. Не приходит иных способов искоренить эту практику, кроме как требовать от настоятеля в приложении к годовому отчету о деятельности прихода приводить не только количество совершенных очных и заочных отпеваний, но и подробный отчет о заочных отпеваниях - по какой причине было совершено именно заочное отпевание, присутствовали ли на нем родственники.

Не разъяснена документом и проблема отпевания самоубийц.
До недавнего времени родственники самоубийцы шли в епархиальное управление, где получали благословение на заочное отпевание (в случаях, надо понимать, когда самоубийство было совершено в состоянии душевной болезни и было вроде как и не самоубийством); причем, в г. Москве почему-то поминовение таких самоубийц в храмах предписывалось совершать только в вселенские родительские субботы.
После того, как был принят "Чин утешения родственников самоубийцы", в Московской областной епархии такие благословения выдавать перестали, предлагая совершать упомянутый чин, который ни в каком роде не является отпеванием. Вопрос остается открытым - если человек наложил на себя руки, находясь в состоянии психоза, достоин ли он христианского поминовения?
Ответить

#
17.09.2013 в 14:54
Может не к месту, извините...
Сразу после констатации смерти близкого человека начинается обработка находящихся в стрессе родственников со стороны медиков, полиции и услужливых похоронщиков – узнают откуда-то…
Давят опытно и мощно, чтобы были приняты услуги агентов их именно ритуальных контор…
А соображаешь в такие минуты … да что говорить – почти ничего не соображаешь…
Дальше мытарства в морге, на кладбище…
В состоянии «несоображения»…
***
Думаю, несколько сумбурно изложено, но надеюсь понятно…
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
С момента констатации смерти врачом родственник умершего может позвонить по определенному телефону в соответствующую службу Церкви /может, «Милосердие»?/ – а дальше к нему приезжает сотрудник Церкви и с этого момента до возвращения с кладбища, все заботы о похоронах: отпевание, службы, договоры-переговоры с ритуальными бюро, кладбищенскими конторами, транспортом… - Церковь берет на себя…
Это:
1. Психологическая разгрузка и утешение близких усопшего;
2. Соблюдение правильности совершаемых обрядов и действий;
3. Переговоры с всеми посредниками;
4. Связь с медициной – а вдруг чего…

Ну, в такие моменты и так сил нет, а тут каждый норовит в карман залезть…
Уж если платить, то лучше Церкви, чем ворью… Верно? Нет? Могу и ошибиться…
Ответить

#
13.09.2013 в 13:44
Предлагаю внести в документ разъяснения по поводу погребения архиереев, священников, монахов, иноков.
Особенно актуальным является вопрос отпевания христиан других конфессей в местах и странах, где православные живут в католической или протестанской среде. Поясню: в смешанных семьях родственники часто приглашают православных священников для отпевания своих родных не православных. Также полезным было бы пояснить возможность или невозможность молитвы за усопших не крещенных младенцев или лиц других религий.
Хотелось бы чтобы в документе отразился и вопрос самоубийц.
Надеюсь это добавки во многом будут способствовать решению возникающих вопросов в пастырском служение.
Ответить

#
12.09.2013 в 16:05
Немного странным показалось такое отношение к вопросу. Казалось бы разумные люди должны понимать, что сжигая тело, что отдавая его на поедение червей и микроорганизмов все одно оно разрушается полностью. И в этом контексте "телесное воскрешение" одиноково при любом виде погреьения. Может быть мумифицирование тогда считать верным?
Конечно с точки традиционности именно такое действие воспринимается наиболее правильным. Но (!) мир то не стоит на месте и некоторые внешние атрибуты меняются, при сохранении стержня.
Такая закостенелость совсем не на пользу РПЦ.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс