Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Литургия: общее дело или частный бизнес?

15 августа 2013 г.

Прочитал статью Андрея Зайцева «Что делать мирянину на литургии?» – и как-то грустно мне стало. Да нет, автор здесь ни при чём: статья очень хорошая, искренняя, правильная. Только вот когда стоишь перед Престолом и возглашаешь ектенью об оглашенных – очень трудно избавиться от постоянно приходящей мысли, где бы взять этих оглашенных, чтобы было, о ком молиться, а не просто выказывать своё почтение строгому соблюдению богослужебного устава – даже в тех моментах, где смысла уже не осталось. И тут же – а вот в храме стоит сейчас непраздная юная женщина, у которой ой как всё непросто, и не только потому, что это – впервые: о ней Церкви как молиться? Как о «болящей»? Но разве беременность у нас теперь считается «болезнью», с которой надо бороться? Тогда может быть молиться «на начало всякого благого дела»? Так вроде как само «начало» уже успешно свершилось! «На всякое прошение?» Тоже как-то уж слишком универсально. А  других молитв, направленных  на поддержку этого немощного сосуда, оказавшегося в самом лучшем состоянии – «при исполнении» – как это ни странно, у нас нет. 

Да и вопрос не только в беременных: сама жизнь сегодня выталкивает людей в храм с огромным количеством проблем и бед – не в молитве ли найдется разрешение? – а в наших требниках есть молитвы над солью и сосудом осквернившимся – зато молитвенных последований о реальных проблемах нашего современника почти что и нет. Зато есть и целая ектенья, и молитва о несуществующих оглашенных, которых потом диакона громогласно вроде как «изводят»  из храма Божьего, чтобы не мешали «полноценным христианам» молиться. И ничего тут не скажешь: хороший пример верности музейному византийскому православию, и только.

Странно ли это? Увы, нет. Почему-то так случилось, что к началу ХХI века наша Церковь пришла в состоянии хронического многовекового испуга – как бы чего не вышло!.. И на самом деле – не выходит, как ты ни старайся, какие бы циркуляры ни издавались, какими бы прещениями духовенство ни вдохновлялось! Именно этим объясняется стойкое нежелание большинства церковного народа не то что перемен или коррекций – но даже содержательного разговора по самым актуальным, насущнейшим темам церковной жизни. Стоит открыть рот – и тебя тотчас одарят с братской любовью ярлыками «либерала», «обновленца», «кочетковца», «западника», а то и вообще поставят под сомнение твоё право священнического служения. И не потому, что ты такой плохой на самом деле, а только за дерзость покуситься на неприкосновенность «традиции» – на том бо и стоим! И если посметь убрать ектенью об оглашенных, добавив в сугубую ектенью десяток молитвенных прошений, связанных с нуждами конкретных прихожан – не сомневаюсь, архиерею быстро расскажут о том, как на приходе службу безбожно сокращают...

Разве не здесь, в боязни повернуть богослужение лицом к жизненным, а не музейным, реалиям, и скрывается тот самый нерв, о котором пишет Андрей Зайцев? Едва ли будет прихожанин скучать на службе, когда увидит, услышит, всем нутром прочувствует: сейчас вся церковь, и каждый, кто в ней стоит – о нём молится, о нём «мили ся деет», и не «вообще», а очень даже «конкретно» и «предметно». 

И дело здесь вовсе не в том, что нашему современнику катастрофически не хватает в храме Божием «интерактива», «включённости» в «богослужебный процесс»: беда в том, что он не воспринимает само богослужение как его, прихожанина, дело. Какими-то чуднЫми судьбами литургия из «общего дела» превратилась в частную «работу духовенства» – которому и предписано «обеспечивать» богослужение всем необходимым для оного. Одним словом, «духовный бизнес» – то есть «дело». Богослужение стало чужим, профессиональным «процессом» – и место прихожанина в этом «процессе» – материальное обеспечение через внесённую копеечку в церковную кружку. И только. Приходит верующий в храм, свечку поставил, копеечку положил – помолился, сколько сил хватило – ну а дальше «отбывает» молитвенное послушание, пока там батюшки чем-то правильным и душеполезным занимаются. 

Конечно, самое трудное – и в то же самое время самое главное на богослужении – молиться. Не надо от этого убегать ни в «интерактив», ни в общее пение, ни в какие-то иные способы «интеграции»: любой регент вам расскажет, как трудно совмещать управление хором и настоящую молитву. Плохо, когда служба «пролетает» так, что её и незаметно: молитва была и всегда останется трудом, который «незаметным» не бывает, к которому если себя не принуждать, молитва так и останется бесплодной. Но это – область личной нравственной ответственности и духовной культуры каждого, переступающего порог храма. Однако есть нечто, что оказывает сильнейшее влияние на общее настроение, на сам дух прихода вне зависимости от личных качеств приходящих.

Автор статьи прав, что нельзя – да и не надо – «сделать всех прихожан-мужчин алтарниками, а женщин – певчими». Но всеми силами надо стремиться к тому, чтобы каждый прихожанин воспринимал храм как родной дом – и не потому, что Я туда хожу вот уже 20 лет – а потому, что здесь Богу регулярно отдаётся часть моей жизни: и не только в финансовом эквиваленте и времени, затраченном на богослужение. Ведь Церковь создаётся не белокаменными стенами и дорогими иконостасами, а единством душ тех, кто идёт ко Христу. И доколе это «частный бизнес» – между человеком и Богом при посредничестве священника – это, конечно, основа религиозной жизни – но ещё совсем далеко не христианство и тем более не Церковь. Даже если этот «частный бизнес» происходит в самом что ни на есть православнейшем храме. Насколько точно описал преподобный авва Дорофей главный критерий реального приближения к Богу: если ты не становишься ближе к окружающим тебя – ты явно двигаешься не к Богу. Пока между прихожанами не выстроились «горизонтальные» связи, пока чужая боль и радость не стали в том числе и твоими – мы в пространстве «православной религиозности», но не в Церкви Христовой. Потому что когда нога гниёт, а остальное тело ничего не чувствует – значит, у тела – паралич. Но Тело Христово – по обетованию Спасителя – всегда живое, тёплое, чуткое – а не коматозное. И если для нас главная ценность в Церкви – индивидуальный VIP–коридор спасения – с нами что-то не в порядке в самой глубине. 

Фома

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (41)

Написать комментарий
#
12.05.2016 в 21:02
В Московской обл служит священник. Он в литургии делает столько ошибок, сколько в диктанте хороший двоечник. Про всенощное промолчу.
По моему здесь главная задача прокричать погромче имена из записок. Служба всё время останавливается, настоятель уходит, где то ходит по часу. В итоге к двум часам, измученные "стоянием" , осуждением всех и вся возвращаешься домой. На молебне даже Евангелие не читают.
Батюшка имеет образование 10 классов и ПТУ. Духовного образования нет. Бабушкам всё равно! А дачникам или тем. кто службу знает каково?
В этом храме все приклоняют голову, на "оглашенне главы ваши приклоните", правда на "изыдите" - из храма не выходят.Никто службу не знает во главе с настоятелем.
И это рядышком с Москвой. Что же в глубинке. А если убрать литургию оглашенных и оставить только верных, то всем оглашенным и священникам-оглашенным нужно будет "изыдите, оглашенные, изыдите". Пусть уж будет как будет. Они ничего не знают(значит оглашенные), но крещённые (значит верные)
Реформа нужна такая - сначала всем священникам обязать получить духовное образование. Ну хотя бы в Московской области? А потом и литургию оглашенных убрать можно будет. Может она о батюшках - оглашенных, о бабушках-оглашенных. Может она очень нужна церкви?
Галина
Ответить

#
2.09.2013 в 18:11
"статья очень хорошая, искренняя, правильная" - действительно правильная статья человека, который отошел от Бога. Так в этом каяться и исповедоваться надо, а не творить из этого проблему Церкви, которую "надо решать". Как решать? Во-первых сократить, во-вторых увеселить. А здесь можно и у протестантов поучиться - на гитаре поиграть, песни попеть, концерт в храме провести, а с течением времени храм в спортзал переделать, чтоб прихожане были сильными и веселыми, а не гробили здоровье постами, многочасовым бесцельным стоянием и развитием комплекса неполноценности (покаянием).

"очень трудно избавиться от постоянно приходящей мысли, где бы взять этих оглашенных, чтобы было, о ком молиться" - чего ж тут трудного? Просто нужно оглашать желающих креститься взрослых. Не ужели таких у Вас нет? Тогда это к Вам вопросы, почему не оглашаете. А если даже и у Вас таких нет, то в других храмах есть, так что молитесь спокойно. Кстати, после возгласа "Оглашении изыдите!" оглашенные и некрещенные должны покинуть храм. У вас так происходит? Наверняка нет. А почему?


"...о ней Церкви как молиться? Как о «болящей»? - так и молится как о не праздной. Какие-то странные вопросы.


"которых потом диакона громогласно вроде как «изводят» из храма Божьего, чтобы не мешали «полноценным христианам» молиться" - не «полноценным христианам», а просто христианам, потому как оглашенные еще не христиане и не для того, чтобы не мешали, а потому как не имеют права находится на Литургии верных.


"наша Церковь пришла в состоянии хронического многовекового испуга – как бы чего не вышло!" - никакого испуга, просто истомившимся под гнетом "Церковной дисциплины" и канонов обновленцам воли не дают, вот они и пищат. А народ у нас хороший, правда в глазах модернистов "темный", но в данном случае это нужно рассматривать как похвалу.


"Стоит открыть рот – и тебя тотчас одарят с братской любовью ярлыками «либерала», «обновленца», «кочетковца», «западника», а то и вообще поставят под сомнение твоё право священнического служения" - и правильно! Ведь рот стоит открывать только для славословия Бога и для наставления в вере (для священнослужителя), как об этом учит свт. Иоанн Златоуст. А права покачать, побороться с "несправедливостью" и "провести реформы" у нас и так охотников хоть отбавляй, а вот благочестивых батюшек не просто найти.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
26.08.2013 в 15:56

Что касается молитвы об оглашаемых:

о. Павел - я очень рад был
прочитать Ваши мысли. Ведь 99,9% священников даже и не понимают, что это
прошение уже сотни лет обращено Господом к НИМ!!! «Почему никто не уходит?! Это же
только от вас священников зависит!!!»



Есть сказка про кашу из топора. Вот и ситуация с оглашенными
такая же. Господь развел и поддерживает огонь, вода кипит, топор лежит – и Он
ждет, ну когда же догадаются принести хотя бы немного пшена. И таких «голых» костров
по стране – миллионы. Вот поэтому никак
каша и не получается
.



Технически же с ектеньей в богослужении все очень просто.
Выбрасывать её категорически
нельзя. Надо просто обратиться к стоящим, и спросить: «Оглашаемые есть?». И если их нет – тогда пропустить. Зачем Богу бессмыслица и форма, за которой ничего нет? Но этот
вопрос вызовет у прихожан массу вопросов, уверяю Вас. А если Вы скажите, что
оглашение должны восполнить все крещеные в младенчестве – то вот и появятся
оглашенные (но только не у прот. Г. Крылов, Россия,
Москва
).

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
26.08.2013 в 15:46

о. Павел, Ваши мысли полностью соответствуют
словам митрополита Вениамина (Федченкова)



«И большею частью молятся теперь на ектениях. А
ни молитвенно-аскетические псалмы, ни торжественные каноны славословия не
только не захватывают "слушателей" — ОНИ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ
ИМ. На каноне певчие распевают непостижимые "ирмосы" мелодичными,
нередко сентиментальными напевами, а что поется? Кому это ведомо? МЕНЬШЕ ВСЕГО
и самим ПЕВЧИМ, занятым "исполнением номера". А чтец
"чего-то" читает; только и понятны возгласы его: "Слава Господи
воскресению", "Пресвятая Богородице, спаси",
"Святителю...моли Бога". И то хорошо еще! А глядишь уже — канон-то
кончается, вот и "Честнейшую". А где же он, канон? Где его торжество?
Где тут гимны? Хвалы? Славословия? О горе, горе! Где же молитва? И стоят наши
долготерпеливые богомольцы с серьезными лицами. А понимает-то за них Церковь в
лице авторов служб да немногих знатоков...



Что делать? Бегут
на сектантские разговоры и легкие песенки. А у нас непочатое богатство! Неужели
нельзя сделать ничего? Неужели? Не знаю.



Или мы, точно
еврейские книжники и фарисеи, застыли на букве, обрядах, строе, чине, типиконе,
уставе, а самое главное — "дух молитвы" — опустили?



Ведь даже такой великий богомолец, затворник,
богослов, знаток Писания, языков и служб, как епископ Феофан Затворник, и тот
устанавливает простой, но забываемый принцип: молитвословие еще не
молитва;
Богу же нужен дух молитвенный; и ради него нужно жертвовать
формой. Не дочитай, не допой, лишь молись!



Но куда тут?!
Скажут: "Революция"!»



http://azbyka.ru/knigi/fedchenkov_o_bogosluzhenii_tserkvi_03-all.shtml

Ответить

#
23.08.2013 в 14:38
Проще всего искать причины во внешнем, а дело-то в сердце. Я так думаю, что если молитва об оглашенных осталась на Литургии, это не без промысла Божия, значит так надо - связь с истоком. Ведь давным-давно это была обычная структура вечерни, утрени и Литургии - молитва об оглашенных + 3 молитвы верных, причём на каждой службе были свои молитвы. Ныне такую древнюю структуру и молитвы содержит лишь Литургия. Когда видишь в этом такую древность, уже рука не дрогнет опустить эти молитвы - и нарушить структуру службы - порвать её. Это самочинство, которое, увы, распространено.

Не думаю, что эта молитва и ектения так уж диссонирует со службой. Да, института оглашенных нет, но, положа руку на сердце, сколько из подклоняющих главу на этой ектение православны по-настоящему? То-то и оно. Это молитва о них. Что касается диаконских возгласов - оглашенные изыдите - для меня это лишний повод задуматься - а кто я? по праву ли я, обремененный грехами, тут стою, пред Святыней, имущей быть Предложенной? Для меня это всегда важный и трудный душевный момент.



Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
26.08.2013 в 16:33

Владимир, согласен с Вами во всем, кроме // Когда видишь в этом такую древность,… //. Рука не поднимется выбрасывать тогда, когда понимаешь смысл богослужения и необходимость приводить его в норму.


// Что касается диаконских возгласов - оглашенные изыдите// - тут решение однозначное – если не причащаешься – уходить надо однозначно. Основание этому:


а) 9 апостольске правило: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». (т.е. если «отстоял», но не причастился);


б) 2 правило Атиохийского собора 341г. Вот толкование к нему: «Итак, и сии отцы (т.е. к 9 апостольскому правилу Вит.) определили, что входящие в церковь, но не пребывающие на молитве и не причащающиеся по какому-нибудь бесчинию, то есть, не по благословной причине, но бесчинно и беспричинно, отвержены от церкви, то есть, отлучены и остаются вне собрания верных. А уклонением отцы назвали здесь не то, если кто ненавидит божественное причащение и по этому не преступает к приобщению, но то, если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию



Именно поэтому полный возглас «Оглашенные изыдите»: --«Пусть никто из оглашаемых, никто из тех, чья вера не тверда, никто из кающихся, никто из нечистых (т.е. обуреваемых) не приближается к святым таинствам. Кто не причащается, да покинет собрание! (св. Григорий Двоеслов)».


Если не причащаешься – твоя вера не тверда однозначно. Вот как говорит об этом свт. Иоанн Златоуст: «Всякий, кто не приобщается святых тайн, стоит бесстыдно и дерзко…. И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? Точно так и ты пришел, пел песнь, как бы признавая себя вместе со всеми достойными, потому что не вышел с недостойными. Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе? Я недостоин, говоришь ты. Значит: ты недостоин общения и в молитвах, потому что Дух нисходит не только тогда, когда предложены дары, но и когда поются священные песни».


Я когда узнал об этом, стал уходить после возгласа для оглашаемых, и внутренний опыт сердца потом убедил в этом окончательно.

Ответить

#
26.08.2013 в 17:34
Виталий, Практика Церкви в эти правила внесла изменения самой жизнью.
Вы забыли про Антидор, которые вкушаем натощак в конце Литургии, если не причащались. Это древнее церковное установление - с 7-го века. Так что в любом случае на Литургии надо быть до конца.
Уходить после Изыдите, зная, что после Святая Святым можно вкусить Антидор - вещь странная, скажу честно.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
27.08.2013 в 11:33

Владимир, Вы говорите действительно о древних, но о «бабушкиных сказках». Именно на них и приведено то разъяснение XII века (Зонары), которое я привел ранее, на них же 80 правило 6 Вселенского собора (VII век).

Не может предание человеческое, то что Вы назвали Практика, отменить заповедь Господа.

Вы слышите призыв, и отвечаете «аминь» на "Примите, вкусите, это – Тело Моё, …", "Пейте из неё все, это – Кровь Моя … ", а после этого //стоишь, нагло слушаешь и не исполняешь спасительную заповедь Самого Господа//.

прп. Никодим Святогорец (составитель Добротолюбия и благодаря которому возродилась жизнь на Афоне) на это говорит, что если придешь к кому на свадебный пир и откажешься есть – ведь это страшная обида Хозяину пира, а если придешь в больницу только поговорить с врачом, но не принял лекарство – не выздоровеешь. http://www.hesychasm.ru/library/koliva/sod.htm
Литургия верных – это не психологический тренинг, а ТРАПЕЗА.

А вот ещё разъяснение 9 апостольского правила:

–– Вальсамон (конец XII века): «Определение настоящаго правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другия правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня».

–– Славянская кормчая. XIIIв. Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся.

«Бабушки» не дочитали кормчую до последнего слова, и стали учить – // нельзя уходить до конца службы//. Вот и получилось искажение с точностью ровно до наоборот.

Весь смысл литургии верных, все молитвы а потом и благодарение – только о причастии.

«ПрОсти приимше божественных, святых … и животворящих страшных Христовых тайн достойно благодарим Господа» - это в переводе: «В БЛАГОГОВЕНИИ (букв. выпрямившись), приняв Божественные, Святые … и животворящие ЧУДНЫЕ Тайны Христовы, будем, как подобает, благодарить Господа».

Вот хорошая статья о причастии прот. Андрей Дудченко: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4218/
Ответить

#
27.08.2013 в 16:30

Не знаю насчёт сказок... Зато знаю о русской традиции о порядке причащения, зафиксированной в Оке Церковном 1641 года.

В Оке предписано, в 32-ой главе, перед Причастием говеть седмицу, а если нужда какая есть и надо причаститься скоро, по причине, например, болезни, то: «сохрани поне четыре дни, или три дни, сухо ядя, в 9-ый час, такоже причаститися, но нужды ради (прим. меня - то есть 3 или 4 дня только если нужда, а так - седмицу неизменно).

Сице рекохом, понеже не лепо есть без страху Телу и Крови Христове причаститися, но токмо со страхом и трепетом и со всяцем воздержанием, в посте и молитве, и бдении и слезах, а поклонов по 300 на день (прим. меня - поклоны земные, то есть 300 коленоприклонений в день) на 7-ии день себе приуготовати, а молитв Исусовых по шести сот на день, а седмое сто - молитв Пречистой».

Вы можете обвинить дораскольную традицию в неправоте? Это невозможно, так как её правота и непротиворечивость признана и Поместым Собором 1971-го года. Око 1641 года, как итог и венец уставности Русской Церкви к моменту раскола, писалось в Троице-Сергиевой Лавре, и в нём зафиксирована, без сомнения, и практика этой обители и образец для всей Церкви. И практика была такой, и такой же и остаётся сегодня у старообрядных христиан-поповцев, - т.е. редкое причащение, в основном в посты.

В указанном Вами месте Кормчей говорится о непричащающихся, уходящих до отпустной молитвы. Уходить до отпуста , то есть без благословения, действительно вещь очень неверная, мягко скажу.

Что касается ухода после молитвы об оглашенных, то нелишне напомнить о 4-ёх степенях покаяния в древней Церкви. Вместе с оглашенными предписано покидать храм также слушающим и припадающим (плачущие вообще не могли заходить в храм), а вот на 4-й степени покаяния - вместе стояние - кающиеся стояли с верными до конца, но не причащались. 11-е правило I-го Вс. Соб.

То есть практика пребывания вместе с верными до конца - и не причащение при этом - есть практика вполне древняя.


Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
29.08.2013 в 17:59

// Уходить до отпуста , то есть без благословения, действительно вещь очень неверная, мягко скажу// - отпустом для непричащающихся является возглас для оглашенных. Тот, кто остается, но не причащается – стоит в небрачных одеждах на свадебном пире, поэтому и отлучается по канонам от Церкви. И кормчая просто повторяет апостольское правило.


Лучшим трудом о подготовке к причастию, по-моему, сейчас является книга митрополита Илариона (Алфеева). «Главное таинство Церкви» М. 2011г. Вот, например выведенные им принципы:


1) Нормой должно быть причащение за Литургией всех присутствующих в храме православных христиан.


2) Должно поощряться частое причащение – по возможности по всем воскресным и праздничным дням.


3) Не следует налагать на верующих посты сверх тех, что предусмотрены церковным уставом.


4) Правила подготовки к причащению не должны быть более строгими для мирян, чем для духовенства.


5) Должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной исповеди перед каждым причастием.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
29.08.2013 в 17:24

//И практика была такой, и такой же и остаётся сегодня у старообрядных христиан-поповцев, - т.е. редкое причащение, в основном в посты// - то что это большая проблема они понимают, и когда читаешь решение их последнего майского собора 2013г.: (http://raoc.info/dokumenty/cerkovnoe-pravo/russkie-sobory/dejanija-osvjaschennogo-sobora-russkoi-drevlepravoslavnoi-cerkvi-2013-goda.html ) возникает четкое понимание, что говорил пророк Исайя: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены». Ис.28:13


Приятно читать итог - «Собор призывает всех церковных чад не пренебрегать христианским долгом причащения, но со смирением и сокрушением сердечным как можно чаще приступать к Чаше Господней,…». Но как только это им делать – непонятно совершенно.


Вы совершенно правы, //и не причащение при этом - есть практика вполне древняя//. Это очень плохая практика, и против неё и направлены четкие установления отцов и соборов. Поэтому непричащающиеся 3 недели подряд (живущие в местах наличия храма) – выводятся за границы Церкви. При крещении, когда мы сочетались со Христом, мы не обещали, что сочетаемся только на время поста.


А вот какая практика считалась настоящей ещё 250 лет назад:


«Примечательно прежде всего то, что наши защитники частого причащения обычно своими оппонентами, не всегда безосновательно, квалифицируются как модернисты и западники. На Афоне все было совершенно наоборот. Коливады (т.е. сторонники частого причащения) всеми признавались и признаются традиционалистами, консерваторами и борцами с европейским духом, а действия их противников выглядят как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени, хорошо сочетающиеся с желанием сохранить в неприкосновенности все те церковные обычаи текущего исторического момента, которые не мешают спокойной жизни» (http://www.pravmir.ru/afonskij-spor-o-kolive-pochemu-on-vazhen-dlya-nas-1/)

Ответить

#
30.08.2013 в 16:01
//Но как только это им делать – непонятно совершенно.//

Да. Они заложники этих ограничений. Но это же только одна традиция. А другую они не видят совершенно, - не хотят видеть.
Никто не спорит, что частое причащение есть норма для верных. Да даже Преждеосвященная Литургия в великий пост в Св. Софии совершалась каждый седмичный день - от среды сырной до пятницы страстной включительно - чтобы и в пост не лишать верных частого Причастия.

Но времена меняются. В нынешнее время осознанный подход всё же должен быть - по мере сил. Нужно с трепетом и благоговением и страхом относиться к Причастию, ибо так легко можно причащаться раз за разом во осуждение и даже не замечать этого. Ведь Церковь в идеале допускает к Причастию только святых, освящённых Благодатию, право и разумно верящих, ведущих благочестивую жизнь, - это Брачный Пир, а не обязанность... Для согрешивших серьёзно положены и серьёзные периоды отлучения от этого Пира, при блуде, к примеру, на 7 и более лет... А кто сейчас в Церкви соблюдает эти правила?
Вот и получается, что выдаём одно за другое... Частое Причастие действительно верных и святых, предусмотренное Церковью, как норма, пытаемся приравнять к частому Причастию вообще всех, что, конечно, нормой быть не может.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
3.09.2013 в 15:58

Владимир, согласен с Вами. Конечно же, нет цели в том, чтобы причащались все присутствующие в храме. Причащаться должны только подготовленные люди. Но цель также и в том, чтобы не обидеть Бога, пытаясь угодить людям. Поэтому в наше время и надо говорить о норме, объяснять, что на литургии верных должны оставаться только причащающиеся, что это трапеза для готовых, а остальные могут уходить (никто прогонять не должен).


Если же литургия - частный бизнес, как замечает о.Павел – тогда действительно, неважно вообще, кто и когда причащается, главное -- «подать» и «отстоять».


Обыкновенное приведение расписания богослужения в норму (по уставу) решит все проблемы. Почему бы молебен не служить на утрене, а утреню – утром. Тогда и исповедь будет не во время литургии.


Я был очень рад, когда 2 года назад в одном Липецком храме увидел такое расписание. А когда увидел, что и панихида служится по уставу – в пятницу вечером, то просто обомлел.


У нас же в храме, например, панихиду служат во время паузы перед причастием (и в воскресенье тоже). Это – за свадебным столом устроить похороны. Никто такое не сделает себе и своим детям, а Богу – можно, ведь Он понимает, что это «бизнес».

Ответить

#
4.09.2013 в 12:55
Я причащаюсь в основном только в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, и там перед Причастием всегда отцы говорят, что причащаться могут только те, кто исповедовался и ничего не ел с полуночи. Мне кажется этого достаточно... После Отче наш люди, которые почему-либо причащаться не будут, идут стройным рядом за Антидором. Налаженная уже многолетняя традиция, зачем её менять и провожать людей после Изыдите?

Мои старообрядные друзья назовут такое - протестантизмом - ведь действительно же: много-много веков нет традиции уходить после молитвы об оглашенных, ну нет же... Значит её привнесение в церковную жизнь будет сродни протестантизму: "а вот на заре христианства было лучше, давайте вернём..."

Поэтому и с о.Павлом я не совсем согласен. Что значит "отбывать молитвенное послушание"? Каждый же приходит со своим... Да, было время, когда все вместе возносили евхаристическую молитву - одними словами, но уже столетия и столетия у Церкви иная традиция, как с этим не считаться? Во время благодарственной молитвы - Евхаристического канона - миряне должны благодарить Бога за вся, - это время очень интимной (каждый о своём) и одновременно общей (все об одном) молитвы. Вот что было бы полезно, то это сделать так, чтобы Царские Врата были во всех храмах открыты всю Литургию, как, например, всегда есть в Лавре.

С расписанием вопрос сложный. Но что касается Исповеди, то есть же вечерняя Исповедь накануне воскресных дней и праздников, - она много где бывает.
Панихиды по воскресеньям и великим праздникам вопрос больной - их, кажется, служат везде, да даже в Лавре (правда, почти в притворе), хотя по уставу они совсем не положены.
Но Панихида во время причащения священнослужителей, это, конечно, почти за гранью...
Ответить

#
5.09.2013 в 16:53
// Мои старообрядные друзья назовут такое - протестантизмом - ведь действительно же: много-много веков нет традиции уходить после молитвы об оглашенных, ну нет же... Значит её привнесение в церковную жизнь будет сродни протестантизму: "а вот на заре христианства было лучше, давайте вернём..."//

Да, так оно и есть. Протестантизм. В смысле, что это - протест, вражда против Бога.
Например, русификация богослужения - это вражда против того, чем Церковь и богослужение обогатились в период с 7-го по 9-й век. Обогатились, благодаря трудам таких великих святых как Иоанн Дамаскин, который, кроме новых песнопений, разработал и ввел в богослужение принцип осьмогласия. Обязательное частое причастие по принципу - не причащаешься, уходи с Литургии верных - это вражда против того, чем Церковь обогатилась в период с 9-го по начало 11-го века. Среди святых этого периода особо следует упомянуть таких святых как Симеон Новый Богослов и его наставник преподобный Симеон Благоговейный. Богатства, обретенные Церковью в этот период, незримы, но чрезвычайно важны. Дух Евангелия Иоанна Богослова наполнил собой все богослужение, а не только завершение Литургии. Православные, которые по каким-либо причинам не подходят к Чаше, не уходят с Литургии верных, не только потому, что они хотят получить Антидор, но в первую очередь потому, что они пришли на Литургию для встречи с Богом, для общения с Его Святым Духом. Литургия оглашенных служит в большей степени целям подготовки к такому общению. А Литургия верных посвящена этому общению. Заставляя человека уйти с Литургии верных, его лишают общения с Духом Святым. Такое общение возможно не только после причащения из Чаши Господней. Евангелие от Иоанна говорит нам об этом. В Нем правда не говорится о том, что местом для такого общения обязательно должен быть храм, в котором служится Литургия верных. В нем говорится о плоти и крови Христа, но мы то знаем, чем является для христианина храм Божий.
К середине 11-го века была обретена полнота методов, используемых Церковью в деле нашего спасения. Отсюда не следует делать вывод, что до 11-го века невозможно было спастись, а потом такая возможность появилась. Отсюда следует вывод, что Церковь, обладая всей полнотой методов спасения, может теперь помочь даже самым слабым, самым потерянным и заблудшим. И следует понимать, что не желая спасения и имея особые виды на слабых, лукавый изо всех сил будет стараться разрушить полноту богослужебной практики и полноту жизни в Церкви. За русификацией и " частым причастием " последует отход от догматики Церкви. Останется только та возможность спасения, которой обладали первые христиане до 4-го века. Большинство из них были великомучениками.
Я обрываю свое очень краткое и сжатое рассмотрение истории 11-м веком, потому, что начиная с этого момента, наступает новых цикл истории, который в главных и ключевых моментах и положениях повторяет то, что было в предыдущий цикл. Было бы интересно рассмотреть эти "ключевые моменты", особенно такие моменты как: окончательный раскол на католиков и православных, переход на Иерусалимский устав в России, возникновение протестантизма, раскол нашей Церкви и наше время ( период с 1904 по 2024 ), но это займет очень много времени и будет выглядеть неубедительно, если не рассматривать внутренние механизмы истории. Владимир Снежин, как я понял, Вы с большим уважение и почтение относитесь к старообрядцам и для Вас подобное рассмотрение имело бы смысл, так как оно позволило бы понять внутренние причины раскола, которые не сводятся только к действиям патриарха Никона и к действиям тех, кто не принял его нововведения. Изменения, на мой взгляд, были неизбежны. Возможно, что провести их можно было по-другому.
Я отклонился в сторону от темы, чтобы заострить внимание на вопросе о времени и на тех изменениях, которые происходят в соответствии со скрытыми законами времени. Понимание законов времени может помочь человеку избавиться от многих противоречий. И даже может помочь человеку понять, почему в одно время следует обходить храм по часовой стрелке, а в другое - против. То есть может помочь человеку понять, что прав тот, кто в нужное время, в нужном месте совершает нужные действия, а не тот, кто в относительном т.е. временном бытии находит, якобы, абсолютную истину, которая, тем не менее, имеет временной характер. Это справедливо и в отношении обсуждаемых здесь предметов. Виталий Мигузов, ссылаясь якобы на Апостольские правила, предлагает отлучать от Церкви тех, кто пропустил, без уважительной причины, более трех воскресных причастий подряд. Церковь порицает тех, кто пропустил подряд три воскресных Литургии, а не три причастия. Почти все святые причащались очень редко. Так что теперь их следует отлучить от Церкви?
Лучше бы было разобраться с вопросом, почему в наше время и в начале 20-го века у некоторых людей появилось желание изменить Церковь так, чтобы Она стала похожа на Церковь первых веков христианства?
Ответить

#
9.09.2013 в 10:23
Небольшое дополнение о правилах и о мудром поведении.

Новоначальные монахи живут в общежительных монастырях и причащаются довольно часто. Опытные и одаренные в духовном плане монахи могут стать пустынножителями и причащаться они естественно будут очень редко. Тоже самое справедливо и в отношении мирян. Правила регламентирующие частоту Причастий должны быть разумными. Должны способствовать развитию первых и не должны препятствовать вторым. Апостольские правила такими и являются. Первые христиане причащались очень часто. Редкое же причастие в России в последние века стало нормой. И то и другое не противоречит Апостольским правилам. А вот неверное их использование или неверная их трактовка, которая потребует запретить или частое, или редкое Причастие, будет приносить только вред людям и Церкви.
Мудрым является тот, кто знает кому, когда и что следует делать.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
6.09.2013 в 19:58

Ну вот опять: "тако святии Отцы рекоша, а сам этих святых Отцов и не читал".


«Интересен пример преподобного Симеона Нового Богослова (XI в.) и иноков современных ему монастырей. Сам Симеон причащался ежедневно и считал возможным «со слезами ежедневно причащаться страшных Тайн», тогда как его оппоненты находили это невозможным. (Симеон Новый Богослов. Слово огласительное 4, 35–38.) По мнению Симеона, исполняющий заповеди Божии и проводящий жизнь в покаянии «весьма достоин не только в праздник, но каждый день… пребывать в причастии этих Божественных Тайн… Так поступая и так настроенный, он ежедневно просвещается душой, получая помощь от причастия Святых (Тайн), и скоро возводится к совершенному очищению и святости».


Геннадий, Вы имеете привычку оперировать именами святых, без всякого обращения к ним и переворачивая ровно наоборот их наследие.


Про Иоанна Дамаскина и русификацию богослужения – это из разряда рояля в огороде. «Мой рояль, куда хочу и туда поставлю».


// Виталий Мигузов, ссылаясь якобы на Апостольские правила, предлагает отлучать от Церкви тех, кто пропустил, без уважительной причины, // - ??? Геннадий вот ссылка http://www.agioskanon.ru/apostol/001.php


9 апостольское правило. Я его уже приводил (поверьте не я его автор)


XII век Зонара: // Есть правило собора сардикийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийскаго, предписывающая, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутсятвуя при богослужении в три воскресеые дня, не причастится.//


Вы протестуете против решения 3 соборов? Вы протестант??


Вот уж точно, -- в чём осудишь в том пребудешь.


// Церковь порицает тех, кто пропустил подряд три воскресных Литургии, а не три причастия. // - а это откуда? Вы обновленец?? Если нет, то приведите православный источник.

Ответить

#
9.09.2013 в 14:13

/// XII век Зонара: // Есть правило собора сардикийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийскаго, предписывающая, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутсятвуя при богослужении в три воскресеые дня, не причастится.//

Вы протестуете против решения 3 соборов? Вы протестант??

Вот уж точно, -- в чём осудишь в том пребудешь.

// Церковь порицает тех, кто пропустил подряд три воскресных Литургии, а не три причастия. // - а это откуда? Вы обновленец?? Если нет, то приведите православный источник.///

Виталий Мигузов, а Вы пытались выяснить о каких правилах трех соборов идет речь в приведенном Вами толковании 9-го Ап.пр, которое дает Иоанн Зонар?
С 9-м Апостольским правилом связаны: 11-е правило Сардикийского Поместного Собора и 80-е правило 6-го Вселенского Собора ( Трульского ). 11-е правило Сардийского Собора легло в основу 80-го правила Трульского Собора. Последнее гласит: " Аще кто, епископ, или пресвитер, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мiрянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея Церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мiрянин да будет удален от общения. "
В этом правиле о причащении Святых Таин ничего не говорится. В нем говорится только о правиле " трех седмиц ". Почему Иоанн Зонар делает из него такие далеко идущие выводы, мне не понятно.

Можно ли Вселенский Собор считать православным, решайте сами. По поводу 2-го правила Антиохийского Поместного Собора и по поводу православности этого Собора конечно можно порассуждать. Тем более, что для этого есть основания. Многие участники этого Собора были признаны еретиками.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
10.09.2013 в 11:20

Геннадий. Вам тяжело понять
Зонару? Так тоже говорит и Вальсамон: Определение настоящаго правила весьма
строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не
причащающихся. И другия правила подобным образом определяют, чтобы все были
готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три
воскресные дня



А Вы же признаете только
церковнославянский язык, так Вам и написано: Славянская кормчая. Пребывати в
церкви молящимся до последния молитвы.
Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния
молитвы, ни причащающиеся.



Вы точку от запятой
отличаете?



Вы свт. Иоанна Златоуста
признаете? Я же привел его слова, что если остался – причащайся, а если нет, то
лучше и не приходи.



Господь // прием хлеб во
святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив,
преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек.



Возглашение: Приимите, ядите, сие есть
Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.



Народ: Аминь.



Священник: Подобне и чашу по
вечери, глаголя:



Возглашение: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета,
яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов.



Народ: Аминь. //



А Вы что отвечаете ему в этот момент? -- Да я
на медитацию православную зашел, а не на трапезу, я не ученик, а
вольнослушатель.



Вы занимаетесь философией, а
не богословием.

Ответить

#
11.09.2013 в 14:32
// Геннадий. Вам тяжело понять Зонару?
Я Вам уже объяснял, почему мне не понять Иоанна Зонара. Он в своем толковании 9-го Апостольского правила ссылается на постановления Сардикийского, Трулльского и Антиохиского соборов. В 11-м правиле Сар.С. и в 80-м правиле Тр.С нет ни слова о Причащении, там речь идет о тех, кто вообще в течении трех седмиц не посещал православный храм и не присутствовал на Литургии, а во 2-м правиле Ан.С и в 9-м Ап. правиле речь идет о тех, кто ушел с Литургии верных. Эти два совершенно разных случая нельзя совмещать в один принцип, в одно правило.
Еще более непонятным для меня остается вопрос, почему Вы не хотите замечать 80-е правило 6-го Вселенского Собора, но из всех сил держитесь за толкование Иоанна Зонара. Получается, что решение святых Отцов Церкви, для Вас, - ничто, а высказывание ( ошибочное ) канониста Иоанна Зонара, для Вас, - все.

// А Вы же признаете только церковнославянский язык, так Вам и написано: Славянская кормчая. "Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся."
Вы точку от запятой отличаете?//
О запятой - чуть позже. А сейчас дополнение к кормчей: Толкование: Иже не пребывают во святей церкви до последния молитвы, но еще святей службе поемей и совершаемей, исходят из церкви, таковии яко бесчиние творяще во святей церкви, да отлучатся.
И комментарий к 9-му правилу византийского канониста Алексея Аристина: "Отлучай не пребывающего на молитве и Причащении. Должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в церкви до конца, но еще во время совершения Святой Литургии выходит из Церкви; ибо таковой производит в церкви безчиние ".
И вывод Алексея Горожанина, который по данному вопросу написал целую статью : "Таким образом, очевидно, что во всех вышеуказанных источниках канонического права проводится одна главная мысль, которую сжато выражает Славянская кормчая, а именно: Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы."
Если бы в 9-м Апостольском правиле речь шла исключительно о причащении Святых Христовых Тайн, то святой Филарет Московский в своем Православном Катехизисе не написал бы следующее: " Церковь материнским гласом увещавает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год ".
А теперь о запятой.
Во 2-м правиле Антиохийского Собора записано:

" Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном ".

То есть, в отличии от 9-го Апостольского правила здесь вместо союза "и" или запятой ( в случае толкований ) используется союз " или ". Такая замена позволяет накладывать наказание даже на тех, кто причастился, но по каким-то предосудительным причинам " не участвовал в молитве с народом ". То есть суть 9-го Апостольского правила заключается не в том, чтобы принудить людей причащаться чаще, чем один раз в три недели, а в том суть, чтобы обязать верных оставаться до конца Литургии. 80-е же правило Трулльского Собора обязывает людей приходить в церковь на Литургию не реже одного раза в три недели, но оно не принуждает их причащаться на каждой Литургии. Если человек приходит в храм на Литургию чаще одного раза в три недели, но при этом причащается, допустим, раз в месяц, то он не нарушает ни 9-е Апостольское правило, ни 80-е правило 6-го Вселенского Собора, ни 2-е правило Антиохийского Собора, которое согласно 2-му правилу 6-го Вс.С. имеет такую же силу как и правила Вселенских Соборов.

Святой Иоанн Златоуст тоже не принуждал людей причащаться на каждой Литургии. Он побуждал, понуждал их делать это как можно чаще. Таково было время, такой была необходимость того времени. Но даже в то время ни один здравомыслящий пастырь или христианин не стал бы изгонять верных из храма перед началом Литургии верных и ни один здравомыслящий христианин ( крещенный ) сам бы не ушел с Литургии верных.




Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
12.09.2013 в 11:39

Геннадий, у Вас не правы: 1. само 9 апостольское правило; 2.неправ его толкователь Зонара. 3.Про Вальсамона Вы так и не сказали, почему он тоже неправ. 4. А вот Вы сами пишите о Аристине: //И комментарий к 9-му правилу византийского канониста Алексея Аристина: "Отлучай не пребывающего на молитве и Причащении. … //


Вы читаете, что пишите? – «Отлучай не пребывающего на молитве И Причащении».


У верных – слова с делом не расходятся! Вам это не понятно?


Если все молитвы верных о причастии, а потом отвернулся от Господа и отказался от того что просил – за это и отлучают. Верные ходят в храм исполнять заповедь Господа услышав его призыв – Примите…, Пейте….


Об этом и свт. Иоанн Златоуст говорит: «Всякий, кто не приобщается святых тайн, стоит бесстыдно и дерзко…. И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? ... Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе? Я недостоин, говоришь ты. Значит: ты недостоин общения и в молитвах…».


А Вы утверждаете, что в молитвах участвовать можно! Вы новый святитель?


// Святой Иоанн Златоуст тоже не принуждал людей причащаться на каждой Литургии. Он побуждал, понуждал их делать это как можно чаще.//-- Несомненно. А где и кто пишет, что людей надо принуждать причащаться???


// и ни один здравомыслящий христианин ( крещенный ) сам бы не ушел с Литургии верных// - ну конечно же. Здравомыслящий христианин обязательно причастится.

Ответить

#
12.09.2013 в 18:52
// Вы читаете, что пишите? – " Отлучай не пребывающего на молитве И Причащении"

Это не я пишу. Это я привожу слова толкования. Они ничем не отличаются от 9-го Апостольского правила.

"9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного."

И здесь, и там написано: "не пребывающих на молитве и ( святом ) причащении." Далее у Алексея Аристина дается объяснение того, что значит "не пребывать на молитве и причащении". Он пишет: " Должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в церкви до конца, но еще во время совершения Святой Литургии выходит из Церкви; ибо таковой производит в церкви безчиние ".

Вы это понимаете по-своему. "Не пребывать" у Вас означает - не причащаться из Чаши Господней. У Арестина это означает: " еще во время совершения Святой Литургии выходить из Церкви ". Вы хотите, ссылаясь на 9-е Апостолльское правило, выгонять людей из храма с Литургии верных, а Апостолы и толкователи их правил, под угрозой отлучения, принуждают людей оставаться на Литургии верных до конца.

// Если все молитвы верных о причастии, а потом отвернулся от Господа и отказался от того что просил – за это и отлучают. Верные ходят в храм исполнять заповедь Господа услышав его призыв – Примите…, Пейте…. //

В качестве ответа на это замечание можно привести слова заглавия обсуждаемой здесь статьи.
" Литургия: общее дело или частный бизнес? " Если общее дело, то нет ничего зазорного в том, чтобы помолиться за брата или за сестру во Христе, ну и за себя тоже. Сейчас, по какой-то причине, я не могу подойти к Чаше, но я хочу, чтобы другие причастились Святых Христовых Тайн, я даже могу поспособствовать этому, если у меня чистое тело и душа. Не только молитва, но и присутствие чистого человека создает благоприятные условия для причащения других людей, особенно тех, чьи тела и души нечисты. Суть соборности именно в этом. Вы же таких людей предлагаете изгонять их храма вместе с оглашенными. Такое действие будет сродни совершению сразу двух грехов. Первый грех - не помощи тем, кто будет причащаться и кто нуждается в помощи. Второй грех - изгоняя человека с Литургии верных, Вы лишаете его возможности приобщиться Духа Святого. Возможность такого приобщения существует. Упоминаемый Вами святой Иоанн Златоуст об этом много говорил. О возможности такого приобщения говорит нам и Евангелие от Иоанна ( я уже несколько раз об этом писал, в том числе и в своих комментариях, адресованных Вам ).
Что касается слов святого Иоанна Златоуста, то могу сказать следующее: разным людям он говорил разные слова. Кого-то обличал, кого-то хвалил, кого-то молча поддерживал. Молча - потому что не все следует знать и слышать из то, что предназначается только кому-то одному. Например, окажись он сейчас среди нас, возможно, что он подошел бы к Вам и на ушко тихо спросил бы Вас: " Ради чего хлопчик стараешься, чего тебе надобно, зачем гонишь людей с Литургии?"
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
13.09.2013 в 10:27

//" Ради чего хлопчик стараешься, чего тебе надобно, зачем гонишь людей с Литургии?"// - он так не скажет, т.к. в отличии от Вас, так как:


1. видит Вашу ложь, что я собираюсь прогонять людей, и видит, в отличии от Вас, слова моего комментария http://www.bogoslov.ru/text/3431779.html#comment3468643


- //Мне хотелось бы подчеркнуть, что НЕ НАДО все-таки никого «выпроваживать». Надо верующим говорить, что теперь непричащающиеся – МОГУТ уйти, т.к. далее все молитвы литургии – только для причастников. И это разъяснение можно сделать после возгласа и ухода оглашаемых. Надо обязательно объяснять. Привычка – быстро меняется.//


2. Мы с ним одного возраста, и назвать хлопчиком 54 летнего человека он никак не сможет.


Умиляет Ваше знание тайных мыслей святителя с полным непочитанием его прямой и понятной речи.


//присутствие чистого человека создает благоприятные условия для причащения других людей// - Вы совершенно правы. Поэтому чистый человек и должен спокойно причаститься, об этом и говорит свт. Иоанн Златоуст. Если человек этого не делает – он не чистый, т.е. его что-то обличает.


//Далее у Алексея Аристина дается объяснение того, что значит "не пребывать на молитве и причащении".// - Действительно, он повторно объясняет то, что человек стоял на молитве, а потом ушел не причастившись. Вы проигнорировали первое объяснение, чтобы перевернуть второе. А у него обе мысли – об одном.

Ответить

#
13.09.2013 в 16:52
//Когда объяснишь несколько раз причину и смысл такой необходимости, потом остается только один аргумент – «но я же на молебен хочу остаться». Отвечаю: – ну и оставайся, пойди пока немного погуляй, зачем Бога обижать? Если человек и далее остается после таких объяснений некоторое время, то смотришь, через месяц – три (когда он уже получил внутреннее сердечное подтверждение), он уходит даже с благодарностью.//
Виталий, это же Ваши слова, так почему же Вы их не включили в свое объяснение. Считаете, что с Литургии верных верным нужно уходить, если они не причащаются, так и считайте и уходите, но зачем же других вводить в грех, да еще делать это с такой настойчивостью? Согласно 9-му Апостольскому правилу, за уход с Литургии верных христианин подлежит отлучению от Церкви.

Надеюсь, что святитель Иоанн Златоуст не осудит меня за то, что я условно, от его имени Вам кое-что сказал. Святые они такие - мудрые и добрые, а вот с канонистами шутки плохи. От них можно и схлопотать по кумполу, особенно за то, что в их уста вкладывают те слова, которых они не произносили и не писали. Будем надеяться, что Аристин не из их числа.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
14.09.2013 в 00:48

//Согласно 9-му Апостольскому правилу, за уход с
Литургии верных христианин подлежит отлучению от Церкви.// - верно, т.к. человек
ушел отказавшись причаститься, но просил
причастия до своего ухода со всеми
вместе. Он получается в этом случае – лицедей, а Литургия – театр, а не Трапеза.
Таково правило. По-вашему же это правило переводится в разряд- "бабушка надвое
сказала".

Ответить

#
8.09.2013 в 21:44
//Ну вот опять: "тако святии Отцы рекоша, а сам этих святых Отцов и не читал".//

Можно читать ( выборочно ) и все переиначивать на свой манер.
" Слово огласительное ", к которому Вы меня отослали, адресовано монахам недавно принявшим постриг, а не готовящимся принять крещение мирянам. Монашеская жизнь и монашеское духовное делание к содержанию обсуждаемой здесь статьи не имеет никакого отношения. Это отдельная тема, которой я не смею касаться, будучи мирянином. Тем более, не смею обсуждать вопрос о том, как должны причащаться монахи.
Я допустил ошибку, когда написал следующее: " Почти все святые причащались очень редко. "
Нужно было или иначе сформулировать, или привести дополнительные объяснения. Священники по определению не могут редко причащаться.

// Про Иоанна Дамаскина и русификацию богослужения – это из разряда рояля в огороде. «Мой рояль, куда хочу и туда поставлю». //

Это не мой " рояль ", а это та тема, об или на который Вы уже не раз спотыкались и теперь избегаете ее обсуждать.

// 9 апостольское правило. Я его уже приводил (поверьте не я его автор) //

Давайте еще раз его " приведем ".

"9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного."

По-моему, здесь речь идет о " безчинии " пренебрежительного отношения верных к богослужению, в частности, к Литургии и к таинству Евхаристии.
Вот Вы предлагаете, точнее, настаиваете на том, что верные должны уходить с Литургии верных, не дожидаясь ( не участвуя ) Ее завершения, если они не причащаются. Такое действие как раз и осуждается этим 9-м правилом. Таких " верных " подобает, согласно этому правилу, отлучать от общения церковного.
Кроме комментария Зонара на это правило существуют и другие. Изучите их, тогда и узнаете откуда я взял правило о трех пропущенных воскресных Литургиях.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
10.09.2013 в 12:00

// а это та тема, об или на который Вы уже не раз спотыкались и теперь избегаете ее обсуждать.// - А вы не потрудитесь дать ссылочку, что Вы имеете ввиду?


Каким боком Иоанн Дамаскин относится к русификации, да против которой я ещё и много раз возражал. Русификация не нужна. Необходимо служение на церковно-русском языке, ДОПОЛНИТЕЛЬНО и НАРАВНЕ со служением на церковно-славянском.


И вот доказательство прекрасного осьмогласия, послушайте и дайте замечания, что там не так: -


http://www.psmb.ru/audio/bogosluzhebnye-pesnopenija/statja/voskresnye-tropari/


// Тем более, не смею обсуждать вопрос о том, как должны причащаться монахи..// - А где есть разные требования к верующим по причастию??? У Вас – священники один сорт, монахи другой, миряне третий. Вы явно не знаете Предания. Мы все - Царственное Священство без исключения и требования ко всем одинаковые


А «слово огласительное» - оно по определению для оглашаемых, т.е. тех кто готовится к крещению и тех, кто крещен в младенчестве и восполняет отсутствие оглашения перед крещением.


Не прячьте за ложным смирением свою некомпетентность. Вот единое правило на всех из «Известия Учительнаго». Служебник. Раздел: «Како подобает служителю предуготовляти себе к достойному служению божественная литургии и причащению божественных Христовых тайн» --


«СИХ УБО ПРЕПЯТИЙ, НЕ ТОЧИЮ ИЕРЕЙ, НО И ВСЯК ХРИСТИАНИН, ХОТЯЙ ДОСТОЙНО ПРИЧАСТИТИСЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН, ВЕСЬМА БЛЮСТИСЯ ДОЛЖЕН ЕСТЬ, КРОМЕ ТОЧИЮ НЕДУЖНЫХ В СМЕРТНОЙ НУЖДЕ»

Ответить

#
11.09.2013 в 15:11
По поводу Иоанна Дамаскина, осьмогласия, русификации богослужения и пр. - все это мы уже не раз обсуждали в соответствующих темах. Все мои ответы на Ваши повторные и повторяющиеся вопросы можете найти там.

По поводу "Царственного Священства": я разделяют мирян, священников и монахов.
Да и обсуждаемая здесь статья посвящена не вопросам монашеской жизни.

// А «слово огласительное» - оно по определению для оглашаемых, т.е. тех кто готовится к крещению и тех, кто крещен в младенчестве и восполняет отсутствие оглашения перед крещением.//

" Слово (а) огласительное (ые) " Симеона Нового Богослова обращены не к оглашенным, а к монахам так как, по его мнению, пострижение в монашество равнозначно второму крещению.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
12.09.2013 в 15:48
//так как, по его мнению, пострижение в монашество равнозначно второму крещению.// - ересь. Все святые исповедают "едино крещение", и никакой речи о втором, третьем ... и быть не может. Вы что-то опять недопоняли.
Ответить

#
13.09.2013 в 17:19
Ну, что тут скажешь? Ничего
Все очень " канонично "
Не нужен ум, не нужен смысл
А нужен ..... знак отличья

Виталий, Вы опять отличились. Продолжать обсуждение в том же духе - не вижу смысла. На любой аргумент у Вас найдется контраргумент. А к селу он или к городу, Вас похоже не волнует.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
5.09.2013 в 12:18

//люди, которые почему-либо причащаться не будут, идут стройным рядом за Антидором.// - так пусть эта традиция и остается. Но только раздавать антидор можно непричащающимся и при выходе после Литургии Слова. Антидор готов сразу после проскомидии, т.е. ещё до чтения часов. Я, например, всегда выносил его из алтаря и отдавал ответственным за «запивку» для его нарезки до начала литургии, чтобы не отвлекаться всем вместе потом.

А «провожать» непричащающихся людей как раз и надо для того, чтобы открыть царские врата! Т.е. все причащающиеся остаются и молятся, как и положено у православных-- «едиными устами и единым сердцем».
Предстоятель – единые уста, молитвы таинственные (а не «тайные») – произносятся вслух, царские врата – открыты. Это и есть норма.
А открывать врата, когда стоят те, кто будут слышать молитвы, не предназначенные для них, отвечать на них «аминь», а потом благодарить за то, от чего они отказались – это и есть профанация таинства. Традиция, о необходимости соблюдения которой Вы говорите, и привела к закрытию алтаря!

// "а вот на заре христианства было лучше, давайте вернём..."// - какая заря? Толкования Зонары – это же 12 век. Церковь всегда боролась с такими плохими традициями, которые полностью бессмысленны.

// …миряне должны благодарить Бога за вся, - это время очень интимной (каждый о своём) и одновременно общей (все об одном) молитвы.//-- Владимир, о православной традиции молитвы я уже привел выше слова из литургического канона: – «едиными устами и единым сердцем». Вы же привели протестантскую традицию. Это они – каждый молится о своем, но все вместе. Только они это делают каждый вслух, а горе-православные в существующей традиции – каждый молча.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что не надо все-таки никого «выпроваживать». Надо верующим говорить, что теперь непричащающиеся – могут уйти, т.к. далее все молитвы литургии – только для причастников. И это разъяснение можно сделать после возгласа и ухода оглашаемых. Надо обязательно объяснять. Привычка – быстро меняется. Я это говорю из многолетнего опыта. Когда объяснишь несколько раз причину и смысл такой необходимости, потом остается только один аргумент – «но я же на молебен хочу остаться». Отвечаю: – ну и оставайся, пойди пока немного погуляй, зачем Бога обижать? Если человек и далее остается после таких объяснений некоторое время, то смотришь, через месяц – три (когда он уже получил внутреннее сердечное подтверждение), он уходит даже с благодарностью.

Ответить

#
20.08.2013 в 10:29

О.Павел, многая и благая Вам лета!
Согласна с Вами, да и вопросу об оживлении богослужения уже "в обед сто лет".

В июне 1917 года у Церкви были отняты церковные школы, а в 1918 году закрыты средние и высшие духовно-учебные заведения. Неравнодушные пастыри думали – и что же делать? Сама жизнь говорила о необходимости перемен, в том числе и в строе литургии. К сожалению, преступные действия обновленцев в 1922 году практически зачеркнули тогда возможность обновления в Церкви, вплоть до того, что и в наше время, как верно пишет о.Павел, "Стоит открыть рот – и тебя тотчас одарят с братской любовью ярлыками «либерала», «обновленца», «кочетковца», «западника», а то и вообще поставят под сомнение твоё право священнического служения." Об этом всидетельствует и дискуссия о ЦСЯ.

В 1918 г. в Петрограде, после закрытия Духовной Академии и Семинарии, на территории Лавры было открыто Пастырское училище, заведовать которым был назначен б.преподаватель СПбДА И.П.Щербов. Прот.Николай Чуков, б. ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, до ректуры 15 лет бывший Епархиальным наблюдателем церковных школ, писал в дневнике:

«11 / 24 августа 1919 г.

Как будто на пути к осуществлению части своих желаний: получить преподавательское место. 5/18 августа получил от заведующего Богословско-пастырским училищем И.П.Щербова приглашение зайти переговорить с ним. 7/20 августа, в среду, около 10 часов поехал к нему. Поближе ознакомились (это и была его цель). Уяснить детальнее цели Богословского института - не ученые и сухо-учебные, а нравственно-вос­питательные: научая, вести ко спасению[…].

Заговорили об устраиваемых Щербовым собраниях кружка моло­дежи, где бывают и ученики Пастырского училища, о богослужениях для детей, устраиваемых в Крестовой церкви. Я сообщил свою мысль, которую не раз высказывал и Митрополиту, что у нас в богослуже­нии, в частности в литургии, совсем нет молений о детях, и что вместо ектений об оглашенных было бы вполне возможно помес­тить ектенью о детях, что у меня проект уже набросан отчасти. Затем высказал я и другую мысль, что и вообще, а особенно для детских богослужений было бы полезно и назидательно читать ев­харистическую молитву вслух, что у меня есть уже изложение этой молитвы, приспособленное для детей, когда я на курсах, на практическом уроке вел именно разработку этого отдела. И.П.Щербов про­сил меня в ближайшее собрание (по средам бывают) сделать об этом небольшой реферат.

18 / 31 августа 1919 г. Воскресенье.

.

Вечером был у И.П.Щербова. Предполагалось собрание, но вследствие назначения богослужения в лавре (похвала Богомате­ри), посидели только трое (с Новицким) и побесе­довали о служении мною литургии вслух (желательно постепенно закрепить), об ектении о детях (ждут от меня), о чтении в церк­ви по-русски паремий, псалмов, Апостола. Я рассказал, что в семинарии уже практиковал чтение по-русски шестопсалмия по переводу Преосв. Порфирия, но с применением некоторых слов и выражений в сторону оставления славянского языка (нужен вкус и мера, а не все буквально переводить). Предполагается беседа об обря­де, тут же затронется вопрос и об уставе. Я рекомендовал пригласить Б.А.Тураева, как и его супругу, как живую работницу в Андреевском приходе.

25 августа / 7 сентября. Воскресенье.

В пятницу у И.П.Щербова собрание. Были: я, Ю.П.Новицкий, супруги Назаровы и о. Н.Чепурин. Докладывал Б.Н.Назаров об об­рядах, в частности о поведении мирян в храме: как входить в храм, как стоять, как подходить к иконе и причастию и т.п. Цель обсуждений - проводить в жизнь намеченное для оцерковления общества. Когда учредится Богословский институт, это будет под его флагом и от его имени. Будет испрошено и благословение Патриарха на это дело, как и вообще на дело работы над оживлением церковного богослужения. Много хороших мыслей из практики высказал о. Чепурин. Мне поручили приготовить через две недели доклад о характере и составе молитвослова для мирян. В буду­щую пятницу тоже мой доклад - о желательных дополнениях и из­менениях в составе церковного богослужения».

Ответить

#
26.08.2013 в 01:25
Уважаемая Лидия Константиновна, спасибо за очень интересное сообщение.
Хотелось бы узнать, было ли что-либо из этих намерений протоиерея Николая Чукова реализовано, когда он стал митрополитом Григорием и у него появилось больше возможностей?
Не пересмотрел ли он позже некоторых своих взглядов?
Мне встречалось упоминание, что о.Николай Чуков в 1924 году, если не ошибаюсь, составил документ "В чем не правы обновленцы", но ни самого документа, ни выдержек из него в интернете найти не удалось. Не могли бы Вы, хотя бы вкратце, рассказать, о чем там шла речь? - думается, его доводы полезно знать и сегодня.
Ответить

#
27.08.2013 в 13:05

Уважаемая Tavifa!



Работы прот.Николая Чукова именно с таким вот названием, как о ней говорит прот.В.Сорокин (См.:http://krotov.info/history/19/1890_10_2/1870chukov.htm), я не знаю.



В Архиве СПБ епархии имеется много о.Николая на тему обновленчества, в которых естественно выражена его позиция. Надеюсь в ближайшем будущем закончить статью на эту тему для портала Богослов.ру – и Вы сможете тогда почитать, а в двух словах я объяснить не смогу.


Относительно "оживления богослужения" в бытность митрополитом, думаю, что все начинания закончились еще в 1922 году с указом Патриарха Тихона. Вот запись дневника прот.Николая:


«19 января / 1 февраля. 1922 г. Среда.


Много бесчиний и новшеств творится в самой Москве, где в этом участвует даже епископ Антонин. Патриарх очень рад и доволен, что его указ о новшествах принят петроградским духовенством едино­душно (хотя, в действительности, это не совсем так: - Введенский уже собирается читать в пастырском собрании доклад “О задачах современного пастырства” в противовес докладу Чепурина)».



Сразу после войны митрополит Григорий подал доклад «О мерах по борьбе с сектантсвом»:


Всемерно заботиться о внешнем благолепии богослужения и его истовости (уставности): не допускать в совершении богослужения торопливости, небрежности, уклонения от устава; соблюдать строгую благоговейность в храме, в алтаре; устраивать церковные хоры со строго церковными напевами. На это должно быть обращено самое серьезное внимание. [Обратить особое внимание на исполнение треб, особенно таинства крещения, брака, погребения-отпевания. Перед коллективным крещением полезно разъяснить значение таинства и обязанности восприемников и родителей, значение нательного креста. Не сокращать произвольно отпевания, молебна, панихиды. Совершение как следует индивидуальных треб лучший миссионерский прием, часто воздействующий глубже и непосредственнее, чем общее богослужение. Главнейшие молитвы, которые должен знать христианин, петь всем храмом, чтобы люди выучили. Шире привлекать желающих в церковный хор]». (См.: http://www.bogoslov.ru/text/669749.html).


В дальнейшем главные усилия владыки как председателя Учебного Комитета Св.Синода в данном отношении были направлены на правильное преподавание курса литургики в Академиях и семинария.

Ответить

#
27.08.2013 в 20:22
Благодарствую за обстоятельный ответ, уважаемая Лидия Константиновна, и буду с интересом ждать Вашу статью.
Ответить

#
Евгений Олегович Иванов, Россия, Москва
19.08.2013 в 15:18

Честный отче Павле, мир Вам.


Господь да подаст Вам мир и утешение в связи с этими грустными мыслями.


Вчера был на выставке икон «Благовестие красоты», и ненароком услышал, как один человек говорит на английском иностранцам: «Русская Церковь очень консервативна. То, что вы видите, - это не двенадцатый или тринадцатый век. Это двадцать первый век!»


Эти слова меня очень порадовали. Это свидетельство неотмирности и незыблемости Церкви Христовой, в которой нет ничего музейного, но всё полно жизни и непреложно.


На литургии в своём обычном московском храме на окраине никогда не наблюдаю, чтобы служба была лишь «частной работой» духовенства: чувствуется молитвенное напряжение присутствующих, видно усердие и любовь пастырей, благоговение тех и других. И выходишь со службы иным, чем приходишь.


Да, много проблем, да, какие-то вещи надо менять. А если нет оглашенных – то всерьёз, как о. Даниил Сысоев, заниматься миссией. Или хотя бы за 1 минуту объяснить в проповеди прихожанам, почему верные не должны преклонять главы на «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните». Или установить динамики и ограничить количество певчих, чтобы слова нормально слышать.


Вы очень верно употребили в отношении устранения ектении оглашенных слово «посметь». В слове «посметь» звучит некое переступание, выход за пределы послушания и традиции Церкви. Если кому-то в голову всерьёз придёт мысль отменить эту ектению как якобы лишённую смысла – это будет лишь поводом для гораздо более масштабных изменений, знаком того, что теперь всё можно: «Ага, убрали ектению оглашенных! Отлично, теперь примемся за всё остальное!»


Да не будет.

Ответить

#
Фёдор Пирвиц, С-Петербург
16.08.2013 в 15:44

(по поводу статьи Зайцева)

Если человек перестал быть чтецом в храме, что ему мешает молиться мирянским чином дома? Или собраться вместе на квартире у кого-то послужить вечерню или утреню? Священник тут и не нужен... Иначе получается классический сценарий расцерковления: первые неск. лет истово ходить на все службы, предпричастные правила+акафисты, потом бизнес берет свое и ты успеваешь только пробормотать, засыпая, "спокойной ночи, Бог!"

Если не начинать служить обряд самому, "снизу", а ждать "батюшку", то рано или поздно это надоест: человеку в воскресенье легче будет поехать с детьми погулять в парк\мегамаркет, чем давиться полусонному в очереди на исповедь... Роль добровольного подчинённого подавляющему большинству нормальных людей неблизка , а социальная роль зрителя естественным образом приедается.

Ответить

#
16.08.2013 в 15:09
Последние лет десять ходим семьёй на службу так: раз в неделю на воскресную литургию (если не на работе), я со старшими отстаиваю литургию (молюсь насколько удается сосредоточиться и насколько слышно, что поют на клиросе), жена с младшими к причастию. Реже ходить нельзя ( раз уж носишь имя христианина и приступаешь к таинствам), чаще - незачем. Скажете - потребительское отношение к службе? Полностью соглашусь. Но, к сожалению другого выхода не вижу (если не считать красивых высокопарных рассуждений).
Ответить

#
16.08.2013 в 10:15

Брось, отец. И ектению об оглашенных давно уже выкидываем - и никто слова не говорит (во первых, у греков это - норма, во вторых - это же часто делается на наших патриарших и архиерейских богослужениях). А о беременных не то что прошение - целые чины существуют (приезжай к нам по четвергам - услышишь). И сугубая "расширяется"... Только толку от этого немного. Не в этом "золотой ключик" - повернешь, и все переменится. Да и вообще существует ли этот ключик?

Речь в данной ситуации идет о умении молиться. Чтобы каждое слово богослужения откликалось в душе многоголосым эхом... А такого умения нет не только у мирян - у священников, алтарников, певчих оно тоже, как правило, отсутствует. Что то делать на литургии, и даже служить литургию - это не значит быть "в литургии". Уж ты то это знаешь. Все это остается лишь внешним действием, никак не влияя на внутренний ленивый душевный штиль.

А умеющие молиться бегут обычно от всякой "деятельности" за литургией (и даже от служения!) - потому что эта деятельность мешает молитве. Но такие встречаются, увы, очень нечасто.

"Горизонтальные связи"? Сейчас их в московских (к примеру) приходах - хоть отбавляй! Теоретически они должны содействовать молитве. А практически? Ну разве что самую малость...

Примеры вовлеченности в молитву? Мне в голову приходят почему то все больше из старообрядческой практики - наверное, потому, что когда-то профессионально интересовался ей. Когда плачут на шестопсалмии. Когда читают богослужебные тексты "в рассуд" (есть такой этнографический термин) - т.е. чтец, чаще невольно, сопровождает чтение собственными краткими комментариями. Наверное, это неправильно, но свидетельствует о том, что богослужебный текст существует на вовне, а проходит сквозь сердце молящегося.

И такой человек просто не сможет без молитвы - он умрет от голода. Можешь не молиться - не молись. Я думаю, что не заставлять себя молиться нужно - а именно лишать себя молитвы. Хочешь почувствовать вкус пищи - поголодай немного. Но этот совет, понятно, не для всех.

Что делать, чтобы научить приход молиться? Прежде всего - научиться самому.

Откуда приходит умение молиться? От многих скорбей, или от жертвенности, или от аскезы? И тут надо писать о вещах банальных и жутко непопулярных сейчас. О помыслах, о борьбе со страстями, о несуетности. И главным образом о собранности. Внутренней собранности не только в храме, но и вне храма. О молитве как способе бытия. И такое бытие, я уверен, возможно не только за монастырскими стенами, но и в современном диком мирском круговороте.

Т.е. молитва придет в результате переделки, преображения души (опять, извините, банальность). Что, в свою очередь, требует внутреннего труда - а не переделки богослужения, горизонтальных связей и чего-то внешнего. Что-нибудь из приведенного списка, наверное, может немного помочь - но только очень немного.

Ответить

#
24.08.2013 в 16:51

Да хранит Вас Господь, отец Георгий! Необходима и возможна молитва как способ бытия. Если скажем, что нет, - тогда вообще все бессмысленно. Если возомним, что этого можно достичь, - наверное, уподобимся неразумным детям. Это ПУТЬ. Мы призваны. Путь указан. Всё дальнейшее – непрестающая невидимая брань на этом пути. Но многие ли идут по нему из всего крещеного народа Божия? Это Господу видней, здесь мы, конечно, не судьи – кто чем спасется. Ужасно жалко другого – «упущенных (ежедневно упускаемых, если можно так выразиться) возможностей» донести до людей, приходящих в храм, слово Божие и слово пастырское. Беседы, воскресные школы для взрослых – это замечательно, правильно. Но туда идут те, кто уже захотел этой пищи. А большинство в простоте душевной питается суррогатами, чем придется, - и не ведает об ином. Более того – к сожалению, зачастую приобретаемые на таких занятиях знания тоже нимало не затрагивают сердца и не выводят на тот самый ПУТЬ… Нужна проповедь в храме. И проповедь перед Литургией верных – не иначе. Когда все еще стоят, молчат (!), и даже ничего не понимающий честно ждет «что будет дальше». В этот момент кому-то напомнить (никогда не лишне), кому-то объяснить – что происходит, - ЧТО будет происходить сейчас. Даже многих слов не надо, но пусть хоть одно «уязвит душу». Да, дары различны, и не каждого Господь наделил красноречием. Но посмотрите – сколько в последнее время, с появлением православного интернета, телевидения высказано замечательных мыслей, сколько опубликовано из наследия. Ну давайте же выпустим продолжение «Настольной книги священнослужителя», пусть будут руководства с лучшими текстами именно для такой проповеди. Может, и обремененным множеством забот батюшкам нашим это облегчит жизнь не только в том плане, что сократит время на поиск нужных слов, но и - кого-то тоже «уязвит», поможет подняться над омертвляющей, затягивающей обыденностью. Тогда и чужие слова произнесутся с живым чувством. Смысл Писания, хоть какими-то гомеопатическими дозами, но нужно доносить в стенах храма. (А пономарей школить, и к логопедам отправлять всем миром – потому как для всех польза.) Пусть хоть одно предложение из читаемого Апостола будет объяснено, но так, чтобы стало понятно: это не бессмысленная невнятица, а - о нас, о тебе, обо мне…


А на ектенье об оглашенных я искренне молюсь обо всех крещеных, но не просвещенных. О несостоявшихся оглашенных. Разве плохо будет, если из проповеди священника они узнают, что эти слова – напоминание о том, чего они лишились – не по своей вине чаще всего, и о том, что «в новых условиях» ответственность все та же…


Ответить

#
20.08.2013 в 22:36
Спаси, Христос! О. Георгий очень точный ваш комментарий. Служу в селе, вставляем на сугубой ектенье прошения (многие не слушают), акафисты читаем (3 человека приходит, а село большое), беседы "по полочкам" все разъясняем, литература, аудио, видео - только с полки бери и читай, слушай, смотри - в итоге даже на общую трапезу некоторые не хотят после службы идти. Курьезы бывают - скажешь не надо сидеть на Евхаристическом каноне, так в следующей раз не придут, говорят батюшка отругал мол, что сидим в церкви. Что еще такое сделать, чтобы людей "расшевелить"? Радует, что молодые мамы с детьми приходит, подростки, с других сел приезжают. Вообщем только молиться и остается, иначе совсем "пропадешь".
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс