Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа Межсоборного Присутствия «Общественная деятельность православных христиан»

16 декабря 2010 г.
16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Общественная деятельность православных христиан», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

Русская Православная Церковь считает очевидным благом свободную и добровольную общественную деятельность, направленную на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему – во исполнение заповеди Божией: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39) (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви V.2.).

Сегодня эта деятельность уже приобрела общенациональный масштаб, богатство и разнообразие ее направлений увеличивается, в ее орбиту входят все новые люди, активные и неравнодушные, в том числе церковная молодежь. 

Православный христианин может участвовать в любой общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместной с иноверцами и атеистами, если она преследует цели, не противоречащие Священному Писанию и Преданию, и осуществляется благими и законными методами. Такие труды в соработничестве с нецерковными людьми для православного христианина есть, в том числе, прямая возможность миссии, деятельного свидетельства перед внешними о Христе Спасителе. 

Многие общественные организации (братства, сестричества, благотворительные фонды и так далее) прямо заявляют себя православными. В их работе должна быть велика роль духовного наставничества и благословения пастырей. Их деятельность должна вестись в согласии со Священным Писанием и Преданием, позицией священноначалия. Вместе с тем, это не означает принудительного единомыслия во всех многообразных вопросах общественной, культурной, политической жизни. Каждый член Церкви имеет право на обнародование своего частного мнения по всему кругу жизненных вопросов, если оно не высказывается от имени всей Церкви и не противоречит святым догматам, постановлениям соборов, иным общецерковным решениям. В полной мере это относится и к православным общественным организациям.

При этом православные общественные организации и все общественно активные православные христиане призываются к тому, чтобы, бережно храня единство церковного мира, согласовывать свою публичную позицию со священноначалием, прежде всего правящим архиереем, а в необходимых случаях общецерковными структурами. В свою очередь, архиереи, равно как и клирики, призываются к тому, чтобы осуществлять попечение об общественной деятельности православных христиан с любовью и рассуждением, не навязывая свою личную точку зрения как общеобязательную, уважая свободу воли и суждения своих подопечных, допуская, по слову апостола, разномыслие по недогматическим вопросам. Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). 

К сожалению, в современном мире немало людей, которые объединяются в общественные организации ради определенных целей и ведут общественную деятельность такими средствами, которые Церковь не может принять – вплоть до прямой апологии греха и деятельного вовлечения людей во грех. Православный христианин не может состоять в подобных общественных объединениях и даже сотрудничать с ними. Это, однако, не означает отказа от возможности и во многих случаях необходимости публичного диалога – обличения, увещевания, разъяснения. Подобное свидетельство представляет собой важное поле общественной деятельности православных христиан.

Общественная деятельность не должна вносить в души православных христиан ненависть и уныние. Следует отметить, что главной целью христианской жизни является, по слову преподобного Серафима Саровского, стяжание в своем сердце благодати Духа Святаго: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (6)

Написать комментарий
#
24.09.2011 в 16:19

+


Час добрый ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Мир вам и дому вашему!!!


Низко кланяюсь ВАМ за ВАШУ БЛАГОЧЕСТИВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


В списке тем для рассмотрения в комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства значится пункт, а именно; О нормах в области вопроса о церковной архитектуре (строительстве и реставрации), иконописи, церковном пении и колокольном звоне.


Хотелось бы видеть в благочиниях, организацию реставрационных работ в храмах, действительно со знанием и навыками РЕСТОВРАЦИИ в отличие от таджикско-аульного стиля, или неквалифицированных строителей что приводит к разрушению памятников культуры и главное дома молитвы для православных, конкретный пример: нанесение цементного раствора на известковый состав кладки и штукатурки, соответственно без проектного согласования и консультаций специалистов - реставраторов.


Почти также можно сказать и про иконопись, церковное пение и колокольный звон.


КОНКРЕТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:


Возможно на уровне благочиния рассмотреть вопрос о обучении по данным направлениям, либо дистанционно обучать желающих прихожан. Либо приглашать специалистов на места, либо посылать на обучения???


Прошу заметить, что в этом обращении нет попытки и даже намека на межнациональные разногласия и тем более ОСУЖДЕНИЯ свещенноначальства, так как сам я грешней и недостойней всех, всегда (по силе, разумеется) каюсь и причащаюсь святых даров со страхом.


С.У. Грешный и недостойный раб БОЖИЙ Александр. (Каширское благочиние Мос. Епархии)

Ответить

#
18.02.2011 в 14:22

Вот-вот... Полностью согласна с Кириллом Ф. Русская Православная Церковь не должна уединяться в своем тесном мирке все время: сначала время молитве и общению с Господом, а потом надо "идти в народ" и там проповедовать Слово Христово!Нужно спасти как можно больше заблудших, своим примером показывая истинную веру, "взыскивать погибших", а не отгораживаться от них фарисейскими догматами и фанатичными поступками. Очень многие тянутся душой в Церковь,хотят спастись,но часто прихожане своим недобрым отношением отталкивают потенциальных христиан, и они разочарованные возвращаются в лапы лукавого!Будем милосерднее, времени мало осталось...

Ответить

#
Семёнов Алексей, Россия, Санкт - Петербург
29.01.2011 в 14:56
Церковь вне греха, где нет греха там и Церковь. Всякое общественное дело ведущее ко греху, погружающее в грех не от Бога.
Ответить

#
29.01.2011 в 03:36

Замечательно,что православный христианин пока еще "призывается" согласовывать свою точку зрению с местным архиереем,а не "обязуется".
Но вот пассаж :"Каждый член Церкви имеет право на обнародование своего частного мнения по всему кругу жизненных вопросов, если оно не высказывается от имени всей Церкви и не противоречит святым догматам, постановлениям соборов, иным общецерковным решениям" принянть не могу. Заранее заявляю,что даже если Архиерейский собор примет проект закона "о политизации Церкви" (о допустимости похода батюшек и архиереев во власть) я буду ПРОТИВ этого решения Собора. И вот интересно,кто будет прав? Уважаемый Собор,призывающий нарушить в исключительных случаях 6 и 81 апостольские правила.Или я,грешный,пытающийся их защитить?

Валерий Отставных,православный религиовед и журналист

Ответить

#
28.12.2010 в 15:24

Хорошо-бы, да было-бы "хорошо", если - бы так "стало", что:

"...Православный христианин может участвовать в любой общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместной с иноверцами и атеистами, если она преследует цели, не противоречащие Священному Писанию и Преданию, и осуществляется благими и законными методами. Такие труды в соработничестве с нецерковными людьми для православного христианина есть, в том числе, прямая возможность миссии, деятельного свидетельства перед внешними о Христе Спасителе".
Таки усмотрим некую статью, которую всем христианам "благовествуют" - 288 , если не ошибаюсь, не суть номер, но суть, о том, что сможет Христианин говорить о Истине "..во всем ее современном многообразии, в том числе совместной с иноверцами и атеистами, ..."

Ответить

#
22.12.2010 в 20:09

Опубликованы проекты
документов Межсоборного присутствия. Меня, как человека, вовлеченного в
церковно- общественную работу, в частности, в Совет православных
общественных организаций, более всего интересуют документы, касающиеся
общественно- политической деятельности православных христиан , а также
документ о принятии из раскола- он напрямую касается Украины. Вот эти
документы:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1343174.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/1343152.html

http://www.patriarchia.ru/db/text/1343162.html

Отличные
тексты. Документ о возвращающихся из раскола – это изложение точной
православной догматики, прекрасно изложенной св. Иларионом (Троицким) в
таких его работах, как «Христианство или Церковь», «Христианства нет без
Церкви», «Очерки по истории Догмата о Церкви». Короче, прочитать этот
документ достаточно для того, чтобы убедиться, что нет в Русской Церкви
никаких ересей. Я считаю, что этот документ должен быть окончательно
принят без изменений.

Документы
об общественной и выборной деятельности православных христиан также
очень хороши- они предоставляют православным мирянам максимальную
свободу и возможности для осуществления общественно- политической
деятельности с целью христианизации этой деятельности и деятелей, миссии
в общественно- политической сфере. Более того, в исключительных случаях
допускается участие священнослужителей в выборах по
партийным спискам. Это допущение очень важно и должно быть поддержано,
ибо такие исключительные случаи существуют. Например, на Украине, где
раскольнические «попы» прут в представительные органы власти. А людей в
рясах могут опровергнуть только люди в рясах, к мирянам прислушаются
меньше.

Совершенно справедливо, что православная общественно- политическая деятельность должна происходить в ладу с догматическим и нравственным учением Церкви, в сотрудничестве со Священноначалием.

Но
я бы добавил в эти документы положение из Основ социальной концепции,
что зачастую православная общественно-политическая и медийная
деятельность является не только правом, но и обязанностью православных
мирян. А то многие наивно думают, что эта деятельность приносит сплошные
удовольствия. Да нет. По сути, это Крест, послушание. Не легко и не
приятно полемизировать с мерзавцами, ненавидящими Церковь, клевещущими
на Ее Предстоятеля, мешающими реализовать такие жизненно важные проекты,
как застройка новых районов Москвы быстровозводимыми храмами,
возвращение Церкви Ее храмов и монастырей и т.д. В
развитие тезиса о необходимости взаимодействия православных общественных
организаций и Священноначалия считаю важным дополнить документ о
православных общественных объединениях предложением создания отделов по
взаимодействию Церкви и общества в каждой епархии, деятельность которых
будем координироваться Синодальным ОВЦО МП, и создания при этих отделах
Советов общественных организаций, в которые могут входить не только
православные общественные объединения, но сочувствующие организаций,
организации, с которыми есть точки пересечения и т.д. Это же касается и
головного Общественного Совета при ОВЦО МП, ведь большинство
гражданского общества воцерковляемо, и мы, православные , должны сделать
первый шаг.

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс