Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа Межсоборного Присутствия «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»

16 декабря 2010 г.
16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

Пояснительная записка к проекту

Канонический материал по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц даёт следующие основные нормы:

  •  принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20); 
  •  признание обязательности целибата для кандидата в клир не отвечающим древним каноническим правилам Церкви (Трул., 13); 
  •  запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии (Ап., 26; Неокес., 1; Трул., 6);
  •  запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии (I Вс., 3).

Члены комиссии обсудили вопросы о возрастном и образовательном цензе для рукоположения в безбрачном состоянии, о порядке принятия решения о рукоположении лица в безбрачном состоянии. Было принято к сведению решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., «в изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Данное решение было затем подтверждено постановлением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.

 

«О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»

  1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.
  2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста. Таковые лица должны обладать достаточным жизненным и духовным опытом.
  3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование. В том случае, если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре, под руководством опытного священнослужителя.
  4. Хиротонию безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать лишь после изучения кандидатуры епархиальным советом, на основании письменного обоснованного прошения кандидата на священный сан, встречи с ним и письменной рекомендации его духовника, а также ректора духовной школы, где обучался кандидат, либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику.
  5. Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии и без принятия при этом монашеских обетов, включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.
Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (29)

Написать комментарий
#
10.10.2011 в 19:45

+

Час добрый Отцы. Братья и сестры! Мир вам!

В проекте настоящего документа обозначен критерий;

В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.

А надобность, чем обосновывается данное изменение, для настоящего времени?

Нехваткой священнослужителей? Нет выпуска из семинарий? Или нехватка монашества (намек на то, что безбрачный путь ведет священнослужителя в монахи) ?

Или возврат к истокам? Уместно вспомнить следующее;

С первых лет Христианства появился запрет на брак после вступления в духовенство. Это запрещение основывается на 25 каноне апостольском, который разрешает заключение брака после вступления в клир лишь певчим и причетникам. Неокесарийский Собор 315 года грозит лишением сана нарушителю этого правила, а Анкирский Собор 314 года разрешает диакону объявлять перед чиноположением о намерении вступить в брак, следовательно, и осуществить свое намерение после чиноположения. Церковные правила предоставляют лицам, принятым в клир безбрачными, жениться по их желанию во время прохождения низших церковнослужительских должностей, а от нежелающих требуют обета целомудрия перед вступлением в лик священнослужителей. Многочисленные примеры из истории и церковные правила говорят также о том, что Церковь всегда позволяла духовенству оставаться вовсе безбрачным, если это делалось ради подвига воздержания.

Однако, Церковь не сочла безбрачие обязательным для духовенства. Наоборот, апостол Павел указывает что епископом должен быть человек семейный, муж одной жены, умеющий руководить своей семьей, а потому способный руководить и паствой (1 Тим 3, 2, 4-5). В первые века Христианства упоминается много примеров женатых епископов, не говоря о священниках и диаконах. Уже с первых столетий Христианства Церкви пришлось бороться не только со древним презрением безбрачия, но и с другой крайностью презрения брака, связанной с дуалистическим учением гностиков об отрицании плоти. Апостольские правила указывают на совместимость святости священного служения и супружеской жизни, запрещая священнослужителям оставлять под предлогом благочестия своих жен. На I Вселенском Соборе многочисленные сторонники безбрачия, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но Пафнутий, епископ Верхней Фиваиды, великий подвижник и девственник, убедил отцов Собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. Гангрский Собор в середине IV века изрекает проклятие как хулителям Богом установленного брака всем тем, которые, подобно сторонникам Евграфия, епископа Севасты, не признавали силы священнодействий, совершаемых женатыми пресвитерами.

http://drevo-info.ru/images/drevo.png

Тогда на данном фоне, уместно обратить внимание на следующее:

________________________________ ЦЕЛИБАТ

безбрачие католического духовенства.

(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907)

целибат

- лат. [caelibatus < caelebs безбрачный] - безбрачие; в частности - обязательное безбрачие католического духовенства.

(Словарь иностранных слов, 1933)

ЦЕЛИБА́Т, целибата, мн. нет, ·муж. (·лат. caelibatus) (·книж. ). Безбрачие (у католического духовенства).

Д.Н. Ушаков
Большой толковый словарь современного русского языка

Такое понятие как целибат, или обет безбрачия, в большей мере относится к католическому духовенству, но присутствует и в некоторых других религиях. Это состояние тела и духа было узаконенное в XI веке Папой Григорием VII.

________________________________________

Далее уместно, да и подобает, обратимся к опыту святоотеческого наследия.

"Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезное отношение к мысли исчезло, всякий живой источник вдохновения иссяк... Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения...

Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня".

Святитель Феофан Затворник, 1894 г.

На фоне этого наблюдения, получаем некую антиномичность? Две противоположенные идей присущи одному предложению.

1. Да возможен такой опыт, была практика в церкви.

2. Подход в стиле секуляризованной западной культуры ( в данном случае употребление слова о безбрачии Целибат) начинается все с малого , в начале колышек забьем, а затем и все прихватим.

Либо (чего бы и хотелось) великая мудрость, привить тем самым, отпавшие (но, не засохшие) ветви, т. е. Католицизм. Попытки уже начаты, это диалоги между РПЦ и Католиками. Да и все-православный собор возможен, не плохой был бы сопроводительный акт???

Поправьте меня, если ошибаюсь, буду рад услышать.

Грешный и недостойный раб Божий Александр.

Ответить

#
18.02.2011 в 14:51
Документ грамотный, возможно подобное продиктовано целью значительно увеличить штат священников, ведь будет построено множество храмов и очень быстро, а им нужны приходские священнослужители, вот и снимают ограничения по мере возможности. Своевременный проект, не надо его затягивать излишним обсуждением,опасность-замылить тему и не внедрить.
Ответить

#
10.02.2011 в 19:12
Выражаю солидарность Максиму Рихтеру.

Мне кажется, дело ещё и в том, что вообще к неженатому (незамужнему) человеку у нас в Церкви (РПЦ) относятся настороженно. Т.е. общий такой настрой - подозрительный: ты или в монастырь иди или давай женись, а то не дело так жить. Ситуация эта отражает, в принципе, присущий большинству членов Русской Церкви радикализм, привычку всё делить на два фронта, отсутствие пресловутой широты мысли, что ли...

Насчёт возраста. Думается, не ранее 30-ти в священники - для всех, неплохо и для монашества такое же ограничение. И никакая здесь икономия недопустима. А исключительной рассматривать практику не целибата, а раньше 30-летнего рубежа рукоположения/пострижения. Подождать "впасть в руки Бога Живого" только полезно.
Ответить

#
31.01.2011 в 20:54

Внимательно прочитав как саму записку, так и развернувшуюся полемику, не могу не согласиться с Максимом Рихтером и Мангустом из Токио, в том, что они не боятся страшного и ужасного целибата... Меня удивил Иов из Каширы, если это действительно Владыка Иев (Смакоуз), то он мог быв сослаться на решение собора Киевской митрополии, запрещающее целибат на территории Киевской митрополии... Но, этого сделано не было, вместо этого странные ссылки на латинскую практику целибата... Увы, она не применима к Восточным церквям, хотя бы потому, что в РКЦ нет альтернативы, там только целибат! Но, практика женатого священства у латын всё же имеется, благодаря униатам и это не толкьо западно-украинские униты, но и чешские и польские и маронитские (остальные на вскидку не вспоминаются, но их достаточно не мало). Увы, институт женатого священства там постоянно под угрозой уничтожения, т.к. Рим не терпит в таких вещах разногласия... Проблема целибата, на самом деле надуманная проблема. И не надо рассказывать страшилки, как соблажняют молоденькие прохожанки неустоявшихся целибато-попов... Нешто немало примеров того, как архимандриты, игумны, иеромонахи, иеродияконы и просто мнишествующие случайно заглядывали в ЗАГС узаконить своё гражданско-женатое состояние, а заодно уж и дитятко признать законным... А уж про то, как у некиих отцов сменяются инда матушки и говорить неохота... Никогда клобук, или штамп в паспорте (либо свидетельство о венчании), не были гарантией от блудного греха... Не понятна сама боязнь нормальной церковной практики... Хотя, с другой стороны, может и хорошо, что целибат, под негласным запретом, потому, как слишком ярок пример в РПЦ, как из исключительной практики, крестить обливательно, только когда нет возможности по иному окрестить, эта практика стала вдруг всеобдержной и настоолько укоренившейся, что уже второй патриарх РПЦ борется с нею, но, боюсь, также безуспешно...

Как говорил, Ф.Ф.Преображенский, разруха не в клозетах, а в головах... Вот и применительно к целибату, надо просто рассмотреть древнерусские памятники церковного права, где сей вопрос был проработан до мелочей, а не пытаться внедрить современную католическую практику в отношении новациата...

Ответить

#
4.01.2011 в 11:57
Сергею Бортнику (Sergej Bortnyk).

Г-н Бортник, если под "Иов из Кашира" скрывается какой-то владыка, то, наверное, это не моя проблема, а проблема того, кто не хочет себя открыто идентифицировать. Поэтому всякий скрывающий свое истинное церковное положение, должен быть готов к ответным реакциям различного характера. Далее, не стоит делать уж очень скороспелые выводы о том, что якобы мне совсем неизвестна церковная провинциальная жизнь. Вы экстрасенс? Вы меня лично не знаете, даже не знаете какие конкретно учебные заведения я окончил и, главное, не знаете, с каким успехами я окончил эти заведения и т.д. Защита одного владыки не делает вам чести (потому что уважаемый владыка сам виноват, что скрыл себя) и уж тем более не делает чести, если вы находитесь в Хайдельберге (я, н-р., также нахожусь не РФ, но предпочитаю не рекламировать свое место пребывания)...
Далее вы говорите, что в церковной провинциальной жизни одинокие прихожанки соблазняют неустоявшихся священников-целибатов. Простите, но вы как будто с Луны упали. Такие проблемы есть не только у целибатов, но есть и среди женатых священников (!) и сколько угодно примеров, когда иеромонахи и игумны становились папами...
Зрите в корень церковной жизни в целом, а не только срубайте верхушки церковной провинциальной жизни!
Ответить

#
4.01.2011 в 11:39
Спасибо, Sergej Bortnyk, (Heidelberg), а то я думал уже, что одинок.
Мангусту: откуда Вы взяли, что "брезгливо" я отношусь к целибатам? Не передергивайте- из того, что я знаю о целибатах следует только то, что "не все так просто, как кажется". И это- точка зрения даже не моя, а моих друзей- целибатов, к которым (и к их точке зрения тоже) я отношусь с огромным уважением- уж они-то знают(в отличие от молодых и зеленых теоретиков), о чем говорят!
Ответить

#
4.01.2011 в 00:21
Господам Мангусту и Рихтеру.
По всем признакам "Иов из Кашира" - не кто иной как владыка Иов (Смакоуз), нынешний епископ Каширский, окормляющий приходы РПЦ в Канаде.
Так вот, он один из лучших выпускников ЛДА 1990, один из лучших преподавателей КДА, с 1996 по 2005 годы один из образованнейших архиереев УПЦ. Сам долгое время целибат.
А упоминаемая епархия - Сумская, в которой в "деле" бывшего настоятеля собора стояло "целибат, женат, двое детей". И пример далеко не одинокий.
Если Вы, уважаемые, не знаете реальной жизни в церковной провинции и как одинокие прихожанки соблазняют неустоявшихся священников-целибатов, то лучше поспрашивайте своих знакомых, прежде чем себя умниками выставлять.
P.S. Поклон владыке Иову. До сих пор лучшие минуты моей жизни - на клиросе храма СПБДУ, когда не было времени думать о постороннем.
Ответить

#
3.01.2011 в 21:32

Прот. Сергию из Москвы

"Monos" означает не только то, что человек живет безбрачной жизнью, но и то, что он отделил себя от всего, что может помешать ему общению с Богом. Отделил в самой, что есть, а б с о л ю т н о й  форме. А Вы все сводите к физиологии. 

Кроме того мне хотелось бы отметить еще одну важную деталь, которая в полемике кажется до определенного момента как бы неуловимой.Но она является выражением определенного церковного, богословского и социального сознания. когда вы уничижительно и даже брезгливо говорите о целибате, то затрагиваете институт брака. если следовать вашей логике, то супруга для женатого священнослужителя делается неким предохранителем, "лекарством" от блуда. А эта манихейская тенденция унижает идеал брака, унижает и опошляет союз любви, унижает того, кого Бог дал праотцу Адаму в помощники (isha, syzigos). Тем самым, как не странно, Вы унижаете и то, что защищалось в полемике на Эльвирском соборе, пытавшимся провозгласить безбрачие священнослужителей общецерковной нормой.  

См. также Протоиерей Николай Балашов
"Актуальные вопросы этики пола в свете "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".
http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=30


Ответить

#
3.01.2011 в 20:38

Прот.Сергию из Москвы

Вы не придирайтесь к словам, а лучше полностью почитайте мой комментарий, если хотите быть принципиальным и точным в данном вопрос.

И почему вы обходите стороной проблемы номенклатурного монашества, обитающего в недрах синодальных отделов (им тоже в среднем около 30-ти). Или там все без проблем. Если там встречаются нормальные люди, живущие монашеской жизнью в городских условиях, то и среди целибатов не все  заведомо онравственно распущенные личности.

Кроме того, я уже и не говорю о неизбежных и ранних епископских хиротониях таких горе-монахов... 

Ответить

#
3.01.2011 в 14:27
"То, что священник-целибат живет один - это вовсе не означает, что его статус приближается к монашескому;"
А я почему-то думал, что слово "монах" по-гречески о означает, что человек "живет один". Спасибо, что просветили.
Ответить

#
3.01.2011 в 11:23

Иову, Кашира

уважаемый Иов, вот честное слово, то, что вы предлагаете (из вашей практики), это чистой воды - лубочное православие! Кому в голову у вас там пришло подобное сочинить, лучше не раскрывать... 

Я писал в предшествующих комментариях прот. Сергию Точену о том, что многие мыслять однобоко, видят только что-то одно, при этом не видят цельной картины. Т.е. из одной крайности, впадают - в другую. Вот ваша практика это как раз чистый пример этой крайности. Кто вам сказал, или из какой церковной истории вы взяли, что целибат по статусу своему приблежен к монашествующему? То, что священник-целибат живет один - это вовсе не означает, что его статус приближается к монашескому; и вовсе не означает, что рано или поздно целибат должен уйти в монастырь, став монахом; и вовсе не ознчает, что вдовые священники должны становится монахами... Это мифы! 

Мангуст (Токио) правильно все написал. И еще раз подчеркну (повторив за Мангустом), что в РПЦ целибат, действительно, превратили в пугало, в страшилку!  

Ответить

#
3.01.2011 в 04:27

ИОВУ

Не понятно почему в вопросе о целибате концентрируется внимание на тех вещах, которые по канонам a priori являются вполне естественными  или на каких-то глупостях 

По моему глубокому убеждению "вести жизнь без соблазнов для мирян" должны не только безбрачные священнослужители, но и женатые. Ведь большинство паствы составляют семейные люди, и указание в тексте Св. Писания о семейном положении клирика как раз делает акцент на том, что если он семейный человек, то он должен подавать своей пастве пример того, каким должен быть семейный человек. 

Также мне кажется, что для рукополагаемого в безбрачном состоянии должен быть вполне очевиден запрет на вступление в брак после посвящение его в сан, если он имеет хотя бы семинарской образование. А "хорошие люди", уверенные в том "апостолы нигде не учились", и в брачном состоянии могут наломать дров.   

Еще непонятны хождения вокруг монашества ("часто посещать близлежащий монастырь", "по благословению епископа уйдет в монастырь"). Монаха и мирского человека (ко 2-му типу как раз относятся те, кто не приносил монашеских обетов - женатый священник и целибат) следует различать. А подобное желание заведомо "запереть" целибата в монастырь является следствием неразличения просто безбрачного состояния от монашества, которое предполагает кроме безбрачия и другие обеты. Ведь никто не будет насильно склонять к принятию монашества. Потому не нужно и безбрачного священника понуждать к этому (кроме того. следует вспомнить сколько было проблем до революции со вдовыми священнослужителями, которых заставляли принимать монашество).Поэтому чтобы не было "частых проблемам с целибатным духовенством <...> в будущем", нужно тщатенее подбирать кадры. 


Ответить

#
3.01.2011 в 03:47
Я не понимаю, почему безбрачных священников хотят особо выделить при хиротонии какими-то клятвами наподобие монашеских обетов, как будто бы только они должны "вести жизнь без соблазнов для мирян". А женатое духовенство, что должно, по вашему жить, порождая эти соблазны? То, что человек, рукополагаемый в безбрачном состоянии, не имеет права впоследствии жениться, по-моему, итак понятно, т.е. должно быть ему понятно, если он учился (хотя бы в семинарии, где изучают каноническое право). А если рукополагать всяких "хороших людей", считающих, что "апостолы нигде не учились", то подобный экземпляр опасен даже если он женат. Потом непонятны хождения вокруг монашества: "посещение близлежащего монастыря" и "уход в монастырь".Мне кажется, Вы тогда не совсем понимаете коренное различие между монахом и мирским человеком, которым, согласно церковного права, является любой священнослужитель не принесший монашеских обетов. И вынуждать его приносить эти обеты в некоей завуалированной форме - каноническое преступление. А трезвенность, еще раз подчеркну, должна быть составной частью жизни как монашествующего священнослужителя, так и не монашествующего (будь он женатый или неженатый клирик). А чтобы не было "частых проблемами с целибатным духовенством... в будущем", мне кажется, нужно просто тщательнее отбирать кандидатов к рукопложению, особенно, когда речь идет о целибате. который превратили в пугало...
Ответить

#
1.01.2011 в 00:05

Уважаемые, может быть кому-то будет полезной информация о целибатах из моей практики.


В связи с бывшими в моей епархии (до 2005г.) частыми проблемами с целибатным духовенством, с целью избежать их повторения в будущем, было принято следующее решение. Для посвящаемых (это делалось в редких случаях) в целибатном состоянии был составлен текст принятия ими обета безбрачия. За основу этого текста была взята Священническая присяга. В читаемом вслух тексте присяги-обета перед иконой, крестом и Евангелием речь шла о том, что кандидат осознанно и добровольно дает Богу обет безбрачия ради непорочного и всецелого служения Богу и Церкви, обещает вести жизнь без соблазнов для мирян, приближенную к монашеской, часто посещать близлежащий монастырь, и, в конце концов, если будет на то воля Божия и семейный священник для служения на его месте, то он по благословению епископа уйдет в монастырь. Ставленник также подтверждал, что он знает правило, запрещающее вступление в брак после хиротонии и, что в случае его нарушения будет запрещен в священнослужении. Текст подписывался в 2-х экземплярах. Один выдавался на руки, а другой подшивался в личное дело. Принятие этого обета происходило в присутствии минимум двух свидетелей: духовника епархии, который исповедовал ставленника, и священника, рекомендовавшего его к хиротонии, которые также ставили свои подписи под текстом. Перед этим естественно был ставленнической экзамен, собеседование с Епархиальным советом. Иногда при принятии присяги и обета присутствовали также родители, родственники и прихожане. Место проведения – кабинет архиерея, алтарь, центр храма после 1-го Часа.

Полагаю, эту же практику возможно применять к разведенным и вдовым священнослужителям.
Ответить

#
31.12.2010 в 12:06

Максиму Рихтеру:

Меня поражает то, как некоторые говорят о каком-то мнимом опыте” - с чего Вы взяли, что о “мнимом опыте”?

а вы не хотите поведать миру о том, что же происходит в монашеской среде РПЦ? “- то, что у нас все плохо, я уже понял: я не понял у кого хорошо – у Европы, что ли, где ежегодно закрывают по две тысячи храмов?

А у нас, конечно, плохо- у нас храмы открывают и восстанавливают без помощи государства. Если, как говорится процесс нельзя остановить, то его надо возглавить-удачи!

Ответить

#
31.12.2010 в 01:43
Целибат был в среде православного духовенства на Востоке как нормальное явление (среди представителей всех 3 степеней священства).Он приобретает некую ненормальность для Прав. Пом. Церквей постепенно также как и женатое духовенство для РКЦ (можно вспомнить массу примеров, хотя бы - прот. А. Горский). Кстати, женатое духовенство в РКЦ тоже имеется после перехода ряда англиканских священников в последние 5 лет. Поэтому нужно просто в тексте проекта заменить "исключительность" на "альтернативу". Но хотелось бы акцентировать внимание на вопросе образования . Я не понимаю зачем упоминать обобразовании. Я считаю. что после многочисленных  предписаний Синода и личных заявлений патриарха рукополагать без наличия хотя бы семинарского образования (причем реального, а не фиктивного), систематического и фундаментального - это церковно-каноническое преступление и должно рассматриваться как предпочтение личного отношения компетентности кандидата на духовный сан. Следовательно, пора перейти от слов к делу и подстегнуть епископат к принятию этих предписаний жесткими нормами прещения, как того требует система канонического права. Иначе выпускники Духовных Школ останутся не у дел из-за переполненности клира "хорошими людьми", к-рые впоследствии становятся банальными "кадиломахателями" и не способны к миссии и евангелизации среди нашего развоцерковленного общества. Канонические требования к возрасту рукополагаемых (25 и 30 лет) как раз пытаются обозначить ту границу, которая может  определить какую-то меру того, что можно назвать жизненным опытом, так как это понятие носит индивидуальный характер зачастую выпускники не только семинарии и академии не имеют его. Что же касается духовного опыта, обучение в ДШ должно заложить какую-то основу для его приобретения. Я абсолютно согласен с Максимом Рихтером по поводу его замечаний к теусту прроекта. Он вообще носит устрашающий характер. По моему глубокому убеждению необходимо составить общецерковный проект о принципах и критериях к рукоположению вообще. А целибат и монашество определить как некие альтернативы для рукоположения в брачном состоянии. Целибат, как и многие явления в жизни Церкви нуждается в реабилитации.
Ответить

#
30.12.2010 в 21:30
прот. Сергею Точеному.

//К сожалению это не так: настороженное отношение к этому явлению основано не на предрассудках (предрассудки могут быть там, где нет опыта), а на многолетнем и многообразном (институт существует достаточно давно и много людей прошли уже этим путем и у нас) непростом опыте//

От таких слов складывается впечатление, что РПЦ - это Вселенская Церковь и что за границами РФ ничего больше нет. Меня поражает то, как некоторые говорят о каком-то мнимом опыте, опыте, о котором НИКТО толком и рассказать-то и не может, зато красиво раскидываемся словами. Где этот опыт? В чем выражен этот опыт? Говорить "красиво" многие умеют, но за этими словами - пустота.
И при чем здесь, простите, КЦ? Вы о КЦ ничего толком-то не знаете, кроме как из учебника "Сравнительного богословия" и из СМИ. Что, кроме КЦ и РПЦ больше нет других Поместных Церквей? Речь идет об усвоении опыта других православных Поместных Церквей (где целибат - это альтернатива), а не о КЦ. Как говорить об усвоении опыта по реализации Болонского системы, так мы обращемся именно к Поместным Церквям; как речь заходит о реализации целибата в РПЦ, так сразу обращаем все свое внимание к негативным явлениям в КЦ. Странная православная алогичность ("сумрак разума" какой-то).

//И опыт КЦ тоже говорит о том, что вопрос не так прост, как кажется некоторым: каждый четвертый слагает с себя сан, чтобы жениться (а сколько не слагает, но де факто женится, мы не знаем).//

Вы тут байки не плетите, что каждый четвертый слагает с себя сан (это в семинарии на лекции можно такую ерунду сказать и наивные семинаристы проглотят очередную православную мифологему о КЦ)... Ваши же слова можно перефразировать: каждый четвертый православный священник - разводится, а если не разводится, так кроме жены имеет любовницу... Вам нравится такое?

//Не стоит так легко судит об этом вопросе- пока нигде еще нет стопроцентного положительного опыта, чтобы на него можно было сослаться, а отрицательных примеров- хоть отбавляй.//

Простите, вы смело заявляете о том, что якобы каждый четвертый в КЦ слагает с себя сан, а вы не хотите поведать миру о том, что же происходит в монашеской среде РПЦ?
Не нужно впадать из одной крайности в другую. Говоря об одном, вы совершенно не замечает (или специально игнорируете) другую проблему. Как-то мыслите половинчато, нет видения цельности... Предрассудки, именно предрассудки пленяют умы многих православных... И поястнительна записка к проекту и является плодом одного из предрассудков...
Ответить

#
30.12.2010 в 12:37
"Целибат не может быть исключительным вариантом, а должен быть просто альтернативой. Страх. которым пропитан проект постановления, основан на предрассудках, на том, что "у нас так не принято"
К сожалению это не так: настороженное отношение к этому явлению основано не на предрассудках (предрассудки могут быть там, где нет опыта), а на многолетнем и многообразном (институт существует достаточно давно и много людей прошли уже этим путем и у нас) непростом опыте.
А вот мнения молодых людей как раз скорее могут быть основаны на предубеждениях (т. к. пока еще этим людям недостает опыта).
И опыт КЦ тоже говорит о том, что вопрос не так прост, как кажется некоторым: каждый четвертый слагает с себя сан, чтобы жениться (а сколько не слагает, но де факто женится, мы не знаем). Не стоит так легко судит об этом вопросе- пока нигде еще нет стопроцентного положительного опыта, чтобы на него можно было сослаться, а отрицательных примеров- хоть отбавляй.
Ответить

#
30.12.2010 в 05:05
Я полностью разделяю мнение Максима. Целибат не может быть исключительным вариантом, а должен быть просто альтернативой. Страх. которым пропитан проект постановления, основан на предрассудках, на том, что "у нас так не принято". Проблема "впадения в плотские грехи"", о которой говорят, действительно, имеет не только физиологический, но и психологический характер. Как говорят, свинья найдет себе лужу с грязью. И насчет возраста. Когда рукополагагают сопливых мальчишек, которые только-только поступив в семинарию женятся на таких же сопливых девочках, перепрыгивают на заочную форму обучения и оседают на приходах, в том числе, и в крупных городах, не имея жизненного опыта, систематического образования и пастырской подготовки. Или плодят полуграммотных монахов, которые не обременяя себя какими-либо знниями, но имея талант угождения начальству, через лет 5 после пострига уже сами занимают начальствущие должности. Кроме того, как быть тем выпускникам Духовных Академий, имеющих призвание к монашеской жизни, но которых отвращает атмосфера монастырской жизни. Кому в наших монастырях нужны образованные люди??? Нужна бесплатная рабочая сила. Наличие образования чревато постоянными издевательствами вышестоящей, но менее образованной "братии". В итоге, вместо возможности послужить Богу и людям - вероятность нажить себе кучу неприятностей, из которых эпитеты "несмиренный" и "непослушный" - самое невинное, что может случиться с незадачливым  аскетом. Кроме того, 8-10 лет серьезного богословского образования, знание иностранных языков, метать, подобно бисеру,  в наше время, когда Церковь делает ставку на высокообразованную молодежь,- безрассудство и неслыханная роскошь.
Ответить

#
27.12.2010 в 12:52


Говоря об этом проекте я бы хотел заострить внимание
на то, что бы проект работал, ведь написать можно все, что угодно, а если это
работать не будет, тогда спрашивается зачем все это.



1)
О возрасте в котором рукополагать в целибаты «30
лет», на мой взгляд не правильно в целом, кто бы не говорил о том, что «мы
живем в другое время» и о том, что «правила – это не догма», заблуждаются. Отцы
церкви дали нам всем образец и с него мы
должны отталкиваться, хиротония во дьяконы 25 и священники в 30 лет, должна
быть критерием для всех без исключения. Рукополагать раньше 25-30, вот это и
должно быть исключением. В проекте нужно по мелочам рассмотреть вопрос о
причинах кандидата не вступать в брак и не принимать на себя монашеские обеты. Это
вопрос ведет нас к духовнику «опытному», не будем лукавить, человек может
исповедоваться в одних грехах а совершать большие и кроме Бога о них не кто
знать не будет, или исповедоваться у духовника во дном, а у другого в другом.
Начнем с того, что кандидат хотящий рукоположения в священный сан ожидает от
него, наживы, поклонение себе, беспрекословного послушания от других, или ревностного
служения под час без денег и наград. Проблема не в том, что рукополагать
безбрачных, а проблема в целом, в глобальном масштабе.



2)
Мы должны понимать, что дело не в возрасте а в
голове, и в ответственности и это проблема не только целибатов а всех вместе и
женатых и монашествующих.



Духовник должен разглядеть в кандидате
причины и следствия в отношении к браку и монашеству в целом. Его желания и
стремления к труду и ответственности.



3)
Теперь поговорим о священниках которые состоят в
разводе. Как в таких случаях быть, брать за основу правило отцов церкви,
постригать в монашество или давать священнику время и возможность обдумать свой
дальнейший путь, сложить сан и второй раз жениться или постричься в монашество
и еще более ревностнее предаться служению Богу и людям.

Ответить

#
18.12.2010 в 12:20

Ответ Игнатию,

ну, хорошо, я с вами согласен, что, дейтсвительно, необходима конкретизация в плане наличия не только духовного, но и теологического образоания для кандидатов на рукоположение.

Просто этот документ составлен в соотвествии с бытующими общецерковными стереотипами (сочетает в себе старые "добрые" советские церковные традиции): образование: семинария или академия, не ранее 30-ти лет, жизненный и духовный опыт и  т.п.  Т.е. н и ч е г о   н о в о г о, никакой новации, а скорее - с т а г н а ц и я, рекапитулация старой советской церковной стагнатции! Если даже умудрились написать, что хиротония безбрачных - это исключительная церковная практика. Я могу только констатировать у составителей документа наличие советского церковного стереотипного мышления (пример: ссылка на Всероссийский Церковный Собор 1917–1918 гг., забывая при этом исторический контекст постановлений этого собора).  Чего стоит написать, что безбрачие (целибат) - это  а л ь т е р н а т и в а  браку, нет, пишут - исключение. В этой пояснительной записки не чувствуется  т в о р ч е с к о г о подхода к "проблеме", одни - штампы! Какой-то  н е о б о с н о в а н н ы й  страх перед тем, что вдруг 23-х летний (или 25-ти) станет целибатом... 

Ответить

#
17.12.2010 в 21:36

Уважаемый Максим! Так как этот документ будет иметь общецерковное значение, то в нем важно каждое слово. Он должен быть с одной стороны максимально широким - чтобы под его действие могли подпасть все допустимые случаи рукоположения целибатов (например, если оставить только слово "семинария", то многие выпускники ПСТГУ, РПИ и др. церковных ВУЗов лишатся возможности быть целибатами, хотя бы им было 40 лет). С другой стороны, документ должен указать некие рамки, внутри которых возможно рукоположение целибатов (образовательные, возрастные и др.). Я согласен с минимальным возрастным цензом в 30 лет. Можно сделать дополнение, что в исключительных случаях, вопрос о рукоположении лиц моложе 30 лет решается Святейшим Патриархом.

Ответить

#
17.12.2010 в 18:19

Ответ Игнатию, Москва.

Уважаемый Игнатий, Вы слишком акцентируете свое внимание на положении об образовании (очное или заочное, семинария или ПСТГУ и проч.). Но ведь акцент пояснительной записки не на этом. Ваши рекомендации о  к о н к р е т и з а ц и и  образования можно отнести, в целом, - к общецерковным требованиях на рукоположение (и женатых, и безбрачных). 

Но главный акцент в пояснительной записки, что:

1. Практика хиротонии безбрачных рассматриваться как исключительная.  Возникает вопрос: почему? На каком историческом основании выносятся такие суждения? История Церкви показывает, что эта практика была а л ь т е р н а т и в н о й, но не исключительной. И в других Пом. Церквях практика хиротонии безбрачных является  р я д о в ы м  явлением (как альтернатива браку), а не исключеним. 

2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста.  Возникает вопрос: почему? Почему вчерашних семинаристов рукополагают и в 23 и 25, а вот безбрачных именно не ранее 30-ти? Нужно в документ внести пояснение, что данный возрастной ценз (не ранее 30-ти) является р е к о м е н д а т е л ь н ы м, поскольку каждый случай требует индивидульного подхода. Вот элементарный пример: допустим, кто-то окончил семинарию, ему еще нет 30-ти, но он уже определился с выбором - хотет быть целибатом. Ему что, ждать до 30-ти? Это глупость! Значит в монахи мы можем и в 23 года пойти, а вот в целибаты не ранее 30-ти... А чем, собственно, молодой монах отличается от молодого целибата? НЕТ отличия! И молодой монах может оставить монастырь и пойти жениться (примеров - ПОЛНО). 

А все остальное в пояснительной записке относится уже к общецерковным известным нормам. 

Ответить

#
17.12.2010 в 13:30

Предложения:


I. Текст из конца пояснительной записки преобразовать в такой вид:


«… должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением [слово «очное» убрать] образования в духовной школе (семинарии, академии или другом высшем учебном заведении РПЦ [напр., ПСТГУ]или другой Поместной Православной Церкви


слова про практику в случае заочного образования можно убрать. Достаточно упоминания про «церковный опыт», а далее правящий архиерей будет рассматривать каждый конкретный индивидуальный случай.


II. текст из п. 3 преобразовать в такой вид:


«3. …должен прежде хиротонии получить образование в духовной школе (семинарии, академии или другом высшем учебном заведении РПЦ или другой Поместной Православной Церкви


Текст про заочное образование и практику можно убрать


III. в пункте 4.


В конце убрать фразу «либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику.», достаточно указание на духовника (духовник не обязательно должен быть настоятелем храма)


И еще нужно подумать о том, в каком контексте писать фразу «рекомендации .. ректора духовной школы». Так как, например, в ПСТГУ, где обучается несколько тысяч студентов, ректор не может физически знать каждого студента и дать ему характеристику.


IV. В пояснительной записке дать определение безбрачного лица: это есть тот, кто не состоит в данный момент в браке (или никогда не вступавший в брак, или вдовец, или разведенный),


V. в пояснительной записке в фразе: "принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, …);" убрать слова «запрет на развод» или подробнее объяснить о каком случае это говорится (так как эти слова могут быть неправильно истолкованы, особенно для тех кандидатов, которые разведены, причем не по собственной инициативе)

VI. пояснительной записке в фразе: "запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии", сделать примечание: "(за исключением матери, тетки, сестры)"
Ответить

#
17.12.2010 в 12:50

Очень важный документ, но есть несколько замечаний.

Замечание1: сейчас кроме семинарий и академий есть ПСТГУ, РПИ имени св. апостола Иоанна Богослова и еще несколько православных институтов и университетов, которые официально входят в образовательную систему РПЦ. Хотелось бы, чтобы в этом документе наряду со словом «семинарский» и «духовная школа» было пояснение, что это касается и православных университетов и институтов, входящих в образовательную систему РПЦ. И еще, в отличие от семинарии, в ПСТГУ разница между обучением очным и заочным гораздо меньше (все равно студенты живут у себя дома) и, я думаю, что в дипломе ПСТГУ очном и заочном нет разницы. А кроме того, и в ПСТГУ и в некоторых семинариях, например Перервенской, есть еще вечерняя (очно-заочная форма), о которой в проекте ничего не говорится.

Замечание2: в документе (в п.3.) написано:

"должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование" нет указаний на различие очного и заочного образования. Как это понимать? Здесь идет речь только про очное?

Замечание3: в п. 3. слова: "В том случае, если это образование получается им заочно"
Глагол настоящего времени "получается" означат ли то, что эти слова относятся только к тем кандидатам, которые учатся заочно и еще не закончили? тогда куда относятся те, которые уже закончили заочно?

Замечание 4: п.3. О словах "под руководством опытного священнослужителя". Какой критерий опытности? В документе совсем об этом не написано. А, если кандидат проходил практику у молодого настоятеля, или у того, которому 40 лет (считается ли он опытным или неопытным)?

Мне показалось, что положительные стороны проекта, это то, что он лаконичный, но есть и нечетко прописанные моменты и не прописанные вообще:


а) упор на семинарии и академии, нет упоминания о других учебных заведениях РПЦ, типа ПСТГУ и РПИ.
б) есть места, где непонятно насчет очной или заочной формы обучения (законченной или незаконченной). Также непонятно, куда относится вечерняя форма

в) слишком резко противопоставляется очная и заочная форма (а в ПСТГУ, например, они не сильно отличаются)

г) "двухлетнюю практику (с полной нагрузкой)", что значит полная нагрузка, а, если службы не каждый день в храме служатся?
д) нет никакого критерия "опытного священнослужителя"
е) возможно, нужно было дать определение безбрачного лица: это есть тот, кто не состоит в данный момент в браке (или никогда не вступавший в брак, или вдовец, или разведенный), то есть, хотелось бы, чтобы в документе были прописаны варианты безбрачия.
ж) в пояснительной записке написано: "принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20);"
слова "запрет на развод", сделанные без пояснения, могут быть неправильно истолкованы, особенно для тех кандидатов, которые разведены, причем не по собственной инициативе, а по инициативе жены.
з) "запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии", хорошо бы здесь же сделать примечание, "за исключением матери, тетки, сестры", потому что многие целебаты живут с матерью или с сестрой. Я понимаю, что в правиле это написано, но хорошо бы, чтобы и в документе сразу было видно

Предложения к проекту:

I. Текст из конца пояснительной записки:

«основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни»

можно преобразовать в следующий вид:

«основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением [слово «очное» можно убрать] образования в духовной школе (семинарии, академии или другом высшем учебном заведении РПЦ или другой Поместной Православной Церкви

слова про практику в случае заочного образования можно убрать. Достаточно упоминания про «церковный опыт», а далее правящий архиерей и епархиальный совет вместе с духовником кандидата будут рассматривать каждый конкретный индивидуальный случай, так как практические знания и навыки могут быть получены кандидатом в разных формах, не обязательно через двухлетнюю практику с «полной нагрузкой».

II. Также текст из пункта 3

«3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование. В том случае, если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре, под руководством опытного священнослужителя.»

можно преобразовать в следующий вид:

«3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить образование в духовной школе (семинарии, академии или другом высшем учебном заведении РПЦ или другой Поместной Православной Церкви

Текст про заочное образование и обязательную практику можно убрать

III. в пункте 4.

В конце убрать фразу «либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику.», достаточно указание на духовника (причем духовник не обязательно должен быть настоятелем храма)

И еще нужно подумать о том, в каком контексте писать фразу «рекомендации .. ректора духовной школы». Так как, например, в ПСТГУ, где обучается несколько тысяч студентов, ректор не может физически знать каждого студента и дать ему характеристику. Характеристикой может являться диплом и приложение ему со всеми оценками (там стоит подпись ректора) или краткая справка из университета, что студент ни в каких плохих делах замечен не был.

IV. В пояснительной записке дать определение безбрачного лица: это есть тот, кто не состоит в данный момент в браке (или никогда не вступавший в брак, или вдовец, или разведенный),

V. в пояснительной записке в фразе: "принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20);" убрать слова «запрет на развод» или подробнее объяснить о каком случае это говорится

VI. пояснительной записке в фразе: "запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии", сделать примечание, "(за исключением матери, тетки, сестры)",

Ответить

#
17.12.2010 в 10:38

Ответ Денису.

Уважаемый Денис, сразу скажу, что внутрицековные проблемы мне также хорошо известны, даже очень хорошо, как и вам - человеку окончившему семинарию, и как помощнику архиерея. О каком биче вы говорите? Много ли сегодня в РПЦ целибатов? Сегодняшних целибатов днем с огнем не найдешь, потому что их очень мало. 

Вы говорите, что целибаты "кончают жизнь свою плохо, впадая в плотский грех". Ну, занаете, такие мысли спокойно можно отнести не только к целибатам, но и к монашествующим и к женатому священству. Не нужно все идеализировать и наивно полагать, что только целибаты впадают у нас в плотские грехи и плохо кончают.

Кому нужно гулять и совершать плотские грехи, тот грешит, и будучи монахом, и будучи женатым священником - тайно или явно. Поэтому не нужно говорить, что целибат - это бич Церкви. Нужно зреть в корень в таких вопросах. И Католическая Церковь в этом вопросе не в пример, там совершенно другая ситуация, поскольку нужно учитывать еще и ряд других не менеее важных фактор, почему там это происходит.   

Что касается возраста. В целом, я не считаю, что рукополагать раньше 30-ти - это преступление. Тут нужен индивидуальный подход и мудрость. Не нужно забывать, что существует физиологический возраст и психологический. Иногда бывает, что у 30-ти летняго человека психология юноши, и наоборот. Все индивидульно. И не всегда после 25-ти мировоззрение меняется. Вспомните: "До старости дожил, а ума не нажил" или "Борода глазам (уму) не замена".     

Семинария. Я так же окончил семинарию, как и вы, поэтому знаю, что такое саминария и академия - изнутри. Не делает семинария из мальчика мужчину! Это - МИФ! И не является семинария подибием армии. Это - МИФ!  Выпускники светских вузов более самостоятельны, деятельны и социализированы, чем наши семинаристы и академисты. И духовного опыта у вчерашних семинаристов и академистов - с горох. Настоящий духовный опыт обретается уже в процессе служения, а не в семинарии. 

И еще раз подчеркну, что нет ничего исключительного в целибате! Целибат - это законная церконо-историческая а л ь т е р н а т и в а браку. И зачем ссылаться на решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг. в вопросе о возрастном цензе, если можно что-то придумать н о в о е и с в е ж е е. Пора уже составлять канонические нормы исходя из современных реалий, а не жить постановлениями прошлого. Канонические нормы - это не догматы. 

Ответить

#
17.12.2010 в 09:02
Уважаемый Максим! Не вдаваясь в исторические аспекты института целибатства, должен с Вами не согласиться в принципе, что целибатство – это нормально. Практика показывает (и это известно только тем людям, которые в тех или инных епархиях занимают должности секретарей епархий, членов епархиальных духовных судов, помощников архиерея; посторонним людям не дано это знать), что целибатство – это бичь церкви. В большинстве своем целибаты кончают свою жизнь плохо, чаще всего впадая в плотской грех. Из них единицы которые достойно доживают до старости. И последние события католической церкви в америке яркое тому доказательство. Целибатство – это огромная психическая нагрузка на священника. Пишу это Вам как помощник архиерея.

Я не могу ответить на вопрос: что делать семинаристу, если он не может найти себе пару и не хочет идти в монашество. Это личное дело каждого и духовника. Тем не менее опыт показывает, что кто не хочет идти в монашество и смиренно Богу содействующу служит церкви, обычно до 40 лет находит себе пару, и это как раз то время, когда лучше всего рукопологать кандидатов. Я считаю из своего жизненного опыта, что рукопологать во священники раньше 30 лет – преступление. Никто не делал статистических анализов, но я уверен, что большинство рукоположенных в раннем возрасте – поломанные люди, не установившиеся на всю жизнь попы-наемники. До 30 лет человек сам не знает чего хочет и что у него происходит в голове. Как раз вопрос о монашестве/женитьбе больше всего его и волнует и даже женившись он не успокаивается. До 25 лет как минимум человек ощущает себя молодым и чувствует, что ему море по колено, а вот после 25 мировозрение очень сильно меняется, человек взрослеет. Судя по себе не дай Бог если меня бы рукоположили лет 10 назад, сколько дров бы я наломал.

Теперь по семинарии. Я не знаю, учились Вы в семинарии или нет, но я, закончивший семинарию могу Вам сказать, что семинария – она как армия перерождает человека, делая из мальчика – мужчину. Вроде бы обычное учебное заведение, но... благодаря дисциплине, человек воспитывает и закаляет в себе свой характер, в отличии от светских учебных заведений. Потому выпускники военных вузов, дембеля и я туда смело добавляю семинаристов, это люди в большинстве своем с закаленным характером. И когда Вы спрашиваете: а где у семинаристов духовный опыт? – на это отвечу, что у каждого из них огромный духовный опыт и опыт духовных переживаний, согласно их возрасту. Но если же конечно семинарист не был лаботрясом. И приезжая с архиереем на приход сразу видно, какого бы возраста не был поп, закончил он семинарию или нет. У тех кто нет – это на лбу красным клеймом выдавлено.

С уважением,
Ответить

#
17.12.2010 в 01:37
"Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста". Это относится как к хиротонии диаконов, так и к хиротонии во священники и епископы? Считаю, что нужно пояснить о какой хиротонии идет речь, или же указать, что под это правило попадает хиротония в любой сан.
Мне кажется, что в диаконы целесообразнее хиротонисать и в более раннем возрасте, например лет в 25 и (или) после окончания семинарии. К тридцати годам такой диакон наберется практики служения, освоит церковный устав, сможет закончить обучение в академии или в университете. Заодно сможет проявить себя в тех или иных областях жизни прихода, благочиния, епархии. Проявить свои руководящие качества, попробовать себя в катахизаторском и миссионерском деле.

Таким образом, к тридцати годам у диаконов сформируются навыки не только совершения служб, но и, если и не достаточный, то приемлемый "жизненный и духовный опыт". Благочинные и правящие архиереи будут иметь более достоверные сведения о кандидате в священники, о его деловых и моральных качествах. При такой практике остальные пункты данного положения будут более выполнимы, а представленные данные более качественными.
К тому же, такое положение сможет возродить институт диаконства в нашей Церкви и, может быть, разгрузить настоятелей приходов от каких-то дел, дабы не "пещись о столах" (Деян. 6, 2). Возможно, кому-то понравится сан диакона и он передумает принимать сан священника.

Ну и самое главное, как мне кажется, к такому священнику, принявшему сан в 30 лет, а перед этим прослужившему диаконом, имеет уже устоявшиеся жизненные позиции, будут охотнее приходить на исповедь, чем к юноше 23 лет.
Ответить

#
16.12.2010 в 23:13

Странная формулировка в документе, что "практика рукоположение безбрачных рассматривается как исключительная". Да с какой кстати эта практика "исключительная"? Кто эту "исключительность" выдумал? С таким же успехом можно заявлять и утверждать, что епископ-монашествующий - это исключительная практика (поскольку возводить в епископы только из числа монашествующих это всего лишь историческая традиция, а не каноническая установление). 

Целибат не является исключительной практикой в Церкви, поскольку de facto целибат был не только на Западе, но и на Востоке (!) среди духовенства. Ничего исклюительного в этой исторической реалии нет и не было никогда. Разве составители документа забыли о 18-ом правиле Эльвирского собора? Что исключительного было в целибате? 

Историческую "исключительность" целибат приобретает только в РПЦ, тогда как в других Пом. Церквях и по сей целибат явлется рядовым явлением. И хотя Трульский собор (13-ое прав.) и отверг целибат как обязательный для восточного клирика (против римской
практики насильственного целибата всего клира), тем самым этот собор все-таки не отверг целибат. Иными словами, целибат - это всего лишь альтернатива брачному положению и никакой исключительности нет в безбрачии! 

Многочисленные примеры из истории и церковные правила говорят о том, что Церковь всегда позволяла духовенству оставаться на Востоке безбрачным. Поэтому "исключительность" нужно убрать из документа.        

Далее. Возрастной ценз - 30 лет и странные, я бы даже сказал, что абстрактные критерии для безбрачного - "иметь достаточный жизненый и духовный опыт". Для меня эти формулировки всего лишь "отписки", красивые формулы. Ну скажите, каковы критерии жизненного и духовного опыта? Разве не смешно, когда вчерашних студентов ДШ, которым еще и 30-ти нет, рукополагают только лишь потому, что они имеют какое-то семинариское образование? Простие, а где у этих вчерашних студентов "жизненный и духовноый опыт"? Сегодня рукополагают в священников людей, у которых за спиной только школа и семинария (и в лучшем случае - академия) и никто не думает ни о каком жизненном опыте (не говоря уже о духовном).

Лучше говорит о р е к о м е н д а т е л ь н о м возрастном цензе для безбрачных - 30 лет, а не и м п е р а т и в н о м, но "особливо испытуя кандидата". Зачем придумываать какой-то "жизненый и духовный опыт", если этого опыта нет даже у семинаристов и академистов...  

 

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс