Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа Межсоборного Присутствия «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений»

16 декабря 2010 г.
16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о людях, пострадавших в гонениях за веру в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников российских, утверждая их особый вклад во вселенское Православие, а также в развитие духовной и интеллектуальной культуры. Благодаря их свидетельству о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6-8), в современном Православии был возрожден подвиг мученичества, на котором возрастала христианская Церковь в первые века своего существования. Сегодня необходимо, чтобы духовные плоды этого подвига были приложены к текущей жизни нашего общества.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех жертв политических репрессий, призывая все общество сохранить память об этих трагических страницах истории. 

Русская Православная Церковь считает необходимым неустанно напоминать, что богоборчество, наравне с идеей социальной ненависти, являлось движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и в последующий период существования советского государства.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует о необходимости противостоять именно богоборчеству и греху общественной ненависти, а не конкретному государству или политическому режиму как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь не перестает напоминать о том, что гонения на верующих в годы репрессий были вызваны прежде всего исповеданием веры, верностью Господу Иисусу Христу, а не антигосударственной деятельностью.

Для того, чтобы память о новомучениках жила в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает активизировать усилия по увековечению памяти и установлению народного почитания святых новомучеников и исповедников:

  1.  Церковь считает своевременным освящение храмов и часовен в честь новомучеников, особенно там, где они служили или подвизались 
  2. Во всех епархиях Русской Православной Церкви следует регулярно проводить церковно-общественные мероприятия в память о новомучениках, используя опыт епархий, где почитание новомучеников активно развивается.
  3. Епархиям, монастырям и приходам в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками рекомендуется по мере возможности участвовать в создании памятников, мемориальных досок и музеев в местах заключения и массовых расстрелов. 
  4. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников. В целях развития творческой инициативы журналистов и писателей в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому совету следует разработать специальную программу издания книг, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, а также поддерживать существующие программы и книжные серии.
  5. Церковь обращается к государственным и общественным деятелям с призывом продолжать изучение и увековечение памяти жертв репрессий. Для проведения научных изысканий в этой области очень важно выработать подход, обеспечивающий исследователям доступ к архивным материалам о репрессиях при условии уважения к законным требованиям неразглашения сведений о личной жизни граждан.
  6. Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников в современных учебниках истории. Не менее полезно проведение экскурсий школьников, студентов, общественности к мемориалам жертв репрессий, в профильные музеи и научно-просветительские центры.
  7. Синодальной богослужебной комиссии активизировать работу по составлению служб прославленным новомученикам и исповедникам Российским и внести предложения по пересмотру богослужебных указаний, предусмотрев бденные, полиелейные и славословные службы новомученикам и исповедникам Российским

Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана о том, что «кровь мучеников есть семя христианства», мы верим, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений на веру, внесут весомый вклад в изменение нравственного состояния наших народов.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (22)

Написать комментарий
#
13.10.2011 в 08:39

P.S.


"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский".



Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906-1908 гг.


Источник сайт Покояние. ru

Ответить

#
10.10.2011 в 17:29

+


Час добрый Отцы, Братья и Сестры! Мир Вам!


Нужные, краткие и верные, благочестивые и Богоугодные предложения!!!


Оказанное внимание к памяти новомучеников , сподвижит нас к стремлению в уподоблении, к идеалам святости.


Можно сказать так, эпоха ренессанса (возрождения) на этапе «только стряхнули пыль с книг святоотеческого предания» ПОРА ВНИКАТЬ нам.

Ответить

#
4.07.2011 в 00:13
Для увековечения памяти новомучеников Российских не лишним бы было указывать в богослужебном календаре не только их имена и сан, но и место где они пострадали или откуда пошли на свою голгофу. Настойчиво прошу обратить на это внимание.
Ответить

#
18.02.2011 в 17:24

"Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует о необходимости противостоять именно богоборчеству и греху общественной ненависти, а не конкретному государству или политическому режиму как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь не перестает напоминать о том, что гонения на верующих в годы репрессий были вызваны прежде всего исповеданием веры, верностью Господу Иисусу Христу, а не антигосударственной деятельностью".
Спорное утверждение! Именно политический режим и конкретное государство устроило гонения, а общество только согласилось и поддержало их. Вина режима очевидна.

Ответить

#
18.02.2011 в 17:14

Надоело смотреть на "звезды" кремлевских башен, ходить по улицам,названным в честь палачей и убийц, "любоваться" на монументы "вождей пролетариата" и им подобных!Пора вернуть России ее дореволюционное прошлое, а "призраки коммунизма" запереть в соответствующих музеях в назидание потомкам. Вынем из мавзолея и предадим Ленина земле, пусть его дух не витает больше над Россией, а упокоится в аду. Аминь. Вновь открытые иконы "Спаса" и "Николы"на башнях Кремля вопиют об этом стране.
Наш долг канонизировать всех новомученников!Аминь.

Ответить

#
18.02.2011 в 11:32

Очевидно, что до тех пор, пока само духовенство не перестанет возводить клевету на Русскую Православную Церковь, как это делает например, о.диакон Георгий Малков, под заголовком "Приходит начало конца..." См.: http://www.ruskline.ru/analitika/2011/02/18/prihodit_nachalo_konca/#comments
- верующий народ и будет пребывать в смущении относительно почитания памяти новомучеников и исповедников Российских.

Ответить

#
28.01.2011 в 23:37
В отношении к власти:

В документе необходимо четко описать обращение к власти о устранении названий улиц, проспектов, городов, областей и т.д. именами и фамилиями мучителей новомученников. Как и тема освобождения Кремля от "Ленина", перезахоронение на кладбище похороненных там в годину лихолетья. О этом необходимо сказать. Тут необходимо вести разъяснительную работу в среде политиков, народа.

С уважением.
Ответить

#
28.01.2011 в 07:21

"Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений", разработанные соответсвующей комиссией Межсоборного Присутствия включили в себя многие актуальные вопросы, решение которых давно ожидают почитатели новомучеников и исповедников Российских. Вместе с тем хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по обсуждаемой проблеме, исходя из опыта более чем 15-ти летнего служения на одной из русских Голгоф - Бутовском полигоне.

1. Если обсуждаемые "Предложения" адресованы не только Церкви и церковной общественности, но государству и светсткому обществу, в него необходимо включить пункт, касающийся механизма воплощения в жизнь поставленных вопросов. Дело в том, что действующим Российским законодательством не предусмотрена возможность финансирования деятельности по увековечению памяти пострадавших в годы гонений, поэтому выделение каких-либо государственных средств на решение этих вопросов особенно в условиях ужесточения бюджетного законодательства крайне затруднительно. В определенной мере это обстоятельство обуславливает то, что до сих пор отсутствуют более или менее значимые памятники увековечивающие память пострадавших, а также ограниченное число исследовательских работ на эту тему. Большинство существующих ныне памятников созданы на общественные, народные деньги. Для разрешения этой коллизии необходимо изменение действующего законодательства, а лучше всего разработка специального закона об увековечивание памяти пострадавших, предусматривающего возможность государственного финансирования этого рода деятельности. В связи с этим считаю целесообразным включить в "Предложения" следующий пункт:

    "Церковь ходатайствует перед Государственной Думой РФ о развитии законодательства по увековечению памяти пострадавших в годы минувшего лихолетия, предусматривающего возможность бюджетного финансирования этого рода деятельности"

В настоящее время Советом по содействию развитию институтов гражданского общества совместно с рядом общественных структур, в том числе обществом "Мемориал" разрабатывается федеральная программа по увековечению памяти жертв политических репрессий. Если Церковь не включится в эту работу то несомненно ее интересы не будут учтены.

2. Документы из следственных дел, несомненно, являются важным источником информации при исследовательской подготовке канонизации новомучеников,. но являться основным и самым важным документом в этом вопросе они не могут, так как созданы врагами Церкви, задачей которых было не только физическое уничтожение учеников Христовых, но и их дискредитация. Методика создания этих документов, не говоряу же о методах получения, выбивания, показаний, в настоящее время известна.

Ответ на вопрос о признании подсудимым своей вины или нет, также не может быть краеугольным при решении о канонизации, так как истинные христиане по своей сути должны быть против революции, тем более свергнувшей православного царя и установившей власть безбожников, а значит были по сути контрреволюционерами, за что и подвергались репрессиям. Признание этого факта перед репрессивными органами не может судит о непорочности христанского веры и образа жизни пострадавшего.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове.




Ответить

#
21.01.2011 в 12:07

1) Летом 2010 г. художником и писателем Алексеем Арцыбушевым была передана в редакцию нашего журнала копия его письма-обращения к Святейшему Патриарху Кириллу (само письмо было отправлено Святейшему около двух лет тому назад). Тема обращения – вопросы канонизации новомучеников, и потому, думается, содержание письма может заинтересовать участников настоящей дискуссии. В разговоре с Алексеем Петровичем 17 января 2011 г. выяснилось, что ответа на свое письмо он не получил (автор предполагает, что до Святейшего письмо не дошло), и потому просил опубликовать его в комментариях к настоящему Проекту. (Текст письма и биография автора – ниже.)


2) Считали бы целесообразным просить Межсоборное Присутствие сместить акценты или дополнить те принципы (критерии), что лежат в основе принятия решений о канонизации репрессированных лиц и которыми руководствуется Синодальная комиссия. Действующие в настоящее время принципы, кажется, таковы: для лиц, приговоренных к высшей мере наказания, рассматриваются преимущественно протоколы их допросов для выяснения: 1) насколько твердым было стояние в Вере подсудимого и 2) не присутствуют ли в протоколах допросов признаки оговора других лиц и самооговора. Думается, что признаки 2-го правила («признаки оговора») не всегда могут и должны вменяться в вину, ибо не всегда свидетельствует они о духовном сломе или слабодушии подследственного.


В одних случаях – явны следы грубейшего насилия при выбивании «признательных показаний» или грубейшей подтасовки фактов. (Об этом, прежде всего, письмо А.П. Арцыбушева; см. также: Носов В.Г. Посмертно оклеветанные. «Ныне и присно». 2009, № 5. С. 193-199).


В других, столь абсурден контекст следственного дела, столь запредельно нелепы предъявляемые обвинения (напр., переговоры с Гитлером с целью создания террористических антиправительственных организаций, работа в пользу разведок: японской, иранской, турецкой, английской и прочих, причем, часто, в пользу всех, вместе взятых), что здравомыслящие подследственные не столько подписывались под своими «признаниями», сколько под диагнозом всей системе власти – параноя. Надеясь, конечно, что здравомыслящие же потомки войдут в этот контекст, поймут мотивы их действий.


И, наконец, необходимо в корне изменить подход к тем лицам, священнослужителям и мирянам, которые, не приняв Декларацию митрополита Сергия, остались в непримиримой оппозиции – непоминовенцы, члены т.н. «ИПЦ»: даниловская группа архиепископа Феодора (Поздеевского), маросейская оппозиция (группа епископа Арсения (Жадановского)) и мн. др. Мученики этих следственных дел, соглашаясь со следствием в собственной антисоветской и контрреволюционной деятельности, вовсе не оговаривали себя, а признавались в действительном положении дел, говорили сущую правду. Не подчиняясь советским законам, писанным и неписанным (в том числе, Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях»), они выражали этим свое идейное несогласие с властью, нарочито шли против богоборческой власти. И, признавая вменяемые им всякого рода анти- и контр-, конечно, подавали потомкам знак о своей приверженности и Христу, и истинному Православию. Надеясь, что правда об их крепком стоянии в Вере будет когда-нибудь услышана потомками.


...Увы, потомки прочитали Следственные дела, но не услышали голосов мучеников.



Валентин Филоян,


гл. ред. журнала «Ныне и присно»


Из письма Святейшему Патриарху Алексея Петровича Арцыбушева, художника, 1919 г. р.

Как у меня, так и у многих людей прошедших через жернова сталинских репрессий, некоторые методы работы Комиссии по канонизации новомучеников при Священном Синоде Русской Православной Церкви вызывают недоумение и несогласие. С нашей точки зрения абсолютно недопустимо принимать решения о прославлении исповедников прошедших допросы ОГПУ-НКВД-МГБ на основании протоколов допросов и следственных дел. Это недопустимо для принятия решений о святости новомучеников. По архивным материалам следствия достоинство или не достоинство поведения того или иного подсудимого невозможно установить, и вот почему:


С момента ареста и на протяжении всех месяцев следствия, человека доводили до состояния невменяемости всевозможными методами. После 12-часовых ночных допросов в течение 3-4 недель, без права спать днем, человек мог быть духовно и психологически сломлен. Нужно иметь в виду и те физические пытки, которые применялись к тем, кто не желал подписывать протоколы: карцеры с холодной водой по колено, отбивали почки, топтали сапогами, выбивали зубы, подмешивали в баланду транквилизаторы, лишавшие человека энергии сопротивления. Неудивительно ли, что при этом человек часто подписывал протоколы допроса не читая. А следователям это давало возможность фальсифицировать все показания подследственного по своему усмотрению.


Главной задачей карательных органов тех времен было состряпать дело на ни в чем не повинного человека и лишить его не только жизни, но и собственного достоинства. В особенности это практиковалось в отношении священнослужителей. В протоколах допросов священнослужителей, а также мирян и монашествующих, могут быть «отречения от Бога и от сана», называния имен и «свидетельство против них» и другие угодные следователям «признания», которых не было. Я знаю, как это делалось. Со мною всё это пытались проделать, но я был молод и сумел не подписать лжи. Я один из свидетелей этих преступлений против человечности, против достоинства и чести личности, и я свидетельствую: протоколы допросов НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ ЦЕРКОВЬЮ КАК ДОСТОВЕРНЫЙ ДОКУМЕНТ! Материалам следствия нельзя верить!


Я понимаю, что следственные дела необходимо изучать, и принимать «их к сведению», но на их основании нельзя принимать решений о достоинстве или не достоинстве подвижников и исповедников быть причисленными к лику новомучеников.


Мне представляется, что члены синодальной комиссии не могут забывать о применявшихся тогда, в годы гонений, пытках и фальсификациях, когда рассматривают дела тех исповедников, которые прошли через следственные органы НКВД. Если члены КОМИССИИ прошли бы через эти «круги ада», то они бы себя канонизировали безоговорочно и прижизненно. А пока, комиссия не допустила бы в рай: разбойника «благоразумного», изучив его «разбойное досье»; мученика Вонифатия, который до мученической кончины жил блудно. Не было бы у нас 40 мучеников, а было бы – только 39, потому что одного струсившего заменил конвоир, ведший их на мучение. Конвоир-мучитель стал сороковым мучеником. Таких примеров можно найти много среди мучеников времен гонений на христианство. Человек, отдавший свою жизнь за веру во Христа, своей кровью «искупает» грехи всей жизни. Признавая это, Церковь на могилах их служила Литургию. Так почему же сейчас комиссия по канонизации, рассматривая архивы дьявольской власти, лживые от начала до конца, доверяет им?


К примеру: архиепископ Серафим (Звездинский) – достоин, а архиепископ Арсений (Жадановский) – не достоин, «плохо вел себя на следствии»; архиепископ Федор (Поздеевский), «Даниловский», как мы его называли, расстрелянный как и все, НЕ достоин, по архивным материалам КГБ. Священники Михаил Шик, Сергий Сидоров и иеромонах Андрей (Эльбсон) лежат в бутовских рвах вместе со священником Петром Петриковым. Но – сщмч. Петр Петриков – достоин, а оо. Михаил, Сергий и Андрей – нет. Это, по мнению комиссии, а любви Божьей также?


Выходит, Владыка, что мы предлагаем Богу святых, а не Он нам?!


Схиархимандрит Даниил (Климков), был представлен на канонизацию и отвергнут комиссией со странной, сталинских времен, формулировкой «не достоин, как изменник родины». Невольно спрашиваешь себя – комиссия при Синоде, или... ?


В 1941 году из Вереи, оккупированной немцами, о. Даниил Климков ушел к себе на родину в г. Львов, где служил в православном храме. При отступлении немцев, он не ушел на запад, а как русский священник, остался, и был тут же арестован и приговорён к 10 годам «за измену родине». А где сама измена? И Верея и Львов были городами СССР. Нет измены, так почему же её нашла комиссия? По архивным формулировкам КГБ сталинских времен, уничтоживших миллионы ни в чем не повинных людей, а также «бесчисленное» количество русского духовенства?!


Ваше Святейшество, я поднимаю перед Вами не вопросы частного плана, а вопросы жизни Церкви, Которой, к нашей радости, Вы есть Первоиерарх. Вопрос этот, видимо, можно сформулировать так: каковы методы и практика рассмотрения дел исповедников Русской Православной Церкви.


С глубоким уважением, Алексей Арцыбушев.

...

Моя биогрфия.


Я родился в 1919 году в с. Дивеево, у стен Дивеевской обители, рядом с которым прошло мое детство. Дед мой П.М. Арцыбушев был нотариусом Его Величества, и много благодетельствовал Дивеевской обители. Уйдя в отставку, переехал в Дивеево. Две его дочери ушли в монастырь и окончили жизнь одна в схиме, другая в мантии. Второй мой дедушка. Хвостов Александр Алексеевич, был министром юстиции и внутренних дел в правительстве Государя Императора Николая II. Его жена, по смерти мужа, по благословению старца Алексия Зосимовского приняла постриг с именем Митрофания. Её дочь Екатерина, после смерти матери приняли постриг с именем Евдокия. Мать моя, по смерти моего отца, в 1921 г., овдовев в 24 года, приняла тайный постриг в Даниловском монастыре с именем Таисия. На монашество ее благословил старец Алексий Зосимовский, а духовным наставником ее был архимандрит Серафим (Климков), в схиме Даниил. В Дивееве ее духовным отцом был владыка Серафим (Звездинский), у которого я был посошником, когда мне было семь лет.


В 1946 г. я был арестовал по «церковному делу непоминающих», после ареста священника Владимира Криволуцкого. За 8 месяцев следствия на Лубянке я прошел все круги ада, которые я описываю Вам в своем обращении. Решением ОСО я был приговорен к 6 годам ИТЛ, с последующей вечной ссылкой за полярный круг. Приговорен я был, как сказано было в решении ОСО, «За участие в антисоветском церковном подполье, ставящем своей целью свержение советской власти и восстановление монархии в стране». Не правда ли смешно, если бы не было так грустно? Хорошо, что не расстреляли!


После реабилитации в 1956 году, я стал членом Союза Художников СССР.


Спустя много, много лет я написан и издал восемь книг о невыдуманных мною, а пережитых событиях: «Милосердия двери», «Сокровенная жизнь души», «Горе имеем сердца», «Саров и Дивеево. Память сердца», «Матушка Евдокия. Самарканд, храм Георгия Победоносца», «Возвращение» и др.


Ответить

#
21.01.2011 в 09:20
В вопросе увековечения особенно должно учитываться и почитаться стояние в вере перед властью, обличение, укорение и вразумление власти. Так, как стояли перед властью пророки и первомученики. Еф (6:12) "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".
Ответить

#
20.01.2011 в 20:38


Первая тема.



Процесс канонизации начал
«иссякать» по нескольким причинам: 1). Доступ к архивным следственным делам был
ограничен и даже «монополизирован». В архивах прямо говорили, что только
Синодальная Комиссия по канонизации и «Православная Энциклопедия» могут быть
допущены к следственным делам. А от обоих учреждений работал с документами один
и тот же исследователь. Может быть, в свое время это было оправданным, но так
не должно продолжаться до бесконечности. Новые исследователи, видя бесперспективность,
перестали заниматься вопросами канонизаций. 2). Комиссия по канонизации провела
огромную работу, как по сбору и систематизации материалов, так и по выработке
критериев по канонизации. Но когда критерии канонизации были абсолютизированы
до шаблона, Комиссия по канонизации сама себя ограничила. В частности положение
о том, что признание подследственным своей вины является непреодолимым
препятствием для канонизации, не позволило канонизировать целый ряд лиц,
претерпевших мученическую кончину. Надо заметить, что следствие по отношению к
особо значимым в Церкви лицам велось далеко не так, как по отношению к рядовым членам.
Соответственно и поведение подследственного часто не вмещалось в шаблонные
критерии, принятые Комиссией по канонизации.



Насколько я всю жизнь
занимаюсь исследованием жизни и кончины священника Павла Флоренского, я раскрою
свои размышления на его примере. Да, он признал свою мнимую вину в официальном
документе. Но при этом 1) он облегчил, снял мнимую вину со многих других лиц;
2) в особой работе «О будущем государственном устройстве», написанной во время
следствия в камере, фактически опроверг свои показания; 3) после вынесения
приговора провел четыре с половиной года в дальневосточном лагере «Свободный» и
в Соловецком лагере, при этом отказался от освобождения и высылки в Чехию, где
мог воссоединиться с семьей (!) 4) ни во время следствия, ни в лагере не
отрекся ни от священного сана, ни от веры, ни от Церкви; 5) по многим
свидетельствам, в лагере вел себя исповеднически, духовно окормляя и
поддерживая заключенных; 6) был расстрелян по другому делу 1937 г. заочно.



Как бы ни относится к делу
1933 г., жизнь отца Павла и его подвиг не закончились следствием, а
продолжались. И его канонизация была бы чрезвычайно поучительна и назидательна,
так как он подал пример к преодолению разделения веры и разума, науки светской и
церковной, к преодолению противостояния Церкви, общества и государства.



Но личность отца Павла – лишь
один из многочисленных примеров. Критерии канонизации, выработанные Комиссией,
в целом могут оставаться незыблемыми, но они не должны превращаться в шаблон. В
целом ряде случаев необходим индивидуализированный подход.



В связи с этим предлагаю
внести пункт: «Синодальной комиссии по
канонизации святых, а также соответственным епархиальным комиссиям
продолжить работу по исследованию подвига новомучеников и исповедников, уделив
особое внимание тем лицам, чья жизнь после следствия явила их как верных чад
Церкви».



Вторая тема.



Синодальной
богослужебной комиссии «поручено внести
предложения по пересмотру богослужебных указаний, пересмотрев бденные,
полиелейные и славословные службы новомученикам и исповедникам Российским».



В свое время было определено память
всех новомучеников отнести к разряду общечтимых. Между тем понятие «общечтимый»
с точки зрения Церкви означает общепразднуемый, таким образом все новомученики
должны праздноваться повсеместно бденно. Это невозможно, да и не нужно. К
общепразднуемым можно было бы отнести епископов и некоторых наиболее известных
новомучеников. Остальные могут быть отнесены к разряду местночтимых
(местнопразднуемых), т.е. на месте кончины новомученика или на месте его
служения твориться бденная служба, а в иных местах славословная. Это допускает
(но не предписывает) на усмотрение настоятеля творить ему и бденную службу в
любой епархии.



Кроме того, в современной
практике в церковном календаре опущены памяти новых местночтимых святых, что
совершенно неверно. Месяцеслов, сложившийся в современном календаре включает
как общечтимых, так и местночтимых святых XI-XVII вв. Вообще
ценность справочника – в полноте информации. Было бы целесообразно дополнить
месяцеслов церковного календаря памятями местночтимых святых, канонизированных
после 1988 г. с указанием на характер канонизации («местн.»).



В заключение хотелось бы
выразить глубокую благодарность Высокопреосвященному Ювеналию, митрополиту
Крутицкому и Коломенскому, председателю Синодальной комиссии по канонизации
святых, а также всем членам Комиссии.



Третья тема.



Поправка по тексту: 2-й абзац
2 строка. Вместо: «в развитие духовной и интеллектуальной культуры» – «в
развитие общества».



Обоснование: многие
новомученики были храмоздатели, иконописцы, врачи, изобретатели, и т.д. – какая
это культура? Материальная, но писать «развитие духовной и материальной
культуры» слишком школьно. Между тем подвиг новомучеников менял самое общество
во всех его проявлениях: социальном, нравственном, духовном, материальном.



Как и отец Сергий Правдолюбов
излагаю свои личные мысли и чувства, надеясь быть услышанным.

Ответить

#
5.01.2011 в 14:30
Для дальнейшего достойного прославления новомучеников и исповедников российских, составляющих славу и красоту Русской Церкви, предлагаю Межсоборному Присутствию рассмотреть вопрос о рекомендации обязательного упоминания священниками на отпусте в конце литургии имен всех новомученников, прославленных в этот день.

Лучшей практикой может быть указание имён сообще всех святых прославленных в этот день, чтобы отдать им честь и прославить их, одновременно напоминая этим верным, что наша церковь есть вселенская. В епархиях и на приходах практика тут совсем разная, нередко с некотором уклоном в чрезмерный партикуляризм. Но регулярное поминание святых новомученников есть прямая обязанность именно нашей поместной церкви и, наверное, такой шаг может бьть полезным для воспитания нашей памяти и пропитывания всей ткани богослужения благоуханием общения святых новомученников с нами.

Надеюсь, что это предложение совпадает с направлением тех полезных рекомендаций, сформулированных в проекте документа.
Ответить

#
3.01.2011 в 21:39
Чтобы увековечить память новомучеников, Церковь без страха и опасения должна осудить ту пагубную систему, которая лишила этих подвижников веры жизни. Я имею в виду публичное, на уровне Поместного собора, осуждение коммунизма, режимов основанных на этой системе мировоззрения, и всего с ним связанного. В частности первым шагом может быть поддержка езолюции Совета Европы №1481.
Ответить

#
2.01.2011 в 07:49
Возможно, более широкому почитанию и известности в регионах наших новомучеников способствовало бы указание в сетке Церковного официального календаря места (известной местности) их служения или подвигов, а не только в приложении. Это способствовало расширению информации о том, в какой епархии, городе епархии проходят местные торжества, паломничеств в эти дни для участия в чествовании новомучеников. Правда, от такой дополнительной информации увеличится количество страниц календаря.
Только у новомучеников в святительском сане указывается их титул по последней кафедре, а о всех остальных ничего не сказано. Но в отношении святых Древней Церкви такие указания почти всегда есть. Наприм., 1 дек. по нв.ст.: "мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского", 3 декаабря: "... и иных многих...., в Персиде пострадавших", 21 декабря: "мч. Анфисы в Риме". При этом, в календаре РПЦЗ рядом именами священников указываются без помещения в скобки их фамилии, но указание на регион также отсутствует. Простите, это несколько не по теме обсуждаемого проекта документа.
И вопрос. Может ли считаться мучеником (заслуживающим канонизации) священник в возрасте 80-ти лет, которого растреляли вместе со всеми узниками тюрьмы, только по причине приближения к этому месту немецких войск в августе 1941 года.
Ответить

#
25.12.2010 в 21:18

"За прошедшие 10 лет сказано очень и очень много". Говорилось и раньше, а ссылку конкретную я приводила: http://www.bogoslov.ru/text/669749.html.:

"Иосифлянство. Иосифлянское движение явилось в Ленинграде как протест против перевода митр. Иосифа (Петровых) из Ленинграда в Одессу вследствие незарегистрирования его гражданской властью. Во главе этого дела стояли, кроме самого митр. Иосифа, еп. Дмитрий (Любимов), еп. Сергий (Дружинин); примыкали скрытно и некоторые другие архиереи. Отличительной особенностью этого движения было непоминание митр. Сергия как Патриаршего Местоблюстителя при богослужении, и уклонение от поминовения власти. Держалось это движение в некоторых приходах духовенством и, главным образом, монашками разных подворий. Как движение исключительно политическое (непоминание Сергия из-за его распоряжения о поминовении власти), оно скоро было прекращено".
Не так ведь было дело, что власть сразу "признала врагами", а речь шла о напоминовении митр.Сергия "из-за его распоряжения о поминовении властей". И параллельно пошел раскол Церкви, который многих прихожан, мало в этом понимающих, и вовсе от нее отвратил.

Ответить

#
25.12.2010 в 20:43

Лидии Константиновне Александровой-Чуковой, Петербург



Ваш вопрос: «Антигосударственная деятельность» и «политические соображения» - это одно и то же, как Вы считаете, или здесь еще можно "пофилософствовать" и даже может быть - "побогословствовать" - ?»


Я бы не хотел в который уже раз говорить на эту тему. За прошедшие 10 лет сказано очень и очень много. Имеются очень хорошо составленные доклады на тему прославления Новомучеников. Есть выступления на конференциях и специальных вечерах памяти Новомучеников многих и многих людей, которые ясно и четко изложили свои мысли и рассуждения. Достаточно вспомнить Евангельские скорбные строки о допросе и страданиях Господа нашего Иисуса Христа. «Се Царь ваш?» - «Нет у нас царя, кроме кесаря». «Если отпустишь Его – ты не друг кесаря!» Разве здесь не политика? Так и наши батюшки и архиереи тоже бывали объявлены врагами тогдашнего политического строя. Но они страдали за Христа, так и Церковь их воспринимает. Мне думается, что и наши современники это хорошо понимают.


По поводу прославленных Новомучеников Зарубежной Церкви – это замечательный опыт объективного «стереоскопического» взгляда на мучеников-страдальцев: нам надо принять в лик святых прославленных ими, а им принять прославленных нами, и не потребуется никаких дискуссий и комиссий.


Ответить

#
25.12.2010 в 18:01
Году приблизительно в 2003 покойный почивающий в Бозе прот.Василий Ермаков, любезно пригласил меня к себе в храм с ним побеседовать. Проповедь в храме говорил прот.Георгий Митрофанов. Он призывал верующих "покаяться перед новомучениками". По окончании службы мы с прот.Георгием, нынешним руководителем исторического отделения СПбДА, немного побеседовали. Я спросила, как он себе конкретно это покаяние представляет, и не правильнее ли будет церковным историкам покаяться перед "сергианами", - на что получила утвердительный ответ.
Тот же вопрос я чуть позже задала его однокурснику по историческому ф-ту ЛГУ д.и.н.М.В.Шкаровскому, и также получила утвердительный ответ.

В предложениях досточтимых отцов Владимира и Александра, о том, что:
"Необходимо добиваться всенародного покаяния в грехе отступления от веры в Бога и очищения сознания, чтобы разного рода «Ленинские проспекты», «Площади Свердлова», «Войковские» и т.п. "

также фигурирует "всенародное покаяние в грехе отступления от веры".

Но во-первых, отступление от веры не было всенародным, и многие из отпавших (вернее, не пришедших к вере) сдалали это вовсе не по своей воле. Нынешние, лишенные знания Бога поколения, - это главным образом - жертвы.
Жертвы именно перечисленных лениных, свердловых, войковых, с необходимостью уничтожения памяти о которых в названиях улиц, станций или в памятниках, никак нельзя не согласиться.
Думается, что как бы призывы к "всенародному покаянию" не отвратили бы верующих от индивидуальной исповеди и покаяния.

Ответить

#
Священник Александр Мазырин, Россия, Моcква
24.12.2010 в 17:15

Одних усилий по увековечению памяти новомучеников и пострадавших за Христа мало. Для спасения души недостаточно знать об Истине, но необходимо этой Истиной жить. Также недостаточно изучать подвиг новомучеников и увековечивать их память, надо стремиться следовать им в своей жизни. Поэтому предлагаем особым пунктом внести в документ следующие строки:


«Церковь призывает всех своих членов быть по духу верными чадами новомучеников и исповедников Российских: твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов все более удаляющегося от Христа мира».


Предложения, содержащиеся в проекте документа, представляются правильными и своевременными, также как и предложения, выдвинутые читателями портала «Богослов.ру». Одновременно с увековечиванием памяти новомучеников и жертв богоборческой власти нужно вести работу и по преодолению остатков насаждавшегося этой властью культа ее деятелей – организаторов и участников величайших в истории человечества злодеяний. Необходимо добиваться всенародного покаяния в грехе отступления от веры в Бога и очищения сознания, чтобы разного рода «Ленинские проспекты», «Площади Свердлова», «Войковские» и т.п. в России стали столь же немыслимыми, как «Гитлер-штрассе» или «Гиммлер-плятц» в современной Германии. Если улицы наших городов могут носить имена палачей, то народ, живущий на этих улицах, будет оставаться нравственно дезориентированным и никогда не возродится.


Обоснованным представляется предложение при изучении подвига новомучеников и решении вопроса о канонизации не ставить во главу угла материалы их следственных дел. Нередко эти дела преисполнены ложью, о чем уже не раз говорилось. Из последних исследований на этот счет можно указать на вышедшую в издательстве Данилова монастыря книгу «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». В этой книге в деталях раскрыт дьявольский механизм, с помощью которого следователи якобы получили «признательные показания» Владыки, в действительности их не дававшего. А ведь именно эти показания считаются главным препятствием для канонизации архиепископа Феодора, давно и заслуженно прославленного Русской Зарубежной Церковью как священномученика.

Ответить

#
21.12.2010 в 20:31

Досточтимый о.Сергий, позвольте процитировать часть данного документа:


«Опираясь на опыт своих святых, Церковь не перестает напоминать о том, что гонения на верующих в годы репрессий были вызваны прежде всего исповеданием веры, верностью Господу Иисусу Христу, а не антигосударственной деятельностью»,


и обратиться к Вам с таким вопросом:


Что Вы думаете относительно фразы «а не антигосударственной деятельностью» - ?


Как Вы думаете, Уважаемая Синодальная Комиссия на считает эту коммунистическую РСФСР государством, или здесь есть какие-то иные соображения, поскольку имелась целая группа епископов, конкретно ведших за собой паству (на Соловки) против декретов этой т.н. власти ( согласна, что "собачих депутатов"), которая параллельно, не почему-то поминала митр.Сергия (Страгородского), и именно по политическим соображениям См: http://www.bogoslov.ru/text/669749.html.


То есть, если более конкретно, вопрос мой такой: «антигосударственная деятельность» и «политические соображения» - это одно и то же, как Вы считаете, или здесь еще можно "пофилософствовать" и даже может быть - "побогословствовать" - ?



Ответить

#
21.12.2010 в 17:02

Судя по запятой после слова «Церкви», название документа имеет смысл рекомендации Архиерейского собора не только «государству и обществу», но и самой Русской Православной Церкви. В обсуждаемом документе учтено всё, кроме продолжения неустанного собирания документов, фактов и материалов, необходимых для самого процесса к а н о н и з а ц и и н о в ы х с в я т ы х новомучеников и исповедников. Мы видим, что процесс канонизации иссяк почти полностью, на заседаниях Священного Синода прославляются один, два или, в крайнем случае, три новых святых новомучеников и исповедников, хотя действует благословение Святителя Патриарха Тихона 1918 года и Архиерейского собора 1996 года о продолжении процесса канонизации. Лично моя радость о прославлении новомучеников и исповедников на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года довольно быстро оскудела, когда я взял Православный Церковный календарь и стал с карандашом в руке считать – какие епархии сколько новомучеников прославили. Я увидел, что почти половина епархий не прославили ни одного новомученика или исповедника, а части епархий список новомучеников был прислан из Москвы мучениколюбцами и

ревнителями почитания страдальцев, живущими в Москве.

Новый документ оставляет впечатление успокоительно-завершенного процесса: больше ничего делать не надо в этой области, а только на собранном материале укрепить почитание и увековечение, украсить мемориальными досками и издавать описания страданий и прославления подвига новомучеников.

Мне думается, что всё-таки надо дополнить документ еще одним параграфом:

«Продолжить изучение следственных дел, материалов, собирание свидетельств и фактов для выявления новых и новых имен пострадавших, для рассмотрения их епархиальными комиссиями по канонизации святых, а затем Синодальной Комиссией по канонизации святых для включения их в список прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе святых новомучеников и исповедников Российских».

Иначе как мы сможем после своей смерти посмотреть в глаза прославленных Богом святых и ответить на вопрос: «Почему вы прославили во святых моего собрата, сослужителя, соузника, я же вместе с ним страдал, а меня вы не прославили?» Как ответить на этот вопрос?
По поводу параграфа 7 считаю нужным отметить, что Синодальной Богослужебной комиссией проделана колоссальная работа по написанию и редактированию служб всем чинам святости мучеников ХХ века: написаны ОБЩИЕ службы Новомученику единому, Новомученице единой, Преподнобномученику, Преподнобумученице, Священномученику единому, Священноисповеднику единому и проч. и проч. Таким образом составилась целая Дополнительная минея служб Новомученикам и исповедникам ХХ века, и она готова и выйдет из печати в течение месяца. Именно такие службы послужат универсальным средством почитания и прославления всех поименно святых. А составление службы особо почитаемому святому, как это и происходило в древности, лежит на той местности и епархии, которая и особо почитает святого. Общецерковная Богослужебная комиссия в данном случае не откажется отредактировать эту службу, а Святейший Патриарх придаст ей статус общецерковной.
Хочу отметить, что я в данном случае выражаю свое личное мнение, а не мнение всей Синодальной Богослужебной комиссии.
Протоиерей Сергий Правдолюбов, член Синодальной Богослужебной комиссии.

Ответить

#
17.12.2010 в 13:43
Разумно было бы добавить следующий пункт:

- Совместно с государственными органами, общественными объединениями, научным сообществом изучить вопрос о переименовании географических и иных объектов, названных в честь организаторов и участников массовых репрессий, а также в память о событиях, связанных с трагическим разделением российского народа в ХХ веке. Внести предложение о демонтаже памятников указанным лицам и об их переносе в специально созданные публичные музеи.
Ответить

#
17.12.2010 в 13:20
Благодарю Секретариат Межсоборного Присутствия за то, что в последней редакции документа появилось упоминание о Синодальной комиссии по канонизации святых.
Мое предложение к пункту 4 заключается в следующем: необходимо, чтобы документы следственных дел и допросов новомучеников (особенно тех, которые уже канонизированы в Зарубежной Церкви) перестали быть достаточным основанием для закрытия вопроса об их канонизации в России. В этих документах часто содержатся клевета и показания лжесвидетелей. На наш взгляд, при принятии решения об отказе в канонизации, нельзя не учитывать как особенности богоборческого периода Российской истории, так и тот факт, что после пыток и многократных допросов многие люди лишались возможности сохранить рассудок здравым. Привлеченные к делу материалы дополнительных исследований жизни новомучеников, которые проводят научные работники, издатели, писатели и журналистами могли бы сделать картину подвига новомучеников более полной. Благодарю.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс