Понятие Жизни
Понятие Жизни в самом общем смысле – это список тех свойств, которые отличают живую природу от неживой. Если Жизнь выделяется как особая форма существования, то список таких критериев должен формировать принципиальные отличия, значительно большие, чем отличия между разными формами жизни. Общее представление о том, что такое Жизнь, оказывает влияние как на научную, так и на духовную сферу человеческой деятельности.
Тезаурус

В научной сфере – это вопросы о возможности жизни на других планетах, искусственных формах жизни и исследования проблемы возникновения жизни. В случае сферы духовной – это в первую очередь вопросы о месте человека в мире. Значимым является вопрос – как соотносятся с религиозным мировоззрением современные представления о том, что такое Жизнь, вступают ли они в противоречие с религиозным подходом?

Существуют три основных философских подхода к проблеме определения жизни. Во-первых, точка зрения Аристотеля на жизнь как на фундаментальное, нередуцируемое свойство природы, выражающееся в ее одушевленности. Во-вторых, это взгляд Декарта на жизнь как на механизм. С этой точки зрения животные, в отличие от людей, не обладают душой, но являются живыми механизмами. В-третьих, взгляд Канта на жизнь как на особую организацию. В-четвертых, жизнь можно понимать как эмерджентное, то есть новое и нередуцируемое, свойство определенных видов сложных систем. Все эти подходы, расположенные в порядке их исторического возникновения, актуальны и сейчас. Несмотря на то что новый взгляд, предложенный Декартом, привел к многочисленным открытиям как в науке, так и в философии, следует заметить, что разделение душевных (психологических) аспектов жизни и биологических оказало негативное влияние на проблему жизни в целом. Некоторые исследователи, например Р. Розен, указывают на то, что для Аристотеля вообще не существовало проблемы жизни в ее современном понимании. Наличие жизни являлось очевидным и фундаментальным, материя являлась лишь способом реализации различных ее форм. Материалистическая тенденция, которая возникла в Новое время, начала рассматривать материю, понимаемую механистически, как нечто изначальное. Декарт обособил ментальную жизнь от протяженности, не утверждая, что существует только материальное, но в течение последующих столетий, в особенности к ХХ веку, ученые находили все больше признаков того, что материальный компонент реализует все те свойства, которые раньше приписывались духовной субстанции. Эта редуктивная тенденция породила иллюзию, что описание организма как целого больше не соответствует имеющимся у нас знаниям о его устройстве.

Каким образом определяются критерии жизни в современную эпоху? Количество возможных вариантов ответа на этот вопрос, которые были опубликованы в литературе различных направлений за последние полтора века, невероятно огромно. Каждый исследователь может сужать или расширять список критериев, выделяя какие-то из них как наиболее важные. Одно из наиболее исчерпывающих описаний проводит Т. Ганти, выделяя восемь критериев жизни, разделенных на две группы. Первая группа – это критерии, которыми организм обладает, если является живым, а вторая – дополнительные критерии, которые не являются необходимыми для признания той или иной разновидности организма формой жизни и которые обычно способствуют его более успешному распространению.

К первой, обязательной группе относятся следующие критерии, которые Ганти именует активными:

1) Холизм. Живой организм – отдельная сущность, которая не может быть разделена без утраты существенных свойств.

2) Метаболизм. Наличие энергетического обмена с окружающей средой. Организм перерабатывает энергию из окружающей среды и направляет ее на внутреннюю работу. Организм может бездействовать, но при наличии энергии он вновь становится полноценно действующим. Этим, например, семя цветка отличается от камня.

3) Непрерывная стабильность. Организм способен поддерживать стабильное состояние внутренней системы, несмотря на изменения в окружающей среде, хотя диапазон устойчивости у организмов может отличаться.

4) Активная система, способная к переносу информации. Система живого организма должна иметь возможность сохранять внутри себя информацию. У более развитых организмов объем такой информации увеличивается, а также улучшаются способности по передаче этой информации как другим особям, так и потомкам (в том числе в виде генетической и иной биологической информации).

5) Гибкий контроль. Процессы в организме регулируются и контролируются таким образом, чтобы способствовать продолжению существования организма и его деятельности.

Ко второй группе относятся следующие критерии, которые Ганти именует потенциальными:

1) Рост и размножение. Способность к продолжению рода не является необходимой или полезной для отдельного организма, однако она необходима для распространения популяции.

2) Способность к эволюционированию. Организм, как живая система, не обязан претерпевать значительных изменений в случае, если условия существования относительно благоприятны, однако последовательность сменяющих друг друга организмов, составляющих род, должна иметь возможность эволюционного изменения, чтобы обеспечить свои шансы на выживание.

3) Смертность. Живые системы смертны. Без смертности отдельных живых систем невозможно реализовать развитие в рамках популяции.

Можно заметить, что первая группа критериев относится к индивидуальным организмам, а вторая – рассматривает Жизнь в ее исторической, эволюционной перспективе. Принятие этих критериев не приводит нас к какой-то определенной точке зрения, мы можем принимать позицию Аристотеля, а можем трактовать Жизнь механистически. Точно так же и религиозные подходы к пониманию того, что такое жизнь, скорее достраивают эти критерии, чем вступают с ними в противоречие. Все дело в том, что современное понятие жизни ожидаемо ничего не говорит о целях, смысле и вообще телеологическом аспекте жизненного процесса. Поэтому все зависит от того, считаем ли мы возможным остановиться на механистическом описании или будем рассматривать вопрос о цели. В первом случае мы можем ограничиться данными критериями и поставить точку, но во втором нам не обойтись без той или иной версии теологического описания жизни. Телеология требует, в свою очередь, допущения, что цели существуют на уровне онтологии и могут оказывать влияние на ход процессов, направленных на их реализацию. В этом случае религиозный подход является одним из понятных и привычных вариантов такого описания. Противоречия не возникает и в обратном направлении. В случае, если мы начинаем с утверждения, что Жизнь сотворена Богом, нам необходимо ответить на вопрос, каким образом она реализована функционально, т. е. каким образом Бог организовал материю, чтобы создать Жизнь. В этом смысле современные научные подходы к описанию феномена жизни являются естественнонаучным дополнением к философским и теологическим основаниям.

Основные источники

На стр. 197 в приложении «В» к работе Radu Popa Between Necessity And Probability Searching For The Definition And Origin Of Life», Springer, 2004) можно найти большой список ключевых цитат за последние полтора столетия с определением того, что такое Жизнь.

Современные работы

Вернадский В.И. Живое вещество, М. 1978.

Schrödinger E. What is Life? The Physical Aspect of the Living Cell, Cambridge: Cambridge University Press, 1944.

Rosen R. Life Itself: A Comprehensive inquiry into the Nature, Origin, and Fabrication of Life, New York: Columbia University Press, 1991.

Pirie N.W. The meaninglessness of the terms life and living // Perspectives in Biochemistry, Cambridge: Cambridge University Press, 1937, pp. 11-22.

Popa D.R. Between Necessity And Probability Searching For The Definition And Origin Of Life-Springer, 2004.

Morange M. Life Explained, New Haven: Yale University Press, 2008.

Энциклопедические статьи

Weber B. Life // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Обзорные работы

Bedau M.A. What is Life? // A Companion to the Philosophy of Biology, Wiley-Blackwell, 2008; Cleland C.E. and Zerella M. What Is Life? // The Philosophy of Biology. A Companion for Educators-Springer Netherlands, 2013.

Две указанные статьи посвящены обзору современных подходов к определению такого феномена, как Жизнь. В первой статье акцент сделан на философский анализ понятия жизни, во второй – на научный анализ этого понятия.

Murphy M. & O'Neill L. (eds.). What is Life? The Next Fifty Years: Speculations on the Future of Biology. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Сборник вдохновлен классической работой Эрвина Шредингера «Что такое жизнь?», которая оказала огромное влияние на развитие молекулярной биологии. В Тринити-колледже в Дублине на празднование пятидесятой годовщины книги «Что такое жизнь?» собрались выдающиеся ученые из разных дисциплин, которые, следуя примеру Шредингера, представили свои взгляды на актуальные центральные проблемы биологии. Среди авторов этого тома – Стивен Джей Гулд, Роджер Пенроуз, Джаред Даймонд, Манфред Айген, Джон Мейнард Смит, Кристиан де Дюв и Льюис Вулперт. В работе представлены рассуждения о современном и будущем состоянии науки с точки зрения поиска ответа на вопрос «Что такое жизнь?».

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9