В чём разница между психикой и душой? Что изучает наука психология и насколько она полезна православному человеку? Что такое «христианская психология» и есть ли у неё будущее? В чём принципиальное отличие психолога и пастыря? Нужно ли будущим священникам изучать психологию и психиатрию? Все эти вопросы мы обсудили с ректором Института христианской психологии протоиереем Андреем Лоргусом в четвёртом подкасте портала «Богослов.Ru».
Мнение
Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться
Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова.
Средневековый город в восприятии древнерусского книжника XII–XIV веков
В статье кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Галины Серафимовны Баранковой на материале памятников древнеславянской и древнерусской книжности рассматриваются принципы конкретно-исторического, дидактического и аллегорико-символического толкования города и действующего в нем князя, его слуг и жителей. Источниками являются «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Послание князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств» киевского митрополита Никифора, произведения свт. Кирилла Туровского, «Слово» Даниила Заточника и «Пчела». Отмечается, что строение града в представлении древнерусских книжников ассоциировалось не только со строением человеческого тела, но и с моделью княжеской власти. Образно-символическая трактовка града характеризует красоту города и упорядоченность его княжеской власти как аналог созданного Богом мира, тогда как другая тенденция, аллегорико-антропологическая, связана с антропологическим толкованием города: град как состав человеческого тела, ум — князь, управляющий телом, его подданные — органы чувств.
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к «психологическому» обществу
Вспоминаем междисциплинарное исследование Ph. D. Эссекского университета в области психоаналитических исследований архимандрита Хризостома Гр. Тимпаса, затрагивающее актуальный вопрос: нужно ли современным священнослужителям владеть навыками психологического консультирования? В исследовании рассматривается эволюция Таинства Исповеди с древнейших времен вплоть до наших дней. По результатам этого анализа автор заключает, что в наше время духовникам необходимы навыки психологического консультирования, поскольку именно они могут помочь исповедующимся раскрыть духовный потенциал.
Аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии в научно-богословских журналах за 2023 год
Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по православной и пастырской психологии, опубликованных в научно-богословских периодических изданиях на русском языке в 2023 году. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора было проанализировано 12 статей. В связи с малым количеством публикаций разделять их на категории в рамках этого обзора, как кажется, не имеет смысла.
Взаимоотношения Московского и Иерусалимского Патриархатов в 60-е – начале 70-х годов XX века по материалам церковных и государственных архивов
Статья протоиерея Сергия Звонарёва призвана послужить популяризации опыта взаимоотношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей в период возглавления Отдела внешних церковных сношений одним из наиболее ярких иерархов Русской Церкви второй половины XX столетия – митрополитом Никодимом (Ротовым). Достижению поставленной цели служат обработка и анализ материалов архива Отдела внешних церковных связей и Государственного архива Российской Федерации, фонды которых содержат документы, раскрывающие характер двусторонних церковных контактов, специфику служения Русской духовной миссии в Иерусалиме. Русское церковное представительство на Святой Земле выполняло как историческую миссию – служение нуждам паломников и поддержание отношений со священноначалием Иерусалимской Церкви, – так и обеспечивало широкий круг представительских контактов, в том числе с государственными властями и дипломатами. На положении Русской духовной миссии в Иерусалиме сказывалось состояние советско-израильских и советско-иорданских отношений. В то же время, несмотря на изменения политического климата, Московский и Иерусалимский Патриархаты стремились сохранять братское общение.
«Честный разговор о том, что наука может утверждать и чего она никогда не сможет достигнуть, позволяет укрепиться в вере». Беседа с иеромонахом Дамианом (Вороновым)
О том, как медицинское образование может помочь современному богослову, каковы перспективы нейротеологии и как современная апологетика может использовать науку, мы поговорили со специалистом по нейротеологии, преподавателем кафедры богословия Московской духовной академии иеромонахом Дамианом (Вороновым).
Начало церковной библиографии в России: исторический очерк
Любой обзор отечественной библиографии, относящейся к той или иной области знаний, следует начинать с задания временных и пространственных границ, определяющих начало и, возможно, конец деятельности в этой самой области, а также ее ареал, в первую очередь лингвистический, а затем и географический. Это относится к научным дисциплинам, различным направлениям литературы и искусства, прикладным видам деятельности, персоналиям и прочему. Но когда речь заходит о церковной библиографии в России, предметом исследования и обработки которой является, собственно, христианская письменность, то нам приходится говорить о полном совпадении ее «временнόго начала» с началом христианской культуры в географических границах, соответствующих прежним пределам Российской империи. И если мы касаемся церковной библиографии церковнославянской, русской, украинской, белорусской книги, то географические границы нашего предмета уже включают в себя за счет «великого рассеяния XX в.» практически любую населенную территорию пяти континентов.
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Вспоминаем статью кандидата богословия Николая Викторовича Лагутова, который отвечает на один из актуальнейших вопросов, стоящих перед духовными школами: есть ли место психологии в системе высшего духовного образования?
Исламское население Оренбургской губернии как инокультурная социальная общность Российской империи
Статья доктора философских наук, профессора, проректора по учебной работе, заведующего кафедрой библеистики и богословия Оренбургской духовной семинарии Марины Николаевны Ефименко посвящена истории ислама в Оренбургской губернии. Обосновывая выбор методологических приемов исследования, автор опирается на теорию «Новой имперской истории» и рассматривает методологические возможности концепции «аккультурации» как одного из современных и перспективных направлений отечественной исторической науки, позволяющего изучать характер формирования инокультур и механизмы их интеграции в социально-политическое и культурное пространство Российской империи. Автор доказывает, что ислам способствовал формированию инокультурной социальной общности по отношению к ведущей православной культуре Российской империи как части коренного населения Южного Урала, так и этносов, которые осваивали оренбургские степи в ходе колонизации края. Особенное внимание уделено взаимодействию татарского и казахского этносов как народов одного вероисповедания, но обладающих разными формами социальной интеграции в российское государственное пространство.
Свойство допустимости доказательств в церковном судебном процессе Русской Православной Церкви
В статье кандидата юридических наук, доцента, проректора по учебной работе Томской духовной семинарии, доцента кафедры правовых дисциплин Томского государственного педагогического университета, докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Виталия Коллантая описывает свойство доказательств церковного судебного процесса, которое является одним из основных элементов всей системы доказывания. Свойство допустимости в различных правовых семьях трактуется по-разному, но это не влияет на его основную направленность, которая заключается в установлении фактического соответствия доказательства нормам действующего законодательства или существующим канонам Церкви. На основании анализа судебных дел ряда епархий Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) сделан вывод о дифференциации критериев допустимости доказательств. С помощью сравнительно-юридического метода проведено их сопоставление с критериями допустимости доказательств в уголовном и гражданском процессе России. Автором обосновано применение правила «о плодах отравленного дерева» (присущего английскому common law) в современном церковном судебном процессе. Предложено внести изменения в Положение «О церковном суде Русской Право­славной Церкви (Московского Патриархата)» путем включения статьи 13.1, отражающей суть правила «о плодах отравленного дерева» в применении к церковному судебному процессу.
Соборность в представлении профессоров университетов и духовных академий — участников Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг.
Статья аспиранта кафедры истории России XIX века — начала ХХ века исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольги Александровны Илюхиной посвящена изучению концепта «соборность» в представлениях профессоров университетов и духовных академий — участников Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В центре внимания автора дискуссия о содержании этого термина в Отделе о высшем церковном управлении в сентябре-октябре 1917 г. Автор обращается к протоколам соборного отдела и анализирует представленные в ходе обсуждения аргументацию и источники взглядов профессоров на соборность. В выводе исследования подчеркивается, что дискуссия стала инструментом самоопределения ученой элиты в новых политических условиях. Соборность оказалась тесно связана с проблемой восстановления патриаршества и устройством высшего церковного управления, ролью мирян. Все докладчики поддерживали мнение, что соборность — это свойство Церкви, принцип ее жизни, характеристика единства всех верующих в ней. При обосновании необходимости большего участия клириков и мирян в церковных делах все они, за исключением А. И. Покровского, признавали особый статус архиерея в принятии решений. Одновременно не все из них поддерживали восстановление патриаршества, для многих оно представлялось угрозой соборности и поражением в правах прежде всего епископов, а не мирян.
Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам
5 марта исполняется 86 лет со дня рождения главного регента и уставщика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии  архимандрита Матфея (Мормыля) (1938–2009). Публикуем статью декана факультета церковно-певческого искусства МДА игумена Лазаря (Гнатива), посвящённую отношению архимандрита Матфея к древним церковным распевам.
Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь
Архимандрит Дамаскин (Орловский) начал собирать сведения о новомучениках и исповедниках ХХ века еще в советские годы, задолго до их прославления. Благодаря ему со слов очевидцев были составлены и записаны десятки биографий современных подвижников. Сейчас отец Дамаскин — член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Мы поговорили с ним о том, как отличать подлинные сведения от неточных, почему почитание новомучеников должно быть неотъемлемой частью духовной жизни, а также о том, возможны ли подобные гонения сейчас.
О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии
Православные специалисты, работающие с человеком, остро нуждаются в новой системе человекознания, которая возникает на стыке психологии и христианского учения – христианской психологии. В свете этого особенно актуальной становится интеграция представлений о человеке в концепциях христианской антропологии и современной психологии в единую картину человекознания. Вспоминаем доклад Ларисы Филипповны Шеховцовой, прочитанный 15 апреля 2010 года в Московской духовной академии и семинарии на 5-й ежегодной конференции, посвященной проблемам экзегетики и герменевтики Священного Писания.
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин
Цикл статей доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова посвящён анализу взглядов святых отцов «золотого века» христианской письменности на продолжительность процесса сотворения мира, описанного в 1-й главе книги Бытия. Абсолютный, вселенский смысл каждого из «дней» Творения обуславливает неразрывную связь представлений о его продолжительности с общими взглядами данного автора на устройство мироздания в целом. В первой статье цикла рассматриваются взгляды прп. Ефрема Сирина, который считал земную поверхность плоской и накрытой сверху полусферическим небосводом. Первые три «дня» Творения, согласно прп. Ефрему, были обусловлены периодическими пульсациями «мирового света», сотворённого в первый «день» Творения (т. е. ещё до солнца). Последующим «дням», определявшимся уже движением солнца, можно (так же, как и первым трём «дням») приписать абсолютный смысл благодаря представлениям о плоской поверхности Земли.
Православное понимание соборности и реалии современного мира
Статья доктора богословия, ректора Николо-Угрешской духовной семинарии игумена Мефодия (Зинковского) посвящена рассмотрению свойства соборности как образа бытия человечества, заданного Святой Троицей. Соборность таинственна и ипостасна; как свойство и образ бытия уникальных Лиц в единой природе, она не может полноценно анализироваться вне координат ипостасно-природной онтологии. В жизни личности соборность реализуется как внутренняя «включенность» в жизнь Церкви через «воипостазирование» Божественных энергий. Путь к соборности лежит через преодоление индивидуализма и эгоизма. Как способ обладания истиной, соборность является и способом познания этой истины, а также признаком принадлежности личности к Церкви. В статье рассмотрены нарушения принципов соборности Римо-Католической Церковью в исторической перспективе и Константинопольским патриархатом в современной жизни, проанализированы аспекты соборности применительно к таким реалиям современности, как познание истины, понимание смысла и принципов жизни, преодоление эгоизма, индивидуализма, страдания и одиночества.
Осуждение филетизма/этнофилетизма на Константинопольском Соборе 1872 г.: критические замечания
В настоящее время на волне американской и в целом западной геополитики делаются попытки представить понятие Русского мира как предельно агрессивное и, более того, по сути тождественное так называемой ереси этнофилетизма. В статье кандидата богословия, профессора кафедры филологии Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова), во-первых, предпринимается попытка систематизировать и обобщить многие из этих несправедливых обвинений. Во-вторых, предлагается обзор содержания деяний Святого и Великого Собора 1872 г. На этом Соборе был осужден так называемый «филетизм», или «племенное деление», в котором были обвинены сторонники созданного в 1870 г. Болгарского Экзархата. В заключении соборной комиссии и в Оросе Собора излагается экклесиология, не в полной мере соответствующая учению Православной Церкви и отчасти послужившая основанием для идеологии современных сторонников теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха. Новый комментированный перевод Ороса, представленный в статье, призван помочь читателю представить реальную картину, в которой в большей мере приоткрывается степень ответственности самого Константинопольского Патриархата за трагедию разделения 1872 г.
Церковь как институт. Полемика в католических журналах Concilium и Communio
Статья кандидата богословия, PhD, приглашенного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерея Алексия Черного посвящена анализу полемики относительно институционального и властного аспектов жизни Католической Церкви в статьях международных католических журналов Concilium и Communio, созданных в первые годы после Второго Ватиканского собора. Первый был ориентирован на реформы и стремился распространить соборные нововведения на различные сферы католической церковной жизни, второй был представлен преимущественно консервативными авторами. Данные издания, собравшие вокруг себя виднейших католических богословов той эпохи, демонстрируют различные взгляды на постсоборное развитие католицизма, давний конфликт модернизма и традиционализма, специфику формирования современной корпорации католических ученых, а также новый этап становления католических СМИ. Автор приходит к выводу, что институциональная сторона жизни Католической Церкви являлась важной темой дискуссии на страницах рассматриваемых журналов, особенно в 1970-е — нач. 1980-х гг.
Зачем изучать средневековых богословов? Беседа с молодым исследователем Владимиром Коробовым
В третьем подкасте портала «Богослов.Ru» беседуем с выпускником Московской духовной академии Владимиром Коробовым, который в декабре 2023 года защитил кандидатскую диссертацию по теологии на тему «Богословская проблематика Константинопольских Соборов 1166, 1170 годов в контексте литературного обмена между Византией и латинским Западом». Владимир рассказывает, почему выбрал вопрос, казавшийся не очень значимым, в чём суть споров о словах Христа «Отец мой более меня», правда ли, что за богословскими спорами всегда стоит политика, и зачем теологу знать древние языки.
Биография священноисповедника Виктора (Островидова) (до 1920 г.)
Вспоминаем доклад Ивана Евгеньевича Кожевникова на III Научно-практической конференции «Уржум Православный», посвященной 425-летию православия на Уржумской земле и 90-летию открытия в Уржуме викарной архиерейской кафедры.
Аналитический обзор статей по общей истории Церкви в научно-богословских журналах за вторую половину 2023 года
В материале представлен обзор публикаций по общей истории Церкви, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. В состав обзора вошли научные статьи о древней истории Церкви, истории Поместных Церквей греческой и славянской традиций.
Эволюция понятия «пастырь» в Русской Церкви в контексте духовного образования в синодальный период
В досинодальную эпоху институт пастырства как духовного попечения в России был востребован, как правило, для тех, кто искал ответа на свои духовные вопросы в монастырях. Окормление приходскими священниками остального населения ограничивалось богослужениями, участием в Таинствах и исполнением треб. Слово же «пастырь» (как путеводитель, духовный наставник) до середины XVIII века закрепилось за архиереями, чья духовная жизнь должна была быть примером для подражания. Но почему тогда получилось, что на рубеже XIX–XX веков Церковь явила духовных подвижников из числа приходского духовенства? Какую эволюцию пережили российские духовные школы, что подготовка таких пастырей из числа приходского духовенства стала возможной? В рамках статьи кандидата теологии, старшего преподавателя кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского университета Андрея Владимировича Дружинина предполагается ответить на вопрос, как развитие духовного образования в синодальный период повлияло на формирование российского пастырства и какие исторические уроки позволяет извлечь изучение данного процесса.
Кто такие пророки и в чём их послание? Обзор книги Хосе Луиса Сикре
Во втором подкасте портала «Богослов.Ru» рассказываем про труд Хосе Луиса Сикре «Введение в библейское пророчество». Книга отвечает на вопрос, кто такие пророки и в чём состоит их послание.
Маланкарская Церковь Индии: вопросы юрисдикции, богословие и богослужение
Цель исследования — проанализировать особенности богослужения и богословской мысли, а также юрисдикционную подчиненность и внутреннюю иерархию Маланкарской Церкви Индии. Для этого автор применяет аксиоматический и индуктивный методы. Вопросы богослужения и богословской мысли Маланкарской Церкви Индии представляют существенный исследовательский интерес в свете собственных национальных особенностей и исторической ретроспективы. Маланкарская Церковь Индии — уникальный образец самобытной Церкви, сохранившей верность христианской традиции и экклезиологию. Территориальная отдаленность Маланкарской Церкви от других древних Церквей Востока и других цивилизаций позволила ей пройти через столетия христианской, мировой и индийской истории в практически неизменном виде, сохранить аутентичность с элементами национального колорита, который отразился в богослужении и богословской мысли. Юрисдикция Маланкарской Церкви — классический пример полной автономии и независимости, которую с трудом смогли затронуть даже португальская колонизация и приход британцев в Индию.
Мифологическое восприятие прошлого: историческая наука в контексте легенд и мифов
Статья доктора исторических наук, профессора кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Львовича Фирсова посвящена анализу феномена мифологического восприятия прошлого. По мнению автора, в последние десятилетия стремление «переписать историю» стало серьезной проблемой, с которой сталкиваются профессиональные исследователи, часто вынужденные опровергать заведомо абсурдные построения современных «реконструкторов» и мифотворцев. В статье показывается, что «правда» мифотворцев неизбежно вступает в конфликт с «правдой» историков, что приводит к социально-психологическим коллизиям, деформирующим представления о реальных событиях и героях прошедших времен. Автор полагает, что феномен массового сознания включает в себя и деперсонификацию, а как следствие — приводит к варваризации, начинающейся тогда, «когда в старой культуре, за многие столетия поднявшейся до высот ясности и чистоты мышления и познания, это познание начинает заволакиваться магией и фантастикой, поднятыми чадной волной ярых инстинктов и страстей».
Кенотическая экклесиология М. М. Тареева: опыт реконструкции
В статье старшего преподавателя кафедры систематического богословияи патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артёма Владиславовича Малышева предпринимается попытка реконструкции и комплексного анализа экклесиологической концепции профессора нравственного богословия Московской духовной академии начала XX в. Михаила Михайловича Тареева (1867–1934). В исследовании последовательно излагаются характерные черты богословского подхода Тареева в целом, разбираются особенности его экклесиологии, обосновывается авторское определение этой экклесиологии как кенотической. Исследуются такие труды Тареева, как «Дух и плоть», «Христианство и церковь», «Новое богословие», «Искушения Богочеловека», «Философия Евангельской истории» и др. Излагаются основные точки зрения на характер экклесиологии Тареева (прот. Георгий Флоровский, прот. Василий Зеньковский, Пол Вальер). Спецификой метода Тареева является разведение элементов разбираемой проблемы по категориям абсолютного (внутреннего) и относительного (внешнего). По-другому данная проблема предстает в его обширном наследии — как проблема соотношения содержания и формы. Церковь он понимает как форму христианства.
Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений
Вспоминаем статью доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, в которой сравниваются церковно-политические позиции двух высших иерархов Русской Церкви 1920–1930-х гг. – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и его заместителя митрополита Нижегородского (затем Московского) Сергия (Страгородского). Автор стремится проследить, как близость взглядов обоих архиереев, выражавшаяся в приверженности аполитичности Церкви, в дальнейшем преобразилась до полного расхождения во мнениях. В публикации подчеркивается, как позиция каждого из митрополитов повлияла на их судьбы и на жизнь Русской Церкви в целом.
Генезис и эволюция иконографии креста в ранней Церкви. Часть VI
Центральным лейтмотивом эволюции форм и богословского осмысления образа креста в Древней Церкви проходит идея передачи через него понятия «славы Божией». Более того, через показанный выше анализ «знака Иезекииля» – Тав – это понятие апеллирует к его онтологическому библейскому пониманию, именно как Kabowd Yehovah – «Кабод Яхве». С принятия императором Константином христианства образ креста приобретает акцент общественно-государственной и воинской функции.
Аналитический обзор статей по сектоведению и расколоведению в научно-богословских журналах за вторую половину 2023 года
В материале представлен аналитический обзор публикаций по сектоведению и расколоведению, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. На основании анализа 40 статей сделан вывод о наличии внимания исследователей как к истории старообрядчества и обновленческого раскола, так и к изучению новых религиозных движений, сект и расколов, произошедших в РПЦЗ, «УАПЦ» и других юрисдикциях.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>