Пашков Петр Алексеевич

Статья
Представления о критериях Вселенского Собора в Византии в первой половине XV в. и концепция пентархии
В статье аспиранта богословского факультета ПСТГУ, старшего научного редактора ЦНЦ «Православная энциклопедия» Петра Алексеевича Пашкова рассматриваются представления византийских богословов и церковных деятелей первой половины XV в. о критериях Вселенского Собора в связи с полемикой о Флорентийской унии. В рассмотрение по необходимости также включена экклезиологическая традиция предшествующего столетия. Автор показывает, что православные богословы поздневизантийского периода, следуя традиции, восходящей еще к первому тысячелетию, действительно признавали (вопреки расхожим представлениям) существование строгих формальных критериев Вселенского Собора, которые определялись в их глазах концепцией «пентархии» древних патриархатов: вселенским считался собор, принятый представителями Церквей Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Эта система экклезиологических представлений к XV в. уже в некоторой степени не отвечала требованиям реальности; тем не менее благодаря её коллегиальному характеру она дала Православной Церкви возможность преодолеть кризис, вызванный Флорентийской унией.
Статья
Полемика о чистилище на Ферраро-Флорентийском Соборе, «Исповедание» патриарха Досифея Нотары и православное учение о посмертной участи душ после частного суда
В статье аспиранта богословского факультета ПСТГУ, старшего научного редактора ЦНЦ «Православная энциклопедия» Петра Алексеевича Пашкова предпринята попытка проследить влияние полемики о чистилище на Ферраро-Флорентийском Соборе на богословскую традицию последующих веков. В первую очередь рассматривается вопрос, в какой степени богословие духовных школ XVII — первой половины ХХ вв., опирающееся на так называемые символические книги, следует за позицией свт. Марка Евгеника. Сопоставление текстов речей Эфесского святителя с учением об участи душ после частного суда Божия, выраженном в «Православном исповедании Восточной Церкви» патр. Досифея Нотары, показало, что «Исповедание» во всех своих основных положениях близко следует за св. Марком и достаточно точно воспроизводит его суждения. Всё это позволяет заключить, что распространённое мнение о «латинской псевдоморфозе» православного учения в догматических документах раннего Нового времени и следующем за ними богословии духовных школ, по крайней мере в данном отношении, оказывается неверным.
Статья
Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Григорий Кипрский: есть ли преемственность между древними отцами Церкви и поздневизантийским богословом?
Авторы статьи предлагают рассмотреть влияние сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского на богословскую пневматологическую концепцию Григория Кипрского. Приведены тезисы, которые Григорий Кипрский обосновывает при помощи отрывков из сочинений, подписанных именами названных авторов. Произведен анализ данных цитат и указано, что некоторые из них взяты не из подлинных сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского, а из псевдоэпиграфов.

Другие публикации на портале:

Еще 9