Майоров Г.Г.
Профессиональные интересы: Патрология, Философия, Философия cредневековья
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка: Специалист в области истории философии и истории культуры. В 1965 г. окончил философский факультет МГУ, в 1968 г. – аспирантуру кафедры истории зарубежной философии. С того времени работает на этой кафедре. Доктор философских наук, профессор. <!--[endif]-->

В ранних работах Майоров Г.Г. исследует философию Г.В. Лейбница, давая ее детальную логическую реконструкцию, устанавливая ее связь с предшествующей традицией и с деятельностью Лейбница в области конкретных наук. Майоров показывает, что методология и метафизика Лейбница явились наивысшим достижением философской мысли XVII в. и что важнейшие научные открытия Лейбница во многом были обязаны творческой мощи его идеализма.

В последующий период Майоров занимается преимущественно средневековой и античной философией. В монографии, посвященной патристике, он (впервые в России) воссоздает историю развития христианской философской мысли в продолжение первых шести столетий ее существования. Выявляя специфику ее средневекового «способа философствования» и выделяя в нем такие черты, как ретроспективность, экзегетизм, дидактизм и культ авторитета, Майоров доказывает, что философские воззрения Отцов Церкви, и особенно блаженного Августина, выступают в качестве «иконографического» образца, на который ориентирована средневековая схоластика, хотя этот образец воспринимается ею чаще всего как уже деформированный логикой Боэция и лишенный свойственного патристике новаторского духа. В других сочинениях этого периода Майоров прослеживает развитие идеи Абсолюта в античной и раннехристианской философии, анализирует философские взгляды Цицерона и Боэция, особенности средневековой этики, исследует происхождение арабо-мусульманского перипатетизма и др.

С начала 1990-х гг. Майоров занимается также проблемами происхождения и определения сущности философии. Отвергая мифогенную и гносеогенную теории ее происхождения, он показывает, что идея философии возникает у греков (и только у греков) как результат развития критического мышления и осознания недостижимости для человека полноты мудрости (софиогенная теория). Исходя из этого, высказывается идея, что историю собственно философии нужно начинать не с Фалеса, а с Пифагора. Вопрос о том, что такое философия, Майоров решает методом редукции всех исторически существовавших способов ее понимания к трем типам: софийному (философия как духовное влечение к мудрости, т.е. к полноте истины), эпистемическому (философия как наука) и технематическому (философия как искусство), признавая аутентичным только софийное понимание.

Майоров известен как издатель трудов классиков мировой философии: в его переводах с латинского языка были опубликованы ранее не издававшиеся в России сочинения Дж. Беркли, Лейбница, Боэция и др.

Библиография работ автора:

      1.     Философия Лейбница и ее новейшие западные интерпретации // Вопросы философии. 1968. № 10.

2.     Проблема достоверности знания в философии Лейбница // Вопросы философии. 1969. № 4.

3.     Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М., 1973.

4.     Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979 (пер. на серб.-хорв. яз. Белград, 1982; на болг. яз. София, 1987).

5.     Северин Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопросы философии. 1981. № 4.

6.     Лейбниц как философ науки // Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 3.

7.     Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

8.     Этика в средние века. М., 1986.

9.     Das Problem der Erkenntmsgewissheit in der Philosophie von G. W. Leibniz // Studien zur Geschichte der westlichen Philosophie. Frankfurt a/Main, 1986.

10. Цицерон и античная философия религии. М., 1989.

11. В поисках нравственного Абсолюта: античность и Боэций. М., 1990.

12. Судьба и дело Боэция // Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.

13. Восток и Запад в Европе // Диалог цивилизаций: Восток – Запад. М., 1994.

14. Философия как искание абсолюта: опыты теоретические и исторические. М., 2004.

15. Теоретические основания философии Г.В. Лейбница. М., 2007.

16. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 2009.

 

 

Книги
Философия как искание Абсолюта: Опыты теоретические и исторические. Изд.3
В книге на основе анализа и обобщения большого фактологического и теоретического материала, относящегося к истории философии, а также к истории науки, религии, морали, художественной литературы и искусства, раскрывается авторская концепция происхождения самой идеи философии и трех основных типов ее истолкования (софийного, эпистемического и технематического), проявившихся еще в античности и определяющих направленность и содержание всех философских учений на протяжении последующей европейской истории вплоть до наших дней. Автор доказывает, что, несмотря на кардинальные различия философских учений софийного, эпистемического и технематического типа, все они так или иначе устремлены к изысканию последнего основания всего происходящего в сфере человеческого познания и человеческого поведения, равно как и в сфере природы, что позволяет автору оценивать сущность философского процесса как неустанное искание Абсолюта. Эта центральная идея книги подтверждается анализом в разных аспектах философских учений Платона, Аристотеля, Плотина, Цицерона, Августина, Дунса Скота, Лейбница, Канта и многих других великих подвижников в царстве мысли. Большое внимание в книге уделено происхождению философской терминологии и прояснению смысла важнейших философских идей и понятий.Книга рассчитана как на специалистов в области философии, так и на широкого читателя, ищущего ответ на вопрос: что такое философия и каково ее назначение в человеческой жизни?
Книги
Формирование средневековой философии. Латинская патристика.
Настоящая книга представляет собой первое в отечественной литературе исследование философии эпохи возникновения и утверждения христианства в Западной Европе (I-VI вв.). Привлекая богатый, по большей части не освещенный в нашей литературе материал, автор на широком культурно-историческом фоне анализирует философские, эстетические и социально-политические концепции этого периода, прослеживает их влияние на философскую мысль зрелого Средневековья. С наибольшей полнотой раскрыты взгляды Августина и Боэция - мыслителей, оказавших прямое воздействие на философскую культуру Запада. Книга адресована специалистам-философам, а также всем изучающим позднюю античную и средневековую философию.
Книги
Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта
В книге на основе анализа и обобщения большого фактологического и теоретического материала, относящегося к истории философии, а также к истории науки, религии, морали, художественной литературы и искусства, раскрывается авторская концепция происхождения самой идеи философии и трех основных типов ее истолкования (софийного, эпистемического и технематического), проявившихся еще в античности и определяющих направленность и содержание всех философских учений на протяжении последующей европейской истории вплоть до наших дней.

Другие публикации на портале:

Еще 9