Белик Ж.Г.

Книги
Благоверный великий князь Александр Невский: Блистая славою на земле и на Небесах / Составители Н.М. Абраменко, Ж.Г. Белик, С.В. Добровольский, А.В. Духанина. М., 2021.
Книга «Благоверный великий князь Александр Невский. Блистая славою на земле и на небесах», подготовленная Фондом социально-культурных инициатив, вышла в свет к 800-летию со дня рождения князя Александра Невского, мудрого правителя, доблестного полководца и святого Православной Церкви. Книга вышла в серии «Святые России», которая насчитывает уже шесть выпусков, посвященных наиболее известным и любимым русским святым.Исследование состоит из 3 частей. В первой части читатель знакомится с жизнеописанием Александра Невского в двух аспектах: историко-биографическом и агиографическом. Вторая часть связана с темой памяти и почитания святого. Здесь излагается история прославления святого, составления ему богослужения, почитания в различные эпохи. В этой же части рассказывается о храмах, посвященных Александру Невскому и отдельно о  Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Благоверный князь рассматривается как государственный символ Российской империи. Наконец, отдельная глава посвящена образу Александра Невского в культуре XX века. Третья часть тома посвящена подробнейшему обзору иконографии святого с древних времен до XX века, как в светском, так и в церковном искусстве. Внушительный том в 700 страниц, над изданием которого трудилось более 200 человек, можно назвать энциклопедией Александра Невского. Книга богато иллюстрирована, в том числе опубликованы редкие иконописные образы из отечественных и зарубежных коллекций и частных собраний.
Книги
Иконописное наследие мастерской Пешехоновых
Представленная работа является первым опытом монографического исследования деятельности известной иконописной династии и произведений ведущей петербургской мастерской Пешехоновых. Просуществовав до конца 1880-х годов, мастерская выполнила множество ответственных заказов: иконостасы храмов Петербурга, Валаамского монастыря, кафедральных соборов многих русских городов и монастырей, Русской Духовной миссии в Иерусалиме, собора в Токио и др., а руководитель мастерской В.М. Пешехонов получил звание иконописца Высочайшего Двора. Важным фактом биографии Пешехоновых было их старообрядчество, а после 1840-х годов - единоверие, что отразилось в стилистике произведений.Проведенное исследование пешехоновских икон позволило выявить особенности пешехоновского стиля, композиции, цветового решения, техники и технологии. В столичных условиях, где на вкусы заказчиков и молящихся большое влияние оказывала Академия художеств, традиционная иконография в сочетании с академической трактовкой формы формирует своеобразие пешехоновских писем. Пешехоновы лично создали особую иконописную манеру, определившую не только стиль самой мастерской, но и значительно повлиявшей на русское церковное искусство середины - второй половины XIX века. Сохраняя основные черты канонической иконописной традиции, пешехоновские иконы получают особую гармонию в согласии с принципами академического искусства.

Другие публикации на портале:

Еще 9