Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Петр Малков: без спасительных Таинств мы никакие не христиане

2 ноября 2017 г.
Предлагаем читателям портала интервью с доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, известным православным ученым и публицистом П.Ю. Малковым. Около двадцати лет Пётр Юрьевич преподает в ПСТГУ учебную дисциплину под названием «Введение в литургическое Предание». В представленном интервью он согласился рассказать о своей работе, а также о важности участия в Таинствах для каждого христианина.

Сергей Арутюнов: – Пётр Юрьевич, как сын замечательного поэта и катехизатора, диакона Георгия (Ю.Г.) Малкова ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: ограничивается ли династия Малковых им и вами или у вас в роду были другие священники? Если были, то где они служили, а если ваш отец – первый, вставший на путь церковного служения, какое значение имел для вас его выбор в пользу веры? Легко ли вам было идти по стопам отца? Как совершился ваш выбор после Историко-архивного института (ныне – РГГУ)?

Пётр Малков: – Мои родители обратились к вере уже в сознательном возрасте. Оба они воспитывались не в церковных семьях. В то же время, именно благодаря им (за это я им очень благодарен), сам я с детства принадлежал православию. Отец мне в мои ранние детские годы читал вслух первые книги о вере, о Церкви, причем не только Евангелие или жития святых, но и русскую классику – например, «Соборян» Лескова, «Лето Господне» Шмелева. Я с самых ранних лет часто бывал в храме и всегда хотел, насколько хватит моих слабых сил, послужить Церкви – тем или иным образом. Слава Богу, хотя бы немножко мне это удается. Я преподаю богословские дисциплины в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, помогаю за богослужением в алтаре, потихоньку пишу книги и статьи.

Часть книг как раз и была написана в соавторстве с моим отцом – диаконом Георгием. Книги эти посвящены истории старчества в Псково-Печерском монастыре в ХХ столетии. Этот монастырь очень дорог отцу Георгию, во многом именно благодаря Печорам он и стал православным христианином (он регулярно приезжает туда, начиная с 1957 года, хорошо помнит, например, знаменитого наместника Печор архимандрита Алипия, с которым у него были очень добрые отношения). Не менее, чем отцу Георгию, дороги Печоры и мне. В Печорах я бывал с детства – конечно же, тоже вместе с родителями. По милости Божией, я застал там последних удивительных старцев: о. Иоанна (Крестьянкина), о. Серафима (Розенберга), о. Феофана (Молявко), о. Александра (Васильева) и других, теперь уже отошедших ко Господу...

Все хорошо знают имя о. Иоанна (Крестьянкина). Мне довелось у него не один раз бывать. И именно он благословил мне поступать учиться в Историко-архивный институт. Я тогда хотел идти учиться в Московскую духовную семинарию, а он мне сказал: «Нет, сначала получи светское образование». И именно о. Иоанн уже потом, после окончания мной РГГУ, благословил меня поступать именно в Свято-Тихоновский институт, в котором по окончании учебы там я и стал преподавателем богословских дисциплин.

Конечно же, мои родители – о. Георгий и моя мама поддержали этот мой выбор.

С.А.: – Вы автор многих книг, посвящённых жизнеописанию великих подвижников Церкви, церковным праздникам и иным предметам, составляющим основы русской духовной жизни. Как вы избираете темы для своих книг? Следуете за «летучим движением сердца» или путём кропотливого изучения материалов понимаете, что где-то в бескрайнем море отечественной патристики и патрологии, например, имеются пробелы, нуждающиеся в вашем пристальном участии?

П.М.: – Что касается книг о Псково-Печерских старцах, которые мы пишем вместе с о. Георгием, то тут дело в том, что милостью Божией у нас – порой неожиданно для нас самих – оказывались интереснейшие материалы к их жизнеописанию.

Конечно, многое мы искали сами, встречались со свидетелями замечательных случаев из жизни печерских подвижников, записывали рассказы и их самих и тех, кто их помнит, на магнитофон. Но многое посылалось нам и очень неожиданно, по милости Божией. Для себя я через написание книг о печерских старцах стремлюсь отдать дань моей любви к Печорам и выразить свое чувство благодарности за тот замечательный опыт, который мне дало пребывание в этой обители.

Какие-то из моих книг появились в результате чтения курсов лекций в Свято-Тихоновском университете – например, книга о православных таинствах «Введение в литургическое Предание». В свое время, когда я еще учился в Богословском институте, нам читал свой замечательный курс на эту тему наш ректор о. Владимир Воробьев. Его лекции по литургическому Преданию были тогда моими самыми любимыми. И когда я потом начал преподавать эту дисциплину, то стал стараться, с одной стороны, рассказывать студентам о Таинствах в русле того, о чем говорил нам о. Владимир (его священнический опыт и мысли на эту тему для меня были всегда непреходяще важны, актуальны), а с другой стороны, попытался суммировать именно святоотеческое учение о Таинствах: выявить для себя и понять, каково же учение о Таинствах древних и новых святых отцов. Так появился этот мой курс, который затем облекся в форму книги.

Очень важной темой – в русле моего особого интереса к святоотеческим толкованиям на Священное Писание – для меня всегда был богословский и нравственный смысл библейской книги Иова. Она для меня была величайшей загадкой, подлинный ее смысл даже при многократном прочтении постоянно от меня ускользал, оставался неясным. Я решил разобраться во всем этом подробнее и, опять же, взялся за чтение святых отцов – толкователей книги Иова. И тогда все вдруг встало на свои места. Конечно же, тайна Иова по-прежнему во многом осталось для меня тайной, иначе при чтении Библии и быть не может. Но в то же время очень многое – благодаря святым отцам – вдруг сделалось мне понятным. Я обрадовался этому и решил поделиться этой своей радостью с другими: так появилась книга о библейском Иове «Возлюбивший Христа».

Из многих святых отцов мне особенно дорого имя преподобного Максима Исповедника. Я очень люблю читать его творения, посвященные ему богословские и патристические работы современных православных ученых. Я часто бываю в Грузии, в городке Цагери, где находятся святые мощи преподобного Максима. Ну и еще пишу о нем статьи, делаю доклады на конференциях – все это есть моя попытка выразить мою особую любовь к преподобному.

Сейчас я начал осуществлять новый, очень интересный для меня проект в издательстве «Никея». Намечено 13 книг святоотеческих проповедей на важнейшие церковные праздники: на Пасху и на двунадесятые. Пока что вышла всего одна из этих книг, но я готовлю к печати сразу еще несколько последующих томов серии. Каждый том предваряется обширной статьей, призванной помочь современному читателю органично соприкоснуться с древними и не всегда простыми для понимания святоотеческими текстами. А уже потом, вслед за статьей, в каждом томе публикуются (некоторые – даже впервые на русском языке) сами проповеди святых отцов: на Пасху и на Преображение, на Рождество Богородицы и на Вход Господень в Иерусалим, то есть на все главные праздники нашей святой Православной Церкви. При этом здесь печатаются не только проповеди древних святых отцов, но и отцов нового времени, почти что наших современников: свт. Филарета Московского и свт. Феофана Затворника, сщмч. о. Сергия Мечева и свт. Иоанна (Максимовича). Ведь в них, как и в древних отцах, действовал все тот же Святой Дух, благодатью и силой Которого они точно так же, как отцы древних столетий, вдохновенно проповедовали. Я получаю огромное удовольствие от этой работы сегодня.

С.А: – Пётр Юрьевич, даже по названиям ваших книг заметно, какое определяющее место занимает в вашей жизни святоотеческое наследие. Можно ли описать это место лично для вас, минуя расхожие и мало что объясняющие выражения вроде «животворный источник вечной мудрости» и тому подобное? Можно ли в XXI столетии дышать святыми отцами, приближаться к ним, постигать их, следовать им, смотреть на мир отчасти их глазами и чувствовать, что приближаешься?

П.М.: – Святые Отцы всегда отнюдь не позади нас, не в «глубине веков», не в древности. Они впереди нас, как яркие и указывающие нам дорогу маячки на путях нашего спасения. В свое время отец Георгий Флоровский, наш замечательный русский патролог и богослов, провозгласил важнейший принцип: «Вперед к Отцам!» Не назад, к какой-то «архаике» мы стремимся, когда погружаемся в их творчество; мы идем вперед, следуя их мысли, всегда современной и устремленной в будущее, в вечность, в бесконечную и непреходящую жизнь во Христе. Отцы – это совсем не древность, не ветхость и старость нашего богословия, совсем наоборот.

Потому-то и наше обращение к ним рождает в нас юность нашей души, детский благодарный взгляд на смысл нашей веры, дает новую молодость чистого и незамутненного восхищенного сердца, благодарного Богу за даруемую Им надежду непреходящей жизни в Нем.

С.А.: – В одной из своих книг вы тщательно исследовали церковные праздники. Открываются ли сегодняшнему исследователю церковной традиции некие тайны, не могущие быть постигнутыми беглым взглядом? Что стало очевидным вам при соприкосновении с этими, казалось бы, обычными и всем известными датами церковного календаря?

П.М.: – Все эти праздники свидетельствуют нам об одной и той же единой Тайне. Той Тайне, о которой писал еще апостол Павел: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Все праздники как раз об этом – о Тайне Спасения, которое совершил пришедший мир и за этот мир умерший Христос.

Что касается самой моей книги «Православные церковные праздники», то она скорее миссионерская, чем исследовательская. Здесь я ставил перед собой очень простую, но в то же время на самом деле очень не простую для меня задачу: как можно проще, яснее и доступнее рассказать неподготовленному читателю, только еще начинающему интересоваться вопросами православной веры, о духовном значении и некоторых особенностях богослужения наших церковных праздников. Просто говорить о сложном – это очень трудно. Но я попытался... Насколько мне это удалось, судить читателям этой книги.

Кстати говоря, ту же самую задачу я ставлю перед собой, когда пишу вводные статьи к томам для серии святоотеческих проповедей на церковные праздники в издательстве «Никея»: как можно проще, понятней и доступней рассказать о самом сложном, трудном для понимания современного читателя.

Ну, а сами праздники – это та естественная среда, в которой существует всякий православный христианин. Они – реальность нашей церковной жизни, нашей молитвы. Мы посещаем эти богослужения, причащаемся за ними. Я бы очень хотел, чтобы люди, прочитавшие ту или иную мою книгу о церковных праздниках, не просто поставили ее затем на полку, а пошли в день этого праздника в храм.

С.А.: – Наверно, рассказать о литургическом Предании в двух словах невозможно, и всё же позвольте задать вам, его исследователю и толкователю, следующий вопрос – каков его, если так можно выразиться, «удельный вес» в Литургии, то есть и роль, и значение одновременно?

П.М.: – Ну, что тут сказать... Без участия в Литургии, без частого причащения человек не может считаться христианином. Литургия – «ось» жизни Церкви, и потому должна стать также и «осью» духовной жизни каждого из нас. Впрочем, понятие «литургическое Предание» включает в себя не только Литургию, Евхаристию, но и охватывает собой все церковные Таинства, шире – духовный смысл и спасительное значение православного богослужения в целом. Ну а без нашей церковной жизни, без постоянного молитвенного предстояния в храме, без спасительных Таинств мы никакие не христиане. Мы даже как люди без Таинств, по большому счёту, также не состоимся, потому что человек только тогда человек в полном смысле этого слова, когда он един со своим Творцом, создавшим нас для Себя и для вечной жизни в Себе. А ведь именно Таинства меняют и обновляют падшего человека, пожигают в нем спасительной благодатью грех, вводят его в жизнь божественную, соединяют его со Христом. И прежде всего такое соединение происходит, конечно же, как раз в Таинстве Евхаристии, в котором человек принимает в себя истинные Тело и Кровь ставшего человеком Сына Божия.

С.А.: – Ваша книга «Рождество Пресвятой Богородицы», вышедшая совсем недавно в издательстве «Никея», уже обрела своих первых читателей. Я задаю вопрос о ней как раз 21 сентября, в Рождество. От собрания древних и новых текстов, как мне удалось убедиться, исходит свет не только смиренномудрия, но и почти не сдерживаемый восторг святых отцов, проистекающий от соприкосновения с Новой Евой. Что вы испытывали, собирая лучшие проповеди о Богоматери за более чем десять веков?

П.М.:Слава Богоматери – эта та максимальная слава, к которой и был изначала призван сотворенный Богом человек. Она – «Честнейшая херувим». И стала Она таковой благодаря тому, что сделалась Матерью воплотившегося Бога, оказавшись началом нашего Спасения, ведь именно от Нее родился Спаситель мира. Потому-то и посвященные Ей святоотеческие проповеди всегда наполняют два главных чувства – радость о Ней и благодарность к Ней. Радость о достигшей предельной доступной для людей святости Матери Бога-Слова, о Пречистой Деве, в Которой в максимальной степени исполнилось призвание тварного человека к обожению. Благодарность за то, что она сделалась для нас источником Спасения, родила нашего Господа. И еще за то, что Она стала матерью не только для Христа, но и для каждого из живущих на земле христиан. Ведь каждый верующий обретает Её любовь и материнскую заботу именно как подлинное усыновление, таким образом делаясь «братом» не только каждому другому такому же христианину, но и Самому Христу, по слову Господа, некогда указавшего на Своих учеников и провозгласившего: «вот... братья Мои» (Мф. 12, 49).

Читающий все эти замечательные проповеди о Рождестве Богородицы не может не испытывать точно таких же чувств, что испытывали и некогда произносившие их святые отцы.

С.А.: – Какой предмет увлекает вас сегодня? Иными словами, чему будет посвящена следующая ваша книга? Есть ли у вас план работ на ближайшие годы, или – Божьим промыслом – каждый следующий шаг будет подсказан вам свыше, как, может быть, были подсказаны и шаги предыдущие?

П.М.: Сейчас я потихоньку вместе с о. Георгием продолжаю работу над серией книг о псково-печерских старцах. Следующий том будет посвящен очень доброму и любвеобильному архимандриту Никите (Чеснокову). Готовлю новый доклад и новую статью о богословии преподобного Максима Исповедника.

Однако основные силы прилагаю сейчас к подготовке очередных томов святоотеческих проповедей на церковные праздники для издательства «Никея». Можно сказать так: святоотеческое учение о церковных праздниках можно уподобить некоему драгоценному алмазу, где каждая грань мерцает своим особым, не похожим на свечение других граней, удивительным светом, оттенком. Каждый такой оттенок – неповторим и уникален, как неповторим и уникален богословский и нравственный смысл любого из церковных праздников. Вместе же, в полноте и в сосложении выраженного здесь святоотеческого богословия, подобного единству совместного свечения всех граней этого алмаза, драгоценный камень этот сияет ровным, не дробным и прекрасным блистанием освящающей и спасающей славы Христовой.

Беседовал Сергей Арутюнов

 

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (12)

Написать комментарий
#
13.11.2017 в 15:20
"Без участия в Литургии, без частого причащения человек не может считаться христианином".
Вызывает удивление категоричность этого утверждения. Возможно, следовало бы уточнить, что такой человек "не может считаться православным христианином". Если автор именно это и имел в виду, тогда всё в порядке. В противном случае, на мой взгляд, это утверждение вступает в прямое противоречие со словами Христа из Иоанна 15:14: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам". Христос не заповедовал ни Литургии, ни "частого причащения", а лишь призывал любить Бога и своего ближнего.
Ответить

#
Андрей Горбачев, Россия, Щекино Тульской обл.
14.11.2017 в 11:05
Игорь, Вы, простите, "как с луны свалились". Впрочем, в религиозном
плане Вы где-то там, видимо, и находитесь: "И, взяв хлеб и благодарив,
преломил и подал им, говоря: сие есть тело
Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание"
(Лк.22:19); "приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие
творите в Мое воспоминание" (1 Кор. 11:24). "И они постоянно пребывали в
учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян.
2:42). "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете
есть
Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе
жизни" (Ин. 6:53). Так что, Ваши слова о том, что Христос не
заповедовал Литургии просто абсурд. Петр Юрьевич излагает изначальную и
неизменную церковную традицию, и приведенные выше цитаты из Священного
Писания лишь подтверждают это. Простите, если обидел. С уважением...
Ответить

#
15.11.2017 в 13:39
Уважаемый Андрей! Спасибо за Ваш отклик. Сразу же спешу развеять Ваши опасения по поводу возможной обиды - она не имела места. В общем-то, в Вашем послании нет ничего обидного - всё по делу. Если Вы насчёт "луны", то это, на мой взгляд, вполне безобидная идиома.
Теперь по сути Ваших замечаний. На мой взгляд, с Вашими доводами можно и нельзя согласиться одновременно. (Вас не пугает такое нарушение закона исключения третьего? Лично я не принадлежу к числу тех, кто готов придать ему абсолютный статус). Начну с того, что приведенные Вами тексты Писания, конечно же, мне знакомы. Следовательно, вопрос - в интерпретации.
Согласиться с Вами можно в том смысле, что действительно Иисус говорил о том, чтобы "твоить сие в воспоминание" о Нём. Но лично я не склонен ставить знак равенства между тем, о чём говорил Христос, и тем, что называется Литургией в православной традиции (для этого у меня есть серьёзные основания, как мне кажется). Именно в этом смысле я и написал, что Христос не заповедовал Литургии. Мне казалось, что православно ориентированный читатель должен был это прочувствовать. Извините, подвела самонадеянность. Постараюсь извлечь из этого урок и высказываться более определённо. Что же касается текста из Иоанна 6:53, то, по моему мнению, этому условию человек может удовлетоврять и без буквального употребления хлеба и вина, поскольку в словах Спасителя присутствует очевидный (для меня) духовный смысл. Представьте себе, например, христианина, несправедливо осуждённого на длительный срок за свою жизненную позицию. Неужели он "не будет иметь в себе жизни", не имея возможности вкушать хлеб и вино, если понимать слова Христа в смысле Литургии, совершаемой в соответствии с православной традицией?
Таким образом, по моему убеждению, здесь имеет место интерпретация слов Христа, соответусвующая православной традиции. Или Вы полагаете, что это единственно возможная интерпретация? Если да, тогда Вам следовало бы заручиться объективными критериями, следуя которым, Вы могли бы обосновать свою точку зрения.
Если же вернуться к моему комментарию, то он, собственно, не о Литургии. Он имел целью предостеречь от излишней категоричности, если таковая имела место. Попросту говоря, отказано ли в праве называться христианами всем тем, кто не участвует в Литургии в соответствии с православной традицией? Возможно, автор этого и не имел в виду, а лишь говорил о тех, кто полалает себя православным верующим, но часто не причащается. Тогда стоило бы сделать соответствующее уточнение. А Вы что думаете по поводу Выше сформулированного вопроса?
С добрыми пожеланиями, Игорь Лысенко
Ответить

#
Андрей Горбачев, Россия, Щекино Тульской обл.
17.11.2017 в 10:49
Уважаемый Игорь! На мой взгляд в интервью действительно говорится о тех православных, которые не приступают к Причастию (о частоте причащения - это отдельный разговор). Что же касается права называться христианами, у святых отцов достаточно часто можно встретить мысль о том, что еретики не имеют права называться христианами. К примеру, свт. Афанасий
Великий отрицает возможность ариан называться по имени Христа: "Называющие ариан
христианами находятся в великом и крайнем заблуждении" (Афанасий Великий, свт.
На ариан слово первое// Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. – М.: Изд.
Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 2. – С. 177).
Ариане в глазах свт. Афанасия – последователи диавола, а не Христа. Им можно верить только тогда,
когда они говорят о диаволе, "потому что он один с ними в согласии, вернее
же сказать, внушает им ересь. Но кто уже наименует христианами, а не скорее
диавольскими тех, у кого вождем – диавол, чтобы называться им не только
христоборцами, но даже диавольскими?" (Афанасий Великий, свт. О
Дионисии, епископе Александрийском...// Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т.
– М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 1. – С.
471
). С уважением ...
Ответить

#
Андрей Горбачев, Россия, Щекино Тульской обл.
14.11.2017 в 10:59
Игорь, Вы, простите, "как с луны свалились". Впрочем, в религиозном плане Вы где-то там, видимо, и находитесь: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело
Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22:19); "приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" (1 Кор. 11:24). "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2:42). "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть
Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе
жизни" (Ин. 6:53). Так что, Ваши слова о том, что Христос не заповедовал Литургии просто абсурд. Петр Юрьевич излагает изначальную и неизменную церковную традицию, и приведенные выше цитаты из Священного Писания лишь подтверждают это. Простите, если обидел. С уважением...
Ответить

#
4.11.2017 в 11:42


…………. Комментарий
в вопросах-ответах:



………. I. Может ли считаться литургисающий
священник священником?



….. 1. Первая
Литургия (не по «литургическому Преданию», а по тексту Евангелия) – Тайная Вечеря. Так? Так.



…..2. Зачем
преподавать курс - «литургические Предания» – устные сказания, если есть
Евангельские Писания о первой Литургии – Тайной Вечери? Ответ Иисуса Христа – “зачем
и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?”



….. 3. Говорит ли
П.Ю. в своих лекциях по «литургическому Преданию», о том, что Иисус Христос “стал
с вечери … и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем … и ... сказал
им: … Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам”? Думаю, что
ДА.



….. 4. Говорит ли
П.Ю. в своих лекциях … о том, что перед или во время, или после Литургии ни
один священник не умывает и не утирает ног
причащающимся, а значит, не выполняет заповеданных, в данном случае,
священникам, слов Христа? Думаю, что НЕТ.



….. 5. Если П.Ю. отвечает
на вопрос 3 – ДА (3ДА), тогда, какая от этого польза его слушателям, если он им
не говорит – не обличает тех священников, которые не исполняют заповеданных им
слов Христа об умывании и отирании ног причащающимся? Более того скажу, что
вреда от 4НЕТ больше чем пользы от 3ДА. Разве не так?



….. 5. Может ли
считаться священником – учеником Христа литургисающий священник, который не
выполняет своей должностной обязанности (во время Литургии) - записанного в
Евангелии слова - указания, заповеди своего Учителя – Христа? Нет, не может.





………..II. Может ли считаться христианин
христианином «без постоянного молитвенного предстояния в храме, без
спасительных Таинств»?



….. Ответ – Может.
Об этом написано в житиях святых, которые уходили не только от мира, но и от
церквей, в которых был мирской дух.





….. P.S.



….. Вопрос - Если
глохнет, чихает мотор?



….. Ответ – дело
не в бабине, а – в том, кто сидит в кабине.





Мирянин.



04.11.17г.





Ответить

#
7.11.2017 в 03:07
Там, где есть описание того, как Иисус Христос омывает ноги своим ученикам, т.е. в Евангелии от Иоанна, нет описания того, что легло в основу таинства Евхаристии. Там же, где есть описание того, что легло в основу таинства Евхаристии, т.е. в Евангелии от Матфея, Марка и Луки, нет описания того, как Иисус Христос омывал ноги апостолам.
Так что выбирайте - причастие или омытые руками священника ноги.
Ответить

#
6.11.2017 в 08:02
В яблочко! Я тоже о умывании ног не раз размышлял.
Ответить

#
7.11.2017 в 03:38
" Я тоже о умывании ног не раз размышлял." (с)

И я размышлял. И пришел к выводу, что Иисус Христос будет "омывать ноги" своим верным ученикам, когда таинство Евхаристии больше не будет совершаться в храмах. Точнее, оно будет совершаться, но только формально ( не в Духе - без участия Христа и Святого Духа ). Когда-нибудь наступят и такие ужасные времена. Евангелие нам об этом говорит, если внимательно Его читать.
Ответить

#
7.11.2017 в 01:52
Ну, если уж вы с Мирянином - такие буквалисты-законники, то вам следовало бы повозмущаться и выказать свое фи еще и тому факту, что в храм пускают всех, а не только 12 прихожан-апостолов. Священник на литургии, между прочим, - Христос, а не ученик Христа, т.е. апостол, как написал Мирянин. Короче, сдавайте экзамен на апостольство - и будете мыты. Да, и про Иуду Искариота не забудьте. Одного придется выбрать на эту роль. ( Чего только ни сделаешь .....ради умытых ног и еще кое-чего ).
Ответить

#
8.11.2017 в 06:22
Уважаемый Сергей Сергеевич, простите что оскорбил ваши религиозные чувства.
Ответить

#
8.11.2017 в 14:27
Не. Не было никакого оскорбления. Я спокойно ( без возмущения ) воспринял Ваши слова. К тому в Великий четверг Патриарх умывает ноги священникам.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс