В Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина состоится защита кандидатской диссертации на тему: Правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917 -1945 годах
События

Целью диссертационного исследования является изучение правовых форм отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах.

Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:

- проанализировать нормативную базу как светского, так и церковного характера, заложившую основу для взаимодействия советского государства и Русской православной церкви;

- раскрыть сущность и содержание религиозно-нравственной составляющей правосознания общества в дореволюционной и послереволюционной России;

- проанализировать процесс восприятия российским правосознанием законодательных инициатив советской власти  в конфессиональной сфере;

- рассмотреть особенности становления и развития правовых основ отношений советского государства и религиозных объединений;

- охарактеризовать правовой статус Русской православной церкви ко времени революционных преобразований 1917 года;

- проследить эволюцию правового положения Русской православной церкви в 1917-1945 годах на уровне приходского, епархиального и высшего церковного управления;

- выявить правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах;

- проанализировать эволюцию правового положения служителей культа и членов их семей в России на протяжении рассматриваемого периода;

- показать взаимодействие религиозных норм и норм светского права в России в 1917-1945 годах;

- определить правовые коллизии в религиозной сфере;

- обобщить опыт правовой регламентации отношений государства и православных организаций;

- выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в конфессиональной сфере.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в историко-правовой науке заявленная к исследованию тема практически не изучалась. Диссертационная работа является первым самостоятельным, логически завершенным комплексным научным исследованием, посвященным анализу эволюции правовых форм отношений советского государства и Русской православной церкви в период с 1917 по 1945 г.

Научная новизна состоит в исследовательском подходе, который основывается на признании связи между системами государственного и церковного права.

В работе получили развитие теоретические положения, касающиеся соотношения понятий «правовая форма», «форма права», «источник права»; уточнены определения понятий «государственно-конфессиональные правоотношения», «государственно-церковные правоотношения», «правовые формы государственно-церковных отношений»; представлена классификация правовых форм государственно-церковных отношений.

В диссертации обобщен и проанализирован обширный фактический материал, характеризующий становление и развитие правовых форм государственно-церковных отношений в советской России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Автор, учитывая  коллективные и индивидуальные способы реализации свободы вероисповедания, предлагает следующее определение понятия «государственно-конфессиональные правоотношения» - это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм правовых взаимоотношений между государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предприятиями, с одной стороны, и религиозными объединениями, отдельными верующими, с другой стороны.  Государственно-церковные правоотношения являются предметом регулирования государственного и церковного права.  Для того, чтобы рассмотреть православное церковное право в развитии, необходимо использовать комплексные правовые подходы. Глубинный характер канонического правового регулирования связан с тем, что в отличие от светского государственного права, оно регулирует не только отношения церкви с общественными и государственными институтами, но и внутреннюю жизнь церковного организма в ее общинно-институциональном аспекте. В то время, как государственное конфессиональное законодательство в условиях секуляризации представляет собой разрозненный, несистематизированный массив правовых актов, относящихся к различным отраслям права, церковно-правовые нормы объединены в особую религиозную систему, что придает им авторитетность при формировании правосознания верующих.

2. Начиная с 1917 г. и вплоть до настоящего времени, характеристика церковного (канонического) права как корпоративного права не находит своего отражения в российском законодательстве, правоприменительной практике, правовой доктрине. Церковь не является корпорацией в современном понимании, так как она экстерриториальна, выходит за пределы государства;  претендует на всеобщность, духовно окормляя все общество; нормы внутрицерковных установлений в условиях светского государства не обеспечены государственным принуждением. Автор предлагает рассматривать церковное право в качестве особой исторически сложившейся религиозной правовой системы, представляющей собой совокупность церковно-правовых норм, регламентирующих общественные отношения, возникающие в связи с существованием церковной организации и обеспеченных силой церковного воздействия, а на определенных исторических этапах развития санкционированных силой государственного принуждения.

3.Субъектами государственно-церковных отношений выступают государство в лице уполномоченных органов, с одной стороны, и члены церкви, церковь в целом, с другой стороны. В правовой доктрине господствующими стали представления, имеющие выраженную силовую (потестарную) направленность. Между тем специфика Русской православной церкви как субъекта государственно-церковного взаимодействия состоит в том, что она представлена в российском законодательстве в качестве совокупности юридических лиц,  членство в церкви нефиксировано,  и, как следствие, трудность идентификации мирян как субъектов церковно-правовых отношений, впрочем,  которые в редких случаях выступают как самостоятельные субъекты государственно-церковных правоотношений. Церковная правосубъектность обладает спецификой - каноны воспрещают священнослужителям обращаться к государственной власти без дозволения церковного начальства, инициаторами церковно-государственного  взаимодействия может  быть определенный круг лиц, в ряде случаев предусматривается строго определенный порядок взаимодействия с государственной властью. Помимо комплекса прав церкви как Божественного учреждения, у частей Вселенской церкви и отдельных церковных обществ существуют права, предоставляемые им государствами.

4.Под правовой формой государственно-конфессиональных отношений следует понимать комплекс многообразных юридических средств, осуществляющих правовую регламентацию и опосредование правом взаимоотношений государства и религиозных объединений, реализуемый в виде определенной деятельности субъектов государственно-конфессиональных правоотношений с соблюдением установленных законом правил и процедур. Автор основывается на классификацию юридических форм отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 гг.  в зависимости от функционального содержания государственной деятельности, подразумевающей деление на правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную и контрольную формы. Наряду с правовыми формами государственно-церковных отношений в СССР широкое распространение получили неправовые формы государственного воздействия, основанные на секретных партийных директивах, они предшествовали реализации правовых форм деятельности государства.

5. В основу советского законодательства, формировавшегося без учета юридического значения церковного (канонического) права, была заложена коллизионность нормативной базы, сохранившаяся до настоящего времени. В то время, как каноническое право, отражая догматические и екклезиологические церковно-правовые отношения, основой церковного организма считает  епархию, светское право – религиозную общину, приход. Игнорирование светской правовой системой факта существования религиозной правовой системы приводит, с одной стороны, к  невозможности полноценного учета требований светского законодательства в церковных документах, которая вызвана необходимостью выполнения общеобязательных канонических норм, а с другой – к падению уровня правосознания верующей части общества.

6. Начавшееся в 1917 г. церковное возрождение, связанное с восстановлением канонической структуры церкви на основе соборных решений, было прервано в связи с приходом к власти большевиков. Изначально видя в лице Русской православной церкви непримиримого политического противника, советская власть пыталась полностью устранить церковь из политико-правового пространства, не считаясь с юридическим значением церковного (канонического) права. Если до Октябрьской революции 1917 г. церковное и государственное право находились в состоянии взаимодействия и взаимопроникновения, то в советском государстве декларативно провозглашенное отделение церкви от государства на деле обернулось грубым вмешательством в церковную жизнь. Не в состоянии изменить древние церковные каноны, советская власть вынуждала церковную иерархию принимать нормы, идущие вразрез с каноническими устоями церкви, сворачивая церковное самоуправление до минимума путем запретительных мер, влияя на кадровую политику церкви, инициируя расколы внутри церковного организма, требуя подтверждения политической лояльности со стороны священства, осуществляя прямые репрессии церковно- и священнослужителей, мирян.

7. Поместный Собор 1917-1918 гг. вводил высокий уровень самоуправления для клириков и мирян на всех уровнях церковного управления. Несмотря на то, что соборными решениями были заложены основы широкого привлечения мирян к управлению Русской церковью, возрастала роль выборного начала, но в изменившихся условиях управление делами епархий значительно упростилось. «Положение об управлении Русской православной церковью» 1945 г. исключило благочиннические собрания и благочиннические советы как коллегиальные органы церковного управления, единоличный управляющий благочинный стал назначаться епархиальным архиереем. Соборное  «Определение о епархиальном управлении» 1917-1918 гг., предусматривавшие выборы епархиальных архиереев епископами, назначенными Синодом, совместно с клиром и мирянами епархии, не могло быть реализовано в полном объеме. Начиная с 1945 г. при епархиальном архиерее состоял лишь один коллегиальный вспомогательный орган - епархиальный совет для содействия в управлении, в состав которого миряне уже не допускались. Из-за репрессивной политики в отношении представителей духовенства викарным епископам приходилось замещать правящих архиереев, поэтому не сложилось разделение епархии на округа во главе с викариями, основы которого были заложены «Определением о викарных епископах». Функции церковного суда, предусмотренные соборными решениями 1917-1918 гг., не реализовались в церковной практике советского периода. Изменения в порядке церковного управления были обусловлены антирелигиозной политикой советского государства и стремлением Православной церкви сохранить жизнеспособную церковную структуру.

8. Советская власть пыталась вытеснить церковное (каноническое) право из российского правового пространства, лишая его юридической силы. Однако в связи с высокой авторитетностью церковно-правовых норм, сложностью и неоднозначностью процесса становления советской правовой системы, православное церковное право адаптировалось к социалистическим условиям, традиционные институты церковного права корректировались, заменялись новыми, отчасти вытеснялись, но исключительно в рамках конкретной Поместной церкви, не затрагивая канонических основ Вселенской церкви. Подобно юридическому, православное образование влияло не только на когнитивно-рациональную сторону сознания населения советской России, но и на эмоционально-волевую, ценностную и мировоззренческую стороны бытия, формируя системы правомерной мотивации поведения, готовности законными способами отстаивать свои религиозные права. Православное образование выступало не только в качестве формы передачи знаний и навыков, но и трансляции церковно-правового опыта, ценностей и идеалов. Модифицируясь, православное образование определяло новое качество правосознания и через него правовой культуры в целом.

9. Законодательные акты советского периода регламентировали не только общие вопросы государственно-церковных отношений, но и вторгались в сферу внутрицерковной молитвенно-канонической жизни, стимулировали создание квазирелигиозного образования 1920-х годов – обновленческой церкви как церковной структуры, целиком подотчетной советской власти. Литургические и канонические нововведения обновленцев, оторванные от российской церковной традиции, сводились к сокращению богослужения, учреждению женатого епископата, распространению института диаконис. Обновленческая церковь  так и не получила широкого распространения и самостоятельного развития. Посредством административно-правовых мер устанавливались единообразные подходы к подготовке и размещению религиозных кадров; сворачивалось развитие церковной юридической науки, ослаблялась материально-техническая база Русской православной церкви.

10. Изменения в системе регулирования взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви носили закономерный для всей советской правовой системы характер. Они состояли, главным образом, в резком сужении области церковного правоприменения, расширении круга субъектов государственной деятельности в конфессиональной сфере при наличии явного перевеса силовой репрессивной составляющей, незначительном  содержательном различии правовых форм регулирования отношений государства и религиозных объединений различных конфессий и деноминаций, а также в переплетении правовых и неправовых форм регулирования.

11. Основные параметры правового состояния взаимоотношений государства и Русской православной церкви соответствовали потребностям развивающейся советской политико-правовой системы. В период конфронтации государства и церкви снижалась степень доверия населения государственным институтам, явно сочувствующего страдающим за свои религиозные убеждения согражданам, что способствовало созданию вокруг церкви ореола мученичества. В годы Великой Отечественной войны сложилась достаточно эффективная для того времени система государственно-церковного сотрудничества, хотя и не отвечающая признакам конкордата. Несмотря на наличие факта принятия сторонами взаимных обязательств, инициатором преимущественно устных договоренностей выступало государство, отсутствовало равенство сторон государственно-церковного взаимодействия, Совет по делам Русской православной церкви получил узаконенную возможность направлять и контролировать церковную жизнь.

12. На различных этапах исторического развития советское государство в той или иной степени использовало авторитет Русской православной церкви в правовой сфере. В первые годы советской власти духовенство привлекалось к работе в центральных и региональных государственных органах власти. В 1920-е годы представители, главным образом, сельского клира продолжали выполнять функции правового просвещения населения, устраивали коллективные читки советской и религиозной периодики, знакомили в церквах с законодательными актами. В годы Второй мировой войны поддержка Московской Патриархии была обусловлена стремлением поддержать общенациональные патриотические традиции, нейтрализовать воздействие гитлеровской пропаганды, повлиять на отношения с союзниками США и Великобританией в целях победы над фашизмом, а также воздействовать на послевоенную конфессиональную архитектуру мира через созыв VIII Вселенского Собора в Москве.

ВАК Минобрнауки РФ


Другие публикации на портале:

Еще 9