Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Шантепи де ля Соссей П.Д.

Имя на родном языке: Chantepie de la Saussaye, P. D.
Тип персоны: Религиозные деятели
Профессиональные интересы: Философия, Психология, Религиоведение
Конфессии: Протестантизм
Краткая биографическая справка:

Голландский богослов, философ и историк религии. Пьер Даниэль Шантепи де ля Соссей происходил из гугенотского рода. Он изучал богословие в университете Утрехта, где получил степень доктора в 1871 г. После короткого пребывания в Бонне и Тюбингене, где он работал с Беком, он с 1872 по 1878 г. был миссионером Голландской реформаторской церкви. В 1878 г. он был назначен главой нового департамента по истории религии университета Амстердама. Там он оставался до 1899 г., когда был назначен главой департамента богословской энциклопедии, доктринального учения о Боге, этики на факультете теологии Лейденского университета, продолжая занимать этот пост до своей отставки в 1916 г. Шантепи де ля Соссей был одним из представителей движения в голландском протестантизме, получившем название «этическая теология», которое акцентировало внимание на ценности религии как реальности сердца и как экзистенциальной данности, имеющей этические следствия.

         Шантепи де ля Соссей защищал автономию новой науки о религии, но также был всегда чувствителен к ее предпосылками и ограничениями. Он не знал азиатских языков; его собственное историческое исследование концентрировалось на германской религии. После своего назначения в Лейден он практически оставил область истории религии и все внимание обращал на вопросы веры и этики. Среди его студентов в Лейдене был известный религиовед Герардус ван дер Леув, который был наиболее чувствителен к мысли о создании на богословском факультете нового направления «науки о религии».

         Главной работой Шантепи де ля Соссея было двухтомное учебное пособие, вышедшее на русском языке под названием «Иллюстрированная история религий» (Lehrbuch der Religionsgeschichte, 1887-1889). Будучи одной из первых работ по этой тематике, учебник является важным документом по изучению истории дисциплины, и поэтому следует обратить на него пристальное внимание. В своем первом издании Учебник был разделен на 4 секции: после введения следовали феноменологиеская, этнографическая и историческая части. Во вводной секции Шантепи де ля Соссей дистанцирует себя от философских систем и общепринятых редуктивных теорий религии, а также обсуждает концепцию новой науки о религии. Он говорит о необходимости ее возникновения вследствие открытия многих новых источников по древним религиям, о том. что мировая история может теперь быть описана как единое целое, и в частности современный философский взгляд на религию как целое. В противоположность богословским различиям, утверждает он, современная философия признает «единство религии в различии ее форм» и рассматривает религию как единый феноменальный субъект «философского знания». Главным образом в этом он следует линии Г.Гегеля, который делал различие между различными формами изучения религии (метафизической, психологической и исторической) и показал гармонию между идеей и реализацией религии. Для Шантепи де ля Соссея эмпирическая наука о религии является очищенной, так сказать, от философии религии в гегельянском смысле.

         Шантепи де ля Соссей проводит более четкое разграничение между философией и историей религии, и между «сущностью» и «манифестациями» религии: в то время как философия религии озабочена главным образом «сущностью» религии, история религии как эмпирическая наука изучает ее «манифестации». История религии подразделяется на этнографическую секцию, рассматривающую народы «без истории» и гораздо большую секцию, рассматривающую религиозные народы с письменными документами.

         Что касается философии религии, она рассматривает религию и в субъективном и в объективном аспектах, и следовательно состоит из того, что Шантепи де ля Соссей называет «психологической» и «метафизической» частью. Метафизическая философия религии акцентирует внимание на объективной деятельности Бога в природе и жизни, в то время как психологическая философия религии акцентирует внимание на субъективном способе достижения человеком Бога. Для Шантепи де ля Соссея, как и для ван дер Леува «психологическое» означает не столько эмпирически исследуемую реальность, сколько философскую категорию, показывающую субъективную сторону опыта человека.  Важно подчеркнуть, насколько сильно Гегель повлиял на мышление Шантепи де ля Соссея и на его феноменологию.

         Учебник был важным вкладом в построение новой науки о религии также и в другом аспекте. Феноменология религии содержащаяся в его втором разделе, опиралась главным образом на Гегеля; она была опубликована в 1887 г. еще до публикации работ феноменологов Франца Брентано и Эдмунда Гуссерля, которые рассматривали феноменологию совершенно иначе. Подобно четкому разграничению между философией и историей религии - он рассматривал последнюю как эмпирическую дисциплину - Шантепи де ля Соссей мыслил феноменологию как дисциплину, являющуюся промежуточной между историей с одной стороны, и философией с другой. Ее задача была в том, чтобы собирать и классифицировать различные религиозные феномены, и установить значение различных классов феноменов.

         В начале феноменологической секции Учебника Шантепи де ля Соссей указывает на то, что феноменология религиозных форм имеет дело с фактами человеческого сознания; что эти внешние формы религии могут быть поняты только на основании «внутренних процессов»; и что в них есть специфическое «внутреннее отношение», которое отличает религию от нерелигиозных действий, идей и чувств. Следовательно, феноменология религии была в его понимании тесно связанной с психологией. Эта была линия развития мысли, которая впоследствии была развита его учеником Герардусом ванн дер Леувом, который явно развивал психолого-феноменологическое направление исследования религии.

          Шантепи де ля Соссей сам не шел столь далеко, рассматривая только формы, но не содержание религиозного сознания. Уже в своей диссертации 1871 г. он рассматривал религию как вид, представляющий совокупность множества различных форм. Чтобы развить классификацию этих форм, он проводит различие трех составляющих религии - культ, доктрина и религиозное чувство, из которых первое является наиболее стабильной частью, а последнее практически ограничено настоящим. Феноменологическая секция учебника описывает объекты поклонения, религиозное действие, сакральных лиц, религиозные сообщества и священные тексты и религиозное мышление. Религиозное чувство не получает специфического рассмотрения.

         Часто отмечалось, что эта феноменологическая секция была целиком опущена во втором издании Учебника. Шантепи де ля Соссей объяснял это тем, что по его взгляду эта секция должна быть или значительно расширена, или опущена. Он решил опустить ее по причине объема, а также потому, что феноменология является пограничной дисциплиной между историей и философией, а потому требует особого рассмотрения в новой книге. К сожалению, эта книга так и не появилась. Как уже было сказано, это направление мысли было развито его учеником ван дер Леувом, который развил феноменологию религии как особую область исследования религии.

         Шантепи де ля Соссей желает развить феноменологию религии как специальную область между историей и философией, между эмпирическими фактами и систематической мыслью, однако не делает больше чем внешней классификации и систематизации религиозных форм. Он делал это на основе гегельянского наследия, с его четким различением сущности и манифестаций религии. Феноменология Шантепи де ля Соссея, совершенно отличная от феноменологического движения Ф. Брентано и Э. Гуссерля, была весьма формальной дисциплиной, низводившей проблему религиозного смысла главным образом в философию или интуицию ученого.


Библиография работ автора: Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религии, ч.1,2, 1899
Библиография работ автора на языке оригинала:

Lehrbuch der Religiongeschichte, 2 vols. (Freiburg im Breslau, 1887-1889).

The Religion of the Teutons (Boston, 1902).

добавить на Яндекс добавить на Яндекс