Гуго Сен–Викторский
Профессиональные интересы: Философия, Богословие

Краткая биографическая справка:

Гуго (Гугон, Хуго, Гюг, Иг) Сен–Викторский (1096–1141) [лат] – философ и богослов, известнейший представитель сен–викторской (викторинской) богословской школы, один из наиболее ярких спекулятивных мистиков Средневековья. По словам Жильсона, он увенчал мистикой философию. Его мистика счастливым образом сочеталась со способностью к наукам, священным и светским. Г.С.–В. признается замечательным теологом, с яркой классификаторской способностью, и этот его талант особенно заявил о себе в сочинении "О таинствах", в котором рассматривается два величайших события,  определяющие историю мира – творение не существовавших ранее вещей и воплощение Слова и установление таинств. Г.С.–В. пытался собрать самое существенное из всех наук, в которых, утверждал он, нет ничего бесполезного. Здесь необходим подлинный энциклопедизм; глубоко заблуждается тот, кто собирается достичь мудрости, углубляясь в одну область и пренебрегая другими, ибо фундаментальные науки взаимосвязаны и нераздельны. Однако очень важной Г.С.–В. считал соблюдение  последовательности в изучении наук, и это – единственный путь к истине, которому можно научить другого. В "Дидаскалионе" Г.С.–В. указал этот порядок и необходимый круг чтения и дал четкую классификацию знаний. Но собирание знаний Г.С.–В. никогда не считал самоцелью. Знания нужны для того, чтобы направить их к созерцанию Бога и к любви. Поэтому постижению наук необходимо должно предшествовать преображение нравов и научение созерцательной жизни. Полное и строгое соблюдение этой иерархической последовательности возможно только в рамках монашеской жизни, включающей чтение и учение, медитацию, молитву, работу и, наконец, созерцание. Созерцание неотделимо от любви, ибо связано с предвкушением вечной радости Божественной любви, воздающей человеку за добрые дела. 

Библиография работ о персоне:

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 2.

Антонова Е.В. Сен–Викторская школа // Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. С.173–176.

Батурин А.П. Человек средневековья: Проблемы менталитета. – Кемерово: Кемеровский   университет, 2001. С.37–49.

Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916. С.106–115.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.  

Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.150–201.

Виндельбанд В. История философии / Пер. с  нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. – Ч. III. – Гл. 1.

Гайденко В.П. Гуго Сен–Викторский и его программа образования: предисловие к переводу // Историко–философский ежегодник’98. – М.: Наука, 2000.

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.418–420, 427–429.

Гарнцев М.А. Гуго Сен–Викторский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта). – М.: МГУ, 1987. С.106–107.

Гарнцев М.А. Тайна внутреннего созерцания // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I–XIV веков. – М.: Республика, 1996.  

Грошева А.В. Грамматические учения западноевропейского средневековья // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.214.

Гуго Сен–Викторский // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

Гуго Сен–Викторский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.195–196.

Дорофеев Д.Ю. Гуго Сен–Викторский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе / Пер. с франц. –  М.: Языки русской культуры, 2000. С.218–223.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. 

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Карсавин Л.П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Карсавин Л.П. Малые сочинения. – СПб.: Алетейя, 1994. 

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.56–76, 124, 162–175, 191–197.

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.  

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. С. 64.

Малинин Ю.П. Предисловие к публикации «Дидаскалиона» Гуго Сен–Викторского // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 2.

Мельникова Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. X–XIV века. – М.: Янус–К, 1998.  

Мистика в средние века на Западе // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.: Наука, 1988. С. 176–177. 

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.157–160.

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Сен–Викторская школа // Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.188–190.

Соловьев В.С. Гуго Сен–Викторский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.

Стам С. Сен–Викторская школа // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. 

Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.502–505.

Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.102–105.

Шишков А.М. Гуго Сен–Викторский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.132–141.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.153–158.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Библиография работ автора:

Наставление к обучению. О искусстве чтения / Пер.  с лат.: В.П.Гайденко // Историко–философский ежегодник’98. – М.: Наука, 2000.

О соединении духа и тела: Фрагмент // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и      бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.:  Издательство политической литературы, 1991.

О созерцании и его видах / Пер.   с лат. и прим.:  М.Гарнцев // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

О созерцании и его видах // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I–XIV веков. – М.: Республика, 1996.

Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион / Перев.  и прим.:  Ю.Малинин // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион: Кн. I–III // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 2.    

Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. 

Другие публикации на портале:

Еще 9