В СПбДА состоялся круглый стол «Византийского кабинета», посвящённый 100-летию со дня рождения А. П. Каждана
События

Продолжая свою работу в новом учебном году, научно-просветительский проект Санкт-Петербургской духовной академии «Византийский кабинет» 11 октября 2022 г. провёл онлайн круглый стол под названием «Александр Петрович  Каждан (1922—1997) и его концепция византийской культуры».

Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.

В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • специфика византийской культуры глазами отечественных византологов ХХ века;
  • А. П. Каждан — популяризатор византийской культуры в советском обществе;
  • А. П. Каждан и зарубежная византология;
  • актуальность работ А. П. Каждана в XXI в.;
  • концепция византийской культуры А. П. Каждана и перспективы отечественной византинистики в XXI в. 

Для дискуссионных докладов были приглашены эксперты из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга:

– Дмитрий Игоревич Макаров, доктор философских наук, доцент (ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского», профессор, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин);
– Галина Викторовна Скотникова, доктор культурологии, академик Академии российской словесности, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств.

Открывая заседание кабинета, Игорь Борисович Гаврилов процитировал А. П. Каждана, где он говорит, что Византия во многом была тоталитарным государством. Насколько такой подход соответствовал реальному положению вещей, выяснялось в ходе встречи на разных примерах.

Кроме того, Игорь Борисович сказал несколько слов об издании под названием «Мир Александра Каждана», в котором подробно и разнопланово показывается динамика формирования взглядов учёного (см.: Мир Александра Каждана: К 80-летию со дня рождения / Отв. ред. А. А. Чекалова. — СПб.: Алетейя, 200).

Затем отец Игорь Иванов сделал небольшое сообщение об отношениях Г. А. Острогорского и А. П. Каждана по письмам последнего.

Было отмечено, что Каждан считал, что ему удалось создать целостную концепцию византийской цивилизации в большей степени, нежели это получилось у Острогорского.

Размышления о концептуальном понимании культуры Византии продолжила Галина Викторовна Скотникова, подчеркнув, что именно русская византология занималась изучением византийской культуры, её характерных особенностей, принципов и идеалов. Галина Викторовна отметила, что в своё время книга А. П. Каждана «Византийская культура  (X–XII вв.)» получила высокую оценку петербургских культурологов, таких как Э. В. Соколов и С. Н. Артановский.

В свою очередь Дмитрий Игоревич Макаров рассказал о взаимоотношениях отечественных византологов, в частности, о критике А. П. Кажданом работы И. П. Медведева о Мистре. Также было отмечено, что и Я. Н. Любарский (ученик А. П. Каждана), и сам Каждан считали византийскую культуру динамичной живой структурой, которая не вполне зависела от периодов социально-экономических спадов или подъёмов.

Кроме того, Дмитрий Игоревич рассказал о книге Антонио Гарсиа под названием «Лики эллинизма», где обсуждались аспекты свободы и индивидуализма в византийской культуре, которые в равной мере интересовали А. П. Каждана, И. Шевченко и П. Магдалино.

В завершение встречи было сказано, что А. П. Каждан, будучи учёным мирового масштаба, привнёс новаторские взгляды на византийскую культуру в научные сообщества Запада и России.

 

Источник: Spbda.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9