В журнале «ΠΡΑΞΗΜΑ» вышла статья по интерпретации иконы через визуальный порядок её представления в музее
События

Волкова Е. В. Икона в музее: визуальный порядок экспонирования как форма интерпретации. Журнал «ΠΡΑΞΗΜΑ». Выпуск: 1, 2020 г. Серия выпуска: Выпуск № 1. Страницы: 193 — 207

Волкова Елена Владимировна, Государственный Русский музей.

В статье рассматривается история способов показа иконы на протяжении всего периода её музейного бытования, которое началось около полутора веков назад. Всё это время методы демонстрации иконы в музее проявляли отношения между музеем, обществом и властью, а также отражали изменение понимания самого феномена музейного предмета. Начиная с первых экспозиций и до сегодняшнего дня ведутся дискуссии о статусе иконы в музейном пространстве, её интерпретации и разнообразных способах показа. Уникальность иконы заключается в том, что на её примере особенно ярко прослеживается изменение значения объекта при превращении его в музейный предмет, т. е. при его перемещении из одного контекста в другой. Современная музейная аналитика утверждает, что музей не является и никогда не являлся нейтральной средой сохранения памятников или информации. Он активно формирует рамки зрительского восприятия, наделяя экспонируемые предметы смыслом и превращая их в художественные или исторические памятники. Музей также придаёт им статус нормы и очевидности, активно формируя культурную идентичность. Когда объект изымается из аутентичной среды и помещается в музейную экспозицию, он теряет первоначальный смысл, но приобретает другое, новое прочтение. К инструментам, с помощью которых музей всегда формировал новые смыслы, относятся способы показа или музейный дизайн. Применительно к иконе представляет интерес возможность проследить, как с помощью способов показа меняется её значение: как икона изымается из сакрального контекста и обретает светские значения, как создаётся имитация сакрального в профанном пространстве музейной экспозиции. В истории музейного бытования иконы можно выделить несколько этапов. В экспозиции XIX века она теряет связь со своим сакральным пространством и рассматривается как один из объектов коллекционирования или научного изучения, подтверждая ценность рационального познания. К началу ХХ века относятся первые попытки музеев вернуть иконе священный контекст, но не ритуально-обрядовый, а философско- эстетический. Экспозиции 1930-х гг. максимально нивелировали и связь иконы с родным для неё сакральным контекстом, и понимание иконы в качестве философско-этетического феномена. Она превратилась в исторический документ, иллюстрацию к обучающему рассказу или идеологическому тезису. К концу ХХ века древнерусская живопись понималась как художественный шедевр, дающий возможность эстетического наслаждения. Современный подход синтезирует все используемые ранее способы показа. При этом стала достаточно распространённой практика помещения иконы в сакральный контекст, имитацию которого создают различные экспозиционные приёмы. Таким образом, рассмотренные в статье способы показа иконы, несмотря на всю их разнообразность, имеют сходные черты, обладающие некоторой повторяемостью. Они интерпретируют икону то как сакральный объект, то как профанный. Обоснования приёмов, с помощью которых происходит сакрализация/десакрализация иконы в музейных экспозициях, на разных этапах её музейного существования совершенно различны. Тем не менее можно обнаружить типологические сходства общих стратегий. На сами же способы показа влияют ценностные ориентиры и культурные нормы, формирующие те стратегии визуальности, которые превалируют в конкретный исторический период.

 

Библиография:

Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10–22.

Аванесов 2019 – Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 13–43.

Балаш 2013 – Балаш А. Н. Вещь в музее: размышление о судьбе «предмета музейного значения» // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 19–24.

Брук 1987 – Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции / Отв. ред. Я. В. Брук. Москва, 1987.

Вздорнов 1986 – Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. Москва, 1986.

Волькович 1999 – Волькович А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 1999.

Карасик, Петрова 1995 – Из истории музея. Государственный Русский музей / Сост. И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. Санкт-Петербург, 1995.

Никишин 1997 – Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. Москва, 1997. С. 23–32.

Никонова 2006 – Никонова А. А. Загадка музейного предмета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2006. Вып. 1. С. 11–18.

Осокина 2018 – Осокина Е. А. Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусского искусства. 1920–1930-е годы. Москва, 2018.

Пивоварова 2011 – Пивоварова Н. В. Христианские древности в Санкт-Петербурге: из истории собирания и музеефикации памятников музейной старины // Вопросы музеологии. 2011. № 1 (3). С. 57–66.

Поликарпова 1998 – 100 лет Русского музея в фотографиях. 1898–1998. Альбом / Сост. Г. А. Поликарпова. Санкт-Петербург, 1998.

Салтанова 2010 – Салтанова М. В. Игровые принципы в организации экспозиционного пространства музея // Вопросы музеологии. 2010. № 1. С. 133–140.

Тарасов 2007 – Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. Москва, 2007.

Харрис 2011 – Харрис Дж. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: Музеефикация и новая музеология / Пер. с англ. Л. О. Оглоблиной // Вопросы музеологии. 2011. № 1 (3). С. 31–41.

Casey 2003 – Casey V. The Museum Effect: Gazing from Object to Performance in the Contemporary Cultural-history Museum. Cultural Institutions and Digital Technology. Paris, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archimuse.com/publishing/ichim03/095C.pdf (дата обращения: 25.06.2019).

Marstine 2006 – Marstine J. What is New Museum Theory? // New Museum Theory and Practice: An Introduction. Oxford, 2006. P. 1–36.

 

Текст статьи доступен на сайте журнала ΠΡΑΞΗΜΑ


Другие публикации на портале:

Еще 9