В журнале Гуманитарий Юга России вышла статья о философском обосновании объективной реальности
События

Матяш Т. П., Матяш Д. В. Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев)

Авторы: Матяш Тамара Петровна – Доктор философских наук, профессор Матяш Дмитрий Владимирович – Доктор философских наук, доцент, профессор

Ссылка при цитировании:

Матяш Т. П., Матяш Д. В. Объективная реальность: философское обоснование (Декарт – Несмелов – Вл. Соловьев) // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 1. С. 108-122.

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена тем, что истинность знания о существовании внешнего мира, на котором строится всё научное познание, не получила окончательного философско-теоретического обоснования в отечественной философии, а работы некоторых отечественных философов, например, В.И. Несмелова, специально исследующего эту проблему, практически не известны современной философской общественности.Цель статьи – рефлексивно-критически исследовать гносеологическое значение Декартова принципа cogito, представленное в работах В.И. Несмелова и Вл.С. Соловьева в целях обоснования истинности знания о существовании объективного мира.Ведущий подход к исследованию данной проблемы опирается на теоретическую реконструкцию и интерпретацию текстов, что позволяет не только выявить смысловое содержание философских размышлений указанных философов по проблеме обоснования существования внешнего мира и тождества мышления и бытия, но критически-рефлексивно оценить и сравнить их подходы и полученные результаты.Основные результаты, полученные в данной статье: показано, как, признавая полную законность скептического положения о недостоверности нашего знания о существовании объективной реальности, Р. Декарт попытался преодолеть скептицизм в этом вопросе; объяснено, почему Р. Декарт, открыв непререкаемую истину cogito, «бросил её как совершенно ему не нужную» (В.И. Несмелов) для обоснования существования объективного мира и принялся искать иные критерии обоснования достоверного знания об этом мире; проанализирована несостоятельность предложенной Р. Декартом идеи Бога как критерия такого обоснования; дан анализ попытки В.И. Несмелова использовать оставленную Р. Декартом непререкаемую истину cogito для обоснования достоверности нашего знания о существовании объективного мира; рассмотрено, почему размышления Вл.С. Соловьева, считавшего принцип Cogito ergo sum не до конца проясненным самим Р. Декартом, требуют дальнейшего уточнения предложенного В.И. Несмеловым решения вопроса о критериях достоверности нашего знания о существовании объективной реальности.

 

Текст статьи доступен на странице журнала 


Другие публикации на портале:

Еще 9