«Все мы должны иметь отцов-наставников». Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
События

Дорогой владыка, позвольте задать Вам вопрос личного характера. Можете ли Вы привести пример из жизни, когда получали пользу, исполнив послушание, хотя поначалу душа была не согласна принять его?

Я не могу сравнить себя, скажем, с выступавшим сегодня опытным владыкой Дионисием, который общался со старцем Авелем и получал от него воодушевление. Но у меня в жизни был свой старец – это митрополит Минский и Слуцкий Филарет. По его благословению и благословению руководства Московской духовной академии я трудился под началом Его Высокопреосвященства в Синодальной  богословской комиссии в период, когда владыка Филарет был ее председателем. Исполняя послушание  референта Синодальной богословской комиссии, я также учился у митрополита Филарета послушанию, которое он проявлял, несмотря на то, что являлся опытным и весьма авторитетным архипастырем.  Чрезвычайный авторитет этого человека не препятствовал его собственному духовному возрастанию, а опыт, приобретенный от учителей, первым из которых  являлся для владыки Филарета митрополит Никодим (Ротов), помогал ему совершать путь послушания Церкви. Неслучайно в его росписи всегда присутствуют слова: «В послушании преданный». Мы все по-разному расписываемся: «С любовью о Господе», «Призываю на вас Божие благословение» и так далее, а он неизменно писал именно так: «В послушании преданный». Найдите старые документы с подписью митрополита Филарета – они есть в интернете, – и Вы сможете сами убедиться в этом.

Этот человек абсолютно вверил себя в руки Господа.  Митрополит Филарет никогда не подчеркивал свое архиерейство, а вот свое послушничество Патриарху, которое очень много значило для него, всегда подчеркивал. Это один из тех примеров, который неизменно остается в памяти и о котором я могу свидетельствовать. Кроме, конечно же, примеров духовников, которые есть в жизни каждого человека. Для меня это были отцы Троице-Сергиевой лавры, где я нес послушание в течение тринадцати лет, сначала будучи студентом, а потом исполняя административные послушания в Московской духовной академии.

Но и сейчас Господь дает нам людей, которые своим примером указывают путь послушания. Сегодняшняя замечательная конференция является как раз видимым  образом того, как игумены и игумении, архиереи и пастыри стремятся к важному осмыслению фундаментального понятия  духовной жизни, коим является послушание.

И второй вопрос: кому должны оказывать послушание игумены и игумении? Все мы требуем послушания от братии и сестер, но можно ли научить их  послушанию, не подавая личного  примера в этом делании?

Вы сами же и ответили на свой вопрос. Игумены и игумении только тогда в подлинном смысле являются духовными руководителями монастырей, когда сами способны нести послушание пред Богом и священноначалием. Дорогой отец Мелхиседек, каждый раз встречаясь с клириками Смоленской епархии, обращаю внимание на то, что не только послушники монастырей, но и пастыри и даже архипастыри – все мы – должны иметь отцов-наставников. Без этого невозможно обойтись в духовной жизни. Сам я часто исповедуюсь епархиальному духовнику, регулярно посещаю старца в Троице-Сергиевой лавре и глубоко убежден в том, что у каждого священника должен быть свой духовник. 

Фото: Владимир Ходаков

Подготовила Екатерина Орлова


Источник monasterium.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9