II конгресс РРО «Понимание религии: исторические и современные аспекты»
События

Москва, 19-20 октября 2018 года

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе

II Конгресса Русского религиоведческого общества

«Понимание религии: исторические и современные аспекты»

Региональная общественная организация «Русское религиоведческое общество», зарегистрированная 28 июня 2016 года, ставит своей главной целью объединение ученых, исследователей, специалистов и экспертов в решении актуальных научных и практических задач в области религиоведения, содействие развитию науки и образования в этой области. Более подробно о целях и направлениях деятельности Общества можно узнать на сайте Общества (http://rro.org.ru) и из его Устава (http://rro.org.ru/regulations/).

С 1897 года (Стокгольм, Швеция) в мире регулярно проходят конгрессы, посвященные истории религии и религиоведению. Ряд конгрессов, посвященных научному изучению религии, проходит с 1998 года и в России (Международный научный религиоведческий конгресс в Кургане, 1998; конгрессы российских исследователей религии в Санкт-Петербурге и Владимире, 2012, 2014 и 2016 гг.).

Конгресс Русского религиоведческого общества запланирован к проведению ежегодно. Первый Конгресс прошел на базе МГУ имени М.В.Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 16–17 июня 2017 года, ему предшествовали круглый стол «Религиоведение и религиоведческие дисциплины в системе образования» (18 июня 2016 г.) и I Съезд Общества (1 октября 2016 г.).

Заявки на участие принимаются до 31 июля 2018 года, по адресу info@rro.org.ru(образец заявки представлен в конце информационного письма). Избранные выступления участников Конгресса будут опубликованы в журналах «Религиоведческие исследования» (РИНЦ) и «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Философия. Богословие. Религиоведение» (ВАК, РИНЦ).

 

Мероприятия Конгресса

Мероприятия Конгресса включают в себя секции, круглые столы и III Съезд Общества. В этом году основные секции будут посвящены проблемам истории, социологии, психологии религии, феномену власти в религии и проблемам религиоведческой экспертизы, в то время как круглые столы традиционно окажутся более специализированными. Название и краткое описание секций и круглых столов представлены ниже:

С1. История религии: от предметного поля к академической дисциплине. В рамках данной секции предлагается обсудить вопрос о предмете истории религий, его границах, применимости категории «религии» к материалу других цивилизаций. В какую религиоведческую полемику включаются историко-религиозные исследования? Какие новые вопросы и проблемы они поднимают? Можно ли считать историю религий базовой дисциплиной религиоведения? Другой предлагаемой перспективой обсуждения является отграничение истории религий от истории культуры, истории событийной, истории повседневности и других «историй».

С2. Религия как общество: от религиозных кодов до артхаусного кино. Реальность современных обществ явила миру несостоятельность проектов секуляризации, множественных попыток концептуализировать обмирщение и исчезновение религиозной компоненты повседневности. Религия современных обществ предстает в многообразии дискурсов политиков и религиозных идеологов о свободе слова и праве на мировоззренческий выбор, религиозных конфликтах и глобальных сетевых взаимодействиях, о сектах и движениях, верующих и религиозных медиа о национальном и патриотическом, мирском и гражданском, экономистов и социальных работников о рынке религий, религиозном обмене, брендировании реальности, общественной активности религиозных организаций, художников, музыкантов, режиссеров о сакральном звучании, цветности, форме и содержании мира. В настоящей секции предлагается обсуждение разнообразных рефлексий о религии, которые ухватываемых как в теориях, так и в эмпирических исследованиях.

С3. Психология религии настоящего и будущего: фундаментальные проблемы и перспективные направления исследований. Современная психология религии представляет собой разнонаправленную область научных исследований и разработок. В рамках секции предполагается обсуждение актуальных вопросов, касающихся нынешнего состояния и направлений дальнейшего развития психологии религии как дисциплины: Будет ли психология религии развиваться преимущественно «вширь» – по пути расширения подходов, методологий, или будет идти «вглубь» – к построению внутридисциплинарной коммуникации и оформлению четких конкурирующих парадигм? Какой из базовых методологических подходов будет более востребован в будущем: теория отражения или конструктивизм? Каково соотношение психологии веры и психологии религии как системы социальных паттернов? Как различается психология верующих в коллективистических и индивидуалистических культурах? Как пересекаются психологические архетипы и религиозная онтология? Каковы составляющие религиозной традиции и религиозного опыта, и как реализуется их трансляция? Где пределы консенсуса религиоведа и носителя традиции относительно религиозного опыта? Каковы когнитивные, аффективные и идейные основания восприятия мира религиозным человеком, и каким языком описания следует пользоваться психологу религии для их раскрытия?

С4. Власть в религии: иерархия, лидерство, авторитет, принуждение. Отношение «религия – власть» порождает целый ряд проблем. Во-первых, не только религия окрашивается в различные тона власти, но и власть имеет религиозное измерение (что особенно ярко проявилось в обществах древности). Во-вторых, границы религиозной власти оказываются проблемными с точки зрения безопасности современного государства и общества (что отражается как в явлении религиозного экстремизма, так и в недовольстве вмешательства «церкви» и ее лидеров в вопросы образования, политики и т.п.). Не означает ли это, что религия (как конструкт Нового времени) в каком-то смысле исключает отношения власти? В-третьих, властные конфликты внутри самой религии нередко осмысляются политически, отчего религия преобразуется в «идеологию» – но насколько такое осмысление является безальтернативным?

С5. Религиоведческая экспертиза: состояние и перспективы. Исторически основываясь на советских стандартах научно-религиоведческой экспертизы, в постсоветской России получили распространение два основных вида религиоведческой экспертизы – государственная и судебная. За последние годы ускорение темпов религиозных процессов, проблемы конфессионального самоопределения, глобализация религиозных движений существенно усложнили религиозную ситуацию, как в мире, так и в нашей стране, что прямо сказалось на целях и задачах современной религиоведческой экспертизы. Какие методологические и мировоззренческие предпосылки лежат в ее основе? Нуждается ли религиоведческая экспертиза в обновлении, определении, уточнении? Каковы пределы религиоведческой экспертизы?

К1. История отечественного религиоведения: преемственность и / или прерывность. В рамках круглого стола предлагается обсудить вопрос о соотношении «этапов» развития отечественной науки о религии. Существует тенденция представлять их в качестве «этапов большого пути», ведущих от более или менее отдаленных времен к современному состоянию. Однако многое говорит против применения «теории прогресса» к истории отечественной науки. Существует и альтернативный подход, склонный разрывать связи между эпохами, привязывая историю науки к действию тех или иных идеологических и политических факторов, что, однако, связано с риском огульного отрицания ценности того или иного периода. Как возможно здравое критическое исследование в этой области, и к каким результатам оно может привести?

К2. Язычество и неоязычество: комплексное осмысление феномена и построение теории. В течение последних десятилетий неоязыческие движения приобрело довольно заметную популярность, как в западном мире, так и в нашей стране – и закономерно стало объектом внимания специалистов разных профилей. В то же время ряд принципиальных теоретических и методологических проблем, связанных с изучением феномена неоязычества, до сих пор остается предметом научных дискуссий. К числу таковых, как представляется, можно отнести проблемы определения границ феномена неоязычества; выработки критериев, на основании которых то или иное движение может быть отнесено к неоязыческому; сопоставление язычества, неоязычества и «нью эйдж»; построения типологии неоязыческих сообществ, и ряд других. Очевидно, что в такой ситуации назрела необходимость комплексного рассмотрения феномена с участием специалистов из самых различных областей.

К3. История христианства в Поздней Античности. Как изучать эпоху, в которую закладываются основы христианской культуры и цивилизации? До недавнего времени было принято использовать для этого категории античного / христианского, при этом «античное» неизбежно получало религиозные коннотации – верно ли это? Насколько прочна связь перехода от античного к средневековому с переходом от языческого к христианскому? Что такое «языческое» и «древнее» и как оно понималось христианскими авторами в эту эпоху, не менялось ли это понимание от II к VIII веку?

К4. Религия в сериалах и кино. Изучение взаимодействия религии и популярной культуры представляется важным по ряду причин. Это и еще одно измерение для исследования секуляризации / десекуляризации / приватизации, и поиск новых средств религиоведческого описания актуальных проблем и тенденций, и материалы для выстраивания общего языка, понятного, доступного и интересного, для диалога с будущими религиоведами и студентами, обучающимися по другим специальностям. Как религиоведение и киноведение (и даже «сериаловедение») могут обогатить друг друга – в поисках ответа на этот вопрос мы предлагаем рассмотреть как теоретические проблемы, так и наиболее интересные и яркие кейсы.

К5. Сверхъестественное в религиозном и нерелигиозном дискурсах. Во второй половине XX — начале XXI века концепт «сверхъестественного» постепенно стал вытесняться за пределы академического языка. Значительную роль в его вытеснении сыграли ставшие с легкой руки представителей феноменологии религии популярными концепты наподобие «сакрального» и «профанного». Затем пришла пора антропологического, лингвистического, когнитивного и иных поворотов в гуманитарных науках, существенно повлиявших на современный облик религиоведения как академической дисциплины. Оправдано ли возвращение в науку о религии концепта «сверхъестественного», говорит ли он нечто о современной религии (религиях, религиозности), наконец, в какой степени этот концепт проявляется в нерелигиозных дискурсах, связанных, прежде всего, с искусством и массовой культурой?

 

По результатам приема заявок возможно формирование дополнительных секций и мероприятий. Мы ждем Ваших предложений, коллеги! Заявки на проведение мероприятий принимаются до 01 февраля 2018 года по адресу Оргкомитета: info@rro.org.ru с пометкой «МЕРОПРИЯТИЕ» в теме письма

 

В рамках работы Конгресса пройдут презентации печатных изданий и исследовательских проектов. Если Вы хотели бы представить результаты своих исследований, просим Вас связаться с нами по адресу Оргкомитета: info@rro.org.ru с пометкой «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» в теме письма.

 

Образец заявки:

 

1. Фамилия, Имя, Отчество участника 

 

 

2. Место работы / учебы 

 

 

3. Должность 

 

 

4. Ученая степень, звание

 

 

 
5. Контактные данные

 

 

— e-mail:

 

— телефон:

6. Название мероприятия:

 

 

 
7. Тема выступления

 

 

 

 

 

8. Аннотация выступления

 

(150–250 слов)

 

 

 

 

Организационный комитет

Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Русского религиоведческого общества;

Гуща Елена Викторовна, аспирант кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Киселев Михаил Сергеевич, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Козырев Алексей Павлович, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Колкунова Ксения Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, главный редактор журнала «Религиоведческие исследования»;

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества;

Тюрин Артем Игоревич, главный редактор портала «Религиозная жизнь»;

Ченцова Дарья Александровна, преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, сотрудник научного отдела богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

 

Программный комитет

Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Астахова Лариса Сергеевна, доктор философских наук, заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета;

Воронцов Сергей Александрович, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

Двойнин Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета;

Колкунова Ксения Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Марей Елена Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Островская Елена Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета;

Смирнов Валерий Аркадьевич, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации;

Черный Алексей Иванович, преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Источник: сайт РРО


Другие публикации на портале:

Еще 9