Рождественские обычаи и традиции в Сербской Православной Церкви
События

Если в Русской Православной Церкви праздник Пасхи является центральным и стоит на первом месте, то прославление Рождества Господня является первым и главным праздником для Сербов. Празднование Рождества Сына Божьего воспринимается как рождение новой жизни, и поэтому почитается сербами праздником для всех, молодых и старых, детей и родителей.

Сербы хорошо помнят свою историю, что несомненно лежит в основе уважения к своей вере, обычаям и традициям. Благодаря вере сербский народ не исчез с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Поэтому Православная церковь вместе со своими христианскими традициями имеет важное значение в обществе и в жизни страны. Даже во времена социализма диктатору Тито (атеисту по убеждениям и, что немаловажно, хорвату по национальности) не удалось полностью исключить церковь из общественной жизни Югославии и, в первую очередь, Сербии.

Рождество сербы встречают по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы пришедшие из языческих времен, сохранившиеся со времен святого Саввы, первого Архиепископа Сербского. Святой Савва когда-то намеренно сохранил народные обычаи, чтобы привлечь к православной вере возможно большее число людей. Создавая автокефалие Сербской Церкови, он старался создать и особое «сербское» богослужение, привнося переосмысленные по-христиански народные обычаи и традиции.

Согласно канонам Православной Церкви, сербский народ готовится к празднованию Рождества сорокадневным постом, в течение которого верующие постом и усиленной молитвой готовятся встретить Богомладенца Христа. За два дня до Рождества, а именно 5 января, закалывают поросенка, а в некоторых местах барашка. В этот день нельзя наказывать детей - есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день «Туциндан».

Рождественский сочельник, 6 января, у населения Сербии, Черногории и Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины именуетя «Баднидан». В этот день до восхода солнца глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откормленного к Рождеству поросенка - «печеницу». Женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда: ратарицы - замешиваются из квасного теста в виде шариков, при этом самая большая делается для хозяина, самая маленькая - для младшего ребёнка; плетеницы - замешиваются из кислого теста в виде косы, при этом самая большая делается для хозяйки, самая маленькая - для младшей дочери (внучки). «Бадняк» - это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника. Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, призывая Господа Бога, свою Славу (святого - покровителя семьи) и вспоминая завтрашний праздник, приветствует бадняк, а, затем, тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.

Отлетевшие от дерева щепки называются «ивер», одну такую щепу надо обязательно принести из лесу хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать еще в воздухе. Его ставят либо между корытами, чтобы сливки на молоке были круглый год жирными, либо между ульями, чтобы защититься от зла, либо в воду, которую после считают целебной. Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк в представлениях сербов также является символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается.

Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. С начала бадняк целуют и намазывают медом, а потом приступают к сжиганию.

Ужин на Рождественский сочельник также воспринимается как семейный праздник. После того как хозяин дома внесет бадняк и солому, все домашние собираются вокруг стола и поют тропарь празднику Рождества и читают молитвы.

Бадняк приносится также и во все церкви и монастыри. Приезд бадняка в храм встречается торжественно священниками и множеством народа. Сначала он освещается перед храмом, а потом вносится в храм и наряжается, оставаясь в Церкви до Нового Года (14 января). После чина освещения бадняка храм застилается соломой, превращая, таким образом, Церковь в пещеру в которой родился Богомладенц Христос. Тут же начинается и всенощное бдение, после которого детям раздаются подарки.

Божественная Литургия на сам праздник Рождества начинается утром рано в 5 часов. Рождество Христово в Сербии это праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Приняв таинство евхаристии, послушав рождественское послание патриарха, и поздравляя, друг друга со светлим праздником Рождества, люди отправляются по своим домам, где вместе со своими семьями отмечают праздник за богато убранными столами. Особо почетным на день Рождества является рождественский хлеб (чесница), приготовленый из белой муки и масла без дрожжей. Чесница начинается готовится на сам праздник, когда хозяйка услышит первый звон церковных колоколов. Самое название чесница происходит от слов "чест" - "кусок" и "срећа" - "счастье". Этот хлеб разламывается на куски и раздается всем собравшимся на празднование Рождества, символизирует пришествие Христа в мир для всех людей.

Во второй половине дня люди ходят друг к другу по домам, прзаднуя Рождество танцами и народными песнями.


Другие публикации на портале:

Еще 9