Аналитический обзор статей по историософии в научно-богословских журналах за вторую половину 2023 года
Статья содержит аналитический обзор статей по историософии, то есть осмыслению исторического процесса, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во втором полугодии 2023 г. Материалом для анализа стали статьи, опубликованные на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. В рамках этого направления исследований авторы разрабатывали темы о роли идеи богоизбранности Русской земли в формировании государственности и выстраивании внешнеполитических отношений, о соотношении конфессионального и «национального» элементов в идентичности жителей Русского государства XVI века, о специфике русской народной религиозности и влиянии на нее дохристианских мировоззренческих представлений, о нарративе о восстановлении монархии в России в контексте эсхатологического дискурса, о возможности православия быть национальной идеей современного российского общества, о мифологическом восприятии прошлого и вызванном им противоречии между научно-исторической картиной и взглядами создателей исторических мифов, а также о теологическом историзме.
Статья

Из общего массива публикаций за вторую половину 2023 г. было выявлено девять статей, которые можно отнести к категории «историософия и осмысление исторического процесса».

 

Бордачев Т. В. Концепция богоизбранности Русской земли в период формирования единого государства с центром в Москве: внешнеполитический аспект // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 253–268.

Статья посвящена анализу концепции богоизбранности Русской земли и представления о Руси как о Новом Израиле в период формирования единого Русского государства в контексте внешнеполитических отношений. Как отмечает Т. В. Бордачев, проблема взаимосвязи между идеей богоизбранности Русской земли и важнейшими факторами внешнеполитического характера в эту эпоху слабо изучены в российской и зарубежной историографии. Вместе с тем эта идея присутствовала в русской книжности в течение долгого времени и выступала центральным элементом осмысления наиболее значимых событий в отношениях русского народа и его соседей. Формальное утверждение идеи «Русь – Новый Израиль» в русской религиозно-политической литературе происходит на фоне завершения борьбы с Ордой и формирования новой государственности вокруг Москвы, однако фактически именно идея богоизбранности, по мнению Т. В. Бордачева, всегда была важнейшим способом осмысления происходящих событий и выработки ответа на внешние вызовы.

Гусев Д. А., Потатуров В. А., Суслов А. В. Православие и национальная идея, или От личного изменения к преобразованию общества // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 14–38.

Авторы задаются вопросом о том, может ли православие быть национальной идеей России. В статье делается попытка с разных сторон обосновать положение о том, что христианское мировоззрение имеет не только ярко выраженную экзистенциальную и трансцендентную направленность, но и не менее представленное социальное содержание, увидеть которое возможно при отказе от стереотипных секулярных и атеистических интерпретаций. Как отмечают авторы, утверждение о невозможности для православия быть национальной идеей по причине индивидуалистического характера христианской идеи личной ответственности каждого человека перед Богом и личного спасения происходит из светского незнания и непонимания основных смысловых координат религиозного сознания. Однако жизнь любого человека и человеческого общества в целом, построенная на свободном следовании благодатным духовным законам, дарованным человеку Богом как Небесным Отцом, может привести и каждого человека, и общество в целом к желанному состоянию гармонии, счастья и процветания. Авторы приходят к выводу, что именно православное христианство обладает необходимым потенциалом для того, чтобы быть национальной идеей, дающей возможности для объединения, сохранения, защиты и одухотворения современного российского общества.

Дмитриев М. В. Византийско-православные традиции и конфликт конфессионального и «национального» в представлениях об идентичности подданных Русского государства (на материале памятников XVI в.) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 4 (24). С. 121–140.

Автор статьи, профессор исторического факультета МГУ, анализирует материал ряда релевантных русских письменных памятников XVI в. (Никоновская летопись, послания новгородского архиепископа Феодосия, «Слово о Михаиле Черниговском», «История о великом князе Московском» князя Андрея Курбского) в контексте дискурсов о «Святой Руси», «Руси-Израиле», «Руси – православном царстве», «Руси – Третьем Риме» для выяснения того, как пришедшие из Византии конфессиональные традиции взаимодействовали с национально-идентитарными представлениями о «русскости». Автор приходит к выводу, что в большинстве случаев конфессиональные элементы в определении «русского» замещают те, которые можно было бы назвать «протонациональными».

Дубоносов А. А. «Будет или не будет Великая Россия, а православным надо во всяком случае быть»: к вопросу о дихотомии «Россия – Европа» в историософских взглядах Г. В. Флоровского «евразийского» периода его творчества // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 83–100.

В своей статье А. А. Дубоносов делает попытку показать развитие историософских взглядов Г. В. Флоровского в «евразийский» период его творчества, анализирует критику Флоровским концепции Н. Я. Данилевского и идеи Н. С. Трубецкого о «культурно-исторической морфологии». На основании переписки Флоровского и Трубецкого автор статьи делает предположение, что постепенное развитие историософских взглядов Флоровского и смещение его интереса с национальной проблемы к проблеме построения религиозной культуры привело Флоровского к постепенному отказу от евразийства.

Колесников С. А. Теологический историзм: аспекты взаимоотношений христианства и истории // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 277–289.

В статье рассматривается проблема смысла исторического процесса, фундаментальные основания которого, с точки зрения С. А. Колесникова, находятся в религиозно-духовном видении мира. По мнению автора, тенденциям обессмысливания истории в современной культуре необходимо противопоставить духовные альтернативы подлинного смысла истории. Как он полагает, наиболее эффективным действием может стать активация ресурса христианско-сакрального историзма, который способен сохранить адекватно-духовное понимание истории и предлагает свои, церковно-выверенные методики определения истинности истории, позволяющие выявить сакральные смыслы исторических побед и поражений. Специфика христианско-теологического историзма (тео-историзма) определяется концептами открытости истории, глубинных исторических интуиций, механизмом духовно-исторической памяти-преемственности, благодарно-динамическим преображением истории. При этом автор отмечает, что основы тео-историзма требуют дальнейшей разработки, и на данном этапе главной задачей становится моделирование вопросов о сущности, методологии и профессиональных перспективах тео-историзма.

Корытко О., прот. Бог «по-русски»: о некоторых причинах, определивших своеобразие религиозного почитания в народном православии // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 299–309.

Автор статьи, протоиерей Олег Корытко, исследует особенности народно-православного богопочитания, связанные с проявлением дохристианских черт в духовной культуре ряда славянских народов. По мнению автора, сохранение в мировоззрении элементов дохристианской эпохи нередко приводит к проблеме онтологической биполярности, к представлению о допустимости, наряду с религиозными действиями, обращения к однозначно осуждаемым Церковью «альтернативным» духовным практикам колдовства, ворожбы и экстрасенсорики. По мнению автора, основанном на исследовании древней лексики, в сознании древних славян идея получения благ не связывалась с представлением об их универсальном надмирном источнике и не предполагала нравственного измерения. В результате, как отмечает автор, недостаточная погруженность человека в православную традицию и нетвердость личной веры приводит к сегментации религиозного сознания, в котором могут проявляться элементы дохристианского мировоззрения, в том числе оправдывающие обращение к противоположным началам: воспринимая себя прежде всего как потребителя духовных и материальных благ, человек в случае неудовлетворенности своих нужд может пытаться найти дополнительные источники сил и даров, тем самым оказываясь человеком с двоящимися мыслями, который не устроен во всех путях своих (Иак. 1:18).

Прилуцкий А. М. Нарратив о восстановлении монархии в России и его представление в эсхатологическом дискурсе // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 269–276.

Статья А. М. Прилуцкого, основанная на семиотическом и герменевтическом анализе источников, посвящена анализу мифологии современных монархистов в ее связи с эсхатологическими концептами. Автор отмечает необходимость разграничения царебожнических субкультур и движения эсхатологического монархизма. По его мнению, на формирование мифотеологемы о восстановлении монархии в России оказали влияние элементы старинной концепции «Москва – третий Рим», монархические идеологемы дореволюционной России, работы русских религиозных писателей предреволюционного времени и идеологемы новейшего времени.

Рогатенюк И., прот. «Две России» и «два богословия»: к вопросу о богословских и историософских оценках синодального и советского периодов отечественной церковной истории // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 2. С. 41–47.

Автор статьи пытается проанализировать критические оценки как синодального, так и советского периода русской церковной истории с богословской и историософской точек зрения. Придерживаясь позиции о принципиальной возможности объективного познания истории, автор полагает, что путем к этому объективному познанию должен стать принцип целостности и неделимости отечественной истории. По мнению прот. И. Рогатенюка, приближение к исторической правде, помимо сугубо профессиональных компетенций, должно основываться на христианском мировоззрении, опирающемся на библейское Откровение.

Фирсов С. Л. Мифологическое восприятие прошлого: историческая наука в контексте легенд и мифов // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 159–170.

С. Л. Фирсов анализирует феномен мифологического восприятия прошлого. По его мнению, в последние десятилетия серьезной проблемой стало стремление «переписать историю», в связи с чем профессиональные исследователи-историки часто вынуждены опровергать заведомо абсурдные построения «реконструкторов» и мифотворцев. Конфликт между позициями ученых-историков и мифотворцев приводит к социально-психологическим коллизиям, деформирующим представления о реальных событиях и героях прошедших времен. Опираясь на мнение Йохана Хёйзинги, автор статьи утверждает, что феномен массового сознания включает в себя не только деперсонификацию, но и варваризацию.

* * *

Как мы видим, в рамках исследований, связанных с историософской проблематикой, результаты которых были опубликованы в научно-богословских журналах на русском языке, во второй половине 2023 г. разрабатывались темы о роли идеи богоизбранности Русской земли в формировании государственности и выстраивании внешнеполитических отношений, о соотношении конфессионального и «национального» элементов в идентичности жителей Русского государства XVI века, о специфике русской народной религиозности и влиянии на нее дохристианских мировоззренческих представлений, о нарративе о восстановлении монархии в России в контексте эсхатологического дискурса, о возможности православия быть национальной идеей современного российского общества, о мифологическом восприятии прошлого и вызванном им противоречии между научно-исторической картиной и взглядами создателей исторических мифов. Статья А. А. Дубоносова об историософских взглядах прот. Г. В. Флоровского находится на грани историософского и биографического исследования. Несколько особняком стоит статья С. А. Колесникова о теологическом историзме, опубликованная в журнале «Христианское чтение»: написанная на тему более общего характера, она предлагает задуматься о выработке нового способа духовной интерпретации исторических событий. 

Большая часть статей в рамках этого направления исследований была опубликована в периодических изданиях Санкт-Петербургской духовной академии – «Христианское чтение», «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях» и «Актуальные вопросы церковной науки». Кроме того, одна статья в этой категории вышла в «Вестнике Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» и одна – в «Богословском сборнике Тамбовской духовной семинарии».

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9