Миссия святого апостола Павла в Эфесе: историко-археологический контекст
В статье аспиранта Санкт-Петербургской духовной академии, преподавателя Белгородской духовной семинарии Ивана Трофимовича Щербакова рассматриваются особенности миссионерской деятельности апостола Павла в Эфесе и исторические сведения о ключевых местах этой деятельности. Также рассмотрен вопрос о жизни первой христианской общины. Проанализированы археологические сведения об Эфесе времен апостола Павла, о синагоге в Эфесе, училище Тирана, а также о местах собраний первых христиан.
Статья

Говоря о миссионерской деятельности святого апостола Павла, нельзя не отметить, что особый интерес исследователей связан с реконструкцией историко-археологического контекста эпохи. В действительности же исследователи сталкивались с определенной проблемой при воссоздании этого самого контекста. Связано это с тем, что большинство авторов, описывая древние города, и в частности Эфес, сосредотачивали внимание лишь на самых значимых архитектурных сооружениях, не уделяя внимания особенностям всего города. При этом Священное Писание, в частности книга Деяний и Послания, тоже не дает исчерпывающих сведений об особенностях быта. Эти тексты содержат наиболее яркие эпизоды жизни этого великого миссионера. Данной проблеме уделялось крайне мало внимания, и лишь благодаря анализу ряда археологических сведений мы можем реконструировать особенности Эфесской церкви, а также представить, где и в каких условиях проходила миссия святого апостола Павла. В рамках нашей статьи мы подробно опишем места, в которых проходила проповедь апостола. При этом для того, чтобы подчеркнуть значимость историко-археологического контекста в деле реконструкции, в рамках статьи будет дан сначала анализ внутренних данных книг Нового Завета о миссионерской деятельности Павла, а затем будут рассмотрены исторические и археологические данные, на основании которых можно будет увидеть миссию апостола Павла более живо.

Следует отметить, что сам апостол Павел выбрал Эфес как центр миссии не случайно. Проанализировав послания святого апостола и книгу Деяний, мы можем выделить ряд причин. Главной причиной можно считать негативный опыт, имевший место в миссионерской деятельности апостола. Так, из Деяний мы узнаем, что апостол, занимаясь миссией, ставил первостепенной задачей проповедовать в максимальном количестве городов. Он часто переходил из города в город, оставляя основанные им общины без должного пастырского окормления. Естественно, из многих посланий апостола Павла, в частности из Послания к Галатам, Коринфянам, Фессалоникийцам, мы узнаем о тех печальных последствиях, к которым приводил уход Павла. Возможно, именно эти причины заставили Павла выбрать Эфес как место постоянного присутствия для того, чтобы в этом городе создать крепкую церковь.

Другая причина, по которой апостол выбрал Эфес для долгого присутствия, связана с территориальным расположением. Павел стремился найти место, из которого можно было бы легко поддерживать контакт с основанными церквями. Расположение Эфеса на карте Римской империи делало этот город удобным для миссионерских планов. Отсюда за счет развитой дорожной сети и морских путей можно было легко поддерживать связь с уже имеющимися общинами в других городах и провинциях. Эфес находился между Ахаией, Македонией и Галатией, где уже существовали церкви. При этом Эфес был митрополией с превосходной дорожной сетью и портом. Это открывало перед апостолом великолепные возможности для миссионерского служения.

В эфесе Павел оказывается в 51 г. н. э. Именно в этот момент состоялось знакомство апостола с Акилой. Этот человек часто упоминается в посланиях апостола как его ближайший спутник. Книга Деяний сообщает нам о том, что апостол Павел от этого человека получает место для работы (Деян. 18:2-3). Вероятнее всего, Акила и его жена были предпринимателями, владельцами бизнеса. Предположительно, они занимались изготовлением и продажей тканей и палаток на центральном рынке Эфеса. Далее в статье мы подробно расскажем об этом.

Уместно сказать и о другой личности, связанной с Эфесской церковью. Речь идет о появлении Аполлоса, которое описано в восемнадцатой главе книги Деяний. Описывая этого человека, евангелист Лука использует специфический термин λόγιος. Учитывая значение данного термина, логичнее всего считать этого человека странствующим оратором. В древности этот род деятельности считался почетным и пользовался популярностью в домах богатых граждан. Оратор обладал рядом полезных навыков, связанных с анализом и синтезом различных религиозных учений[1]. В рассказе об Аполлосе крайне интересно и то, откуда прибывает этот человек. Книга Деяний рассказывает нам, что из Александрии. Естественно предположить, что, будучи образованным иудеем, Аполлос не мог не попасть под влияние Филона Александрийского, знаменитого ученого и толкователя Ветхого Завета. Таким образом, в фигуре Аполлоса мы можем увидеть не просто странствующего ритора, но и представителя интеллектуальной иудейской традиции. Сам Филон приложил множество усилий к появлению закона, который позволит иудеям, подвергнутым греческому влиянию, таким как Аполлос, принимать как иудейскую религию, так и окружающую языческую культуру[2]. Из дальнейшего описания мы узнаем о том, что Аполлос был принят в синагоге и просвещен в тех вопросах, о которых не знал ранее (Деян. 18:26). Поэтому можно сделать вывод, что христиане Эфеса не разорвали связь с синагогой. Следует также отметить, что сама синагога не сохранилась, более того, на данный момент археологи не смогли ее обнаружить.

Таким образом, на основании внутренних данных посланий мы можем увидеть несколько моментов. Во-первых, миссия апостола Павла в Эфесе была наиболее успешна. Христианской общине удалось сохранить мирные отношения с синагогой, а сам Павел пробыл в Эфесе продолжительное время. Во-вторых, среди членов общины мы можем увидеть представителей как ремесленников, так и интеллектуалов. В-третьих, внутренние данные текстов не дают нам информации о жизни общины, ее составе, местах сборов и так далее. Таким образом, видна необходимость изучения археологических данных для дополнения полученной информации об Эфесской миссии апостола Павла.

Изучая археологические сведения об Эфесе и сопоставляя их с данными книги Деяний, можно предположить, что Павел впервые прибыл в Эфес сухопутным путем. Этот путь подробно описан в трудах древнего историка Страбона, он «проходил вдоль общего торгового пути». Вероятнее всего, апостол вошел в город через Магнезийские ворота[3]. Эти ворота были главными до возведения Лисимахом[4] в шестом году до Р.Х. семиметровой стены. При входе в город глазам Павла, вероятно, предстала огромная агора. Это сооружение подчеркивало особое положение города. При этом агора, которую увидел апостол, была реконструкцией более древнего сооружения меньшей площади. В этом месте во время пребывания апостола Павла находились памятники выдающимся личностям[5]. Описанная агора своими ступенями упиралась в превосходную двухэтажную «стою базилики». Строителем этого памятника архитектуры одиннадцатого года нашей эры был Секстилий Поллион. Здание расположили таким образом, что зимой здесь можно было укрыться от холодного северного и восточных ветров. Также имеются различные описания богато украшенной колоннады. Так, мы знаем, что внутренние колонны были расположены на отдалении друг от друга. Связано это с особенностями архитектуры и тяжестью украшений в форме бычьих голов. Есть предположение, что апостол мог и не видеть все эти украшения в первозданном виде. Причиной тому землетрясение, случившееся в двадцать третьем году нашей эры. Во время восстановления многие из внутренних колонн были украшены капителями коринфского ордера, что некоторым образом нарушало художественное единство сооружения. Тут же с западной стороны мы можем найти остатки театра с двориком. На этом месте располагался храм для поклонения богине Артемиде, где часто совершались политические ритуалы. Такое смешение государственной и религиозной жизни имело свои полезные для власти эффекты. Судебные решения власти из-за такого смешения воспринимались как божественные. Решение, принятое императором в шестом году до Р. Х., построить во дворе храма Артемиды августеум[6] сделало его своего рода «партнером» богини. Тот случай был беспрецедентным и довольно долго вызывал раздражение греческого населения Эфеса. Однако со временем храмы императорского культа стали нормой для всей Малой Азии.

Следующее здание, несмотря на его умеренные размеры, являлось центральным элементом строительного проекта Августа. Просторный перистиль вел в украшенный колоннами зал, называемый пританеем (πρῠτᾰνεῖον), в котором заседали пританеи (πρυτάνεις) — председатели. Пританей был своего рода храмом богини Гестии и являлся общественным очагом города. Этот очаг становится, спустя продолжительное время, центральным элементом архитектуры. Частично на этом месте сохранилась колоннада. На сохранившихся восьми колонах выбиты имена куретов. От театра вниз спускается широкая улица. Длина этой улицы первоначально составляла приблизительно 210 метров[7], она соединяла два условных очага общественной жизни, а именно агору и городской рынок.

Описанная выше улица вела к месту, которое называется у археологов «четырехугольная агора». При этом есть и второе название, отражающее суть строения, — городской рынок. Именно это пространство являлось центром городской жизни. Предположительно, здесь могла находиться торговая лавка Акилы и Прискиллы, в которой работал апостол Павел. В сорок третьем году объединение римских торговцев строит здесь статую императору Клавдию[8]. На этой площади с трех сторон находились двухэтажные лавки. Часто их сдавали в аренду мелким торговцам. На верхних этажах располагались жилые помещения для трудившихся в артели ремесленников. Многие исследователи замечают, что именно в такой лавке мог жить святой апостол Павел во время своего пребывания в Эфесе[9]. Единственным источником света в таком жилище была дверь, выходящая на двухрядный портик, располагающийся вдоль четырех стен. В северной и западной стороне портика были ворота. Западные ворота служили главным входом и были, очевидно, спроектированы больше для того, чтобы произвести впечатление на гостей, приезжающих в город со стороны Западной дороги, идущей от гавани, чем для перевозки грузов. Товары приходилось поднимать вверх по десятиступенчатой лестнице, расположенной между флигелями с колоннами.

Исходя из имеющихся данных, мы можем понять, что Эфес был крупным мегаполисом римского периода. Эфес соответствует всем характерным чертам типичного города-мегаполиса как с точки зрения планировки, так и образом жизни. Если мы обратимся к фигурам Акилы и Прискиллы, можно сказать, что они вписываются в образ классических ремесленников, которые часто на собственных виллах организовывали ремесленнические мастерские самых разных типов — деревообделочные, стеклодувные, керамические, ткацкие и конкурировали с городскими мастерскими и торговыми лавками. Для обозначения подобного типа бизнеса использовался специальный термин — латифундиальное ремесло. Нельзя с уверенностью сказать, к какому типу ремесленнического бизнеса присоединился апостол Павел — городскому или латифундиальному, однако можно порассуждать о том, чем именно он занимался в рамках своей ремесленнической деятельности.

Для Павла как странствующего проповедника было две возможности заработка. С одной стороны, он мог брать плату за услуги учителя-ритора, что сближало его с фигурой рассмотренного ранее Аполлоса. Однако при этом Павел терял свободу как миссионер и становился зависимым от «донатов» своих патронов и аудитории. Возможно поэтому апостол решает работать руками. Иными словами, он становится наемным ремесленником в артели. Тексты Нового Завета сообщают нам, что апостол занимался изготовлением палаток. Однако археологические и исторические данные могут расширить эту версию. В научной литературе, описывающей ремесла, можно встретить описания как кожаных, так и шерстяных палаток. Таким образом, мы получаем версии о Павле как о ремесленнике-кожевнике или изготовителе тканевых палаток. Говоря о второй версии, нельзя не отметить, что существуют также два варианта того, как реализовывалась данная деятельность: с одной стороны, Павел мог изготавливать шерстяные палатки, с другой — мог быть ткачом, делающим ткани для палаток. В пользу последней версии свидетельствует то, что апостол происходил из города Киликии, а там популярным материалом для палаток была шерсть. Следует отметить, что, по свидетельству историка Плиния, палатки из шерсти были популярны у кочевников, а солдаты и торговцы чаще пользовались кожаными. Как видим, внутренних данных Нового Завета недостаточно для того, чтобы признать достоверной хотя бы одну из упомянутых версий. Для нас важно здесь скорее то, что Павел, примкнув к делу Акилы и Прискиллы, вполне мог заниматься их бизнесом, и долгое пребывание в Эфесе этому способствовало.

Проповедь апостола Павла в Эфесе проходила в двух ключевых точках, а именно в синагоге и в училище Тирана. Здесь мы встречаемся с еще одной проблемой. Дело в том, что на сегодняшний день археологи при раскопках не смогли обнаружить в Эфесе остатки синагоги. Именно поэтому для подтверждения того, что в городе была еврейская диаспора, нам необходимо обратиться к дополнительным историческим данным, в первую очередь к свидетельству Иосифа Флавия. Согласно этому свидетельству, Агриппа и Ирод Великий посетили Эфес в четырнадцатом году. Благодаря влиянию последнего для евреев в Эфесе были сделаны определенные послабления, а именно было разрешено собирать деньги на храм и не посещать суды в субботу. Также есть и косвенные свидетельства пребывания евреев в Эфесе. Так, археологи обнаружили ряд керамических изделий с изображением меноры. Однако наиболее яркое свидетельство — граффити на ступенях библиотеки Цельса, изображающее менору[10]. Саму эту библиотеку Павел не видел, поскольку построена она в первой четверти II века. Однако неподалеку от этого место находилось училище Тирана, где святой апостол также вел свою проповедь.

Как отмечалось ранее, недалеко от библиотеки Цельса археологи нашли просторное здание. В руинах этого здания археолог Экрем Акургал увидел надпись αὐδειτώριον[11]. Другой археолог, Колин Хамер, рассуждая об этой находке, говорит, что, возможно, этот термин являлся синонимом слову «училище», которое использовал апостол Лука в книге Деяний (Деян. 19:9). Археологи предполагают, что апостол мог проповедовать здесь в свободное от работы время. Учитывая особенности быта, можно предположить, что апостол занимался ремесленнической деятельностью до полудня, после чего шел проповедовать, используя с этой целью аудиторию в описанном училище[12]. Однако, как в случае с ремесленнической деятельностью, существует и альтернативная версия. Сторонником этой версии можно считать Г. Концельмана. Этот исследователь говорит о том, что общины, основанные апостолом Павлом, представляли собой нечто сродни философской школе или философскому течению. Говоря об общине Эфеса, автор говорит, что здесь у Павла была обустроена целая школа, работавшая на постоянной основе и имевшая своих учителей. Основателем этой школы мог быть сам апостол Павел[13].

Другой ученый Э. Джадж утверждает, что в ходе своей «интеллектуальной миссии» Павел основывал не культовые общины, а общины учащихся. Аргумент в пользу такой версии в том, что в общинах Павла, как можно судить из его посланий, особое внимание уделялось диалектике. При этом сама книга Деяний лишь указывает на то, что после конфликта с представителями синагоги апостол забрал с собой учеников и начал ежедневно проповедовать в училище. «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:10). Но если Павел лично проповедовал жителям Асии в течение этих двух лет, то он не смог бы каждый день καθ ἡμέραν проповедовать в училище. Скорее всего, апостол буквально каждый день проповедовал в училище в течение двух лет и в тоже время контролировал проповедь Евангелия по всей Асии, которую совершали его ученики[14]. Иными словами, полностью этот вопрос не может быть решен из-за крайне скудных исторических сведений.

В заключение в двух словах скажем об эфесской общине и о том, где происходили основные молитвенные встречи первых христиан. Поскольку о самой общине крайне мало сведений, уместно прибегнуть к сравнению. Так, Эфес как крупный портовый город, центр провинции, может быть идентичен Коринфу. Исходя из этого делается предположение о том, что и общины Коринфа и Эфеса могли быть схожи как размером, так и составом. Прибегая к этой логике, современный библеист, священник В. Зегнун отмечает ряд особенностей общины. В первую очередь он говорит о том, что общины были обособлены и состояли преимущественно из христиан-эллинов и небольшого количества иудеохристиан. Также можно отметить, что среди членов общины встречались богатые и знатные жители городов, граждане Римской империи. Однако несмотря на это большинство людей в общине принадлежали к низшему социальному сословию, не исключено, что в общину входили и вовсе бесправные рабы. Наконец, можно предположить, что в общине было много женщин, так как положение женщин в провинции Малая Азия было относительно свободным[15]. Во главе общины обычно ставились зрелые и почтенные люди. Община управлялась коллегией пресвитеров, выполнявших не только религиозные обряды, но также занимавшихся решением бытовых вопросов. Говоря об иерархии, можно предположить, что организация не была четкой, ввиду этого мы не располагаем четкими должностными терминами. Основание для подобных предположений дает сама книга Деяний Апостольских. Так, в Деян. 20:17 и 20:28 одни и те же люди названы τους Πρεσβυτέρους и επισκόπους[16]. Говоря о церкви в Эфесе как об общественной организации, необходимо отметить параллели между организацией христианских общин и античных союзов.

Христианам, конечно, необходимо было где-то собираться для совершения евхаристии и молитвы. И здесь есть несколько версий. Так, христиане могли собираться в домах более богатых членов общины. Именно отсюда появляется термин «домашняя церковь». Предполагается, что, будучи ремесленниками, большинство членов общины, вероятнее всего, жили в рыночных лавках, расположенных на агоре, о чем мы говорили выше. И именно поэтому они пользовались домами богатых патронов. По другой версии предполагается, что христиане могли снимать комнаты в домах-хостелах — многоэтажных инсулах. Такое жилье представляло собой простые, небольшие, отделенные друг от друга комнаты. Подобные дома располагались на параллельных улицах Куретов. На данный момент археологами в Эфесе найден и изучен ряд домов, которые могли использоваться христианами в качестве мест встречи и молитвы[17]. В отличие от помещений-хостелов частные дома были оборудованы куда лучше, там даже имелось несколько отапливаемых помещений и проточная вода. Кроме того, внутри жилищ находились колодцы и резервуары для сбора дождевой воды. Это гарантировало наличие воды для бытовых целей в случае неисправности городского водопровода. Отвод использованной воды осуществлялся по системе городских стоков, проходящих под землей.

Подводя итог, отметим несколько моментов. Во-первых, большинство мест, связанных с миссией апостола Павла в Эфесе, можно определить хотя бы приблизительно. Во-вторых, имеются различные версии касательно миссии в Эфесе. Эти версии в целом дополняют повествование книги Деяний. В-третьих, говоря о самой Эфесской церкви, следует заметить, что, несмотря на отсутствие точных данных о количестве верующих христиан Эфеса, можно предположить, что их вряд ли их было больше, чем, например, в Коринфе. При этом количество христиан Коринфа — около сорока-пятидесяти человек.

 

Литература

  1. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istanbul 2007. – 369- 379 P.
  2. Blake E., Edmonds A. Biblical Sites in Turkey. Arahk, 2006.Pp. 121 – 184. Р.
  3. Conzelmann H. Paulus und die Weishet. The New Testament Studies. 1965. Vol. 12. P. 231-244.
  4. George M. Domestic Architecture and Household Relations: Pompeii and Roman Ephesos // Journal for the Study of the New Testament 27 (2004). P. 15-23.
  5. Murphy – O’Connor. J. St. Paul's Ephesus: texts and archaeology. – Liturgical Press, 2008.
  6. Rogers G. The Sacred Identity of Ephesos. Foundation Myths of a Roman City. – London: Routledge, 1991. – 192 P.
  7. Scherrer P. Ephesus: The New Guide. – Istanbul: Ege Yayinian, 2000. – 250 P.
  8. Волчков А., свящ. Раннехристианская община в античном полисе: Научное издание - М: Издательский дом «Познание», 2019 г. - 256 с.
  9. Зегнун В. А., свящ. Миссионерская деятельность святого ап. Павла в Эфесе и Коринфе в свете современных библейско-богословских и археологических исследований: диссертация...канд. богословия. СПб. 2018. – 204 с.
  10. Иосиф Флавий. Иудейские древности. – М.: Ладомир, 2002.
  11. Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. Перевод А. Гейченко. – Черкассы: Коллоквиум, 2009. – 534 с.
  12. Страбон. География в 17 книгах. Перевод Г. А. Стратановский. – М.: Наука, 1964.

 

[1] Зегнун В. А., свящ. Миссионерская деятельность святого ап. Павла в Эфесе и Коринфе в свете современных библейско-богословских и археологических исследований: диссертация… канд. богословия. СПб., 2018. С. 188.

[2] Murphy – O’Connor. J. St. Paul's Ephesus: texts and archaeology. 2008. P. 204.

[3] Зегнун В. А., свящ. Миссионерская деятельность святого ап. Павла в Эфесе и Коринфе в свете современных библейско-богословских и археологических исследований: диссертация… канд. богословия. СПб., 2018. С. 190.

[4] Scherrer P. Ephesus: The New Guide. Istanbul, 2000. P. 66-68.

[5] Rogers G. The Sacred Identity of Ephesos. Foundation Myths of a Roman City. London, 1991. P. 87.

[6] Scherrer P. Ephesus: The New Guide. Istanbul, 2000. P. 80.

[7] Зегнун В. А., свящ. Миссионерская деятельность святого ап. Павла в Эфесе и Коринфе в свете современных библейско-богословских и археологических исследований: диссертация… канд. богословия. СПб., 2018. С. 194.

[8] Scherrer P. Ephesus: The New Guide. Istanbul, 2000. P. 143.

[9] Murphy – O’Connor. J. St. Paul's Ephesus: texts and archaeology. 2008. P. 194-195.

[10] Зегнун В. А., свящ. Миссионерская деятельность святого ап. Павла в Эфесе и Коринфе в свете современных библейско-богословских и археологических исследований: диссертация… канд. богословия. СПб., 2018. С. 199 с.

[11] Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istanbul, 2007. P. 161.

[12] George M. Domestic Architecture and Household Relations: Pompeii and Roman Ephesos // Journal for the Study of the New Testament. 27 (2004). P. 199.

[13] Conzelmann H. Paulus und die Weishet. The New Testament Studies. 1965. Vol. 12. P. 231.

[14] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. Черкассы, 2009. С. 207.

[15] Murphy – O’Connor. J. St. Paul's Ephesus: texts and archaeology. 2008. P. 207.

[16] Волчков А., свящ. Раннехристианская община в античном полисе: Научное издание. М., 2019. С. 93.

[17] George M. Domestic Architecture and Household Relations: Pompeii and Roman Ephesos // Journal for the Study of the New Testament. 27 (2004). P. 17-18.

 

Источник: Щербаков И. Т. Миссия святого апостола Павла в Эфесе: историко-археологический контекст // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. № 16. С. 124-133.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9