Опись рукописных книг, происходящих из школы святого Паисия (Величковского) и связанных с ним обителей. Рукописи из собрания Афонского скита святого пророка Илии
Здесь представлены рукописи, обнаруженные в библиотеке скита и атрибутированные нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского).
Статья

Они уже имели описания[1]. Сохранена нумерация монастырской библиотеки. «С» означает рукописи на славянском языке. Часть из рассматриваемых манускриптов представляет собой автографы ближайших учеников св. Паисия; несколько – руки схимонаха Платона, автора жития прп. Паисия, а также рукопись с автографом иеросх. Николая, жившего с известным духоносным отцом схим. Онуфрием в келии около реки Вороны. Эти подвижники имели тесные связи с братством св. Паисия. Их библиотека насчитывала десятки рукописных книг. Именно под руководством этих отцов возрастал такой известный в будущем подвижник, как схим. Феодор, в иночестве Филимон (Пользиков). Отметим, что в 90-х годах двадцатого века Ильинский скит, созданный трудами братства прп. Паисия, был подчинен греческому монастырю Пантократор и заселен греческими монахами.

 

С 6. Сборник аскетический

1-я пол. 19 в.

4о. 16х11, 265 л. (209+16+31+9). В начале и в конце рукописи один припереплетный лист вне нумерации без текста.

Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков. I – (л. 1-209), II – (л. 210-265). Нумерация буквенная писцом, отдельная с начала каждого сочинения. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах (л. 1-209).

Переплет картон в коже с золотым тиснением. На корешке название рукописи.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные (л. 1-209).

Записи

На л. 265 об. внизу запись писца: «Конец Ниловых притчей».

Содержание

л. 1. Лествица Иоанна Синайского с предисловием.

«Послание святаго Иоанна игумена Раифскаго ко Иоанну досточудному Синайския горы игумену».

Нач.: «Вышеестественному и равноангелному отцу... о Господе радоватися»

«Ведуще мы худии еже о Господе несумненное твое прежде всех, якоже и во всех добродетелях украшенное послушание...»

л. 194 об. Никиты Стифата поучение. «Никиты инока и презвитера обители Студийския. Вопрос и ответ. О еже кий есть мысленный рай».

Нач.: «Древо разума, святый Дух есть, живущий в верном человеце…»

л. 195. Иоанна Синайского слово к пастырю. «Тогожде святаго отца Иоанна игумена, иже в Синайстей горе иноком. Слово к пастырю».

Нач.: «Пастырь истинный той есть, иже может…»

л. 208. Поучение из Синайского патерика (отрывок) «От патерика Синайскаго».

л. 209. «Послание иже во святых отца нашего Григория Богослова к великому Василию. О иноческом уставе».

Нач.: «Познах твое послание, якоже друзи другов своих дети...»

л. 210 (1). Преподобнаго отца нашего аввы Кассиана Римлянина о злобных осми помыслех. О чревообъядении».

Нач.: «Прежде о воображении общым житиям сочинивше слово…»

л. 226 (1). «Блаженнаго Диадоха епископа Фотикии Иппирския Умврина, словеса постническа главизн 100, предели же 10, предглаголеми».

Нач.: «Первый предел веры, мысль о Бозе нестрастна…»

л. 254 (1). Стаго Нила епископа и мученика Главы поучителныя 13.

Нач.: «Начало спасению есть себе самаго зазрение…»

 

С 7. Макарий Великий

Нач. 19 в.

4о. 16х11, 154 л. В начале и в конце рукописи по два припереплетных листа вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Писец – монах Флавиан. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются повреждения жучком, грызунами с незначительными потерями текста (л. 104-150). Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные.

Записи

На л. 154 об. запись писца в форме осьмиконечного креста: «Богу нашему слава. Конец книги». На внутренней стороне задней крышки переплета запись писца: «М(онах) Флавиан».

Содержание

л. 1. Прп. Макария Египетского беседы (1-50). «Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго беседы духовнии, многия пользы исполненны, о совершении христианскаго жития и о немже тщатися должны суть».

Нач.: «Иезекииль пророк зрение и видение Божественное и славное видев, сказа...»

 

С 8. Сборник аскетический

Нач. 19 в.

4о. 22х16, II+99+34 л. В начале и в конце рукописи по два припереплетных листа вне нумерации без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Поля выделены двойной линией. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются повреждения жучком без потерь текста. Переплет картон в коже.

Украшения

На л. 99 концовка в форме креста чернилами.

Записи

На л. II владельческая запись: «Из к(ниг) иер(омонаха) Анто(ния)».

Содержание

л. 1. Прп. Макария Египетского беседы (1-50). «Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго беседы духовнииыя, многия пользы исполненны, о совершении христианскаго жития, о немже тщатися должны суть».

Нач.: «Иезекииль пророк зрение и видение Божественное и славное видев, сказа...»

л. 100 (1). Слова Иоанна Златоуста (1-10). «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града, Златоустаго сладчайшаго учителя всея вселенныя. Словеса избранная и зело душеполезная. От книги глаголемыя Умиление о исповедании и о престулении. Слово 1».

Нач.: «Благо есть исповедатися Господеви…»

л. 225 об. (26 об.). Преподобнаго отца нашего аввы Кассиана Римлянина о злобных осми помыслех. О чревообъядении».

Нач.: «Прежде о воображении общым житиям сочинивше слово…»

 

С 9. Сборник аскетический

1817 г.

4о. 22х17, 80 л. В начале и в конце рукописи по одному припереплетному листу вне нумерации без текста. Полуустав двух почерков I – (л. 1-77 об.) – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Без переплета.

Без украшений.

Записи

По нижнему колонтитулу на л. 1-5 запись писца: «Сию книгу писал монах Платон». На л. 77 об. запись писца внизу листа: «Богу да будет слава во веки. Аминь. Писал многогрешный монах Платон: окончив 1817 года июня 2».

Содержание

л. 1. Прп. Макария Египетского беседы (1-150). «Преложение святаго Симеона Метафраста от пятидесяти бесед Макария Египетскаго, воистинну блаженнаго, во сто и пятидесяти главах слово написано о духовном совершенстве».

Нач.: «Благодатию убо и даром Духа Божественным кождо нас спасение приемлет верою же и любовию...»

л. 78. Слово о кресте свт. Софрония Иерусалимского (отрывок). «От слова святаго Софрония патриарха Иерусалимскаго».

Нач.: «Во всей сей жизни своей во всяких делех своих всякий христианин ничим же да хвалится…»

 

С 10. Исаак Сирин слова подвижнические. (2-й перевод прп. Паисия)

Нач 19 в.

4о. 23х17, 25+370 л. Первый припереплетный лист в начале вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Писец – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски, иногда слова на древнегреческом языке. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже зеленого цвета. На корешке название рукописи.

Без украшений.

Содержание

л. 1. Предисловие о переводе прп. Паисия (Величковского).

л. 2. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии и житии тихом составлятися могущем, прежде всякаго дела, от удержания языка и кротка сердца...»

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоисцелна яже в начале в душы окаянных человек всея вселукавый враг спасения нашего...»

л. 18 об. «Оглавление настоящия книги».

л. 26 (1). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшельника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии, словеса постническа написана убо от него свойственным языком, сказана...»

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего...»

 

С 11. Сборник аскетический

Нач. 19 в.

4о. 22х17, 16+26 л. Первый припереплетный лист в начале вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Писец – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью с начала каждого произведения. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски, иногда слова на древнегреческом языке. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон.

Без украшений.

Содержание

л. 1. Житие прп. Симеона, написанное Никитой Стифатом. «Житие и жительство иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова списанное прпрнейшим Никитой Стифатом учеником его и преложение на общий язык краткое».

Нач.: «Добродетель есть вещь горяча, и зело прилична…»

л. 1 (17). «Иже во святых отца нашего Максима Исповедника, слово постническо по вопросу и ответу».

Нач.: «Брат вопроси старца, глаголя: молютися отче рцы ми, что есть смотрение Господня вочеловечения?»

 

С 12. Феодор Студит. Оглашения

1-я пол. 19 в.

4о. 22х17, 10+217 л. В начале и в конце рукописи один припереплетный лист вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Нумерация буквенная писца. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с золотым тиснением.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные.

На л. 1 об. вклеена гравюра с иконой Богоматери.

Содержание

л. 2. «Оглавление оглашений, обдержащих в сей книзе».

л. 9. Молитва пред чтением книг.

Нач.: «Господи Иисусе Христе отверзи мои уши и очи сердца моего».

л. 11 (1). «Начало с Богом книги оглашений, преподобнаго и богоноснаго отца нашего, Феодора Исповедника, игумена Студийскаго».

л. 11 об. (1 об.) «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим и кроме неккия страсти служити во службах своих, правиланачалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирачителю».

Нач.: «Братие и отцы, якоже егда бех пред вами, сице вам даю и ныне смиренное слово мое».

 

С 13. Сборник аскетический

Нач. 19 в.

4о. 16х10, 291 л. В начале и в конце рукописи один припереплетный лист вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Нумерация буквенная писцом, отдельная с начала каждого сочинения. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с застежками.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные.

Содержание

л. 1. Житие Феодора Едесского. «Месяца июля в 19 день житие иже во святых отца нашего Феодора, епископа Едесскаго. И прочих при нем воспоминаемых угодников Божиих».

Нач.: «В граде Едесе бе муж именем Симеон…»

л. 46. Феодора Едесского главы (1-100). «Преподобнаго отца нашего Феодора Едесскаго в лавре святаго Сави безмолвствовавшаго, иже откровением Божиим поставлен бысть епископом…»

Нач.: «Понеже Бога Благаго благодатию, отрекшеся сатаны и дел его, Христови сочетахомся и банею пакибытия…»

л. 76. Прп. Исайи Отшельника главы (1-20). «Преподобнаго отца нашего Исайи главизни полезни».

Нач.: «Три добродетели суть приразумеваемия во уме всегда…»

л. 80 об. Прп. Исайи Отшельника слово. «Преподобнаго отца нашего Исайи о безмолвии слово полезно».

Нач.: «Человек, аще не оставит всяко действо мира сего…»

л. 87. Прп. Исайи Отшельника слово. «Слово Исайи монаха о беззлобии, еже не поминати зла».

Нач.: «Помните, братие, евангелиста глаголюща: рече Господь, аще не обратитеся…»

л. 89. Прп. Фалассия главы (1-400). «Главы четыреста преподобнаго отца нашего Фалассия к Павлу пресвитеру…»

Нач.: «Любовь к Богу отнюд протяженная, Бог и друг другу сосвязует любящыя…»

л. 119. Прп. Иоанна Дамаскина слова (1-45). «Иже во святых отца нашего Ионна Дамаскина словеса душеполезна хотящим внимати».

Нач.: «Понеже убо елико от божественнаго крещения, христиане быша…»

л. 140. Прп. Марка постника главы (1-200). «Преподобнаго отца нашего Марка о духовнем законе…»

Нач.: «Понеже многащи восхотесте уведети, како закон духовен…»

л. 145 об. Прп. Марка постника слово второе. «Преподобнаго отца нашего Марка совещание умно к своей душе».

Нач.: «Слыши, душе, словесна обещнице моя совещания…»

л. 150 об. Прп. Марка постника слово о покаянии. «Того же святаго отца нашего Марка еже о покаянии».

Нач.: «Понеже ови изветом покаяния произволению прилежат злым…»

л. 164 об. Прп. Марка постника послание к Николаю иноку. «Тогоже от послания, иже к Николе».

Нач.: «Начало еже о Бозе твоего успеха, о чадо, от сего творити…»

л. 170. Прп. Макария Египетского беседы (1-150). ««Главизны преподобнаго отца нашего Макария от словес его, претворена Логофетом, 150».

Нач.: «Благодатию убо и даром Духа Божественным кождо нас спасение приемлет...»

л. 260. Василия Великого поучение. «Святаго и великаго Василия запрение иноком».

Нач.: «Аще кто здрав сый телом, ленится на молитву или о изучении псалмов…»

л. 267. Кормчая книга (выписки). «О римском отпадении, како отступиша от православныя веры…»

Нач.: «При царе Константине и матере его Ирине, по Андреяне папе, бысть в Риме папа Лев…»

л. 284. Кормчая книга, глава 61 «О фрязех и о прочих латинех».

Нач.: «Папа римский и елико же западныя страны христиане…»

л. 288 об. Тимофея, архиепископа Александрийского ответы. «Тимофея презвитера Великия церкве, и сосудохранителя, Пречистыя Богородицы в Халкопратии, о различии приходящих от ересей к благочестивей нашей вере. Глава 70».

Нач.: «Почто обращающыяся еретики к соборнеей церкви непокрещаем?»

л. 296. Дионисия, архиепископа Александрийского ответы. «О соблазняющихся во сне Дионисия архиепископа Александрийскаго, правило 4».

Нач.: «Великаго Афанасия архиепископа Александрийскаго ко Амону мниху о соблазняющихся…»

 

С 15. Жития святых

1749 г.

4о. 17х10, 117 л. Полуустав двух почерков, I – мон. Герман (л. 1-114), II – иеросхим. Николай (л. 115-117). Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами в колонтитулах. На полях имеются сноски, иногда в фигурных рамках. Переплет картон с кожаным корешком и углами.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные с золотом. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На внутренней стороне верхней крышки переплета вклеена гравюра ап Луки. На л. 1 цветная заставка.

Записи

На внутренней стороне верхней крышки переплета запись: «Спаси, Господи, еромонаха Николая». На лл. 1-6 по нижнему колонтитулу владельческая запись: «Сия книжица раба Божия монаха Онуфрия». На л. 116 внизу листа запись писца: «Сия книжица списася рабом Божиим монахом Германом, року 1749, месяца генваря 7 дня». На внутренней стороне задней крышки переплета запись руки иеросх. Николая: «Сия книга житий святых из книг схимонаха Онуфрия, жившаго 25 лет во пустыни, над потоком Вороною в Молдавии, идеже и преставися, и погребен бысть 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую со оным же старцем Онуфрием обще во всем на том же месте живший схимонах Николай. Бяху же оба жители града Чернигова, из Малыя России».

Содержание

л. 1. Житие Онуфрия Великого. «Месяца июня в 12 день. Житие святаго и преподобнаго отца нашего Онуфрия Великаго, воспоминается преподобным Пафнутием, Египетским пустынником».

л. 30 об. Житие Петра Афонского. «В той же день житие преподобнаго отца нашего Петра, постившагося в Афонстей горе».

л. 49. Житие Сисоя Великого. «Месяца июля в 6 день. Память преподобнаго отца нашего Сисоя Великаго».

л. 52 об. Житие Иоанна Многострадального. «Месяца июля в 18 день. Память преподобнаго отца нашего Иоанна Многострадалнаго».

л. 58. Житие святых отроков Ефесских. «Месяца августа в 4 день. Память святых седми отрок, иже во Ефесе».

л. 74 об. Патерик (выписки).

Нач.: «Во един убо от дней виде старец брата, насыщшася от брашна…»

л. 77. Житие Пимена Великого. «Месяца августа в 27 день. Житие преподобнаго отца нашего Пимина Великаго, от патерика Египетскаго и от Алфавитнаго».

л. 91. Лимонарь (о св. Пимене). «О другом преподобном Пимине, от Лимониса, глава 167».

л. 92 об. Житие Моисея Мурина. «Месяца августа в 28 день. Житие преподобнаго отца нашего Моисея Мурина, от патерика Скитскаго и Лавсаика Палладиева и от азбучнаго патерика собранное».

л. 102. Житие Александра, Иоанна и Павла, патриархов Константинопольских. «Месяца августа в 30 день. Память иже во святых отец наших Александра, Иоанна и Павла, патриархов Цариградских».

л. 115. Пандекты Никона Черногорца (выписки). «Глава 32. С книги Никона Черногорца. От жития святаго Антония».

л. 116 об. Пандекты Никона Черногорца (выписки). «Глава 32. С книги Никона Черногорца. От жития святаго Симеона Дивногорца».

 

С 16. Сборник аскетический

Нач 19 в.

4о. 19х14, 192 л. В начале и в конце рукописи по два припереплетных листа вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные.

Содержание

л. 1. Симеон Евхаитский. Послание к Иоанну иноку. «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Симеона митрополита Евхаитскаго послание ко Иоанну иноку и затворнику. Сие же приличествует и всякому иноку седящу наедине в безмолвии».

Нач.: «Приях твое, отче духовный, боголюбивое сие писание и похвалих еже по Богу смирение твое».

л. 13. Об авве Филимоне. «Предисловие о святем Филимоне».

Нач.: «Филимон, преподобнейший отец наш…»

л. 14. Прп. Филимона Отшельника поучение. «О авве Филимоне, слово зело полезно».

Нач.: «Глаголаху о авве Филимоне Отшелнице, яко вселися в некую пещеру…»

л. 33. Слово Василия Великого. «Слово святаго Василия Великаго, похваляющее уединение».

Нач.: «Подобает убо о достоинстве уединеннаго жития некако написати…»

л. 41. Мелетий Исповедник. О молитве. «Преподобнаго отца нашего Мелетия Исповедника в Галисийстей горе подвизавшегося».

Нач.: «Зареносное терпение, глаголет некто от святых, одушевлено молитвами и благодарении…»

л. 53. Св. Каллиста. Исихастское обучение. «Господина Каллиста Тиликуди о безмолвничестем обучении».

Нач.: «Невозможно есть покаятися, кроме безмолвия...»

л. 61. Никиты Стифата главы. «Смиреннаго Никиты монаха и презвитера обители Студийския. О еже кий есть мысленный рай».

Нач.: «Древо разума, святый Дух есть, живущий в верном человеце…»

л. 67. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. «Преподобнаго отца нашего Кассиана Римлянина к Леонтию игумену о святых иже в ските отцех, и о рассуждении, слово многи пользы исполнено».

Нач.: «Долг, егоже обещахся блаженнейшему папе Кастору, о поведании и жития святых отец, и учения сих…»

л. 87. Иоанн Дамаскин. Слово о страстях и добродетелях. «Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Слово душеполезно и чудно».

Нач.: «Ведомо убо буди яко сугуб есть человек, сиречь от души и тела…»

л. 96. Фотий, патриарх Константинопольский. Слово. «Взыскание Амфилохия митрополита Кизическаго. Решение Фотия пат-риарха Константинополскаго».

Нач.: «Началами и властми воздушныя и лукавыя духи…»

л. 98. Симеон Новый Богослова. Диалог схоластика с Симеоном. «Разгла-гольствие схоластика некоего к Симеону Новому Богослову».

Нач.: «Вопрос. Что бе в мире прежде мира?»

л. 101. Иоанн Карпафийский. Слово к монахам. «Преподобнаго отца нашего Иоанна Карпафийскаго, слово постническо и зело утешительно к побудившим и от Индии иноком».

Нач.: «Никогда же да восхощеши паче инока, мирянина ублажити, имуща жену и дети, и радующася за еже благотворити мнозем…»

л. 107. Иоанна Дамаскина слово. «Иоанна мниха и пресвитера Дамаскина слово на боготелесно погребение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Нач.: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его?»

л. 135. Диадох Фотикийский. Подвижническое слово (1–100). «Блаженнаго епископа Фотикийскаго Диадоха, главизны деятелны разума и разсуждения духовнаго 100».

Нач.: «Всякаго духовнаго, братие, да предходит видения вера, надежда, любовь…»

л. 196. Симеона Нового Богослова поучение. «Симеона Нового Богослова слово 48. Кий есть монах и кое есть делание его и на якову высоту видения взыде…».

Нач.: «Монах есть, иже не смесен есть с миром…»

 

С 19. Сборник смешанного содержания

Нач 19 в.

4о. 23х18, III+174 л. В начале три ненумерованных листа без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются повреждения жучком с незначительными потерями текста. Переплет картон в коже, поврежден жучком.

Без украшений.

Содержание

л. 1. Письмо Паисия (Величковского) иерею Димитрию. «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею. О Господе радоватися.

Нач.: «О имени Господа нашего Иисуса Христа…»

л. 28. Поучение из Цветника (иногда ошибочно приписывается авторству прп. Паисия). «Поучение на пострижение монашескаго чина. Како должни суть воевати всегда противо триех врагов».

Нач.: «Якоже воини мира сего сходящи ко брани облагаются всяким оружием да страшни будут врагом своим…»

л. 41. Житие Паисия (Величковского), написанное схимонахом Митрофаном. «Месяца ноемврия в 15 день житие и подвиги блаженнаго отца нашего старца Паисия».

Нач.: «Еже убо благия мужы похваляти, и венцы им плести и изящества сих воспевати и возвышати, успешно есть и полезно…»

л. 174. Надгробные стихи Паисию (Величковскому) Иоанна Диаковского. «Блаженному отцу нашему старцу Паисию надгробныя стихи…» «Надгробное рыдание старцу Паисию от всех чад его духовных».

Нач.: «Образ лица твоего Паисие чудный, могл начертати художник искуством не трудный…»

 

С 20. Письмо Паисия (Величковского) иерею Димитрию

1-я пол. 19 в.

4о. 22х17.  57 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже.

Без украшений.

Записи

На л. 1-15 запись по нижнему колонтитулу: «Писания блаженыя памяти старца Паисия Величковскаго из монастыря Драгомирны».

Содержание

л. 1. Письмо Паисия (Величковского) иерею Димитрию. «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею. О Господе радоватися.

Нач.: «О имени Господа нашего Иисуса Христа…».

 

С 21. Сборник аскетический

Нач 19 в.

4о. 23х17,  34 л. Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков. I – (л. 1-32 об.) схим. Платон, II – (л. 33-34). В начале и в конце рукописи один припереплетный лист вне нумерации без текста. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с тиснением.

Без украшений.

Содержание

л. 1. Василия Поляномерульского толкование на книгу св. Нила Сорского. «Блаженнаго отца нашего старца Василия, бывшаго во Унгровлахии в ските Мерлополяне, убеждену бывшу ему от неких ревнителей рещи о среднем царском монашеском пути: еже в двоих или в триех безмолвствовати. Меру пищи».

Нач.: «Преподобный и богоносный отец наш Григорий Синаит объявляючи среднюю меру пищи и пития...».

л. 8. Патерик алфавитный (выписки). «Истинное показание от писания и повестей святых отец, что есть путь царский и кто бысть образ и прописание сего».

Нач.: «Глава 13. Брата два по плоти, отвергшеся мира идоста в пустыню и наченше прекословити другдругу и восташа…».

л. 33. Евагрия Понтийского слово. «В той же день Слово святаго отца нашего Евагрия о умилении души».

Нач.: «Рече старец: горе души согрешившей по святом крещении…».

л. 34. Молитва св. Георгию Победоносцу. «Молитва повседневна ко святому великомученику Георгию».

Нач.: «О предивный и пречудный священнейший страстотерпче…».

 

С 22. Сочинения старца Василия Поляномерульского

2-я треть 19 в.

4о. 22х17. 50 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные.

Записи

На л. 1 запись писца: «Сии три предисловия: на книги св. Григория Синаита, блж. Исихия Иерусалимского, и блж. Филофея Синайскаго между прочими написал блаженныя памяти старец схимонах Василий, в своем скиту именуемом Поляномерульским в Молдовлахиийском княжении в прошед(шем) столетии».

Содержание

л. 1. Василия Поляномерульского предисловие на книгу св. Исихия Иерусалимского. «Предисловие на книгу блаженнаго Исихиа…».

Нач.: «Житие и учение святых отец, малим чим уподобляется нынешнему человеков промышлению…».

л. 23. Василия Поляномерульского предисловие на книгу св. Григория Синаита. «Предисловие на книгу святаго Григория Синаита или предпутие хотящим чести сию книжицу и непогрешати разума вней лежащаго».

Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу святаго Григория Синаита, и неведуще искуса умному деланию …».

л. 37. Василия Поляномерульского предисловие на книгу св. Филофея Синаита. «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго».

Нач.: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и властем миродержителем тмы века сего…».

 

С 24. Страдание 26 афонских мучеников из монастыря Зограф

1 пол. 19 в.

1о. 25х35. 14 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Переплет картон.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные.

Содержание

л. 1. Повесть о страдании 26 афонских мучеников из монастыря Зограф. «Месяца октоврия 3-го. Повесть о нашествии папистов на Святую Гору, в ней же и о страдании двадесять и шести преподобномучеников наших, бывшее в 1276 лето».

Нач.: «В царствование Михаила Палеолога латине зельну рать имуще с греками…»

 

Библиография

Описание рукописей Ильинского скита (англ.яз.; машинопись) иером. Иоанникия/Иоанна (Абернетти).

Каталог славянских рукописей афонских обителей / составили А. А. Турилов и Л. В. Мошкова; под редакцией профессора А.-Э. Н. Тахиаоса. 2-е, испр. и доп. изд. Београд: Чигоја штампа, 2016.

 

[1] См. библиографию ниже.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9