Тело, дом, космос: три уровня экономии
Греческое слово «экономия» (др.-греч. οἰκονομία) образовано от слов οίκος, которое означает «дом, хозяйство», и νόμος, которое означает «обычай, закон». Вместе эти два слова означают «управление домом», или «домостроительство». В христианстве этот термин (в форме «икономия», что, насколько мне известно, связано с особенностями средневекового византийского языка) имеет важное значение, однако у него есть два несколько иных смысла.
Мнение

Во-первых, он обозначает принцип церковного устройства, правоприменения и практики. В наиболее широком смысле это принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Во-вторых, он имеет значение Божьего промысла, в котором посильное участие принимает и человек, что является развитием античной идеи экономии. Стоит заметить, что этот термин значительно более универсален и не ограничивается религиозным содержанием, однако второе значение этого термина в христианстве оказывается достаточно близким к его универсальному значению.

Поскольку в современном светском словаре отсутствуют удачные аналоги этого слова, а изначальное значение его искажено современным использованием термина «экономика», на мой взгляд, очень важно еще раз напомнить о его изначальном значении.

Одним из античных авторов, использовавших этот термин, был Аристотель. Он отличал экономику, понимаемую как искусство ведения домашнего хозяйства, от хремати́стики (др.-греч. Χρηματιστική), что означает «обогащение». В своем труде «Политика» Аристотель отмечает, что эти два искусства отличаются, потому что «хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование». Экономика, напротив, тесно связана с природой и сущностью вещей. Почему управление хозяйством для древнего грека является настолько важным само по себе?

Дело в том, что одной из важнейших особенностей античного мировоззрения является восприятие всего мира как Космоса (от греч. Κόσμος – «порядок, мир, вселенная»), понимаемого как единый, упорядоченный и прекрасный организм. Красота отдельных вещей и явлений определялась во многом гармонией с этим единым Космосом. Каждая структура, встроенная в космический организм, отчасти повторяла его устройство. Создавая такую общественную организацию, как полис, греки руководствовались в том числе красотой Космоса и царящих в нем законов, а порядок, который был запечатлен в структуре Космоса, вдохновлял их на устройство общественного порядка. Еще более важно то, что сам человек часто именовался Микрокосмом, или Микрокосмосом, являясь также отображением Космоса, своего рода миром внутри мира. Аналогическая связь между полисом и человеческим телом еще более очевидна, поскольку, например, Платон в явной форме использует аналогию частей человеческой души для описания правильной структуры государства.

Применяя термин «экономика» к такому мировоззрению, мы сразу же приходим к пониманию того, почему домостроительство является таким важным, ведь этот термин говорит об устройстве всего, что окружает человека. Однако я бы хотел остановиться не столько на том, каким образом этот термин понимался древними греками, но на том, каким образом его может понимать современный человек. Не все, к сожалению, понимают, насколько важно обустраивать окружение, в котором живет человек, поскольку оно отображается и в человеческой душе, и в отношении человека к самому себе. В то же время стоит обратить внимание на наличие уровней экономии, в зависимости от близости их к человеку. Первым «домом» человека является его собственное тело, которое требует постоянного ухода и бережного к нему отношения, а также психическая жизнь человека как особая разновидность событий, происходящих с этим телом. Вторым «домом» человека является дом в собственном смысле этого слова, как родное место, каждый уголок которого должен служить продолжением человеческого тела, как почва и травы служат продолжением корней дерева. В качестве второго «дома» также можно рассматривать государство. Третьим «домом» для человека является Космос, то есть весь мир. Я полагаю, что именно в таком порядке стоит заниматься экономией. Именно несоблюдение этого простого и очевидного порядка приводит к дисгармонии в жизни человека. Начиная обустраивать ваше жилище до того, как вы позаботились о собственном теле, вы нарушаете порядок этой гармонии. Также и пытаясь изменить мир до того, как вы измените отношение к себе и к своему непосредственному окружению, вы совершаете еще больший скачок, который лишает вашу деятельность необходимого фундамента.

Однако нельзя забывать и об обратном влиянии. Если непосредственное окружение, второй «дом» человека, не отображает для него красоту Космоса, то человеку сложно будет поддерживать эту красоту в самом себе, поскольку связь между этими ступенями экономии окажется разрушена. Поэтому так важно заниматься экономией второго «дома» – непосредственного окружения для будущих поколений, позаботившись сперва об экономии в самом себе.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9