Кто здесь самый православный?
Эссе научного редактора портала "Богослов.RU", посвященное теме зилотства и проблемам, возникающим в результате излишнего рвения сохранять чистоту веры.
Мнение

Однажды мне довелось познакомиться с женщиной, называвшей себя специалистом по фен-шуй, которая давала платные консультации в этой области. Она утверждала, что хорошо чувствует биополе, ауры и потоки энергий, которыми, по ее словам, пронизана вся Вселенная. Эта женщина постоянно говорила о вещах подобного рода, и я очень удивился, когда она упомянула о «шизотериках», которые, как она выразилась, «достали её своими бредовыми идеями». Я был удивлен, потому что для меня она и была носителем «шизотерических» взглядов, и я не мог предположить, что среди эзотериков есть градации подобного рода.

Размышляя об этом, я пришел к выводу, что это — общечеловеческий феномен: на каждого эзотерика найдется больший эзотерик, на каждого либерала — тот, кто либеральнее, и, наоборот, на каждого консерватора — тот, кто консервативнее. Точно так же, на каждого православного, считающего, что он и его единомышленники наиболее точным образом следуют православному Преданию, найдутся те, кто будут обвинять их в модернизме и отступлении от «истинного православия». По этой причине движения, ставящие во главу угла свою ортодоксальность и ратующие за 100%-ное соблюдение Традиции, имеют тенденцию к постоянному расколу, поскольку внутри них появляются группы людей, которым начинает казаться, что их движение недостаточно ортодоксально, и нужно отделиться от него, чтобы полностью соответствовать воображаемому идеалу. Как правило, разделения подобного рода сопровождаются взаимными проклятиями с последующим посыланием в ад. Этот процесс может длиться бесконечно. В результате появляются крошечные общины, количество членов которых не превышает пару десятков человек, при чем эти люди постоянно спорят друг с другом о том, кто их них самый православный, пытаясь убедить другого в истинности своей точки зрения. Эти группы могут отделяться друг от друга и продолжать свое существование обособленно, а могут сохранять формальную принадлежность к той или иной церкви, при этом держась в стороне от подавляющего большинства его членов и постоянно критикуя их и церковное начальство.

Подобного рода ортодоксия — самый настоящий вирус, способствующий разделению и атомизации людей, и это касается не только религии, но и политики, культуры, спорта, нацонал-патриотизма. Пока мы не научимся уважать позицию другого, признать его право на отличное видение реальности, а также потенциальную возможность того, что мы можем ошибаться в своих собственных суждениях, мы так и будем дробиться до тех пор, покуда не останемся в полном одиночестве. В книге Псалтирь говорится: «всяк человек ложь» (Пс. 115:2). До тех пор, пока мы не признаем возможности того, что «ложью» являемся мы сами, и будем пытаться монополизировать Истину, мы не сможем стать более совершенными, поскольку «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Философия постмодернизма подтвердила эти слова апостола Павла, показав, что попытка следовать букве того или иного текста, понять мысль его первоначального автора с абсолютной точностью — и есть самая настоящая прелесть, поскольку ни один человек не может быть свободен от субъективного восприятия. Каждый из нас понимает один и тот же текст по-разному, находит в нем что-то свое. Если один и тот же текст прочтут сто человек, появится ровно сто различных интерпретаций этого текста, и Библия не является исключением. Это подтверждает разноголосие святых отцов при толковании Писания, которые, как правило, начинают говорить в унисон только когда повторяют слова своих предшественников. Если сравнивать их толкования на одни и те же стихи, становится очевидным, что они понимали их совершенно по-разному, и очень часто делали взаимоисключающие утверждения. Поэтому нашей главной задачей должно быть не цементирование и консервирование традиции, но нахождение в ней тех вещей, которые приблизят нас самих к благу, истине и красоте.

Правильное и здоровое духовное чтение можно сравнить с прослушиванием симфонии. Человек взаимодействует с симфонией, исходя из своего личного жизненного опыта. Один может услышать в звуках оркестровых инструментов шелест листьев, другой — журчание ручья, а третий — голос своей возлюбленной. После окончания концерта слушатели могут обменяться впечатлениями и при этом не поссориться, если окажется, что их восприятие расходится, но отнестись к опыту друг друга со вниманием и сочувствием. Конечно, можно и очень полезно почитать о том, какой смысл вкладывал в эту симфонию сам композитор, и отзывы именитых музыкальных критиков, но разве слушатели должны обесценивать свой опыт, если он не совпал с задумкой автора или мнением профессиональных слушателей? С другой стороны, даже если они всё правильно поняли, но мелодия не коснулась их сердца и не принесла гармонизирующий эффект, прослушивание было напрасным.

Впрочем, если симфония была написана давно, едва ли человек сможет понять ее так же, как понимали ее современники. Подобно тому, как современный человек, скорее всего, не услышит в музыкальном произведении шум колес телеги, даже если это подразумевал сам автор, значительная часть оттенков и смыслов библейских текстов не может быть понята им так же, как их понимали читатели и слушатели древнего Израиля, даже если он является специалистом. Можно и нужно использовать наработки великих духовных учителей, а также ученых комментаторов, но их трудами следует пользоваться как костылем, чтобы учиться ходить на своих ногах, а не как полицейской дубинкой, обрушивая ее на всякого, кто посмел услышать нечто иное.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9