Что случится с образовательной системой без живого общения?
В последнее время в обществе все чаще выражают обеспокоенность тенденцией вводить дистанционное обучение. Уже в ближайшее время возможен полный отказ от лекций по некоторым направлениям, а в будущем то же самое отчасти ждет и семинарские занятия. Некоторые считают, что личное общение преподавателя и ученика необходимо для нормального образовательного процесса. Другие говорят, что лекция – это каждый раз новый рассказ, который позволяет учесть актуальные детали и нововведения.
Мнение

Очевидно, что лекции – весьма значительная часть нагрузки преподавателя. Поэтому отказ от лекций не только освободит время преподавателя, но и уменьшит его доход – при сохранении остальных компонентов образовательной системы в прежнем состоянии. Однако что в итоге произойдет, если лекция станет просто видеозаписью в интернете?

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, зачем лекции существовали ранее. Лекция – это способ передачи знаний большому количеству людей в учебном заведении. До того как образование стало приобретать массовость, такого образовательного формата, как лекция, существовать не могло – мастер передавал ученику знания при личном общении. Ученик и мастер вместе занимались исследованиями, и ученик учился у мастера в процессе его обычной исследовательской или иной практической деятельности. Подобный формат обучения и в настоящее время сохранился в большинстве развитых стран. Однако в России, в особенности на гуманитарных направлениях, образование рискует превратиться (а в некоторых случаях уже превратилось) в передачу знаний, а не в воспитание молодого исследователя и мастера. К сожалению, наша система образования не всегда учитывает, что функция передачи знаний гораздо менее актуальна, чем ранее. Возможно, поэтому нам кажется, что лекции в формате монолога столь важны. Однако осознание этого факта не приведет нас к радикальным изменениям в образовательной системе, потому что молодому исследователю всегда будет нужен наставник.

Скорее, отмена лекций могла бы стать оптимизацией образовательной системы. И тут я вижу два варианта развития событий: позитивный и негативный. В случае, если освободившееся лекционное время будет распределено между оплачиваемой исследовательской деятельностью преподавателя и дополнительной работой с учениками, то обучающиеся приобретут более квалифицированного и осведомленного преподавателя, у которого будет возможность уделить проблемам каждого чуть больше времени. Самостоятельный просмотр лекции потребует больше времени на разъяснения от преподавателя, поэтому увеличение времени индивидуальной работы с учениками отнюдь не будет лишним. При этом преподаватель мог бы больше времени посвящать исследованиям в области своих интересов, самостоятельному повышению квалификации и т. д. Если же с отменой лекций учебные заведения начнут сокращать ставки, перераспределять нагрузку и увольнять преподавателей, то, кроме отсутствия каких-либо положительных изменений в образовании, мы получим огромное количество безработных специалистов.

Что касается творческого компонента лекций и необходимости обновления их в связи с постоянными изменениями в науке, то остается надеяться, что лекционный материал будет обновляться и новые нормы позволят учебному заведению самостоятельно записывать лекции для своих учеников. Потому что наличие различных школ, т. е. конкурирующих традиций преподавания, положительно сказывается на научной конкуренции, а унификация лекций по всей стране приведет к невозможности такой конкуренции и скорому застою.

Все сказанное касается также возможной отмены семинаров с личным присутствием и замены их на вебинары. Разумеется, полностью личное общение никогда не уйдет, особенно в технических, естественно-научных и медицинских специальностях. Все будет зависеть от того, насколько качественно реализовано дистанционное обучение, а не от того, в одной или в разных комнатах находятся преподаватель и ученик. В любом случае не стоит бояться того, что резкие изменения, новые технологии или любые другие внешние обстоятельства разрушат образовательную систему. Разрушить ее может только неправильная реакция на эти изменения, т. е. применение неэффективных стратегий на исполнительном и на законодательном уровне, а также принятие неправильных административных решений в учебных заведениях.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9