Рождественские обычаи и традиции в Сербской Православной Церкви
Какой же праздник Рождества без туциндана, без баднидана, без печеницы, да без ратарицы с плетеницей! Тем более без честницы? Что означают эти слова, радующие любого серба, вы узнаете из предлагаемой статьи Миладина Митровича.
Статья

Если в Русской Православной Церкви праздник Пасхи является центральным и стоит на первом месте, то прославление Рождества Господня является первым и главным праздником для Сербов. Празднование Рождества Сына Божьего воспринимается как рождение новой жизни, и поэтому праздник Рождества является праздником для всех, молодых и старых, детей и родителей.

Сербы хорошо помнят свою историю, и это, несомненно, ключевой момент такого уважения к своей вере, обычаям и традициям: во многом благодаря ей они не исчезли с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Поэтому Православная церковь вместе со своими христианскими традициями играет важную роль в обществе и жизни страны. Даже во времена социализма диктатору Тито (атеисту, но, что немаловажно, хорвату по национальности)  не удалось полностью исключить церковь из общественной жизни Югославии и, в первую очередь, Сербии.  

Рождество сербы встречают тоже по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы языческие, сохранившиеся со времен святого Саввы, первого Архиепископа Сербского. Святой Савва когда-то намеренно сохранил народные обычаи, чтобы привлечь к православной вере большее число людей. Создавая автокефальную Сербскую Церковь, он старался создать и независимое сербское богослужение, давая в этом процессе огромное значение народным обычаям и традициям, которые он переосмыслил и придал им христианскую окраску.

Согласно канонам Православной Церкви, сербский народ готовится к празднованию Рождества соблюдая сорокадневный пост, в течение которого верующие постом и усиленной молитвой готовятся встретить Богомладенца Христа. Такая продолжительная подготовка к празднику свидетельствует об особой важности для жизни христиан того события, которое отмечает Церковь в этот день.

За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка, а в некоторых местах барашка. В этот день нельзя наказывать детей - есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день «Туциндан».

Рождественский сочельник, 6 января, называется в сербских странах (собственно Сербии, Черногории и Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины) «Баднидан».
В этот день до восхода солнца глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка - «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда: ратарицы - замешиваются из квасного теста в виде шариков, при этом самая большая делается для хозяина, самая маленькая - для младшего ребёнка; плетеницы - замешиваются из кислого теста в виде косы, при этом самая большая делается для хозяйки, самая маленькая - для младшей дочери (внучки).

Бадняк - это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника. Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого - покровителя семьи) и завтрашний праздник, приветствует бадняк, а затем тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.

 Отлетевшие от дерева щепки называются «ивер», одну такую щепу надо обязательно принести из лесу хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать еще в воздухе. По народному поверью, его ставят либо между корытами, чтобы сливки на молоке были круглый год жирными, либо между ульями, чтобы защититься от зла, либо в воду, которую после считают целебной. Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается.

Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. Сначала бадняк целуют и намазывают медом, а потом приступают к сжиганию. Ужин на Рождественский сочельник также воспринимается как семейный праздник. После того как хозяин дома внесет бадняк и солому, все домашние  собираются в круг стола и поют тропарь празднику рождества и читают молитвы.   

Бадняк также приносится и во все церкви и монастыри. Приезд бадняка в храм встречается торжественно священниками и множеством народа. Сначала он освещается перед храмом, а потом вносится в храм и наряжается, оставаясь в Церкви до Нового Года (14 января). После чина освещения бадняка храм застилается соломой, превращая, таким образом, Церковь в пещеру в которой родился Богомладенец Христос. Тут же начинается и всенощное бдение, после которого детям раздаются подарки. 

Божественная Литургия на сам праздник Рождества начинается утром рано в 5 часов. Рождество Христово в Сербии - это праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Приняв таинство Евхаристии, послушав рождественское послание патриарха и поздравляя друг друга со светлым праздником Рождества, люди отправляются в свои дома, где вместе с семьями отмечают праздник на богато украшенных столах. Особо важным на день Рождества является рождественский хлеб (чесница), приготовлена из белой муки и масла без дрожжей. Чесницу начинают готовить на сам праздник, когда хозяйка услышит первый звон церковных колоколов. Самое название «чесница» происходит из слов «чест» (кусок) и «срећа» (счастье). Этот хлеб ломится на куски и раздается всем собравшимся на Рождество, обозначая, что Христос пришел в мир для всех людей. Поэтому и чесница символизирует Рождество Богомладенца Христа.

Во второй половине дня люди посещают друг друга по домам, отмечая Рождество танцами и народными песнями.  

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9