Архивы церковных учреждений в Тобольской епархии в конце XVII в.
В статье сделана попытка представить срез системы церковных архивов времени сибирских архивов в бытность архиереем митрополита Игнатия (1693 - 1700).
Статья

Церковные архивы Тобольской епархии XVII в. еще только ждут своего исследователя, так как пока нет обобщающих трудов монографического характера. Отдельные статьи и исследования затрагивающие интересующую нас тематику, к сожалению не дают нам ясного представления о системе церковных архивов в Сибири, и о их сегодняшней судьбе.

Наша статья не претендует на полный ответ, мы скорее всего попытались весьма кратко и в общих словах сделать срез системы церковных архивов времени архиерейства митрополита Игнатия (1693 - 1700).

Наиболее ценными для нашей работы оказались публикации грамот митрополита Игнатия[1].

Прежде чем говорить о самих архивах, необходимо в вкратце обрисовать систему епархиального управления. Сибирский архипастырь управлял своей епархией с помощью архиерейского приказа. «В его ведении находилось: обслуживание архиерейского хозяйства, создание необходимых условий для главы епархии, организация выезда архиерея, ведение делопроизводства, деловая переписка с церквями и монастырями, подготовка бумаг и решений на утверждение главе епархии, рассмотрение ставленнических и судебных дел. В архиерейский приказ стекались все необходимые сведения, отчеты и донесения»[2]. По всем наиболее важным делам митрополит должен был писать в Москву, причем и царю и патриарху. Например, для совершения поездки по епархии требовалось одобрения и обоих ветвей власти[3]. Грамоты, которые посылались патриарху до нас не дошли, а вот Сибирский приказ сохранил отписки многих сибирских митрополитов. Документы, рассылаемые в нижестоящие инстанции, т. е. в монастыри, центры десятин, и отдельные церкви составлялись дьяками часто уже по готовому шаблону, лишь по указанию митрополита, и скреплялись их подписью. Иногда в исключительных случаях митрополит сам писал грамоты. Штат был не большим. Воевода церковный, два дьяка, казначей и еще несколько не значительных должностей[4].

В Сибирской митрополии сложилась особая система управления приходами. Административно-территориально епархия делилась на три разряда: Тобольский, Верхотурский и Енисейский. Обычно, во главе них находились настоятели крупнейших монастырей, а к обеспечению деятельности разрядов привлекались иеромонахи и монашествующие[5]. По сути, они дублировали функции архиерейского приказа, переписывая и рассылая поступившие распоряжения заказчикам. К концу XVII века их роль вообще практически сошла на нет. В начале следующего столетия они вообще были упразднены[6].

Разряды делились на десятины. Надо заметить что к концу XVII по сути десятины стали главной административной единицей, по крайней мере судя по грамотам все сношения с конкретными приходами ведутся в основном посредством десятильников.

Существовало так же параллельное деление на заказы, во главе которых стояли обычно заказчики. Они назначались обычно из настоятелей монастырей. Территориально заказы могли совпадать с десятинами, но могли и разниться. В обязанность заказчика вменялось наблюдение за церковным благочинием, и в случае каких либо нарушений сообщал в Тобольск[7].

Во главе десятины стоял десятильник (другое название десятинник), который обычно назначался из архиерейских служилых людей (детей боярских). В его компетенции находились финансово-административные дела. В необъятной Тобольской епархии эти светские архиерейские чиновники получили особую власть, которую Тобольск за своей отдаленность контролировать не мог. Круг обязанностей десятильника состоял в сборе разного рода церковных налогов, их учете и отсылке в столицу Сибири, контроль за нравственностью населения, сообщении о неурядицах, а также приведение в исполнение инструкций и наказаний по указу митрополита. Они также иногда имели небольшие воинские команды[8]. Большие злоупотребления детей боярских, назначаемых на эти должности, привела к замене их лицами духовного сана в 1697 - 1698 гг.[9]

Вся эта система не могла существовать без архивов. Самый большой и очень интересный архив существовал в архиерейском приказе. Возник сразу после возникновения новой кафедры и содержал, вероятно, много документов[10]. Какие документы там могли храниться? Во-первых, это конечно указы и грамоты царей и патриархов, а также царские жалованные грамоты. Во-вторых, разного рода челобитные и отписки, поступившие с мест. Затем Тобольский архиерейский дом вел судные дела, они тоже должны были отлагаться здесь. Переписка софийского дома с тобольским воеводой, а также с воеводами других городов также, скорее всего, сохранялась в архивах. Мы не знаем, имел ли архив особое помещение или документы хранились в сундуках, прямо на рабочем месте. Известно точно, что он хранился отдельно от библиотеки.[11] Из митрополичьих грамот этого периода видно, что финансовыми делами занимался казначей имевший видимо особое помещение (в документах упоминается «казенный приказ»), и вероятно имел свой архив, состоящий в основном из различного рода учетных документов. Например, десятильники должны были присылать время от времени книги приходные и расходные.

Подтверждение того, что документы сохранялись в архиве, мы можем найти в митрополичьих грамотах этого периода. Например, про раскольников митрополит пишет следующее: «...отсылать на Софейский двор и чинить им великого государя указ безо всякой пощады по правилом святых и по указным статьям и грамотам, каковы о том в прошлых годех в Тобольск посланы»[12]. То, что архив не дошел до нас объясняется просто: в 1701 году случился страшный пожар. Часть документов сохранилась в составе фонда Сибирского приказа, в основном это списки с документов, которые посылались для отчетности в Москву[13]. Софийский дом располагал так же обширной библиотекой - 238 книг[14]. Архив Тобольского архиерейского дома более позднего периода частично сохранился, часть его храниться в РГАДА[15]. Существовала так же практика составлять копийные книги и отсылать их в Москву. Так в начале 90-х годов были опубликованы копии документов тобольского архиерейского архива за 1620 - 1626 г.[16] Вероятно, хранились документы и в келейной казне митрополита, точно известно, что там хранились денежные расписки, могли храниться и другие рукописи.[17] Келейная казна включала и личную библиотеку, например у митр. Игнатия было 75 книг[18]. Созданием документов посылаемых царю и патриарху руководил обычно сам митрополит. Патриарший архив, к сожалению, не сохранил переписки с Тобольском. В Москве делами Тобольской митрополии со стороны царя заведовал Сибирский приказ, в котором в частности отложились многочисленные отписки и челобитные Сибирских архипастырей и других лиц, писавших в столицу нас, интересующую нас тематику[19]. Там все документы одного дела подшивались, вместе со списками царских решений подклеивались в один столбец (дело). Документы, которые пересылались воеводам и в нижестоящие церковные организации чаще всего составлялись в архиерейском Приказе лишь по «указу митрополита» и пересылались по назначению. И там они могли храниться в архиве местной церкви или чаще монастыря. Так распоряжаясь сделать опись в Иркутском Вознесенском монастыре митр. Игнатий пишет: «...и все подлежащие алтарю святому и церкви служебные вещи, и книги и ризы и колокола и великих государей жалованные грамоты, и на всякия угодья данныя письма и крепости и наши архиерейские и прежних архиереев указные грамоты и всякие писменные указы»[20]. Наиболее интересные местные архивы сосредотачивались в центре заказов и десятин. Например, назначая иеромонаха Григория Тушина на место десятильника Ивана Маслова в 1698 г. митрополит велит принять у прежнего десятильника «...и книги приходные и расходные денежному сбору и о всяких делех указные грамоты и памяти и духовные и розыскные и судные дела вершенные и не вершенные ево Иванова и прежде бывших десятинников сиденья», а также сделать «счетный список» и прислать в Тобольск[21]. Некоторые такие архивы сохранились, и грамоты сибирских архиереев обнаруженные в них, были опубликованы архим. Мелетием (Якимовым) и в «актах исторических». В частности в XIX веке были доступны архивы Троицкого Селенгинского, Посольского и Троицкого Усть-Киренского, а также Якутского Спасского монастырей[22]. Иркутский епархиальный архив сохранял в 19 веке некоторые документы бывших, до утверждения здесь кафедры, десятильников[23]. К сожалению, судьба всех этих документов в двадцатом веке не известна. Известно, однако, что архив Троицкого Усть-Киренского монастыря за интересующий нас период сохранился в составе Государственного архива Иркутской области (ГАИО. Ф. 482)[24], а архив Троицкого Селенгинского мужского монастыря в Национальном архиве республики Бурятия (НАРБ. Ф. 316)[25]. Часть документов перечисленных монастырей и Софийского архиерейского дома отложилась в фонде коллегии экономии (РГАДА. Ф. 281), в связи с секуляризацией церковных земель. Основную часть комплекса составляют подлинные крепостные акты и др. документы на земельные владения.[26]

Сохранились также архивы Успенского Далматовского[27] и Тобольского Знаменского[28] мужских монастырей.

Таким образом, рассмотрев систему ведомственных архивов в Тобольской епархии в конце XVII века, мы видим, что положение дел в архивах соответствовало общему положению архивного дела в России XVII века. Мы видим, что хотя и документы видимо, хранились в отдельных ларях, но подчас они перечисляются вместе с прочими материальными ценностями. Важно отметить, что в то время было понимание необходимости сохранять важные документы, не только как документ, дающий некие льготы, земли или деньги, но просто по той причине, что рукопись сама по себе воспринималась как некая ценность.

 


 

[1] Древние церковные грамоты Восточно - Сибирского края (1653 - 1726) и сведения о Даурской миссии. Собранные миссионером архим. Мелетием. Казань, 1875. С. 42 - 113; Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссиею. СПб., 1842. Т. V: 1676 - 1700. № 243, 247, 248, 290 (Далее - АИ.).

[2] Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале ХХ веков. Иркутск, 2006. Ч. I. С. 26.

[3] См. например: Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1058. Л. 15, 15 об. Опубл. в прил. к работе: Никулин И.А. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский: жизнь и творчество. Дипломная работа. Машинопись. Екатеринбург, 2007. С. 118-119.

[4] Состав приказа выведен нами по грамотам митрополита Игнатия.

[5] Дулов А.В., Санников А.П. Указ. соч. С. 26.

[6] Там же. С. 26.

[7] Там же. С. 27.

[8] Там же. С. 27.

[9] Подробнее об этом см.: Покровский Н.Н. Сибирское дело о десятильниках// Покровский Н.Н. Российская власть и общество: XVII - XVIII вв. Новосибирск, 2005. С. 375 - 413. О замене и о системе десятин в Восточной Сибири см.: Покровский И. Русския епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического изследования. В 2-х тт. Казань, 1897. Т. I (XVI - XVII вв.). С. 529 - 530.

[10] Для полного представления о том, каким мог быть архив, смотри описание сохранившегося архива Великоустюжского архиерейского дома. См.: Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА). Путеводитель. В 4-х тт. М., 1997. Т. 3. Ч. 2. С. 722 - 725.

[11] См. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки Российской провинции XVI - XVIII веков. Екатеринбург, 1994. С. 88.

[12] Древние церковные грамоты... С. 101.

[13] Так сохранилась опись библиотеки 1701 г. См.: От Вятки до Тобольска... С. 88.

[14] От Вятки до Тобольска... С. 88.

[15] РГАДА. Путеводитель. В 4-х тт. М., 1997. Т. 3. Ч. 2.С. 731 - 732.

[16] Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994. С. 135 - 232.

[17] Оглоблин Н. Н. Библиотека сибирского митрополита Игнатия, 1700 г. // Библиограф - 1892. №8 - 9. Отд. 1. С. 286 - 291.

[18] Для сравнения: у патриарха Иоакима было 52 книги, у патриарха Никона 156, а у Епифания Славеницкого 72. См.: Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. С. 138 - 139.

[19] См.: РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Обзор документов фонда см.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768). Ч. 1 - 4. М., 1895 - 1901.

[20] Древние церковные грамоты... С. 57.

[21] Там же С. 77.

[22] Преосвященный Мелетий епископ Якутский и Вилюйский (биографический очерк)/ сост. А. А. Хвостов.  СПб., 1894. С. 14, 25; Древние церковные грамоты... С. 42 - 113. См. также: АИ. Т. V. № 243, 290.

[23] АИ. Т. V. № 247, 248.

[24] Согласно указателю: История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России: Аннотир. справ.-указ. М., 1993. С. 260.

[25] Согласно указателю: История Русской Православной Церкви в документах... С. 16 - 17.

[26] РГАДА. Путеводитель. В 4-х тт. М., 1997. Т. 4. С. 28.

[27] Согласно указателю История Русской Православной Церкви в документах... С. 316 хранится в Государственного архиве Курганской области (ГАКО. Филиал в г. Шадринске. Ф.224).

[28] Согласно указателю История Русской Православной Церкви в документах... С. 593 хранится в Государственном архиве Тюменской области (ГАТО. Филиал в г. Тобольске. Ф. 70).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9