Крещение и Миропомазание - Работа секции на богословской конференции
Обзор работы секции "Крещение и Миропомазание" на V международной богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о церковных Таинствах".
Статья

 

В статье дан обзор работы секции "Крещение и Миропомазание" на V международной богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о церковных Таинствах" (Москва, 13-16 ноября 2007 года).

 

Заседание секции открылось выступлением её председателя архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Доклад был посвящен богословскому осмыслению Таинств Крещения и Миропомазания. Рассматривались различные аспекты этих Таинств: христологический, тринитарный, пневматологический, сотереологический и экклезиологический. В докладе много внимания уделялось пониманию таинств апостолом Павлом, а также немаловажному значению духовной связи Таинства Крещения с крещением Иисуса Христа.

Владыка, рассматривая чинопоследование Таинства Крещения, напомнил о его троичной структуре: троекратных погружениях, отречениях Сатаны, сочетаниях Христу, исповедании Символа Веры и целом ряде молитв, обращенных к Святой Троице. Богословским основанием вышеозвученной структуры чина является его тринитарный аспект, ибо, как было отмечено архиепископом Георгием, по словам блж. Симеона Солунского, у «Троицы общая благодать и сила». Господь, посылая учеников на проповедь, заповедал учить всех во Имя Святой Троицы. Троичная структура Таинства напоминает и тридневное пребывание Спасителя во гробе.

Главной идеей выступления архиепископа Георгия явилась мысль о цели принятия человеком Таинств. Свое суждение по данному вопросу архиепископ Нижегородский и Арзамасский выразил в следующих словах: «Сошествие Святого Духа в сердце христианина имеет своей целью не самодовольное упоение экстатическим состоянием и не сообщение экстраординарных даров - Дух вселяется в сердце для того, чтобы христианин имел внутри себя силу Божию».

В заключение владыка обратил внимание на обязательность крещения для вступления в Церковь и указал на тесную связь Крещения и Миропомазания с другими Таинствами. Завершилось выступление высказыванием о необходимости дальнейшего рассмотрения ранее названных вопросов.

Работу секции продолжил доклад А. А. Ткаченко о Таинстве Крещения в ранней христианской традиции. В весьма кратком, но содержательном выступлении был разносторонне освещен вопрос о смысле и происхождении Таинства Крещения. В продолжение доклада автор отвечает на вопрос о том, имеет ли христианский обряд происхождение из древней еврейской традиции и является её продолжением или же Церковная практика не может быть прямо выведена из ветхозаветной практики омовения?

Совершив аналитический экскурс в историю вопроса, автор сообщения выделяет отличительные черты ветхозаветного ритуального омовения. Их всего три: повторяемость, отсутствие посредника, понимание ритуала как необходимого очищения от грехов. За экскурсом последовало размышление о роли Иоанна Предтечи, совершившего принципиально новый обряд, необходимый для вхождения в Царство, с новым духовным осмыслением.

В заключение прозвучал вывод о том, что непозволительно считать христианский обряд продолжением или модификацией иудейского ветхозаветного омовения.

В программу были внесены некоторые изменения, поскольку не смог приехать один из докладчиков - проф. А. Лосский, преподаватель Свято-Сергиевского Парижского института.

Профессор Харальд Бухенгер (Венский Университета) осветил тему «Крещение и Миропомазание в сирийской традиции в III-IV вв». Однако гостям был предложен только печатный перевод, так как в устной форме текст не переводился. В соответствии с раздаточным материалом, в докладе проф. Харальда подробно рассматривалась практика Сирийского Востока в III-IV вв. Было отмечено, что, несмотря на различие практики в различных Поместных Церквах, чётко прослеживается единая изначальная структура обрядов. В докладе приводились различные источники древности, свидетельствующие о чине и осмыслении Таинств Крещения и Миропомазания. Так, указывались апокрифические источники (книга Деяний ап. Фомы), литургико-канонические памятники («Сирийская Дидаскалия») и другие свидетельства IV в. (св. Ефрем «История Иоанна, сына Заведеева»). На основании рассмотренных эпистолярных памятников профессор сделал вывод об особой роли Таинства Крещения в раннем сирийском чинопоследовании.

Вторая часть доклада была посвящена сирийской традиции и прото-византийским свидетельствам. В заключении говорилось о наличии единой древней структуры чинопоследования во всех Поместных Церквах, обязательно включающей 3 конструктивных элемента: помазание (сначала головы, затем и всего тела), погружение в воду и Евхаристия. Кроме того, в качестве общей особенности было выделено характерное понимание помазания как мессианского, царского.

В перерыве между секциями игумен Григорий Вульфенден (США) охотно согласился дать интервью для МДА. Отвечая на вопросы, он дал весьма благосклонные отзывы о проходящей конференции и отметил высокий статус конференции и её важное значение. Однако гость из США выразил небольшое замешательство относительно уровня современного богословия в России: «Я удивлен тем, что слышу. Русские богословы заговорили о тех вопросах, подошли к тем темам, о которых западные богословы не говорят уже 20 лет...», - сказал в интервью Вульфенден.

Другим участником конференции, согласившимся ответить на вопросы для МДА, был проф. Максвелл Джонсон из Университета Нотр-Дам (США). Он, как и игумен Григорий, отметил высокий уровень организации богословской научной конференции. По словам М. Джонсона, для него это прекрасная возможность непосредственно принять участие в данной конференции и диспутах. Профессор Максвелл отметил, что особенно приятно был удивлён русским гостеприимством.

Проф. М. Джонсон выступил с докладом в I секции, его выступление было посвящено Египетской традиции III-IV вв. Основной задачей доклада явилось рассмотрение института оглашения и катехизации, его сроков, формы и понимания. В эмоциональной форме ученый раскрыл особенности различных письменных памятников и богословское осмысление чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания. Проанализировав некоторые практики того времени, профессор сделал вывод о том, что все древние чинопоследования, в том числе египетское и раннесирийское, имели единую структуру и происхождение. При этом, исходя из результатов исследования, Египет оказал гораздо большее влияние на развитие раннехристианских обрядов, чем «это принято считать до сего дня».

Следующий докладчик, профессор Ханс-Юрген Фёльнер из Университета Вены, в своем выступлении детально осветил тему развития чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания на Западе в первые восемь веков христианства. Так, Х.-Ю. Фёльнер описывает первый организованный катихуменат и христианскую инициацию в различных регионах Церкви с первых веков вплоть до раннего средневековья. Помимо этого, в публичном выступлении были рассмотрены вопросы крещения младенцев, практика перекрещивания, озвучены различные поместные практики и чинопоследования, составленные святыми отцами. Примечательно, что проф. Фёльнер при подготовке своей работы опирался на исследования Максвелла Джонсона.

Вторая часть секции открылась докладом профессора Мерьи Меррас из университета Йоэнсуу (Финляндия). На конференции госпожа Меррас первая в этот день затронула тему обрезания как Ветхозаветного прообраза Крещения. В своем исследовании профессор переходит от рассмотрения обряда обрезания к анализу обряда Крещения и его осмыслению, а также раскрывает понимание Таинств Крещения и Миропомазания в ранневизантийской традиции.

Особой глубиной исследования отличалось выступление профессора диакона Павла Гаврилюка [Университета св. Фомы (США)]. В его докладе были представлены реконструкция и анализ структуры инициации, описанной в трактате «Церковная иерархия». Основной целью доклада стало решение двух вопросов: во-первых, особенности описанного обряда свидетельствуют о развитии или упадке обрядов инициации в конце V века, и, во-вторых, насколько данный текст приближает к адекватному пониманию жизнеописания его автора?

Доклад С. Ю. Акишина «Историко-литургические аспекты Таинств Крещения и Миропомазания в византийской традиции» был посвящен символике Таинств и их взаимосвязи. Автором были затронуты некоторые практические моменты совершения Таинств, описана структура византийского чина Крещения, рассмотрено влияние латинской традиции Отдельно было сказано о молитвах в первый день, при наречении имени, воцерковлении, оглашении и самом Крещении.

Последняя часть секции началась выступлением проф. Константина Скутериса из Афинского Университета. Гостям и участникам были представлены некоторые размышления о вопросе Крещения и первородного греха. В докладе профессор Скутерис рассмотрел следующие моменты: диалектику падения и возрождения, подражание смерти и воскресению Христа в Таинстве, связь Крещения и свободы - а также изложил богословское осмысление крещения младенцев в контексте сакраментологии Православной Церкви.

Продолжил работу секции профессор Поль-де-Клерк (Католический Университет, Париж) с докладом на тему «Практика и богословие конфирмации». В основе исследования лежит анализ обряда конфирмации в контексте отношений между Православием и католичеством. В работе вопрос освещался в исторической перспективе; рассматривался термин «конфирмация» и ее отделение от Крещения. Кроме того, автор представил некоторые сведения для богословского осмысления разделения Таинств, изложил экуменистические взгляды по данному вопросу. В заключение докладчик обратился к православным ученым с просьбой подождать, пока католики исправят свою концепцию конфирмации и пастырское богословие в данной области, так как, по его словам, «надежды, на самом деле, не напрасны».

Последним в данной секции стал доклад свящ. Сергия Говоруна (ОВЦС), в котором выступающий в нескольких аспектах рассмотрел практику приема в православие из инославия. Докладчик рассматривал практику и особенности понимания перекрещивания в латинском, православном и протестантском богословии. В работе автор указал на целесообразность и особую значимость приема католиков через перекрещивание.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9