Монастыри и монашество
Статья
В статье Арсения Борисовича Постникова сообщается об открытии новых текстов псковских харатейных грамот XV — начала XVI в., происходящих из вотчинного архива Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Они сохранились в виде списков, созданных около 1732 г. Находка была сделана автором во время работы по выявлению и научному описанию наличного состава документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. Исследование показало, что обнаруженная в составе книжного переплета Копийная тетрадь включает списки с 21-й грамоты. Среди них полные документы и их фрагменты. В настоящей публикации предлагается опыт изучения двух актов из Копийной тетради Трехсвятительской обители. Это грамоты №6 и №11 по порядку следования в сборнике. Они замечательны тем, что имеют непосредственное отношение к истории создания обители, поскольку в середине XV в. были даны самому преподобному Евфросину на земли под устроенный им монастырь. Участки земли располагались в Кривовицкой губе Бельской засады Псковского уезда, между рекой Толвой и маленьком лесным озерком. Переданные от прежних владельцев «в одерень», т. е. в полную безусловную собственность, они создали ядро вотчины и сохранились при действующем монастыре, несмотря на позднейшую секуляризацию 1764 г.
Статья
В материале представлен обзор публикаций по истории и современному состоянию православного монашества, вышедших в научно-богословских периодических изданиях за 2023 год. В рамках обзора проанализировано 34 статьи.
Статья
Вспоминаем доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь), прочитанный на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года).
Статья
Почему сейчас монастыри вовлечены в решение проблем общества? Как финансируются обители? Чему монахи и миряне могут поучиться друг у друга? Есть ли перспективы в развитии ученого монашества и что сможет решить проблему лжестарчества? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью главного редактора портала «Богослов.Ru», наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ректора Московской духовной академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла.
Статья
Вспоминаем доклад митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, прочитанный 3 октября 2017 года на XI Феофановских чтениях в Издательском совете Русской Православной Церкви и посвящённый вкладу святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле.
Статья
Вспоминаем доклад епископа Боярского (ныне митрополита Черкасского и Каневского) Феодосия, прочитанный на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности».
Статья
В начале ХХ века перед Церковью в Российской империи возникло множество сложных вызовов. Одним из проблематичных вопросов стала реализация монашеского идеала в совершенно новых реалиях церковно-государственных преобразований и волнений. Начиная с 1909 г. появилась позитивная тенденция общецерковного обсуждения монашеской проблематики. Перед созывом Поместного Собора 1917–1918 гг. важной вехой стал съезд представителей монастырей, состоявшийся в Троице-Сергиевой Лавре в 1917 г. Принятые на этом форуме монастырских насельников решения несли отпечаток предшествующих дискуссий и наработок, но вместе с тем имели и новые тенденции. Именно благодаря этому выработанные положения стали фундаментом для продуктивной работы Поместного Собора.
Статья
Одно из канонических правил, данных митрополитом Иоанном в отношении монашествующих, проживавших вне стен монастырей, предельно категорично рекомендовало мниху Иакову отказывать таковым инокам в причастии. Высказывая данный запрет, киевский первоиерарх ссылался на 4-е правило IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Между тем вводившаяся первосвятителем норма не вполне соответствовала названному правилу и по форме, и по духу. Данное обстоятельство позволяет допустить, что, вводя названную норму, архиерей стремился не столько решить вопрос монашеской дисциплины в отношении странствующих чернецов и иноков, проживавших вне стен обителей, сколько не допустить создания новых монастырей без святительского благословения. Очевидно, что применение церковных норм на Руси было существенно ограничено, что вынуждало русских иерархов прибегать к своего рода «каноническому творчеству».
Статья
Монашество как социально-психологическое явление прошло долгий эволюционный путь. В течение нескольких столетий изменениям подвергались отдельные элементы монашеской жизни, организационная структура, однако основная суть монашеского служения осталась неизменной. Исследование социально-психологического портрета современного православного монашества в условиях радикальных изменений политической, культурной и духовной жизни в нашей стране актуально в контексте социального и педагогического служения православных монастырей, динамики их развития в соответствии с происходящими переменами в жизни общества и его социальных запросов. В настоящее время известно несколько работ, посвященных современному монашеству как историко-культурному и социокультурному феномену, но никто из исследователей не делал акцент на социально-психологических особенностях восприятия монашеского служения со стороны самих монашествующих. В связи с этим целью статьи игумена Агафангела (Кузнецова) (Вознесенский мужской монастырь города Сызрани) является освещение результатов изучения современного православного монашества в свете социально-психологических процессов и общественного отношения к монашеской аскетике.
Статья
Среди ближайших учеников и сотрудников великого старца Паисия (Величковского) особенно выделяются его жизнеописатели, как наиболее близкие свидетели жизни и подвигов преподобного. Схимонах Митрофан являлся сотрудником монастырского скриптория, переписывал святоотеческие переводы св. Паисия по исправленным черновикам своего учителя, бывал по его поручениям в разных обителях, в том числе путешествовал на Святую Гору для приобретения рукописей. При этом он сам, имея определенное образование и пытливый ум, оставил собственные сочинения. Представляется интересным описать содержание переписанных им произведений и его деятельность в период, последовавший за кончиной старца Паисия. Многие сведения сообщают нам записи в его книгах и собственноручное описание его биографии, сделанное в связи с обвинением в незаконном издании книг, о чем будет сказано ниже.
Статья
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – один из самых больших православных центров, куда сегодня стремятся многие паломники. История ее возникновения тесно связана с историей России, для многих лавра была символом победы — неслучайно место, где находится обитель, когда-то называлось «Виктори». Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Витальевича Шкаровского, в которой подробно повествуется о том, как монастырь был основан и как стал центром духовного просвещения.
Статья
В статье рассмотрен опыт возрождения служения и чина диаконис игуменьей Екатериной (Ефимовской), настоятельницей Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря, в начале XX века в Холмско-Варшавской епархии. Представлена церковная рецепция предложений игум. Екатерины по созданию общины и училища диаконис на базе Леснинского монастыря с целью подготовки женщин-миссионерок для всей России в условиях нарастающего общественно-государственного кризиса. В статье дан обзор деятельности сестер монастыря по образу древних диаконис – при отсутствии официального утверждения предложений игум. Екатерины.
Статья
Статья студента 2-го курса магистратуры Московской духовной академии священника Михаила Малютина содержит краткий обзор монашеских одежд и охватывает переломный для истории Русской Церкви период XVII в. Особое внимание в статье уделяется центральным, по мнению автора, предметам монашеского обихода, таким как ряса, параманд, мантия, пояс, сандалии, камилавка. Поскольку они перечислены в большинстве известных требников XV–XVII веков и по сути являются списком необходимых одежд для пострига в малую схиму, автор решил изучить историю каждого из данных предметов, что позволит при дальнейшем исследовании детальнее рассмотреть предметы внешней атрибутики русского монашества указанного периода, которые не вошли в список. Несомненно, данная статья необходима для того, чтобы воссоздать образ монаха допетровского времени. Это позволит проследить развитие монашеского облачения и связь между эпохами для сохранения традиции и преемственности.
Статья
1 октября (18 сентября по церковному календарю) исполнилось 135 лет со дня возвращения чудотворной Старорусской иконы Божией Матери из Тихвинского Успенского монастыря в Старую Руссу. Вспоминаем статью Максима Антипова.
Статья
В статье доктора богословия, профессора Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) излагается история возведения настоятелей Троице-Сергиевой Лавры в сан архимандритов: кто, кем и когда был впервые облечен этим саном в обители прп. Сергия. Этому событию предшествовало соборное суждение-определение, в результате которого обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей. Делается вывод о том, что возведение троицкого настоятеля в сан архимандрита – важное событие для всей Церкви.
Статья
Возникнув на Руси сразу после принятия христианства, монастыри всегда играли в жизни государства важную роль. Будучи на протяжении долгого времени крупнейшими собственниками в стране, они также являлись центрами русской православной культуры. Для достижения цели уничтожения монастырей советскому правительству нужно было дискредитировать в глазах общества образ инока-подвижника. Вспоминаем статью Александра Борисовича Онищенко, в центре которой — многочисленные трудности, с которыми приходилось бороться насельникам монастырей в годы советской власти, чтобы сохранить традицию русского монашества.
Статья
Один из заслуженных и старейших монастырей Румынии – Нямецкая Вознесенская лавра – основан в 1397 году. Он играет важнейшую роль в истории страны, как один из духовных культурных центров. В статье Петра Борисовича Жгуна на основе архивных данных и опубликованных исследований систематизирована хозяйственная деятельность братства в период управления святого архимандрита Паисия (Величковского) в 1779–1794 годах. Это время наивысшего расцвета обители и ее служения, в том числе социального, для окрестного населения.
Статья
Предмет статьи кандидата исторических наук, доцента, декана историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Андрея Постернака — чин дев в Древней Церкви I–VI вв. в разных регионах на протяжении длительного времени — весьма актуален, поскольку информация по этому вопросу носит разрозненный и спорадический характер. Девы в христианской общине составляли группу, в которую на Востоке вступали добровольно, а на Западе посвящались епископом (или пресвитером по благословению епископа), возможно через возложение рук (consecratio, uelatio), с определенного возраста, как правило с 25 лет. Чин дев можно считать институциональным, поскольку его члены, подобно низшим клирикам, получали материальное содержание от Церкви, занимали особое место в собраниях, имели свою очередь причащения среди женщин, а также одеяние: покрывало и, вероятно, дополнительный головной убор, «митру». Каноническое и гражданское право жестко ограждало статус девства, предусматривая церковную и уголовную ответственность для нарушителей этого права. Ко времени повсеместного распространения монашества в IV в. общины дев трансформировались в женские монастыри, члены которых воспринимались современниками как монахини-аскеты. Некоторые девы оставались в миру, в частных домах, но такая практика не получила развития как альтернатива женским монашеским общежитиям. К эпохе Средневековья понятия «дева» и «монахиня» будут уже тождественными.
Статья
Здесь представлены рукописи, обнаруженные в библиотеке скита и атрибутированные нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского).
Статья
Вспоминаем доклад настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы игумении Викторины (Перминовой), прочитанный на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» (Москва, Покровский ставропигиальный женский монастырь, 23−24 сентября 2015 года). В докладе в том числе затрагивается опыт оптинских старцев.
Статья
О жизни преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в городе Торжке Тверской области, известно мало. То же можно сказать и ранней истории Новоторжского Борисоглебского монастыря, который называют «одним из древних, а может быть, и самым древним», не находя при этом никаких письменных источников о нем вплоть до XVI века. Опираясь на историю текста Жития Ефрема Новоторжского, младший научный сотрудник Отдела Древнерусской литературы Института русской литературы РАН Татьяна Николаевна Галашева разбирается, как могла выстраиваться история прославления и почитания святого в Русской Православной Церкви.