Гоманьков А.В.

Статья
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 3. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин
Третья, заключительная статья доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова из цикла, посвященного взглядам святых отцов на устройство космоса и продолжительность «дней» Творения, касается взглядов свт. Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Космографические представления свт. Иоанна Златоуста близки к представлениям прп. Ефрема Сирина: плоская Земля перекрыта полусферическим небесным сводом; три первые «дня» Творения определяются пульсациями «мирового» света», а последующие — движением солнца по небосводу; плоская форма Земли обеспечивает абсолютный смысл этих «солнечных дней». В отличие от других отцов IV в. блаженный Августин ясно понимал относительность всякого времени (всех «дней» Творения — как первых трех, так и последующих). Однако в его историческую эпоху не было известно никакого процесса, которым можно было бы измерять все «дни» Творения, поэтому о продолжительности их ничего невозможно было сказать и блаженный Августин рассматривает их лишь как этапы Творения. Только естествознание XX в. снабдило нас способами измерения времени, которые можно экстраполировать в доисторическое прошлое, и только эти естественно-научные данные свидетельствуют о том, что время, прошедшее от начала мира до сотворения человека, было во много раз более долгим, чем вся последующая история человечества.
Статья
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский
Во второй статье из цикла, посвященного изложению взглядов святых отцов на устройство космоса и на продолжительность «дней» Творения, рассматриваются представления «братьев-каппадокийцев» – свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского. По сравнению с представлениями прп. Ефрема Сирина, которые рассматривались в предыдущей статье, взгляды этих святых отцов могут считаться шагом в сторону признания относительности времени. Свт. Василий Великий считал небо сферическим, что может служить косвенным указанием на относительность «дня» и «ночи» как частей солнечных суток, хотя первые три «дня» Творения он (так же, как и прп. Ефрем Сирин) связывал с пульсациями «мирового света», тем самым придавая им абсолютный смысл. Но уже свт. Григорий Нисский считал, что первые «дни» Творения связаны с «обтеканием» небесной сферы «мировым светом» (т. е. неким его перемещением) и тем самым тоже могут иметь относительный смысл.
Статья
Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин
Цикл статей доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова посвящён анализу взглядов святых отцов «золотого века» христианской письменности на продолжительность процесса сотворения мира, описанного в 1-й главе книги Бытия. Абсолютный, вселенский смысл каждого из «дней» Творения обуславливает неразрывную связь представлений о его продолжительности с общими взглядами данного автора на устройство мироздания в целом. В первой статье цикла рассматриваются взгляды прп. Ефрема Сирина, который считал земную поверхность плоской и накрытой сверху полусферическим небосводом. Первые три «дня» Творения, согласно прп. Ефрему, были обусловлены периодическими пульсациями «мирового света», сотворённого в первый «день» Творения (т. е. ещё до солнца). Последующим «дням», определявшимся уже движением солнца, можно (так же, как и первым трём «дням») приписать абсолютный смысл благодаря представлениям о плоской поверхности Земли.
Статья
Заметки о христианской культуре
Христианскую культуру отличает следование канонам, которые начали формироваться еще в первые века христианства. Как менялась культура христианская, православная в особенности, на протяжении своего развития? Вспоминаем статью Алексея Владимировича Гоманькова.
Статья
Существо календарной проблемы и вариант её решения
В статье доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН (Санкт-Петербург) Алексея Гоманькова рассматриваются причины расхождений между разными христианскими церквями в использовании календаря. Основной дефект всех используемых в настоящее время календарей – это их мнемоничность, т. е. замена наблюдений за природными процессами формальными раз и навсегда заданными правилами определения дат. Различные попытки преодоления этого недостатка и порождают то многообразие календарей, которое наблюдается в настоящее время. Радикальным решением проблемы был бы отказ от самой идеи мнемоничности и переход на немнемонический календарь, основанный на абсолютной исходной дате (например, дате Рождества Христова). Однако реализация такого перехода кажется весьма сомнительной из-за необходимости нарушения всех сложившихся календарных традиций.
Статья
Заметки о христианской культуре
Христианскую культуру отличает следование канонам, которые начали формироваться еще в первые века христианства. Как менялась культура христианская, православная в особенности, на протяжении своего развития? От этом размышляет автор статьи.
Статья
Природа как второе Откровение
В статье автор предлагает взглянуть на сотворенный Богом окружающий мир как на часть Божественного Откровения, знакомит читателя с понятием "книга Природы", подробно объясняя его происхождение, а также размышляет о возможности влияния естествознания на богословие.
Статья
«Научный» креационизм как лженаучный аналог исторической геологии
Вниманию читателей портала предлагается доклад А.В. Гоманькова, озвученный на Международной научно-практической конференции «Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа», которая прошла в СПбГУ 26–27 июня 2015 г. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Другие публикации на портале:

Еще 9