В Эрмитаже проходит выставка флорентийской скульптуры
События

В Эрмитаже открылась выставка «Скульптура Флоренции в XV веке» — удивительный проект, в котором есть место не только «тихим сенсациям», но и продолжению международного сотрудничества. Экспонаты, которые до Петербурга из Италии не доехали, всё равно будут присутствовать — в мультимедийном формате. Всего же гости увидят двадцать пять произведений итальянского Возрождения, многие из которых покинули запасники и исследовательские лаборатории впервые.

«Эта выставка очень важна для нашего времени — это Мадонны, это красота Ренессанса, — отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Но она ещё и про живой музей, про то, как музей коллекционирует. Ведь все эти произведения собирались вне Эрмитажа и потом уже влились в нашу коллекцию. Эти скульптуры заставляют о многом подумать. Заставляет подумать и мастерская одного из самых крупных скульпторов Флоренции Андреа Верроккьо, в которой мы находим следы рук великих мастеров, которые у него работали. Возможно, и самого Леонардо».

Выставка представляет творчество крупных художников Флоренции, произведения разного уровня и плана. Материал тоже неодинаков — терракот, гипс, майолика, дерево… Самый популярный сюжет, конечно же, — Богоматерь с Младенцем. Для Флоренции это объясняется очень просто — особым почитанием Девы Марии в этом городе.

В Эрмитаже можно увидеть, например, «Мадонну с Младенцем», созданную в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора знаменитых восточных «Врат Рая» Флорентийского баптистерия. Два рельефа второй половины 1450-х годов на сюжет «Мадонна, поклоняющаяся младенцу» восходят к произведениям выдающегося флорентийского мастера Дезидерио да Сеттиньяно. На работах в мраморе специализировался и другой ведущий скульптор Флоренции — Антонио Росселлино. Вообще, итальянские рельефные композиции, которые музей недавно приобрёл у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых — одна из «тихих сенсаций» этой выставки.

Ещё один флорентийский мастер, Кватроченто Лука делла Роббиа, считается изобретателем техники майолики. В его мастерской созданы «Богоматерь, поклоняющаяся младенцу», «Святой Себастьян», «Мальчик с флейтой» и другие произведения, которые тоже представлены в Пикетном зале.

В Эрмитаже обращают внимание на бюсты из терракоты, исполненные под влиянием Андреа Верроккьо. Созданные им образы Христа — а на выставке представлен Бюст Христа из терракоты — оказали большое влияние на современников.

Над многими скульптурами потрудились реставраторы, особое внимание к их работе, подчёркивает Михаил Пиотровский, — признак современной выставки. Как и научные исследования (а многие из представленных композиций совсем недавно стали предметом исследований и публикаций), и современные технологии. С помощью последних Эрмитаж всё-таки покажет публике Ангела Благовещения и беременную Мадонну из Сан-Дженнаро (Тоскана) — композицию приписывают юному Леонардо. Фильм о реставрации статуи «Архангел Гавриил», предоставленный итальянскими коллегами, можно будет также посмотреть в залах экспозиции.

«Кстати, выставка перекликается с нашей коллекцией скульптуры в постоянной экспозиции, и эта перекличка очень важна и интересна. Хотелось бы, чтобы её видели и понимали не только сотрудники Эрмитажа», — говорит Михаил Пиотровский.

Выставка «Скульптура Флоренции в XV веке» будет работать с 30 марта по 4 июля в Главном музейном комплексе.

Источник: Rg.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9