Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор статей по истории и современному состоянию православного монашества, опубликованных в научно-богословских журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. Всего в рамках обзора были проанализированы 34 статьи, которые можно разделить на категории «Монашество в Древней Церкви» (1 статья), «История русского православного монашества» (30 статей), «Современное состояние православного монашества» (3 статьи).
* * *
Монашество в древней Церкви
В статье вл. Варфоломея (Денисова) и прот. Владимира Пархоменко представлена краткая история основных форм иноческой жизни, развитие общежительной жизни монашества, принципы которой впервые были сформулированы прп. Пахомием Великим и развиты свт. Василием Великим. Как отмечают авторы, правила свт. Василия были положены в основу уставов общежительных православных монастырей, а также оказали значительное влияние на формирование западного монашества. Согласно выводам авторов, глубокое усвоение правил свт. Василия способствовало формированию единой монашеской традиции на Востоке и Западе. Свт. Василию удалось объединить в своем своде правил принципы, составляющие суть монашеской аскезы; в результате, несмотря на наличие недостатков, неизбежных для любой земной организации, именно общежительный монастырь стал лучшей школой смирения, послушания, трезвения, нестяжания и любви.
История русского православного монашества
В статье А. Г. Авдеева излагаются результаты комплексного исследования источников — эпиграфических памятников и синодиков, связанных с деятельностью архимандрита Феодосия, настоятеля костромского Ипатьевского монастыря в 1684–1692 гг. На основании полученных сведений автор статьи проясняет особенности биографии и родственных связей архим. Феодосия и подчеркивает роль института Русской Православной Церкви как социального лифта, который во второй половине XVII в. позволил крепостному крестьянину, принявшему монашеский постриг, достичь статуса архимандрита монастыря, занимавшего восьмое место в иерархии русских обителей.
В статье о. Владимира Алёшкова и А. В. Алёшковой описывается жизненный путь игумена Ионы (Белобородова): излагаются сведения о его происхождении и принятии им монашества, его труды на Соловках, обстоятельства его перехода в клир Архангельской епархии, назначения управляющим Антониево-Сийским монастырем и строителем Артемиево-Веркольской обители, а впоследствии — и настоятельства в Екатерининской, Николо-Берлюковской и Жабынской пустынях, описывается деятельность игумена Ионы по восстановлению почитания прп. Макария Жабынского. Как отмечают авторы статьи, несмотря на частые переводы с одного места на другое, игумен Иона оставался верен аскетической традиции Соловецкого монастыря.
Статья о. Владимира Алёшкова и А. В. Алёшковой посвящена биографии игумена Кожеозерского монастыря Митрофана (Правоторова): излагаются сведения о его происхождении и принятии монашества в Соловецком монастыре, обстоятельства перехода в Кожеозерскую пустынь, описываются труды иг. Митрофана по возрождению этой обители и получению ей самостоятельного статуса, его вклад в духовное становление Кожеозерской пустыни и формирование в ней иноческой общины. Особое внимание авторы статьи обращают на взаимосвязь традиции Кожеозерского монастыря с Соловецким, о чем свидетельствуют, в частности, заимствование литургической практики с Соловков и освящение одного из престолов Успенского собора Кожеозерской пустыни в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких.
В статье иером. Андрея (Короткова) впервые рассматривается следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина), находящееся в Центральном архиве ФСБ России и недавно ставшее доступным для изучения. В статье обозначаются главные обвинения, предъявленные о. Иоанну, его ответы и обоснование пастырской деятельности. Как отмечает автор статьи, изучение следственного дела позволяет дополнить картину этого периода жизни старца, о котором ранее было известно в основном из его собственных рассказов; кроме этого, изучение следственных дел священнослужителей позволяет уточнить характеристику религиозной политики СССР и церковной жизни того времени. Согласно выводам автора статьи, судя по протоколам допросов, предъявленные о. Иоанну обвинения были необоснованными и к антисоветской пропаганде относились лишь косвенно, а в качестве доказательств были использованы показания лжесвидетелей. Несмотря на давление и невзгоды заключения, о. Иоанн не пошел на сделку с органами и не предал ни одного священнослужителя или мирянина.
В статье о. Серафима Беляева приводятся известные сведения и версии о происхождении прп. Савватия Тверского и делается попытка объективно интерпретировать имеющуюся информацию о его жизни. Автор статьи отмечает, что возникновение различных версий и теорий по вопросу о происхождении прп. Савватия связано с малым количеством источников о его жизни. По его мнению, история жизни прп. Савватия являет пример того, как самобытное русское монашество переняло некоторые традиции восточного православного монашества.
Статья П. И. Гайденко посвящена памятнику канонического права XI века — каноническим ответам митрополита Иоанна II. Как пишет автор статьи, одно из канонических правил, данных митрополитом Иоанном, категорично рекомендовало отказывать в причастии инокам, жившим вне монастырей. При этом иерарх ссылался на 4-е правило IV Вселенского Собора, однако, по словам автора статьи, вводившаяся митрополитом Иоанном норма и по форме, и по духу не вполне соответствовала этому правилу. П. И. Гайденко выдвигает предположение, что введением этой нормы митрополит Иоанн пытался не столько решить вопрос монашеской дисциплины в отношении странствующих монахов, сколько не допустить создания новых монастырей без своего благословения.
Статья И. В. Гарькавого посвящена жизни иеродиакона Афония (Вишнякова, 1870–1938), насельника Троице-Сергиевой Лавры, участника тайной монашеской общины в Сергиевом Посаде в конце 1920-х — середине 1930-х гг., расстрелянного на территории Бутовской спецзоны НКВД в 1938 г. Жизнь иеродиакона Афония представляет интерес не только как еще одно свидетельство подвига новомучеников — он был художником и сыграл важную роль в сохранении и развитии традиций народной лаковой живописи в советское время. В статье делается попытка на основании архивно-следственного дела группы верующих, по которому проходил в качестве обвиняемого иеродиакон Афоний, и других документов показать обстоятельства жизни, ареста и казни монаха-художника. Как отмечает автор, значительная часть документов вводится в научный оборот впервые.
Статья В. Ю. Григорьевой посвящена изучению собрания 82 певческих рукописей из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. В статье дается характеристика этих рукописей по основным палеографическим признакам, устанавливается место их написания. На основе различных записей, сопутствующих основному содержанию рукописей, выявляется ряд имен насельников Антониево-Сийской обители, их монастырские послушания и отдельные вехи жизненного пути.
Статья А. О. Дьяченко представляет собой описание истории Красностокского монастыря в Гродненской епархии в начале XX века. Автор описывает образовательную, миссионерскую и благотворительную деятельность монастыря, пользовавшегося вниманием императора Николая II, но прекратившего свое существование в 1915 году из-за приближения германских войск.
Статья Д. Н. Комиссаровой посвящена особенностям выбора научной специализации студентами-монахами Московской духовной академии в ректорство еп. Феодора (Поздеевского). Как отмечает автор, началом научной работы для студента Академии было написание кандидатской диссертации, которая могла быть написана по одному из трех направлений — аскетическому, литургическому и мистическому. По мнению автора статьи, изучение этих научных направлений заслуживает особого внимания, поскольку ученое монашество было оторвано от реальной монастырской жизни и при этом далеко не всегда имело возможность реализации себя в научной деятельности.
В статье епископа Леонида (Толмачёва) предпринимается попытка проанализировать процесс издания архим. Леонидом (Кавелиным) его первого исторического исследования — «Исторического описания Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» и выявить причины написания архим. Леонидом этого труда. Опираясь на архивные источники, вл. Леонид реконструирует процесс подготовки архим. Леонидом этого научного издания и выявляет степень его участия в последующих переизданиях. Автор статьи отмечает, что исторические описания Оптиной пустыни и Предтеченского скита, составленные архим. Леонидом (Кавелиным), не потеряли своего значения и в наше время, поскольку архим. Леонид использовал информацию из архивных документов, которые были утрачены впоследствии.
В статье епископа Искитимского и Черепановского Леонида (Толмачёва) проводится исследование писем прп. Макария Оптинского к будущему архимандриту Леониду (Кавелину). Автор статьи разбирает все публикации писем старца Макария к Л. А. Кавелину: в общем собрании писем к мирянам, отдельной брошюрой и в сборниках писем оптинских старцев, а также издание писем по архивным материалам. Статья включает в себя текст впервые публикуемого последнего письма прп. Макария к Л. А. Кавелину перед его поступлением в Предтеченский скит Оптиной пустыни. По мнению вл. Леонида, поводом к переписке стало посещение Л. А. Кавелиным оптинского скита в конце 1845 г., когда состоялось его близкое знакомство с прп. Макарием, и просьба совета у старца в сложившихся обстоятельствах его жизни. Автор выявляет почти трехлетний перерыв в переписке, возникший, предположительно, из-за непонимания Л. А. Кавелиным наставлений прп. Макария. Согласно выводу вл. Леонида, письма прп. Макария, написанные Л. А. Кавелину в период его военной службы, в основном были руководством для гвардейского офицера в его подготовке к монашеству. Окончанием домонастырского периода переписки стало поступление Л. А. Кавелина в Предтеченский скит под духовное руководство старца Макария в 1852 г.
Статья архим. Макария (Веретенникова) посвящена патриарху Никону и его пути к принятию великой схимы. По словам автора, хотя патриарх Никон был единственным патриархом, принявшим схиму и о его схимничестве есть свидетельства источников, это событие не получило должного освещения в историографии. Архимандрит Макарий описывает обстоятельства принятия схимы патриархом Никоном и обстоятельства его смерти, а также дальнейшую судьбу его схимнических одежд.
Статья о. Михаила Малютина представляет собой обзор монашеских одежд в России XVII в. Автор видит свои задачи в том, чтобы воссоздать монашеский образ допетровского времени, проследить развитие монашеского облачения и связь между эпохами в контексте сохранения традиции и преемственности. Согласно его выводам, внешняя атрибутика русского монашества допетровского времени весьма архаична, уходит своими корнями в более ранние века и имеет связь с традициями древних греческих монашеских одежд.
В статье о. Вячеслава Масина представлены результаты изучения истории созыва и работы съезда ученого монашества, состоявшегося в Московской духовной академии в 1917 г. в преддверии Поместного собора 1917–1918 гг. Как отмечает автор статьи, в контексте исторически сложившейся обособленности ученых монахов от монастырей с 1909 г. появилась положительная тенденция общецерковного обсуждения монашеской проблематики, связанная с теми представителями академического монашества, которые стремились к консолидации своих сил на благо Церкви. Согласно выводу автора, участниками съезда 1917 г. был предпринят ряд шагов, направленных на институционализацию ученого монашества как особого вида служения, хотя в итоговых постановлениях съезда провозглашался принцип единства всего монашества. Как полагает автор, решения съезда можно воспринимать как практические рекомендации на пути к консолидации ученых иноков в деле просветительского служения Церкви и обществу.
В своей статье Л. А. Наумова описывает возможность сохранения иноческого уклада жизни после официального упразднения монастыря и преобразования его в сельскохозяйственную артель на примере Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь, который после своего официального закрытия смог просуществовать еще десять лет.
В своей статье М. А. Несин анализирует систему средневековых новгородских монастырей, состоявшую, в частности, из кончанских и владычных обителей. Согласно выводам автора, кончанские монастыри находились под юрисдикцией архиепископов и не являлись независимой от архиерея организацией черного духовенства, а монастыри, в которых находились владычные кельи и хоромы, не были полностью независимыми от Великого Новгорода.
Статья иером. Павла (Дудорова) представляет собой результаты исследования текста «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни», напечатанного в конце XIX в. и имеющего в своей основе авторитетный и уникальный уставной источник общежительной Саровской пустыни. Как отмечает автор статьи, этот документ еще не был атрибутирован и его содержание не изучено; в связи с этим автор ставит перед собой задачу установления достоверных сведений об истории текста этого документа и изучения его идейного содержания, прояснения вопроса о возможном влиянии Оптиной пустыни. Как отмечает автор, в «Советах и правилах» подробно раскрывается уставная жизнь братии в обители, отражается подвижнический опыт саровских старцев, в связи с чем документ имеет большую церковно-историческую значимость.
Статья иером. Павла (Дудорова) посвящена изучению монастырского устава Саровской общежительной пустыни на основании сохранившихся архивных списков. Как отмечает автор статьи, результаты его исследования подтверждают подлинность и достоверность печатного издания Саровского Типика, составленного на основании так называемого «точного списка» устава монастыря, который был обнаружен в процессе исследовательской работы.
В статье иером. Павла (Дудорова) описывается жизнь первых отшельников на Старом Городище на месте будущей Саровской пустыни, а также период отшельничества и безмолвия в жизни иеросхим. Иоанна (Попова), основателя Сатисо-градо-Саровской пустыни. По словам автора, им были выявлены и последовательно структурированы все даты и события, относящиеся к предмету исследования, исследован первый этап зарождения Саровской общежительной пустыни. В рамках исследования автором был изучен временной отрезок с 1664 по 1700 г.
В статье А. Б. Постникова сообщается об открытии новых текстов псковских харатейных грамот XV — начала XVI в., происходящих из вотчинного архива Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Как пишет автор, тексты, сохранившиеся в списках приблизительно 1732 г., были обнаружены во время работ по выявлению и научному описанию наличных документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. В этой публикации автором предлагается опыт изучения двух актов из Копийной тетради Трехсвятительской обители. По словам автора, эти грамоты были даны в середине XV века прп. Евфросину на земли под устроенный им монастырь и, таким образом, имеют непосредственное отношение к истории создания обители. Как отмечает автор, территория, о которой идет речь в грамотах, и сегодня входит в состав современных границ восстановленной обители. Статья включает в себя публикацию текста двух грамот. Согласно выводам А. Б. Постникова, грамоты, по которым прп. Евфросину были пожалованы земли для обустройства монастыря, были составлены в соответствии с традициями вечевого народоправства и являются ценным источником для изучения древней псковской письменности, исторической топографии Псковской земли и монастырского землевладения.
В статье Е. Б. Резниченко и П. В. Степановой представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х гг. до закрытия обители в 1927 г. В связи с утратой архива богослужебных книг и нот при разорении Дивеевского монастыря основной источниковой базой для исследования послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря, а также сведения о сохранении клиросной традиции дивеевскими монахинями после закрытия монастыря. Авторы статьи предпринимают попытку воссоздать образ дивеевского пения в конце XIX — начале XX в., анализируют дошедшие до нас сведения о репертуаре, намечают периодизацию истории богослужебного пения Дивеевской обители.
Статья иером. Серафима (Максимова) представляет собой очерк истории института старчества с целью раскрытия сущности старческого служения. Автор статьи описывает возникновение и расцвет старческого служения в восточном монашестве IV–VII вв., его упадок после арабских завоеваний на Востоке и иконоборческого движения в Византии, возрождение древних иноческих традиций на горе Афон во второй половине Х в., старческую практику в монашеской традиции прп. Сергия Радонежского. В качестве выводов автор статьи отмечает, что именно в институте монашества феномен старчества достиг наивысшего развития, после чего прошел несколько ступеней от расцвета к упадку.
В статье о. Георгия Скорба описывается история Теолинского Спасо-Преображенского женского монастыря, существовавшего на территории современной Гродненской области с 1894 по 1914 г. Как пишет автор, главной целью существования монастыря являлась миссионерская деятельность среди католического и униатского населения. Статья содержит информацию о возникновении монастыря, его образовательной и благотворительной деятельности, о финансовой поддержке монастыря св. прав. Иоанном Кронштадтским, о пожертвованиях будущего св. патриарха Тихона (Беллавина) и св. императрицы Александры Феодоровны, а также об обстоятельствах прекращения существования обители в ходе Первой мировой войны.
В статье о. Николая Солодова представлены результаты изучения детских лет и времени обучения в духовных школах будущего иеросхимонаха Феодосия (Харитонова). Как отмечает автор статьи, изучение жизненного контекста, в котором формировался будущий подвижник, делает его образ более объемным и понятным. Поскольку документальных свидетельств о раннем периоде жизни иеросхим. Феодосия сохранилось мало, для восстановления его более точной биографии автор статьи использует два метода: уточнение известных обстоятельств жизни по документальным источникам (что позволило установить точную дату и место рождения, проверить сведения о семье и даты обучения в духовных школах) и восстановление жизненного контекста: реконструкция биографий людей, предположительно, имевших влияние на будущего подвижника, а также обстановки среды, в которой он находился, — села, духовного училища и семинарии. Согласно выводу автора, принятие решения о монашеском постриге органично вытекает из предыдущего опыта жизни Василия Харитонова и наставлений свт. Феофана Затворника.
Статья о. Николая Солодова посвящена реконструкции и уточнению отдельных этапов биографии афонского подвижника иеросхимонаха Феодосия Карульского (Харитонова). В статье уточняются обстоятельства, оказавшие влияние на формирование личности подвижника в молодости, а также даются характеристики людям, повлиявшим на Василия Харитонова во время его обучения в духовных школах. Как отмечает автор, молитва и благочестие Василия Харитонова за этот период стали более осознанными, в том числе благодаря знакомству с неправославной религиозной традицией и углубленному изучению святоотеческого богословия по сочинениям свт. Феофана Затворника. Кроме того, по словам автора, хотя постриг Василия состоялся в череде «нового иночества», ученого монашества, насаждавшегося еп. Антонием (Храповицким), по духу Василия-Феофана (Харитонова) следует отнести к традиционному академическому монашеству XIX в., эпохи свт. Феофана Затворника и митрополита Макария (Булгакова).
Статья С. В. Старостенко представляет собой попытку осмысления сборника изречений о женском иночестве «Митерикон» авторства монаха Исайи, русский перевод которого был подготовлен свт. Феофаном Затворником. Как отмечает на основании сравнительного анализа издания, черновиков перевода и греческого оригинала автор статьи, свт. Феофан изменил последовательность текстов памятника в связи с целостностью греческого оригинала. Сборник включает в себя письма с наставлениями в монашеской жизни, назидательные истории, рассказы и высказывания святых жен, духовные наставления и правила монашеской жизни. Согласно выводу автора статьи, свт. Феофан не просто переводил сборник, но и редактировал его текст на разных уровнях, в том числе с прагматической целью — сохраняя духовную глубину произведения, адаптировать его для читателя XIX века.
Статья И. О. Тюменцева включает в себя публикацию синодика Троице-Сергиева монастыря из рукописи № 25 с авторским комментарием. Как пишет автор, изучение этого синодика позволило установить имена и социальное положение 1415 человек, погибших во время осады монастыря 1608–1610 гг. На основе сопоставления данных синодика со сведениями, содержащимися в дневнике Яна Сапеги, в сохранившихся грамотах и письмах защитников монастыря, в Сказании Авраамия Палицына и монастырских документах автор статьи приходит к выводу, что защита Троицы была народной и в ней участвовали люди разного происхождения, представители разных сословий и выходцы из различных областей России.
В статье О. Р. Хромова описывается издательская деятельность Оптиной пустыни в XIX в., в частности история изобразительных листовых изданий для паломников. Как отмечает автор, выпуск листовых изданий, начатый в 1820-х гг., получил продолжение и развитие в последующие годы и является важным и значимым направлением деятельности монастырей в XVIII–XX вв.
В своей статье И. Н. Шамина привлекает внимание к использованию переписных книг начала XVIII в. как источника для изучения женских монастырей в России. Как пишет автор, на основе данных переписных книг возможно установить численность женских обителей, в них есть сведения о социальном положении монахинь, их повседневной жизни, о доходах монастырей и их финансировании государством. По ее словам, материалы в разной степени отражают церковные преобразования Петра I в 1701–1703 гг., которые оказали существенное влияние на жизнь и быт монахинь. Автор статьи ставит перед собой задачу определить, какие сведения могут дать переписные книги о женских монастырях накануне и в ходе начального этапа церковной реформы Петра I. В работе используются описания 17 женских обителей, находившихся на территории Сарской и Подонской, Коломенской епархий, в Москве, Дмитрове, Угличе, Кашине и Казани. Согласно выводам автора, переписные книги 1701–1703 гг. являются весьма информативным и перспективным источником по истории женского монашества в России рубежа XVII–XVIII вв.
Современное состояние православного монашества
Автор статьи сопоставляет и анализирует учение архим. Софрония (Сахарова) и святых отцов о богооставленности, об особенностях правильного отношения к этому периоду в жизни подвижника, об опыте мистического восхождения к Богу. По словам А. Н. Гурова, архимандрит Софроний видел прямую степень зависимости степени обожения человека от тех глубины и ревности, с которыми он переживал опыт оставления Богом. По учению архим. Софрония, большему обожению предшествует большая степень богооставленности подвижника. От выбора следовать за Христом в состоянии богооставленности зависит дальнейший путь спасения человека, и результат этого выбора отражается как на земной, так и на загробной жизни подвижника.
В своей статье игумен Агафангел (Кузнецов) предпринимает попытку осветить результаты изучения современного православного монашества в контексте социально-психологических процессов и общественного отношения к монашеской аскетике, используя психодиагностические методики, биографический метод и включенное наблюдение. По словам автора, исследование социально-психологического портрета современного монашества в условиях радикальных изменений социально-политической, культурной и духовной жизни в России имеет важное значение в контексте социального и педагогического служения православных монастырей, динамики их развития в соответствии с развитием общества. Согласно выводам автора, у современных монашествующих достаточно сформированная система убеждений о себе, о мире и отношениях с миром; респонденты, опрошенные в рамках исследования, способны находить личностный ресурс в уединении. При этом имеются статистически заметные различия в психологии монашествующих в зависимости от возраста, срока нахождения в монашеском статусе и гендерной принадлежности.
В своей статье иером. Прокопий (Рудченко) предпринимает попытку изучения обстоятельств появления и распространения сана архимандрита на Руси, проследить его развитие и определить его место в современной системе наград священнослужителей. Автор статьи анализирует богослужебные отличия архимандритов в начале синодального периода и ранее, дает оценку их символического значения. По словам автора, практика награждения синодального периода оказала заметное влияние на формирование современной системы церковных наград. Согласно выводам автора, в Русской Церкви отношение к сану архимандрита всегда было особым. Заимствованный из греческой традиции, этот сан первоначально предоставлялся по должности клирикам, исполнявшим особо важные церковные послушания. После официального появления наградной системы для духовенства в 1797 г. этот сан был включен в перечень богослужебно-иерархических наград. Современные правила награждения священнослужителей также особо подчеркивают уникальность и высокое достоинство сана архимандрита.
* * *
Как можно видеть, наиболее востребованной для исследователей тематической категорией оказалась история русского православного монашества, что логично объяснить богатством исторического материала и доступностью архивных документов и прочих источников по этой теме. В частности, в рамках истории русского монашества исследовались темы монастырского землевладения, источниковедения по истории монашества, было написано несколько статей биографического характера о конкретных иноках. В целом по итогам обзора можно выделить несколько основных тем, которыми активно занимались исследователи: это история Свято-Успенской Саровской пустыни, наследие соловецкой монашеской традиции в других монастырях, история академического ученого монашества, история мученического и исповеднического подвига монашества в гонениях советской эпохи, а также жизнеописания архим. Леонида (Кавелина) и иеросхим. Феодосия Карульского (Харитонова). В конечном итоге, как представляется, история и современное состояние православного монашества оказались весьма популярным направлением научных исследований в 2023 году.
Подготовил Александр Карасёв