«Наша цель — не крестить всех подряд, а распространить любовь, явленную Иисусом Христом». Интервью митрополита Маланкарской Церкви Захарии Мар Ефрема
В марте 2024 года состоялся визит делегации Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви в Московскую духовную академию. Целью визита было налаживание академического сотрудничества в рамках договоренностей Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью (группу возглавляет ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, главный редактор портала «Богослов.Ru» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл). Московскую духовную академию посетили митрополит епархии Кадампанада Захария Мар Ефрем, священник Мэтью Коши и священник Ануп Раджу. Корреспондент портала «Богослов.Ru» поговорила с митрополитом Захарией Мар Ефремом о том, как живет сейчас Маланкарская Церковь, об отношениях христиан Индии с представителями других религий и о том, чего они ждут от сотрудничества с Русской Православной Церковью.
Статья

Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о жизни Маланкарской Церкви. Каково это — быть древней христианской церковью в нехристианском регионе? Притесняют ли христиан в Индии?

Маланкарская Ортодоксальная Церковь была основана апостолом Фомой в 52 году. В то время в Индии существовали еврейские поселения, поэтому он и пришел сюда. Согласно нашему преданию, он проповедовал среди иудеев рассеяния, а также обратил в христианство четыре индуистских семьи. Так зародилось христианство в Индии. 

С первого по четвертый век индийские христиане были из Кералы (регион Индии. — Прим. пер.). Мы не можем сказать, были ли они православными или принадлежали к другим течениям христианства. Но они следовали учению Иисуса и практиковали свою веру так же, как христиане в Иерусалиме: участвовали в синагогальном богослужении и в целом следовали тому же образу поклонения, как и ранняя Церковь в Иерусалиме. 

Наша церковь никогда не сталкивалась с какими-либо гонениями со стороны местного населения, индуистов или представителей любой другой религии — только от католиков и протестантов. В XV веке начались преследования со стороны португальцев, священников-кармелитов Католической Церкви и англикан — они пришли, чтобы завоевать не только христиан, но и право окормлять индийцев.

На каком языке совершаются богослужения в вашей Церкви?

В самые ранние периоды, примерно до XVI века, это был сирийский язык, поскольку святой апостол Фома говорил на арамейском и сирийском. Позднее мы постепенно перешли на малаяльский и английский в Керале и на хинди на севере Индии. Так что в настоящее время мы используем малаяльский, английский, хинди и иные местные диалекты, например конкани.

Как живут рядовые члены Маланкарской Церкви? Каковы правила подготовки к принятию Святых Даров? Какова частота причащения?

Каждый воскресный и праздничный день мы совершаем Святую Евхаристию. Кто-то причащается раз в неделю, кто-то раз в год. Мы не принуждаем людей к причастию каждое воскресенье.

Каково молитвенное правило и практика поста для мирян? 

Согласно нашим канонам, мы совершаем молитву семь раз в день. Мы молимся в 5 часов утра, затем в 6:00 и 8:00. В 14:30 и 15:30 — дневные молитвы. Вечерние — в 18:00 и 21:30. Таким образом, мы молимся семь раз в день. Особенно это касается семинаристов и монашеских общин. Семейные люди молятся дважды в день: утром и вечером, но иногда и третий раз — днем. 

Также у нас есть пять канонических постов: Великий пост на 50 дней, Рождественский на 25 дней, затем Успенский пост на 15 дней, Апостольский на 13 дней и 3 дня, следующих за праздником в честь пророка Ионы. Итого пять. Кроме того, существует восьмидневный пост в честь Рождества Божией Матери, но он не канонический. Правда, народ очень любит этот пост, поэтому почти все в нашей Церкви соблюдают его.

Ведется ли миссионерская деятельность среди молодежи и неверующих? Какими средствами?

У нас есть два вида миссионерской деятельности. Первый — это свидетельство о Христе через нашу деятельность: помощь бедным, нуждающимся, больницам, особенно в Северной Индии, где есть регионы, в которых полностью отсутствуют образование и медицина. Также у нас есть церковные центры, которые занимаются обращением людей в христианство. Если кто-то хочет прийти в нашу церковь, мы принимаем его и крестим. Но наша цель — не крестить всех подряд, а распространить Божью любовь, явленную Иисусом Христом, на все индийское общество. Также на последнем заседании Священного Синода было принято решение начать миссионерскую работу в Латинской Америке и Испании, потому что люди там, несмотря на то, что они католики, проявляют интерес к нашему вероучению.

Считается, что Маланкарская Церковь была основана апостолом Фомой. Как его почитают в вашей церкви? Какие еще святые особо почитаются?

Святой Фома — основатель и отец нашей Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину 21 декабря после трехдневных страданий. Поэтому с 18 по 21 декабря мы ежедневно служим Литургию и поминальные службы. Кроме того, есть день, который называется Днем святого Фомы. Он отмечается 3 июля, в этот день закрываются все индийские школы и колледжи (не только христианские). В штате Керала этот день является выходным. 

Мы также почитаем многих святых христианской Церкви. Кроме них, наша церковь канонизировала двух местных святых, членов Маланкарской Церкви: святого Григория из Парумалы (Геваргезе Мар Грегориос (1848–1902) первый святой индийского происхождения, канонизированный Маланкарской Церковью в 1947 году. Прим. ред.) и святого Дионисия из Ваттассерила (Дионисий VI Геваргезе Мар (1858–1934) митрополит Маланкарский (с 1909 года), глава Сиро-Маланкарской Церкви (1909–1912 годы), второй прославленный этой церковью святой индийского происхождения. Известен как «Светило Церкви» («Malankara Sabha Bhasuran»). Прим. ред.)

Расскажите о богословском образовании в Маланкарской Церкви. Сколько человек обучается в ваших семинариях в настоящее время, много ли желающих учиться там?

Первая некатолическая семинария в Индии была основана нашей Церковью в 1815 году — это Православная духовная семинария в Коттаяме, ее еще называют Старейшей. А 25 лет назад в городе Нагпур Северной Индии была основана еще одна духовная семинария — в честь святого Фомы. Таким образом, сейчас у нас две семинарии. В Старейшей семинарии мы обучаем студентов, аспирантов и готовим докторантов. В ней обучается около 120 студентов, а в Северо-Индийской семинарии — около 80. Важно сказать, что по нашим правилам тот, кто хочет учиться в семинарии, должен сначала получить высшее образование.

Посылаете ли Вы будущих священников в другие страны учиться в семинариях?

Да, конечно. Его Святейшество Василий Мар Фома Матфей III получил степень магистра в Ленинграде. Наш преподаватель музыки отец Георгий Маммооттил учился в Ленинградской духовной академии, а один из членов нашей нынешней делегации отец Ануп Раджу учился в Московской духовной академии. Кроме того, мы отправляем наших студентов учиться в европейские университеты. 

Также у нас есть две епархии в США, так как многие наши соотечественники живут там. Наши студенты в США учатся в американских православных семинариях: Свято-Тихоновской и Свято-Владимирской. Сейчас около 40 студентов получают степени магистра и доктора в различных университетах за пределами Индии. Я приехал сейчас знакомиться с системой подготовки иконописцев и регентов в Московской духовной академии, чтобы, возможно, отправлять сюда студентов на обучение.

С какими учебными заведениями в мире Вы сотрудничаете в области церковной науки? Какие научные проекты в области богословия осуществляете?

В Индии есть маланкарские и католические семинарии. Все теологические колледжи и семинарии прикреплены к христианским университетам. Каждая церковь посылает студентов на междисциплинарные курсы, так что на каждом уровне в университете есть 2–3 ученика, изучающих и светскую науку, и религию. Таким образом, наши студенты очень хорошо осведомлены о современных тенденциях в науке и о том, как соотносить религию с наукой.

Что Вы можете рассказать об отношениях с Русской Православной Церковью?

Это очень хороший опыт, и мы благодарны Русской Православной Церкви, в частности, за то, что она приняла наших студентов. Сейчас я являюсь директором Музыкальной академии нашей Церкви. Сама академия — вклад Русской Церкви, ведь наш отец Георгий Маммооттил учился в Ленинграде. После окончания учебы в Ленинграде он приехал в Кералу и здесь основал академию. Таким образом, мы обязаны России школой литургической музыки в Музыкальной академии. Мы в долгу перед Русской Церковью за ее вклад в нашу церковную музыку!

Что Вы считаете главным в общении Маланкарской Церкви с представителями других религий?

Индия — мультикультурная страна, где живут последователи разных религий. У нас есть индуисты, которые составляют большинство, мусульмане, буддисты и так далее. Если мы хотим свидетельствовать о Господе Иисусе Христе в этой стране, мы должны вести диалог с этими людьми. Через этот диалог мы пытаемся выразить истину, открытую Иисусом Христом: все исполнилось в Иисусе Христе, Иисус — Спаситель мира, Бог, который может спасти всех людей. Своего рода «инклюзивный» подход. И действительно, есть люди, которые не были крещены, но при этом старались следовать за Христом. Например Махатма Ганди, которого в Индии зовут отцом нации. В автобиографии он писал, что читает Библию каждый день и что Библия оказала на него большое влияние. Он даже называет себя «некрещеным христианином». Есть и другие люди, которые не связывают себя с какой-либо церковью, однако следуют за Иисусом Христом. Я считаю, что в каком-то смысле это происходит благодаря межрелигиозному диалогу.

Что бы Вы хотели пожелать читателям нашего портала?

Вашему народу очень повезло! Вы благословенные. Когда-то у вашей Церкви было покровительство от государей, а потом, несмотря на гонения в коммунистический период, Русская Церковь выстояла. Да, она пережила кризис, но после этого расцвела! Так что вам повезло в том смысле, что вы — люди Божьи, и мы благодарны Богу за то, что Он благословил эту Церковь. Кроме того, я почувствовал, что русские христиане очень ревностны в своей вере и духовности. Так что благословение Божье пусть всегда будет с вами, русские. Мои смиренные молитвы, благословения и пожелания Русской Православной Церкви, Его Святейшеству Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси, а также всем архиереям, Священному Синоду, духовенству, верующим, монахам и всем в этой стране!

Беседовала Ирина Недосекина, фото Александра Карасёва

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9