Духовное попечение святого Иоанна Кронштадтского о глухих и слабослышащих людях" >
Духовное попечение святого Иоанна Кронштадтского о глухих и слабослышащих людях
На первый взгляд земная жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского не была связана недугом глухоты. Однако не случайно именно он был выбран небесным покровителем Екатеринбургской православной общины глухих и слабослышащих. Об участии Кронштадтского праведника в жизни людей, неспособных слышать, и о том, как на государственном уровне осуществлялось попечение о глухих в XIX веке, пишет иеромонах Виссарион (Кукушкин), духовник екатеринбургской общины глухих.
Статья

Святитель Тихон Задонский мудро отметил, что святые угодники были как боголюбивы, так и человеколюбивы больше всех людей[1]. В истинности этой мысли убеждается каждый, кто внимательно знакомиться с биографией праведного Кронштадтского пастыря отца Иоанна Сергиева. Человеколюбие святого Иоанна простиралось на всех кто нуждался в духовной, пастырской, благотворительной поддержке.

В жизнеописании святого, богатом историческими и духовными событиями, удалось найти малоисследованные страницы о его пастырской заботе, обращенной на глухих и слабослышащих чад Божьих. До недавнего времени неслышащих людей всех без исключения именовали «глухонемыми». В статье мы будем использовать этот термин как исключение, т.к. с точки зрения медицины и этики это совершенно неправильно.

Примечательно, что отец Иоанн Cергиев в крещении был наречен именем великого и духоносного подвижника Болгарской Православной Церкви святого Иоанна Рыльского. Этот преподобный отец 60 лет прожил отшельником у реки Рило (отсюда и именование Рыльский) «не видя и не слыша лица человеческого, но пребывая в молчании и молитве»[2]. У православного народа добровольный молчальник стяжал славу целителя недуга немоты.

Одно из жизнеописаний доброго Кронштадтского пастыря свидетельствует как он, еще будучи студентом духовной академии, опытно познал трагедию внезапно оглохшего человека. Как вспоминал сам отец Иоанн, за несколько дней до выпускных академических экзаменов к нему зашел товарищ и «сообщил горестную и ввергшую его в отчаяние весть, что он совершенно и безнадежно оглох. Все врачи, к которым он обращался, объявили ему, что он неизлечим. Я ему говорю: «А как же выпускные экзамены? Как же ты их будешь держать?». Пишу ему на бумаге, он прочитал и говорит: «Как же я могу держать экзамены, когда я ничего не слышу?». Я возмутился духом. Да ведь это невозможно, немыслимо! И пишу ему на той же бумажке: «Приходи ко мне 8-го вечером, и мы всю ночь с тобой помолимся святителю Николаю Чудотворцу, затем отслужим Литургию, молебен с акафистом». Так мы и сделали, и мы вдвоем так молились, так просили, так убеждали Николая Угодника нам помочь, что после акафиста мой товарищ вдруг услышал, и мы друг друга поздравляли, плакали и обнимались. И он успешно выдержал все экзамены»[3].

Примечательно также письмо отцу Иоанну, написанное одной крестьянкой о своей глухонемой семнадцатилетней дочери, которая потеряла слух в четыре года. Когда Пелагея (так звали дочь) стала обзывать мать, та прокляла ее со словами: «Чтоб ты оглохла!» После этого девочка заболела, в результате чего перестала слышать и говорить. Интересно, что мать не просила отца Иоанна об исцелении Пелагеи, хотя и желала его. Мать просто хотела получить совет пастыря, как молить Бога об исцелении, т.к. осознала свою ответственность за случившееся[4].

Нам неизвестно о других личных контактах с глухими праведного отца Иоанна. Но трудно представить, что пастырь, внимательнейшим образом наблюдая за всеми событиями своей жизни, не размышлял над этоими трогательными историями.

Много ли было глухих и оглохших людей в России к концу XIX — началу XX века? Какие социальные обязательства несла Российская империя по отношению к инвалидам по слуху? Статья «Глухонемота и глухота» в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона сообщает, что «в России... до настоящего времени не имеется никаких общих сведений о числе глухонемых... Единственные данные, позволяющие до некоторой степени судить о степени распространения глухонемоты — это цифры найденных глухонемых при осмотре новобранцев»[5]. По данным медицинских осмотров, проводимых в 1884-1889 гг., из 2 млн 400 тыс. человек не было принято на службу вследствие глухонемоты 5192 (или 21,7 на 10000 осмотренных). Автор статьи справедливо отмечает: «С большим правом можно допустить, что если среди призывных находится столь высокий процент глухонемых, то их должно быть очень много и среди остальной части русского народа.[6].

На государственном уровне социальное попечение о глухих, как и их религиозное просвещение, началось в России в 1810 г. с образования Санкт-Петербургского училища глухонемых. В этом добром деле инициатива принадлежала вдовствующей императрице Марии Федоровне (супруге императора Павла I). Поводом к созданию училища послужила встреча императрицы в Павловском парке с глухим мальчиком. В 1820 г. после нескольких переездов училище обосновалось на Гороховой улице, в доме довольно больших размеров. Это училище было любимым детищем вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она неоднократно посещала его, знакомилась с учебным процессом и состоянием дел. Через год в училище была устроена церковь во имя Апостола Павла, а затем во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла[7]. Сейчас этот храм действует как домовой при РГПУ им. Герцена, и в нем возрождаются традиции духовного окормления глухих прихожан.

К началу царствования императора Николая II Россия уже располагала несколькими училищами для глухонемых (Московское Арнольд-Третьяковское училище, которое известный меценат Павел Третьяков содержал на свои капиталы, Казанское училище, Варшавский институт глухонемых и слепых и вышеупомянутое Петербургское училище), был накоплен опыт в области сурдопедагогики, столь необходимый для широкомасштабных преобразований[8]. Перед этими учебно-воспитательными заведениями ставилась цель — дать глухим детям религиозно-нравственное, начальное умственное образование и обучить их ремеслам[9].

В это же время, помимо училищ, в России также создаются благотворительные общества призрения и образования глухонемых детей. Одно из таких обществ было основано в 1887 г. в Казани. Действительными членами этого общества были как светские, так и духовные лица. В числе жертвователей Казанского Общества был и Сергеев Иоанн Ильич, протоиерей Крондштадского собора. Его пожертвование составило значительную сумму — 800 рублей. Этот незначительный на первый взгляд факт говорит о пастыре как о человеке, исполненном «милости и сострадания к униженным и отверженным людям Божиим» [10].

В 1898 г. в Ведомстве императрицы Марии Федоровны (вдовы императора Александра III) было учреждено Попечительство о глухонемых. Эта социальная структура нуждалась в больших финансовых затратах, и фактически попечение о глухонемых существовало благодаря частным пожертвованиям, церковным сборам, помощи членов императорской фамилии. Кроме этого, членам Попечительства предстояло проделать большую организационную работу. Цели, поставленные «Положением» Попечительства, затрагивали во многом те вопросы, которые были близки отцу Иоанну Кронштадтскому. Это учреждение занималось содержанием глухонемых мастерских для взрослых, домов трудолюбия, отведением дешевых квартир, трудоустройством, устройством престарелых и увечных глухих в богадельни. Для детей Попечительство планировало открытие школ, учебных мастерских, приютов, пунктов социальной поддержки, патронажа, обеспечения. Кроме этого, Попечительство организовывало курсы подготовки педагогов и воспитателей для специализированных школ[11].

Исследователи отечественной истории глухих отмечают, что «за время своего существования Попечительство о глухонемых открыло отделения во многих городах: в Александрове Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске. В городах, где имелись отделения Попечительства, создавались специальные школы и училища... Учебные заведения для глухих создавало не только Попечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу 1902 г. школ для обучения глухонемых, находившихся в ведении Святейшего Синода, насчитывалось 27»[12].

Долгое время было неизвестно, что праведный Кронштадтский пастырь внес огромный духовный вклад в успешное развитие «Попечительства о глухонемых». В фондах Центрального Государственного Исторического Архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)[13]. хранится телеграмма императрицы Марии Федоровны Почетному члену Попечительства протоиерею И.И. Сергиеву от 25 июня 1901 г.: «Государыня Императрица Мария Феодоровна благодарит Вас за молитвы и благословение дела попечения о глухонемых»

Это благословение духовного и социального попечения о глухих людях мы ощущаем и сейчас. Так, весной 2001 г. в Екатеринбургской духовной семинарии была образована православная община инвалидов по слуху. Нужно было определиться, кто будет небесным покровителем общины. Сначала размышляли о тех святых, чья земная жизнь в той или иной степени была связана с недугом глухоты. Но неожиданно выбор пал на святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского, ведь вся жизнь «Кронштадтского батюшки», как ласково называли его в России, была жертвенной, самоотверженной пастырской заботой о ближних. Большое внимание в своем служении отец Иоанн уделял тем, о ком общество забыло (или хотело забыть) — беднякам и нищим Кронштадта. К сожалению, в наше время общество остается «глухим» к проблемам многих социальных групп, в том числе и к неслышащим людям. Избрав святого Иоанна в небесные покровители общины, неслышащие прихожане обрели сильного молитвенника и помощника. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот выбор был промыслительным.



[1] Пензенский православный собеседник. — 2003 — № 6. — С. 1.

[2] Православный календарь http://days.pravoslavie.ru/Life/life6927.htm

[3] Аксенов Р., свящ. Паси овцы Моя. Учение о пастырстве святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - С. 11.

[4] Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанна Кронштадтский и русский народ. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 133-134.

[5] Герценштейн. Г. Глухонемота и глухота // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. - Т. 16. - С. 905-911. Ресурс доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html

[6] Там же.

[7] Балашов Д. Е. Религиозное просвещение глухих в дореволюционной России // Журнал Московской Патриархии. - 2001 - № 7.

[8] Там же.

[9] Роль духовенства в деле призрения и воспитания глухонемых детей. Ресурс доступа: http://www.kazan.eparhia.ru/eparhiaotdeli/workwithhardofhearing/rolduhoven/

[10] Стихира на стиховне малой вечерни службы святому Иоанну, праведному пастырю Кронштадтскому.

[11] Базоев В.З., Паленный В.А. Человек в мире тишины. - М.: Академкнига, 2002. - С. 463.

[12] Балашов Д. Е. Религиозное просвещение глухих в дореволюционной России // Журнал Московской Патриархии. - 2001 - № 7.

[13] РГИА Ф. 2219 (Сергиев, Иоанн Кронштадтский. 1856-1908). Оп. 1. Д. 26, Л. 42.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9