Богословские основания феномена церковного обновления
Тема церковного обновления (независимо от отношения к этому явлению) ассоциируется, в первую очередь, с идеями и деяниями ряда церковных деятелей первой четверти ХХ века. Стремление к обновлению представляется в этом случае неким историческим процессом, строго локализованном во времени и месте. По мнению автора, тот феномен в своем расширительном толковании имеет свои истоки в Предании. Статья является попыткой проанализировать понятие обновления с точки зрения богословской.
Статья

Древнее прошло, теперь все новое
1 Кор 5.17

Сама идея «нового», «обновленного», «обновления» четко обозначена в Новом Завете и встречается там довольно часто. Ни много ни мало, обновление — это цель Божьего замысла спасения. В книге Откровения Сидящий на Престоле говорит Тайнозрителю: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Это происходит в момент, когда Иоанн видит «новое небо и новую землю», то есть свершение Божественного замысла о мире и человеке.

После грехопадения в обновлении нуждается все творение, по слову апостола «…тварь покорилась суете не добровольно, а по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Источником нового творения является Иисус Христос, Который стал новым Человеком, Главой и Началом нового творения (Рим. 5:12, 1Кор. 15:23). Христос заключает новый завет с новым избранным народом – «новым Израилем» (Лк. 22:20; Деян. 2:39; Деян. 15:14; Гал. 3:29). Само учение Христа предназначено для обновленного ума: «никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16-17). При этом в проповеди Сына Божия нет радикального отказа от Закона – он «исполняется» во Христе, наполняясь новым смыслом (Мф. 5:17).

Верные становятся сопричастны обновлению силой Святого Духа, Которым в купели крещения человек рождается для новой жизни. Кто принимает Христа, тот в Нем становится «новой тварью» (2Кор. 5:17) и призван жить по новой заповеди, данной ученикам (Ин. 13:34), исполняясь Духом и «обновляясь духом ума» (Еф. 4:23), чтобы в нем «изобразился Христос» (Гал. 4:19). Вера во Христа для человека – «путь новый и живой» (Евр. 10:19). Христианин облекается в нового человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24), который сам «обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Таким образом, обновление является обязанностью для христианина, но сама возможность обновиться может быть дарована только Христом (1Петр. 1:13; Рим. 13:14). В обновление вовлечен не только наш дух, но и наше тело: мы имеем «начаток Духа», ожидая «искупления тела» (Рим. 8:23), в результате чего, после Второго Пришествия, оно должно стать совершенным, уподобляясь преображенной плоти Христа: «когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2).

Таким образом, мы видим, что понятие обновления не только не чуждо Священному Писанию, но является одним из основных его концептов. На основании вышеприведенных цитат можно дать следующее определение: обновление есть процесс, благословенный Богом, который является подражанием Ему в Его обновляющей деятельности, и участие в котором заповедано нам Христом. Обновление человеческой природы (в смысле ее освобождения от рабства греха) произошло в Воскресении Спасителя. В купели крещения каждый христианин индивидуально обновляется Духом Святым. Обновление своей души является задачей христианской духовной жизни.

Проецируя богословие обновления в плоскость экклезиологии, мы сталкиваемся с определенным противоречием. Нуждается ли Церковь как Тело Христово в обновлении? Может ли она стареть или дряхлеть со временем? Конечно же, не может: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Как говорит в одном из своих слов свт. Иоанн Златоуст: «Церковь никогда не стареет, но всегда цветет»[1]. Однако, рассуждая о Церкви, нужно помнить о ее двусоставности: она имеет не только мистическое измерение («Тело Христово»), но и земное проявление («от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами», как говорится в Катехизисе митрополита Московского Филарета[2]). В этом своем земном аспекте она вполне может, например, прекратить свое существование (как прекратила свое существование Карфагенская церковь) или «ветшать», то есть подвергаться тлетворному влиянию мира сего. Поскольку каждый человек нуждается в духовном обновлении, то и сообщество людей также имеет потребность в том, чтобы очищаться от налета греха. К сожалению, часто случается так, что греховная человеческая природа проявляется и в церковной жизни, привнося в нее мирское, временное, страстное – все то, от чего Церковь должна избавляться. По выражению свщмч. Михаила Чельцова[3]: «Она (Церковь – И.Н.), действительно, столп и утверждение истины и, действительно, вратами ада она никогда не одолена <…>. Оставаясь сама по себе таковой, она в нашем сознании и жизненном выражении (выделено мною – И.Н.) может оказаться уже столбом поваленным, утверждением непрочным и к одолению от ада склонным, даже и близким»[4]. Поэтому в жизни христианина всегда актуальна задача, во-первых, радеть об обновлении собственной души, а во-вторых, поддерживать в Церкви как сообществе людей жизнь. По слову того же святого: «естественная для христианина потребность и задача — осмотреть, <…> насколько в его понимании и жизни Церковь является таковой, каковой должна быть, ярко ли в ней светит правда Евангельская, подлинный ли блестит свет Христов, согреваются ли лучами тепла сердца скорбящих и озлобленных»[5]. Таким образом, церковь в своем земном проявлении нуждается в непрестанном внимании со стороны ее верных чад (священнослужителей и мирян), дабы под слоем мирского не оказались похоронены евангельские принципы, заложенные Самим Учителем. «Думать же, что все может исправиться само собой, <…> что, при промышлении Божием о Церкви Его святой, процесс самой жизни приведет к целям религиозного прогресса, — это благочестиво оправдывать свою лень, защищать кощунственно свою неподвижность и безбожно предаваться утопической мечте»[6].

Не нужно, однако, полагать, что обновление призвано полностью уничтожить старую «церковность» и на ее месте создать некий духовный «новодел» — ведь обновлять можно, во-первых, только то, что уже существует, а во-вторых, то, что особенно дорого и ценно, с обветшанием и медленной гибелью чего никак нельзя мириться[7]. Поэтому работа по обновлению Церкви есть задача каждого верующего. Но важно и не забывать, что истинным Главой Церкви является Христос и Он Сам невидимым образом руководит процессом обновления, который совершается людьми при условии соблюдения ими чистоты православной веры, приверженности Преданию и стремлению жить по Евангелию. Необходимо помнить слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Реформы ради реформ, обновление, воспринимаемое (с позволения сказать) как «вид спорта», как удовлетворение своей гордыни, а, тем более, реформирование в угоду политической конъюнктуре, является порочной страстью, которая способна только навредить. Этот последний тезис об «обновлении с оглядкой на политику» хотелось бы выделить особо, потому что именно в нем нужно искать причины такого негативного явления как «обновленчество» 1920-х годов. В историографии прочно закрепилось мнение, согласно которому два этих понятия – «обновление» и «обновленчество» – разводятся учеными как раз по причине того, что деятели последнего стали активно сотрудничать с советской властью, дискредитировали себя участием в гонениях на Церковь и, в итоге (опять же, в угоду властям) полностью отказались от ряда ключевых реформ церковной жизни[8].

На основании всего вышесказанного подводя итог статьи, под обновлением Церкви мы предлагаем понимать явление, при котором Сам Христос силою Святого Духа (невидимым образом) в синергии с людьми, чадами Церкви, (видимым образом) производит очищение церковной практики (организации приходской жизни, административного управления, богослужения и пр.) от наслоений, возникших во времени и имеющих временный характер, и возвращает Церковь к нормам Евангелия и Предания (которое и есть жизнь и действие Святого Духа в Церкви). Как призывал христиан первого века апостол Павел: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5;19). Об этом говорится и в богослужебных текстах: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Обновление, несомненно, должно иметь творческий характер, поскольку имеет своим источником Самого Творца. Эта мысль нашла свое выражение в программе «Союза ревнителей церковного обновления», где это явление понимается «в смысле свободного, верного вселенскому христианству, всестороннего церковного творчества на основе всеобъемлющей христианской истины»[9].

Думается, что такое понимание обновления Церкви поможет многим заново оценить этот феномен и признать, что задача поддержания жизни в Церкви и очищения ее от налета всего мирского является одной из самых актуальных для христианина, стремящегося подражать своему Господу.

Киевская Русь

[1] «Слово на Евтропия Евнуха, патриция и консула, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: “Стала царица одесную Тебя”», 6. В оригинале «Oὐδέποτε γηρᾳ̃, ἀεὶ δε ἀκμάζει», по-славянски «никогда же стареет, но присно юнеется».

[2] Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, 250.

[3] Священномученик Михаил Чельцов – протоиерей, богослов, миссионер, преподаватель. В 1919-1922 гг. настоятель Троице-Измайловского собора Петрограда. Деятель «Кружка 32 священников», члены которого активно выступали за церковное обновление. Прославлен в 2005 г., день памяти 26 декабря / 8 января.

[4] Чельцов М., прот. Сущность церковного обновления // Электронный ресурс: http://www.sfi.ru/statja/prot-mikhail-chelcov-sushchnost-cerkovnogo-obnovlenija/ (Дата обращения: 16.09.2014)

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] «Обновление не есть появление нового — это было бы творением, рождением; обновлять можно только то, что существует. В этом смысле мы говорим, например, об обновлении природы от благодатного дождя после продолжительной и изнурительной засухи. <…> Но и самый благоприятный дождь, даже после самой изнурительной засухи, для обновления природы не производит никакого существенного переворота в природе, во внутренней сущности растений: растения сами по себе остаются теми же, что и были, только со вновь полученными, данными условиями для своего оживления, расцвета; что было заложено в их сущности живительного — теперь распускается, раскрывается, дает приятность обонянию, удовольствие глазу и радость и отраду всему живому(выделено мною – И.Н.)» (Чельцов М., прот. Цит. соч.).

[8] Смотри, например, на эту тему: Чельцов М., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930-х годах? // Электронный ресурс: http://www.sfi.ru/statja/prot-mikhail-chelcov-v-chem-prichina-cerkovnoi-razrukhi-v-1920-1930-kh-godakh/ (Дата обращения: 14.09.2014); Поспеловский Д.В. Церковное обновление, «обновленчество» и патриарх Тихон // Электронный ресурс: http://www.anti-raskol.ru/pages/2062 (Дата обращения: 15.09.2014); Шкаровский М.В. Советское государство и советская церковь // Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/311837.html (Дата обращения: 16.09.2014); Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918). Б.м., б.г. С. 318 (серия «Церковные реформы»); Соловьев И., свящ. «Обновленческий» раскол и литургические реформы // Церковный вестник. 2008. № 12 (385) (перепечатано на сайте ЦВ: http://e-vestnik.ru/church/obnovlencheskij_raskol_liturgia/).

[9] Программа «Союза ревнителей церковного обновления», п. 1 / Цит. по: Балакшина Ю.«О, если бы эта Пасха была началом воскресения нашей Церкви!»: Движение ревнителей церковного обновления на рубеже XIX–XX вв. // Электронный ресурс:http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/3628/ (Дата обращения: 18.09.2014).


Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Персоналии
Еще 9