Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина)
Автор записок прихожанина Анатолий Холодюк в первой части своей статьи о поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна в увлекательной и научно-популярной форме рассказывает об истории двух православных приходов в баварской столице, а также о тех многочисленных христианских святынях и реликвиях, которые хранятся в Мюнхене, величаво названном в XVII–XVIII веках «Римом в Баварии».
Статья

«Гаражная» церковь

В единственное запотевшее окно Крестовоздвиженской домовой церкви постукивает на зимнем ветру и словно просится в тепло тонкая лоза дикого винограда. У нее – пожухлый и свернувшийся от холода листок, а на одном из ее «усиков» свисает острая сосулька размером в две-три капли. Два десятка верующих, сидящие на полу малыши и развешенные по стенам в три ряда большие и малые иконы с теплящимися лампадами едва вмещаются в этой невысокой «гаражной», как называют ее в народе, церкви. Она принадлежит Свято-Воскресенской общине и спряталась на мюнхенской улице Глициненштрассе, 38 (Glyzinenstrasse). Слева у входа в церковь к выбеленной стене прикреплен большой деревянный крест. Эмалированную круглой формы вывеску «Представительство Московского Патриархата» на фасаде смежного с нею двухэтажного и обвитого декоративным плющом особняка закрывает высокая голубая ель.

Все прихожане знают, что для будущего нового храма, с куполами и звонницей, в приходской кассе не хватает еще три миллиона евро. Поэтому в субботние и будние дни проходят богослужения в этой крохотной церкви, расположившейся в перестроенном еще в 60-х годах прошлого века обыкновенном гараже.

Кто в ней только не бывал за многие годы! Сразу и не перечислишь всех тех известных в России и других странах архипастырей и священнослужителей, кто в разное время возглавлял здесь Божественную литургию и молился в маленьком алтаре.

«Приезжих гостей, – рассказывает протоиерей Николай Забелич, – мало интересует история этой церкви, но больше – время и обстоятельства появления в баварской столице драгоценного реликвария с мощами бессребреников Космы и Дамиана. Однако есть и такие россияне, кто звонят в приход и спрашивают о месте нахождения в городе мощей святых бессребреников Кира и Иоанна, о которых повествуется во второй части Минеи» (1). Батюшке приходится только молчать в ответ или пожимать плечами: а кто его знает, где ныне могут в Мюнхене почивать мощи этих безмездных целителей?

Однажды, года три тому назад, после литургии он заметил, как я склонился над деревянным ковчежцем с частицами мощей, стоящим на полке черного настенного киота под небольшой старообрядческой иконой святого Николая Чудотворца. Мне показалось, чего-то недостает в этом мощевике.

– Частицу мощей по благословению архиерея передали для антиминса новой церкви, – завел разговор отец Николай.

Вот в эту самую минуту, кажется, и осенила его мысль предложить мне «поискать» в католических храмах Мюнхена мощи святых Кира и Иоанна, которыми так интересуются в России.

– А будет ли по силам одному такое послушание? – хотел было я уклониться от его предложения. Не успел: протоиерей уже преподал свое благословение…

Часовня-памятник в Дахау

Отец Николай – моложавый священник с едва заметным мягким белорусским акцентом, певший вторым тенором на концертах хора местной Сербской Православной Церкви, – появился на солее Крестовоздвиженской домовой церкви только в августе 1999 года, сменив ее настоятеля митрополита Венского и Австрийского Иринея (Зуземиля) (1919–1999), скончавшегося 26 июля того же года. За четыре дня до кончины владыку пособоровали и причастили клирики Болгарской Православной Церкви. Отец Николай воспитывал тогда двух маленьких детей и жил в Хальбергмоссе, под Мюнхеном, в семье Глеба Александровича Рара (1922–2006), поэтому, следуя определенным правилам такта и традициям этого большого семейства, никогда в «гаражной» церкви не появлялся.

История создания возглавляемой им и поныне Свято-Воскресенской общины связана с построением в 1994 году Свято-Воскресенской деревянной часовни на территории бывшего концлагеря в Дахау. Вряд ли имеется еще на земле такое же трагически-печальное место, как то, где расположена эта часовня-памятник, – рядом с потухшими печами двух крематориев бывшего лагеря смерти. Идея создания часовни принадлежит не Г.А. Рару, как об этом пишут его дети в интернет-материалах, а известному на немецкой земле архиепископу Клинскому, викарию Московской епархии Лонгину – постоянному представителю Московского Патриархата в Германии. Сама эта часовня-памятник была сооружена по благословению Патриарха Алексия в память обо всех соотечественниках, погибших в годы Второй мировой войны в Дахау и в других концлагерях Третьего рейха. Проект часовни-памятника финансировало Генконсульство Российской Федерации в Мюнхене.

Часовня в ДахауСруб часовни и все другие ее детали в 1994 году были изготовлены опытными умельцами во Владимирской области, а установлены в Дахау военными строителями из покидавшей Германию Западной группы войск Российской Федерации. Архитектура часовни выдержана в стиле деревянных церквей, стоявших многие века на погостах русского севера.

После завершения строительных и отделочных внутренних работ в Дахау побывал архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший чин малого освящения часовни. Ее полное и торжественное освящение состоялось 29 апреля 1995 года, в день 50-летия освобождения уцелевших заключенных Дахау. Его совершил ныне покойный Высокопреосвященный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, сам бывший фронтовой офицер. Во время своего визита в Германию Патриарх Алексий 20 ноября 1995 года отслужил в часовне Воскресения Христова в Дахау заупокойную литию и подарил ей литургические сосуды. По данным, полученным в Католическом архиепископстве Фрайзинга и Мюнхена, Патриарх Алексий, пребывая с визитом в Баварии, попросил кардинала Фридриха Веттера помочь в будущем с арендой в Мюнхене помещения, где могли бы молиться прихожане новой общины Московского Патриархата.

Памятным днем для диакона Николая Забелича стало 28 августа 1996 года, когда в Берлине архиепископом Феофаном он был рукоположен во священники и назначен настоятелем Свято-Воскресенской часовни в Дахау, а вместе с тем и новоорганизованной Свято-Воскресенской общины городов Дахау и Мюнхен. Эта новая община вошла в состав Берлинско-Германской епархии. Инициатива ее создания также не принадлежит Г.А. Рару, прислуживавшему тогда иподиаконом на мюнхенском приходе РПЦЗ. Памятной стала для священника Николая Забелича и первая литургия в Свято-Воскресенской часовне, отслуженная им 8 сентября 1996 года в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии. С этого дня службы в этой церкви совершались каждое воскресенье.

После обращения Берлинского епархиального управления к католическим властям Мюнхена новоорганизованой общине для совершения богослужений была предоставлена мюнхенская часовня святой Оттилии при Бенедиктинском колледже. 10 марта 1997 года, когда состоялось первое собрание прихожан, Свято-Воскресенская община начала свою официальную деятельность. А с середины ноября того же года постоянным местом для общинных богослужений стала просторная домовая католическая часовня на высоком этаже мюнхенского «Колпингхауза», расположенного в самом центре города. В настоящее время здесь три воскресенья в месяц совершается Божественная литургия, а в субботние и будние дни службы проводятся в Крестовоздвиженской домовой церкви при официальном Представительстве Московского Патриархата в Мюнхене.

Из Гельсингфорса в Мюнхен

История Русской Православной Церкви в Мюнхене началась с того, что в самом конце XVIII века в городе открылось посольство Российской империи в Баварии. Возможно, в его здании, как предполагает мюнхенский протоиерей Николай Артемов (РПЦЗ), была устроена часовня для проведения богослужений. Однако документы свидетельствуют о том, что с 1832 года сотрудники посольства со своими родственниками посещали бывшую кладбищенскую церковь (1494), позже переданную православным грекам – Salvatorkirche (Salvatorstraße 17) в исторической части баварской столицы.

Здесь же молился дипломат и поэт Федор Иванович Тютчев (1803–1873), крестивший у греков своих детей. Он прожил в Мюнхене 22 года, и когда в 2003 году открывали в городе памятник поэту Федору Тютчеву, то российские и немецкие литераторы писали, что именно на баварской земле он написал знаменитые строчки «Умом Россию не понять…» и переписывал стихи «Люблю грозу в начале мая…». А историки подтвердили, что в Мюнхене он написал и такие слова: «Русская история до Петра Великого – сплошная панихида, а после – одно уголовное дело».

Информация о посещении российскими дипломатами Сальваторкирхе подтверждается обнаруженными документами и материалами в мюнхенских библиотеках и архивах, когда уже велись активные поиски мощей святых Кира и Иоанна. Тогда же обнаружились некоторые документы, рассказывающие о том, что истоки-то домовой Крестовоздвиженской церкви восходят к одноименной церкви, существовавшей в Мюнхене уже с 1881 года. Она размещалась тогда на Канальштрассе 4 в особняке графа Николая Владимировича Адлерберга (1819–1892), служившего до переезда в Баварию с 1866 по 1881 год генерал-губернатором Великого княжества Финляндского и командующим войсками Финляндского военного округа. В Баварии Николая Владимировича знали как представителя знатной шведской фамилии и известного русского государственного и военного деятеля, генерала-адъютанта, генерала от инфантерии и участника покорения Кавказа.

Крестовоздвиженская церковь была освящена в 1867 году и в 1881 году перенесена из Гельсингфорса (современный город Хельсинки) в баварскую столицу Мюнхен. Она была даром русского императора Александра II (1818–1881) отцу Николая Владимировича, рано ослепшему и страдавшему плохим здоровьем Владимиру Фёдоровичу Адлербергу (1791—1884), имевшему титулы графа, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, главноначальствующего над Почтовым департаментом, министра Императорского двора и уделов, а также канцлера российских Императорских и царских орденов (см. фото). Отто фон Бисмарк, известный в Германии как «железный канцлер», высоко оценил Владимира Федоровича Адлерберга, назвав его «самой светлой головой из тех, с кем мне там (в России. – прим. А.Х.)  приходилось встречаться…». Портрет этого графа работы художника Франца Крюгера (1851) украшает ныне один из залов Государственного Эрмитажа.

Ближайшее окружение Николая Владимировича Адлерберга знало его в Мюнхене как глубоко верующего человека. Одаренный многими талантами и прекрасно образованный, он дважды совершил путешествие в Палестину (1845 и 1860). Свои путешествия по святым местам он описал в книге «Из Рима в Иерусалим» (1853) и в двухтомном петербургском издании на французском языке «En Orient, impressions et réminiscences» (1867). Русский граф Николай Владимирович Адлерберг умер 13 декабря 1892 года в Мюнхене, и его отпевал в Крестовоздвиденской церкви иеромонах Паисий (фамилия его неизвестна. – прим. А.Х.).

Службы в Крестовоздвиженской церкви на Канальштрассе происходили только в зимнее время года. В летние месяцы они совершались на вилле графа Адлерберга в другой домовой Никольской церкви, на озере Тегернзее у Баварских Альп. Эта Никольская церковь окончательно была ликвидирована только в 1942 году, хотя службы в ней прекратились задолго до этого (1). Ее иконостас вместе с богослужебными сосудами и священническими облачениями потомки Адлербергов, которые уже не были православными, по данным протоиерея Николая Артемова, в 1942 году передали во временное пользование образованной в 1921 году мюнхенской общине святителя Николая. В настоящее время сохранившиеся части Никольского иконостаса находятся в алтаре женского скита РПЦЗ в баварском Бухендорфе.

Крестовоздвиженскую церковь, что была на Канальштрассе в Мюнхене, упразднили еще до начала Первой мировой войны, а судьба священных и церковных предметов еще до конца не известна. Мюнхенский православный священник из этнических немцев – отец Анастасий Дрекопф – сообщил, что Крестовоздвиженская церковь не исчезла после ее упразднения, а «путешествовала» по Мюнхену: из его «района Зольн на улицу Грефенфингелштрассе 6, а потом – на Глициненштрасе». Окружение владыки Иринея (Зуземиля) утверждало, что частично утварь первоначальной церкви на Канальштрассе (две старые иконы и два больших настенных киота) попала и в современную «гаражную» церковь Воздвижения Креста Господня.

«Любовь все покрыла…»

Если обратиться к энциклопедической литературе, то в ней упоминается, что владыка Ириней (Зуземиль) управлял Крестовоздвиженской церковью уже с 60-х годов (1960? – А.Х.), когда в 1969 году был «построен храм в честь Воздвижения Креста Господня в Мюнхене» (6, с.342; имеется в ввиду домовая или «гаражная» церковь. – прим. А.Х.). Она входила в состав Баденской и Баварской епархии, учрежденной в 1971 году Среднеевропейским Экзархатом Московского Патриархата (там же). Во времена «холодной войны» и вплоть до 1999 года в эмигрантских кругах Крестовоздвиженскую церковь Московского Патриархата называли не только «гаражной», но еще и почему-то «красной», а вот Свято-Николаевский приход РПЦЗ (позже – приход Кафедрального собора Новомученников и исповедников Российских и святителя Николая) считался почему-то «белым». В условиях взаимного неприятия с обеих сторон были известные перегибы, и дело доходило даже до курьезов. Исповедуя единую веру, православные клирики с амвона и в неофициальном общении заявляли далекие от истины вещи. Поэтому одну мюнхенскую церковь они категорично объявляли «благодатной», а другую – «неблагодатной». Две церкви в 90-х годах боролись такими приемами за сферу влияния среди прибывающих из России и Украины новых переселенцев и контингентных беженцев – потенциальных прихожан.

Причащение из чаши в «красной» церкви никак не приветствовалось в «белой». В журнальных публикациях, в устных выступлениях использовались неполиткорректные слова и выражения в адрес не только митрополита Иринея, но также и членов руководства, и даже самого главы Московского Патриархата.

Когда во второй половине 90-х годов правлением прихода РПЦЗ иподьякон Глеб Рар вместе с семьей был выдворен из Кафедрального собора, он вынуждено перешел в «красную» церковь и пел на клиросе в часовне в Дахау и в «гаражной» церкви. Узнав об этом, оппоненты «красной» церкви добавили еще один эпитет к домовой церкви – «раровская».

После смерти владыки Иринея, служившего в Мюнхене два раза в месяц, приход «гаражной» церкви быстро распался, лишь единицы перешли в Свято-Воскресенский приход.

…Помню, как домовую церковь щедро одаривала бывшая пианистка Елена Александровна Глазунова-Гюнтер (1905–1999), приходившаяся приемной дочерью известному русскому композитору Александру Константиновичу Глазунову. При ее жизни у прихода «гаражной» церкви существовали «малое и большое кровообращения» из числа прихожан. «Малое», с узким кругом общения, было очень приближено к самому владыке Иринею. Его члены часто собирались с владыкой в доме Елены Александровны, где хранился чудотворный образ иконы «Николая-Утешителя», с 1963 года принадлежавший ее покойной матери – схимонахине Александре Глазуновой. Об этой иконе пойдет речь позже, а пока ограничимся о ней такой краткой информацией. В августе 1968 года, после смерти в Иерусалиме матери, икона была перевезена дочерью в Мюнхен. В левом углу, под стеклом этой уникальной иконы, приобретенной в конце ХIХ века Великой Княгиней Елисаветой Федоровной и подаренной ею позже иерусалимскому храму Александра Невского при Александровском подворье, укреплена наволочка с вензелями, на которой, по преданию, лежала княгиня Елисавета Федоровна во время погребения в Алапаевске. Об истории этой иконы представители «малого кровообращения» рассказывали за чаем членам «большого кровообращения», то есть всем другим постоянным или случайным прихожанам, собиравшимся после богослужений по приглашению владыки Иринея.

Чаепития проходили в соседнем с церковью доме, который бывшие мюнхенские сотрудники радио Свобода с намеком называли «safe house» (домом, где встречались «резидент» и «агенты»), а также изданный в Москве «Энциклопедический словарь Российских спецслужб» (5, с. 198), рассказавший о двух «ипостасях» владыки Иринея.

На круглый стол ставили красивые сервизные чашки, нарезали куски кекса и угощали сладостями. Хозяин дома рассказывал о приезде в Мюнхен в ноябре 1995 года Патриарха Алексия, которого знал около сорока лет. О том, что сам Патриарх Алексий подарил Крестовоздвиженской церкви икону Казанской Божией Матери, и по сей день свидетельствует памятная медная табличка на ее обратной стороне. Рассказывал владыка и о другой иконе «гаражной» церкви – Черниговской Божией Матери, напоминавшей город его детства на Украине. В большом настенном киоте черного цвета была укреплена старая икона Николая-Чудотворца в окладе. Под нею укреплен деревянный ковчежец с частицами мощей в воске.

В последние годы жизни владыка причащал людей без исповеди, что смущало новых прихожан церкви. Те, кто просил его о предварительной исповеди, замечали, что от владыки пахнет дорогими сигаретами. И в одной, и в другой церкви эмигранты между собою шутили: «Во время исповеди надо держать язык за зубами».

…Рано или поздно раны пагубного раскола церквей залечиваются. Для мюнхенских верующих был долгожданным и радостным тот день, когда разделенные недоверием и подозрением друг к другу две православные церкви протянули друг к другу руки, как это сделали первыми Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, подписав 17 мая 2007 года в Москве «Акт о каноническом общении». Православные верующие в Баварии восприняли единение Русской Церкви как дар Божий. Уже 29 октября 2007 года Патриарх Алексий II посетил мюнхенский Кафедральный собор. Он стал первым храмом Русской Зарубежной Церкви, в котором совершил богослужение Святейший Патриарх Московский. «Любовь все покрыла…» – многозначительно произнес тогда в своей проповеди архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт).

Святая мученица Мундиция Римская

Поиски мощей святых Кира и Иоанна привели меня сначала в центр старого города, в самый первый католический собор Мюнхена – святого Петра или «St.Peter» (осн. 1051? – прим. А.Х.). Собор с башней и часами возвышается на маленькой площади Rindermarkt 1, откуда, по данным историков, и начал строиться в 1158 году город Мюнхен, название которого происходит от немецкого слова «Mönche» – монахи. Там, где стоит этот собор, монахи основали когда-то аббатство, дали ему герб и свое имя – «монашеский». С тех пор на гербе города изображен именно монах. Стилизованный в 1477 году художником-мастером Э. Грассером, герб получил рельефный образ монаха в рясе и с Библией в руке. «St.Peter», с его прямоугольным основанием, завершается купольным сводом, оригинально переходящим в шпиль с крестом. В самой церкви, в 5-м боковом приделе (слева от входа), за железной решеткой находится внушительных размеров стеклянный реликварий-саркофаг, выполненный в 1677 году в стиле барокко мюнхенским мастером-ювелиром Францем Кесслером. В нем находятся мощи святой мученицы Мундиции Римской (ок. 250), которую в Мюнхене считают первохристианской мученицей.

Мощи этой святой долгие годы находились в римских катакомбах святой Кириаки, расположенных под современной Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Мощи святой Мундиции Римской в 1675 году были перевезены из Вечного Города мюнхенским государственным советником и крупным торговцем Францем Бенедиктом Хёгером. Дар собору святого Петра поместили в особый реликварий-саркофаг. В 1804 году эти мощи были закрыты и перестали быть доступны для посетителей собора, но в 1883 году вновь были выставлены в боковом приделе.

Уже три века почитают в Мюнхене эту святую, которую в народе назвали «покровительницей одиноких женщин». День памяти святой торжественно отмечается в Мюнхене 17 ноября, когда по улицам старого города проходит молчаливая процессия, состоящая в основном из женщин, шепчущих текст особой молитвы этой святой и держащих в руках зажженные свечу и пару осенних цветков. Среди участвующих в процессии, говорят, бывает и много вдов.

Других мощей первого тысячелетия единой Церкви в соборе св. Петра не имеется, поэтому пришлось прислушаться к совету служителей собора и поискать cначала христианские реликвии в иезуитской церкви святого Михаила, чтобы найти там священнослужителя Бернхарда Пааля (Bernhard Paal).

У мощей безмездных целителей Космы и Дамиана

Дежурный в административном здании ордена иезуитов, расположенном рядом с церковью святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе), помог связаться по телефону со священником Бенрхардом Паалем, сразу пообещавшим встречу:

Где вам удобно меня минут пять подождать? На проходной?

Предлагаю у реликвария Космы и Дамиана…

Ожидание научного консультанта в знаменитой мюнхенской церкви (Neuhauser Str. 6), где уже несколько столетий хранятся великие христианские святыни – частица Древа Животворящего Креста Господня, шип от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра и бесценный реликварий с мощами святых Космы и Дамиана было недолгим. Еще раз прочитал содержание таблички, рассказывающей об этих безмездных целителях. Реликварий с их мощами находится под стеклянным корпусом за высокой и изящной металлической решеткой в одной из боковых часовен этой церкви. Она построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548–1626) для обосновавшегося в 1559 году в Мюнхене Ордена иезуитов и королей из династии Виттельсбахов.

Свободный доступ к ковчегу для поклонения возможен только один раз в месяц (третья суббота каждого месяца). В этот день благоговейно открываются не только железный засов часовенной решетки, но и сам стеклянный саркофаг, а также маленькие дверки реликвария. К мощам Космы и Дамиана часто приходят с молитвами о помощи православные верующие из числа местных жителей: греки, сербы и русские.

Вот и подошел священник Бенрхард Пааль, который, узнав о предмете моего интереса, сразу разочаровал меня, сказав, что ему «ничего не известно о мощах святых Кира и Иоанна». А вот о святых Косме и Дамиане он сам написал в одной из своих книг, которую и предложил в качестве подарка (3). К какой конкретно из существующих трех двоиц этих целителей они принадлежат, ему тоже неведомо:

У вас существует не одна двоица, а даже – три?

Тогда Бенрхард Пааль предложил продолжить разговор в его келье, расположенной на первом этаже здания ордена иезутов. Поискав в своих многочисленных книгах и бумагах, он достал несколько припрятанных документов-копий на латинском и немецком, с готическим шрифтом, а также фотографии и около десятка брошюр, посвященных известной христианской святыне Мюнхена – реликварию с мощами святых Космы и Дамиана. Вручив все это во временное пользование, он пожелал успешных поисков:

– Скопируйте, потом мне все возвратите. Но документы не на русском языке. А если будете использовать фото – не забудьте, что каждое из них имеет автора-исполнителя Романа фон Гётца, – были слова патера Пааля.

Если бы не эти документы об истории появления в Мюнхене мощей и детальном их описании, а также не консультативная помощь священника-иезуита Бенрхарда Пааля, то вряд ли через несколько месяцев после первой с ним встречи удалось бы установить, что в Михаэльскирхе почивают мощи именно Аравийских (Киликийских) святых бессребреников.

На немецкой земле, особенно в Баварии, издавна отмечается день памяти этих святых. Ныне их память немецкие католики совершают 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический литургический календарь). Осенью 2010 года впервые в истории Мюнхена по инициативе католического кардинала Фрайзинга и Мюнхена Райнхарда Маркса состоялся первый праздник, посвященный святым Косме и Дамиану. Церковь особо призывает этих святых целителей и бессребреников в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены на исцеление души и тела.

В год приобретения Мюнхеном реликвария с мощами свв. Космы и Дамиана завершилась Тридцатилетняя война (1618–1648), и еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632–1634), уничтожившей треть населения города. В 1632 году шведский король Густав Адольф в ходе боевых действий захватил Мюнхен, столицу Баварского герцогства, счастливо избежал разграбления шведами. И поныне в самом центре города на его главной площади Мариенплатц возвышается 11-метровая колонна Девы Марии («Патрона Баварии»), возведенная в 1638 году курфюрстом Максимилианом в знак благодарности за то, что Мюнхен уцелел во время шведской оккупации. Позолоченная бронзовая фигура Девы Марии (высотой 2,25 м) работы скульптора Губерта Герхарда изображает Царицу Небесную на лунном серпе, с короной и благословляющим Богомладенцем на руках. С 1613 года эта фигура Божией Матери находилась в алтаре главной мюнхенской церкви Фрауенкирхе, а спустя 25 лет была установлена на главной городской площади. Обрамляющие колонну ангелы на соколах, по замыслу скульптора, уничтожают дракона, льва, змия и василиска, символизирующих так долго мучившие жителей Мюнхена голод, войну, чуму и неверие.

Измученные бедствиями войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Богоматери своему городу, стали оказывать большее почитание великим христианским святыням. Одной из них стали для мюнхенцев мощи святых Космы и Дамиана Аравийских. Архивные документы (9) свидетельствуют о том, что в 1648 году курфюрст Максимилиан I (1573–1651) благодаря посредничеству кардинала фон Вартенберга, епископа Оснабрюкского, приобрел в Бремене за 2 тысячи талеров реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. В 1649 году святыню торжественно доставили из Бремена в Мюнхен, в церковь святого Михаила, и установили их в главном алтаре, где они находились до 1819 года. Позже реликварий с мощами перенесли в боковую часовню, где святыня стала более доступной для поклонения верующих.

Величественный мюнхенский реликварий св. Космы и Дамиана имеет золотистый цвет. Его длина 116 см, высота – 83 см, ширина – 50 см. Он выполнен из дубовых досок, покрытых серебряными позолоченными пластинами. Внешне своей формой реликварий напоминает саму церковь святого Михаила в миниатюре. Его украшают несколько драгоценных камней крупного размера, янтарь и разноцветные горные кристаллы. Изготовленный в 1400–1420 годах реликварий был отреставрирован в 1854 году в мюнхенском литейном цехе Миллера. В центре по горизонтали он имеет дверцы с замком, на внутренней части которых находятся четыре цветных изображения, рассказывающие о подвигах святых Космы и Дамиана. В основании по периметру реликварий обрамляют барельефы 12 апостолов, а с торца изображены сами святые врачи-бессребреники. Внутри реликвария на специальных подушечках помещены два других малых реликвария в виде темно-серых шапочек-пилоток, великолепно расшитых жемчугом и рубинами. В них, согласно архивным документам, и находятся кости (всего их 31) святых Космы и Дамиана, а также их родных братьев – Леонтия, Анфима и Евтропия († 287 или 303). Так удалось установить, что это – Аравийские, или Киликийские, безмездные целители (6) .

Агиографические сведения, касающиеся непосредственно этих святых, весьма скудны. Со временем произошло смешение житийных сюжетов различных пар святых. Широко известное на Западе жизнеописание святых Космы и Дамиана, датируемое XIII веком, скорее всего, вобрало в себя элементы житий всех пар одноименных святых, добавив к ним и народные предания. Так сложилось цельное произведение, посвященное, между тем, исключительно Аравийским бессребреникам Косме и Дамиану. Хотя не исключено и другое: составители поздних житий могли разделить памятник XIII века, приписав одни его элементы Асийским святым, а другие – Аравийским. В частности, два эпизода (история с подарком больной женщины по имени Палладия и сцена с появлением верблюда во время погребения святых Космы и Дамиана) из известного повествования монаха Иакова Ворагинского фигурируют в житии не только Асийских, но и Аравийских бессребреников.

В Германии широко распространено предание об одном из самых известных деяний Космы и Дамиана Аравийских – операции по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов ногой недавно умершего мавра (по другим источникам – эфиопа). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства. Среди ряда церковных историков распространено мнение, что достоверные, хотя и краткие, сведения о житии Аравийских бессребреников содержатся в знаменитой книге «Золотая легенда» («Legenda aurea sive historia Lombardica»). Ее автор – итальянский монах-доминиканец и духовный писатель Иаков Ворагинский (лат. – Jakobus de Voragine, итал. – Jacopo da Varazze; около 1228(1230)–1298). Книга Иакова Ворагинского, написанная на латинском языке, представляет собой сборник житий различных святых, составленный на основании письменных источников и частично – устных народных преданий. В средние века труд Иакова был широко распространён и позднее переведён почти на все европейские языки (на немецкий язык книга была переведена в 1921 г.). Книгой Иакова Ворагинского в Западной Европе зачитывались так же, как и Минеями-Четьими св. Димитрия Ростовского в России.

Согласно рассказу Иакова Ворагинского, братья-мученики претерпели смерть в 287 году, в царствование Диоклетиана. По месту их страданий (Киликия) святых мучеников Косму и Дамиана Аравийских называют еще и Киликийскими. Напомним, что Киликия – древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфилийского залива к востоку до Амманских гор. В мюнхенской церкви святого Михаила считают, что свою практику врачевания они осуществляли и в порту Эгея (современный турецкий город Аяс (Ayas) в заливе Искендерун), а затем в римской провинции Сирия. Согласно одному из преданий, святые Косма и Дамиан Аравийские приняли мученическую смерть и похоронены в городе Киросе (Cyrrhus, в настоящее время – Килис, на южной границе Турции и Сирии). Немецкие историки теряются в догадках, какими путями-дорогами были доставлены многочисленные частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских из Рима в немецкие монастыри и храмы. Не исключено, что мощи Космы и Дамиана попали в Германию не вполне праведным путем: мощами (как подлинными, так иногда и поддельными) в те далекие времена спекулировали некоторые бессовестные торговцы.

В церковной хронике бременского автора по имени Адам (между 1072 и 1081 гг.) отмечается, что мощи Космы и Дамиана Аравийских «в 965 году архиепископ Адалаг доставил в Бремен прямо из Рима».

Реликварий с мощами был случайно обнаружен в 1434 году в стене Домского собора в Бремене, куда при неизвестных обстоятельствах и были замурованы мощи. Когда реликварий открыли, от святых мощей исходило удивительное благоухание. После чудесного обретения в Бремене мощей Космы и Дамиана здесь были зафиксированы многочисленные случаи исцеления больных. Сохранились свидетельства, что великую святыню из Бремена весьма неохотно передавали в Мюнхен, ссылаясь на тот факт, что в баварской столице якобы уже были частицы мощей святых Космы и Дамиана, доставленные туда в 1606 году из Бамберга герцогом Вильгельмом V, отцом Максимилиана I, выступившего инициатором приобретения бременской святыни.

В копиях документов, переданных священником Бернхардом Паалем, значились книги XVII века, где сообщалось, что в Мюнхене «хранилось много реликвий, привезенных из Рима». «Много»… А может, среди этого множества были и искомые мощи святых Кира и Иоанна? Старые книги можно найти только в специальном фонде Баварской государственной библиотеки.

Среди книжных сокровищ

Баварская государственная библиотека (Bayerische Staatsbibliothek, сокращенно (и далее) – BSB. – прим. А.Х.), основанная в 1558 году герцогом Виттельсбахским Альбрехтом V, знаменита не только в Мюнхене и всей Германии, но и во всей Западной Европе. В апреле 2008 года она отметила свой 450-летний юбилей. Громадное здание BSB в стиле дворцовой архитектуры раннего итальянского Ренессанса известно всем любителям книг. Это хранилище бесценных архивных первопечатных изданий считается одним из старейших и самых значительных универсальных научных собраний в мире. В его фондах, насчитывающих более 10 миллионов томов, около 92 тысяч рукописей и около полумиллиона книг, написанных на русском языке. BSB зарекомендовала себя в Европе крупным мультимедийным информационным центром, оказывающим поддержку исследователям в сфере интерактивных цифровых услуг. BSB стала первой немецкой библиотекой, которая начала осуществлять поиск книг через Google. При библиотеке создан Центр оцифрованных публикаций, позволяющий обеспечить свободный доступ к электронным факсимиле целого ряда древних манускриптов и других ценных книжных раритетов. BSB совместно с Немецкой национальной библиотекой и Государственной библиотекой в Берлине является частью «Виртуальной национальной библиотеки Германии».

Консультанты отдела рукописей и редких книг BSB предложили мне свою помощь.

– В каком веке и где жили святые Кир и Иоанн? И когда предположительно их останки перенесли к нам в Мюнхен?

– Мученический венец они приняли в 311 году близ Александрии, в Канопе. Известно также, что в этом месте и погребли христиане тела святых Кира и Иоанна. И только в V веке их мощи были перенесены в Мануфин, а позднее – в Рим. Далее они попали в Баварию, а вот когда и при каких обстоятельствах это произошло, пока не известно.

– Тогда посмотрите сначала в компьютере каталожный раздел с информацией о рукописях до 1000 года. Многие из них на латинском языке, но их тексты у нас переведены на немецкий. Многие рукописи у нас уже оцифрованы.

…Вот так с помощью компьютера был не открыт, а обнаружен известный в научных кругах Германии уникальный саксонский манускрипт 830 года, представляющий собой стихотворный вариант «Нового Завета» IX века, где рассказывается об Иисусе Христе как о Германском короле. Немецкие ученые считают, что написанный в 820–830 годах в Саксонии эпос «Heliand» («Спаситель») связан с именем сына короля Карла Великого – Людовика Благочестивого, поручившего неизвестному поэту перевести на немецкий язык Ветхий и Новый Завет. До нас дошел только Новый Завет, носящий название «Heliand» и состоящий из более чем шести тысячи стихов. Говорят, в мире имеются только два экземпляра этого манускрипта – в Мюнхене и в Британской библиотеке Лондона.

Все библейские тексты были оригинально переведены и изложены в стихотворной форме на старосаксонском немецком языке. Тексты разделены на две части и снабжены толкованиями. Действие в стихотворном манускрипте «Heliand» происходит не в пределах Святой Земли, а в Саксонии. Иерусалим и иудейские города превращены автором в саксонские крепости, а Галилейское море стало Немецким морем. Иисус Христос представлен как Германский король, окруженный свитой германских героев. Они обладают добродетелями, созвучными народному благочестию германцев: преданностью и верностью королю, мужеством, рассудительностью, готовностью до победного конца сражаться с врагом рода человеческого. Основной частью эпоса является Нагорная проповедь: из всех крепостей спешат мужчины, и толпа людей окружает Спасителя. Из собравшихся выбираются двенадцать мужчин, составляющих народное собрание. Они вместе держат совет и после составления плана военных действий призывают к себе народ, чтобы вместе приступить к его реализации и тем самым спасти человечество от князя преисподней. Свадьба в Кане Галилейской проходит по правилам саксонского свадебного обряда. Иисус Христос входит в Иерусалим не на осле, а, как легендарный всадник, въезжает на великолепном коне…

В уникальном хранилище библиотеки имеется и одна из древнейших сохранившихся славянских рукописей. Ее обнаружили в 1803 году в баварском Фрайзинге. Это древнейший письменный памятник словенского языка – «Брижинские (Фрейзингенские) отрывки» (словен. – «Brizinski spomeniki»). Они были написаны латиницей (т.н. каролингским минускулом) между 972 и 1093 годами в долине реки Мёлль в Каринтии. В рукописи всего три отрывка, один представляет собой исповедь, второй является беседой, третий – молитвой. Ученые-слависты определили сходство содержания второго и третьего отрывков с Псевдо-Климентовой гомилией и Синайским евхологием.

Библиотека неоднократно оформляла выставки, демонстрируя разные уникальные церковные книги. В 2008 году старейшая библиотека стала и обладателем всех восьми томов уникальной рукописной Библии («Оттхайнрих»-Библия), созданной в первой половине ХV века в Баварии. Эту рукописную книгу с ее уникальными цветными миниатюрами, выполненными на высококачественном пергаменте, специалисты считают одной из самых драгоценных в мире, а в Германии ее относят к самым ранним переводам Нового Завета на немецкий язык, именно поэтому ее прозвали «Королевой всех Библий». Впервые за несколько столетий ее выставили для публичного обозрения в Музее сокровищ Баварской Резиденции.

Здесь я обратился к администрации Резиденции с просьбой помочь в поиске мощей святых Кира и Иоанна. Попросили заполнить особую анкету и подождать телефонного звонка или сообщения по электронной почте.

Поклонимся мощам святой великомученицы Екатерины Александрийской

Как-то листая старые немецкие книги, повествующие об истории Ордена иезуитов в Баварии, я наткнулся на краткий рассказ о том, что в Мюнхене ежегодно торжественно отмечался общий праздник «14 святых помощников». Мюнхенские католики праздновали его 8 августа, а в группе «святых помощников» значились такие имена, как «святые Акакий, Варвара, Вит, Власий Севастийский, Георгий Победоносец, Дионисий Парижский, Евстафий, Екатерина Александрийская, Кириак, Маргарита Антиохийская, Пантелеимон, Христофор, Эгидий, Эразм». А в одном из мюнхенских иллюстрированных церковных календарей значилось, что в часовне Креста в церкви святого Михаила в 1700 году выставлен новый по тем временам деревянный реликварий с мощами святой Екатерины Александрийской, около которого собираются верующие женщины, имеющие имя этой соименной святой.

В традиции Западной Церкви св. Екатерина Александрийская уже несколько веков входит в число «14 святых помощников», почитаемых как единая группа святых со времени постигшей Баварию и всю Европу страшной эпидемии чумы в 1346–1349 годах. Житие св. Екатерины широко известно в Германии. В Дрезденской галерее хранится знаменитая работа Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) «Мученичество святой Екатерины» (1506) – центральная часть алтаря св. Екатерины.

Где сегодня мощи этой великой святой, должна, наверняка, знать диакониса церкви св. Михаила по имени Катерина – русская немка, переехавшая в Германию на правах «поздней переселенки» из Казахстана. Так и есть!

– Да вот ее мощи в этой боковой часовне (во второй слева от входа. – прим. А.Х.)! – обрадовала меня Катерина. – Здесь, насколько я знаю, и после ремонта в конце 40-х стоял этот напрестольный деревянный реликварий…

– И мощам святой великомученицы Екатерины Александрийской могут свободно поклоняться и православные верующие?

– Да. Для этого им необходимо лишь открыть решетчатую дверь часовни. Просто издалека эти мощи не видны. И освещение в часовне неяркое. Люди проходят мимо. Их интересует что-то другое.

– Но никакой информации для посетителей церкви ни в буклете-путеводителе, ни рядом с реликварием нет!

– С этим предложением, пожалуйста, не ко мне. Вы же можете сами сказать тому же патеру Паалю. А я же – Катерина! И кое-что должна знать о своей святой и об этих мощах. Кто меня спрашивает, я всем показываю эти мощи. Просто надписи на этих табличках, прикрепленных к мощам, уже поистерлись от времени. Ничего почти не прочтешь… Приходите в следующий раз уже с лупой и фонариком, часа в три или четыре – в это время у нас маловато народу.

– А вот, Катерина, слева от этого реликвария стоит еще один, и точно такой же формы. И какая-то в нем небольшая косточка видна сквозь запыленное стеклышко…

– Это у нас реликварий с частью мощей святого Бенедикта. Там сверху и изображение святого.

– Неужели святого Венедикта Нурсийского?! Это и ваш и наш святой. Вам известно, что часть левой руки его хранится в монастыре Бенедиктбоерн (мужской бенедиктинский монастырь в предгорье Баварских Альп. – прим. А.Х.)?

…Уже после этого диалога с Катериной в одной из брошюр патера Пааля нашел я информацию о том, что история происхождения мощей св. Екатерины в Мюнхене доподлинно неизвестна. Предположительно они были привезены из Рима в Мюнхен в самом конце XVI века. Около 1700 г. мощи св. Екатерины были вправлены в стилизованный под крест напрестольный деревянный реликварий с позолотой. В овальном медальоне этого реликвария изображен лик св. Екатерины. Мощи святой Екатерины хранились первоначально в капелле святого Креста, где и ныне находится терракотовая скульптура этой святой. Позже они были перенесены в главную церковь и помещены в ее боковую часовню для поклонения верующих. Со временем из-за упадка религиозной жизни о мощах святой Екатерины в Михаэльскирхе позабыли. Вновь о них стало известно в конце ХХ веке благодаря книгам-брошюрам священника-иезуита Бернарда Пааля.

Забегая вперед, отметим, что об этом реликварии с его мощами сообщается в инвентарной церковной книге 1773 года. О том, как она была обнаружена – не в церкви св. Михаила! – будет рассказано позже.

А в тот памятный день, когда в Мюнхене я впервые увидел реликварий с мощами святой Екатерины Александрийской, мимо которого столько лет и, может, сотни раз проходил, хотелось поделиться этим радостным событием с протоиереем Петром Степановым из Нюрнберга. Он как-то вручил мне список почти всех баварских святых, прославившихся в первом тысячелетии:

– Вот написать бы кому-нибудь о них. На всю жизнь работы хватит!

Набрал номер мобильного телефона отца Петра – благочинного Южного благочиния Московского Патриархата:

– Отец Петр, благословите! У нас – маленькая сенсация. А может, и большая!

– Интересно, давайте выкладывайте! Только быстро. Я на пути в Бамберг.

– Держите крепче руль. Теперь доподлинно известно, где мощи святой Екатерины. Заверите к нам в Мюнхен! Приезжайте, вместе поклонимся-помолимся.

– А как же служба вечером?! А мощи-то какой Екатерины? Может, Сиенской, какую католики почитают?

Отец Петр, выслушав подробный рассказ, пообещал:

– Приедем когда-нибудь и «поклонимся-помолимся». Не один, а со всеми нашими священниками. А пока оставайтесь с Богом! Действуйте дальше…

– Есть!.. 

«Странам бо всем наставник, преподобне» 

В первых числах февраля 2009 года, после состоявшегося в Москве Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом Московским и всея Руси, и последоваавшей за этим интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, в ящике электронной почты моего компьютера появилось долгожданное письмо из Мюнхенской Резиденции. Научный сотрудник Томас Райнер написал, что «в их двух музеях точно нет мощей святого Кира, зато имеются мощи святителя Кирилла, архиепископа Александрийского».

Позже в телефонном разговоре Томас Райнер намекнул, что «имеется хороший повод для визита в Мюнхен нового Патриарха», который, вероятно, заинтересуется «баварской» частью мощей своего соименного святого.

– Нет, господин Райнер, новый Патриарх Кирилл получил свое имя в честь святого Кирилла, учителя Словенского. Это из двоицы святых Мефодия и Кирилла.

– Кажется, они посещали когда-то и баварский Регенсбург. Там есть и мемориальная табличка об этом.

Благодаря Томасу Райнеру удалось получить первые сведения о мощах святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, в Мюнхене. О них рассказывается на итальянском языке в книге маркиза Рануччио Паллавичини о Мюнхенской Резиденции «I trionfi dell'architetura nella sontuosa Residenza di Monaco».

Продолжительное время эта часть мощей хранились в Риме в церкви Девы Марии на Марсовом Поле (Santa Maria in Campo Marzio), откуда она при неизвестных обстоятельствах была доставлена в Баварию. Предположительно, мощи свт. Кирилла Александрийского появились в Мюнхенской Резиденции не позднее XVI–XVII веков (4).

Первоначально мощи святого находились в «Богатой капелле» Резиденции, о чем свидетельствует запись на 93 странице инвентарной книги этой капеллы: «Gran parte del corpo di S.Cirillo Vescovo Alessandrina».

Согласно тексту жития, святитель Кирилл находился на Александрийском патриаршем престоле 32 года, очищая Христову Церковь от бывших тогда ересей. Он написал много душеполезных сочинений, о чем поется в кондаке святому: «Бездну нам учений богословия источил еси яве, от источник Спасовых, ереси погружающую блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую. Странам бо всем наставник, преподобне, яко божественная являя».

К сожалению, православные верующие Мюнхена не имеют возможности совершать богослужения у мощей этого святого в Мюнхенской Резиденции.

Конец первой части. Продолжение следует…

 

Литература:

1. St. Peter. München. – Regensburg: SchnelI&Steiner, 2008.

2. Русские храмы и обители в Европе. Автор-составитель Антонов В. – Санкт-Петербург: «Лики России», 2005.

3. Pall B.(SJ) Gottesbild und Weltjrdnung. Die St. Michaelskirche in München. – Regensburg: Schnell&Steiner.1977.

 4. «Rom in Bayern. Kunst und Spiritualität der Jesuiten» . – München: Bayerisches Nationalmuseum, 1997.

5. Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь Российских спецслужб. Автор-составитель А. Диенко. – М.: Русский мiр, 2002.

6. Холодюк А. Мощи Аравийских бессребреников Космы и Дамина – христианская святыня Мюнхена. – Мюнхен: 2010.

7. «Вестник Германской Епархии», 1993, N° 4.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9