Православное богословское образование в Европе и Болонский процесс: Некоторые итоги
С 22 ноября по 3 декабря 2010 года представители духовных академий Русской Православной Церкви совершили поездку по высшим православным богословским школам Европы. Портал Богослов.Ru подробно освещал эту поездку. Своими впечатлениями от общения с европейскими коллегами делился с нашими посетителями архимандрит Кирилл (Говорун). Теперь мы предлагаем Вашему вниманию обзор итогов поездки, подготовленный проректором Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В. Бурегой.
Статья

Обобщая результаты наших встреч с представителями православных богословских ВУЗов Европы, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, вполне очевидно, что все богословские учебные заведения Поместных Православных Церквей Европы сегодня идут по пути интеграции в единое европейское образовательное пространство. Во всех православных высших учебных заведениях, которые посетила наша делегация, применяются принципы Болонского процесса. При этом степень имплементация этих принципов в различных учебных заведениях различна. Фактически каждое учебное заведение формирует и реализует свою образовательную модель, синтезирующую местные образовательные традиции с новыми тенденциями в европейском образовании. Особенности моделей высшего богословского образования, действующих в разных Поместных Церквах, обусловлены, прежде всего, историческими образовательными традициями разных стран, спецификой современной государственной политики в сфере образования и особенностями осмысления принципов Болонского процесса каждым его участником.

В каждой стране и в каждой Поместной Церкви происходит сложное и во многом уникальное переплетение этих факторов, в результате чего и формируется особая национальная модель православного богословского образования. Поэтому неудивительно, что в богословских ВУЗах Европы можно видеть заметное разнообразие в подходах к общей структуре высшего богословского образования, организации учебного процесса, системе научно-богословской аттестации, системе научных званий и порядку присуждения этих званий, контролю качества образования. Каковы же основные особенности различных моделей функционирования православных богословских ВУЗов в условиях Болонского процесса?

 

Богословские школы и государство

Прежде всего следует отметить, что высшие православные богословские учебные заведения в Болгарии, Греции, Польше, Румынии, Сербии, Словакии полностью интегрированы в национальные системы образования, и потому дипломы, выдаваемые этими ВУЗами, признаются государством. Проблемы с признанием дипломов существовали в некоторых странах лишь в социалистический период, когда богословские школы были выведены из состава государственных университетов и действовали исключительно как церковные институции. Однако с начала 1990-х годов в бывших социалистических странах Центральной и Южной Европы богословские факультеты вновь вошли в состав университетов и с тех пор осуществляют свою деятельность в полном соответствии с нормами государственного законодательства. Такая модель является традиционной для всего европейского региона. Здесь богословское образование исторически всегда существовало в форме богословских факультетов государственных университетов. Это заметно отличает перечисленные страны от России. Напомним, что в Российской империи в университетах никогда не было богословских факультетов. Богословие в Русской Церкви традиционно развивалось в стенах духовных академий. И в значительной степени именно поэтому попытки инкорпорировать богословие в общий контекст российской науки встречали в постсоветский период заметное противодействие.

 

Богословские школы и Церковь

Если во взаимоотношениях богословских ВУЗов со светской системой образования во всех перечисленных странах можно видеть определенную общность подходов, то взаимоотношения богословских школ с церковными властями в разных странах строятся по-разному, что, опять же, обусловлено различием исторических традиций. Если, например, румынская модель предполагает достаточно плотный контроль над богословскими ВУЗами со стороны Православной Церкви, то в Греции Церковь не имеет никаких законодательно закрепленных рычагов влияния на православные богословские факультеты. Более того, предпринимавшиеся в последние годы священноначалием Элладской Православной Церковью попытки изменить ситуацию не имели успеха.

Ознакомление с жизнью высших православных богословских школ в Европе позволяет сделать важный вывод о том, что степень контроля над богословскими ВУЗами со стороны церковной иерархии не коррелирует со степенью вовлеченности этих ВУЗов в Болонский процесс. Например, в Румынии и Сербии, несмотря на полное применение на богословских факультетах норм Болонского процесса, факультеты остаются под полным контролем церковных структур. Священный Синод Румынской Церкви утверждает учебные программы факультетов, для поступления на факультет абитуриенту необходимо иметь письменную рекомендацию правящего архиерея, также правящий архиерей епархии, на территории которой действует факультет, утверждает в должности преподавателей факультета. Сходная модель действует и в Сербской Церкви. По уставу богословского факультета в Белграде, Святейший Патриарх Сербский ex officio является духовным покровителем факультета. Все преподаватели назначаются на факультет по согласованию со Священным Синодом Сербской Православной Церкви.

В Греции же, несмотря на далеко неполное внедрение в университетах норм Болонского процесса, ситуация совершенно иная. Официально Церковь никак не может влиять ни на содержание преподавания, ни на порядок назначение профессоров, ни на порядок присуждения ученых степеней. Таким образом, само по себе вовлечение богословских школ в Болонский процесс не означает их перехода в исключительное подчинение государству и вовсе не влечет за собой утрату контроля над ними со стороны Церкви.

 

Структура богословского образования, ученые степени и научные звания

Во всех указанных странах действует трехуровневая структура высшего богословского образования. При этом продолжительность обучения на каждом из этих уровней в разных странах различна. Первая ступень обучения может длиться три или четыре года. При этом даже в рамках одного факультета в зависимости от специальности продолжительность обучения на первом уровне может быть разной. Также не во всех странах употребляется термин «бакалавр». Например, в Польше и Словакии реализуется единый пятилетний курс обучения по специальности «Теология», завершающийся присвоением квалификации магистра и не предусматривающий промежуточной бакалаврской степени. В некоторых странах (например, в Румынии) окончание первого уровня обучения уже предполагает написание итоговой (бакалаврской) диссертации.

Второй уровень обучения во всех странах именуется магистратурой. Обучение на магистерской программе может длиться один или два года. Во всех странах окончание второго уровня обучения предполагает написание магистерской работы. Третий уровень обучения — это докторская программа, на которую может отводиться два или три года. При этом в некоторых странах (например, в Греции) может отсутствовать строгая регламентация срока пребывания на докторской программе. Общим для всех стран является присвоение европейской ученой степени доктора философии (PhD.) лицам, успешно прошедшим докторскую программу и защитившим диссертацию. Хотя требования к магистерским и докторским диссертациям могут заметно различаться, все же общий концептуальный подход к этим работам везде одинаков. Магистерская работа должна адекватно отразить состояние научной разработки избранной автором темы, а докторская диссертация должна в обязательном порядке содержать новизну и быть самостоятельным вкладом в науку.

Разные пути исторического становления богословского образования в разных странах обуславливают и вариативность в существующих системах научной аттестации. Одной из главных проблем в этом отношении является необходимость согласования прежней системы ученых степеней, сложившейся в ряде стран под советским влиянием, с новыми европейскими тенденциями. Так, в Болгарии и Сербии продолжают существовать степени кандидата и доктора наук (так называемый «большой доктор»). Однако, предполагается, что вскоре присвоение этих степеней прекратится. В Сербии защиты кандидатских диссертаций будут проводиться до 2014 года, а защита «больших» докторских — до 2016 года.

Определенным своеобразием обладает польская система ученых степеней. Здесь кроме степени доктора философии (PhD.) существует степень хабилитированного доктора (Doctor habilitatus, Dr. habil.), которая иногда также именуется «большим доктором». Существование этой степени обусловлено не советским, а старым немецким влиянием. И пока что незаметно стремления эту степень упразднять.

Еще большая вариативность существует в системах научных званий. Вот лишь несколько примеров. В Румынии существуют следующие звания: ассистент, лектор, конференциал и профессор. В Сербии: ассистент, доцент, экстраординарный профессор, ординарный профессор. В Польше: адъюнкт, доцент, экстраординарный профессор, ординарный профессор. К кандидатам на получение званий доцентов и профессоров в разных странах (и даже в разных ВУЗах внутри одной страны) предъявляются разные критерии. Эта вариативность также обусловлена, прежде всего, историческими традициями региона.

 

Образовательные стандарты и контроль качества образования

Еще одним параметром, варьирующимся в зависимости от особенностей национальной системы образования, являются подходы к процессу создания образовательных стандартов. Единые государственные образовательные стандарты по православной теологии существуют лишь в Польше и Словакии. В остальных странах каждый факультет сам создает для себя образовательный стандарт. Поэтому, например, в Греции и Болгарии образовательные стандарты разных богословских факультетов могут существенно отличаться друг от друга. При этом их унификация не предполагается. Особая ситуация сложилась в Румынии. Здесь нет государственного стандарта по теологии, однако действует единый учебный план для всех православных богословских факультетов, утвержденный Священным Синодом Румынской Православной Церкви.

Также во всех странах региона наблюдается общая тенденция в отношении контроля качества образования. Такой контроль везде осуществляется специально созданными негосударственными агентствами. Эти агентства не входят в структуру Министерств образования, однако их рекомендации являются основанием для принятия министерством решений о лицензировании и аккредитации ВУЗов. Для проверки качества образования в каждом отдельном ВУЗе агентство направляет комиссии, которые формируются из специалистов, привлекаемых из ведущих университетов страны.

В единственной стране региона — Болгарии — сохранился орган, аналогичный российской Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Однако, ожидается, что он может быть упразднен после принятия нового закона об образовании, который сейчас находится в стадии разработки.

 

Духовные семинарии и богословские факультеты

Особого внимания заслуживает проблема соотношения семинарского и высшего богословского образования. Лишь в Польской Православной Церкви статус духовной семинарии аналогичен, статусу, который семинарии имеют в Русской Православной Церкви. В Польше семинария является высшим учебным заведением первой ступени. Выпускники Варшавской духовной семинарии получают диплом бакалавра и могут поступать на второй уровень обучения (магистратуру) на православное отделение Христианской богословской академии в Варшаве.

В Сербии, Греции, Болгарии и Румынии ситуация совсем иная. Здесь семинарии являются средними специальными учебными заведениями. Их воспитанники получают полное среднее образование с элементами общей подготовки по богословским предметам. После окончания семинарии возможно поступление на бакалаврскую программу богословских факультетов. Таким образом, духовные семинарии в этих странах принципиально отличаются от семинарий Русской Православной Церкви. Поэтому, например, руководство православного богословского факультета Белградского университета крайне негативно оценивает практику приема выпускников местных семинарий в духовные академии Русской Церкви. Фактически такие студенты, минуя первую ступень высшего образования (бакалавриат), зачисляются сразу же на вторую ступень (магистратуру). Не имея базовой богословской подготовки, они оказываются неспособными усваивать академическую учебную программу, а также выполнять на должном уровне письменные квалификационные работы. Кроме того, полученные ими в духовных академиях дипломы кандидатов богословия на родине могут быть нострифицированы лишь как дипломы магистров богословия. Вхождение духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс с необходимостью требует пересмотра порядка приема на учебу иностранных студентов (прежде всего, из Сербской Православной Церкви).

 

Выводы

Как мы видим, в действующих моделях высшего богословского образования в Поместных Православных Церквах Европы существует заметное разнообразие. Поэтому высказывавшиеся в последнее время опасения, что интеграция в Болонский процесс повлечет за собой разрушение традиций духовного образования в Русской Православной Церкви, следует признать беспочвенными. Применение «болонских принципов» дает возможность каждому учебному заведению описать свою образовательную модель в категориях, понятных для всех участников процесса. Это позволяет решить проблему взаимного признания дипломов, создает фундамент для межвузовского обмена профессорами и студентами, а также для активного взаимодействия в учебной и научной сферах.

Болонский процесс достаточно органично вписывается в европейские образовательные традиции, в рамках которых всегда существовала широкая автономия университетов. И потому в Европе попытки согласовать между собой различные системы образования не воспринимаются как стремление к уничтожению национальных образовательных традиций. Сама парадигма высшего образования в Европе исключает его жесткую унификацию.

Традиция, сложившаяся на постсоветском пространстве, принципиально иная. И в России, и в Украине Болонский процесс многие считают «системой», которая жестко навязывается сверху. И чиновники Министерств образования нередко именно так интерпретируют принципы Болонского процесса. Но европейский опыт показывает, что этот процесс задуман совсем по-другому. И сегодня складывается парадоксальная ситуация. В диалоге со светскими чиновниками представители Русской Церкви порой вынуждены защищать «болонские принципы» от их неверного «постсоветского» прочтения. Ведь Болонский процесс в его европейском варианте — это как раз и есть метод согласования различных систем высшего образования, сохраняющий своеобразие каждой из них.

И если Церкви удастся предложить свое творческое использование принципов Болонского процесса, то это поможет Поместным Православным Церквам продвинуться по пути формирования в Европе единого пространства православного богословского образования.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9