Беседы в Никольском соборе — прот. Н.К. Чуков. 1925-1927 гг.
На портале публикуются беседы митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), читавшиеся им для прихожан в бытность его настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора и ректором Высших Богословских курсов в Ленинграде, — из сборника «Беседы в Никольском Соборе 1925 -1928 гг.». Беседы посвящены некоторым важным вопросам, которыми задается любой христианин в тот или иной момент своей жизни.
Статья

Беседа 25 июня 1925 г. (ст.ст.)

Во имя Отца и Сына и Св. Духа! В прошлой беседе я говорил о действенности молитвы, теперь побеседуем о тех условиях, которые необходимы для молитвы. Наш поэт Лермонтов говорит про душу: «И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли»! (стихотворение Анчар). Звуков небес заменить не могли! Небес! А посмотрите на отшельников, пустынников, которые удалялись от земли, от всей этой жизненной суеты, которые слышали эти небесные звуки; и что же? Они почти все время молились! Итак, путь к небесному есть молитва! Сам Христос всегда призывал к молитве и говорил: «просите и дастся вам» (Мф 7,7), и далее в своей нагорной проповеди Он говорит ученикам: «если с верой просите, то приемлете»; с верой! Значит, первым условием для молитвы является вера! Посмотрите в Евангелии, эта женщина 35 лет страдавшая кровотечением, она подходит к Христу, не говоря никому ни слова, не говоря Ему ни слова, и только тихонько сзади касается Его одежды, и исцеляется! Посмотрите, какая вера! Какая глубокая, горячая вера и надежда на исцеление. Или возьмем хананеянку, которая просит Христа, и Он отказывает ей, отказывает, говоря, что Он пришел к народу еврейскому, а не к язычникам и говорит ей: «нехорошо брать пищу от детей и бросать ее псам», но она отвечает Ему: «Господи! Ведь и псы едят крохи, падающие со стола господ своих». Посмотрите опять, какая горячая вера и глубокая надежда на милость Божию. Или пример в Ветхом Завете: блудный сын, который растратил все свое состояние и возвращается к отцу. Да разве он не надеется на прощение? Разве он не крепко уверен в любви отца?.. Итак, первым условием для молитвы является крепкая, горячая, глубокая вера и надежда на милость Божию!

Потом!.. Для действительной молитвы необходимо смирение и благоговение. Посмотрите на мытаря: он молился, не смея поднять глаза к небу, и только колотил себя в грудь кулаком, говоря: «Господи! Помилуй меня грешного!», и он ушел оправданный. Видите, какое глубокое смирение, какое сознание своей полной греховности, своего недостоинства. И мы, встав на молитву, увидев это величие Божие и сознав свою ужасную греховность, эту грязь, которая окружает нашу душу, мы должны остаться немы! Немы пред этим величием и своим недостоинством; наши уста должны сомкнуться! Но ведь Бог есть Бог страждущих, Бог грешников! Он идет навстречу искренней молитве. Но чтобы молитва была действительно искреннею, необходимо быть сосредоточенными, сосредоточить наш ум исключительно на молитве к Богу, поэтому так важен возглас священника во время литургии «Горе имеем сердца!». Вот, многие богомольцы приходят и жалуются на то, что как только они встанут в церкви, их внимание отвлекается окружающими предметами, людьми, все это как-то сливается вместе, и они не могут сосредоточиться, и чем живее человек, чем живее его темперамент, тем это делается скорее. Что же сказать на это? Но ведь Христос говорит: «Когда хочешь помолиться, войди в свою горницу, закрой двери, и там уже в одиночестве и тишине предайся молитве». Вот видите, чтобы сосредоточенно молиться, надо сперва молиться в одиночестве, и когда мы поучимся так молиться, то нам уже будет легко быть сосредоточенными на молитве в обществе, среди людей, в церкви! Но и тогда нам надо будет беспрестанно напрягать свою мысль к молитве. Да! Твердая вера, надежда, глубокое смирение и благоговение, и всегдашняя сосредоточенность мыслей, - вот необходимые условия для молитвы. Но есть еще что-то, без чего молитва была бы, можно сказать, невозможна. Это - всепрощение и любовь! Христос говорил: «если ты приносишь твой дар Алтарю», а этот дар - это наша молитва, и ты вспомнишь, что твой брат имеет что-то против тебя, не ты против него, а он против тебя, то ставь твой дар у Алтаря, и пойди помирись с твоим братом, водвори мир не только у себя в душе, но и у других, и тогда вернись и принеси твой дар, твою молитву (Мф.5, 23-24). А если мы не простим тех, кто имеет что-нибудь против нас, то как же мы скажем: «и остави нам долги наши, также как и мы оставляем должником нашим», а сами не оставили! Нам надо подумать, помогли ли мы всем тем, кому мы могли помочь и которые нуждались в нашей помощи, и тогда уже встать на молитву. Наконец, последним условием является чистая непорочная душа и сердце. Становясь на молитву, мы должны иметь чистое сердце, отряхнуть с себя всю грязь жизни, мы должны отбросить все житейские страсти и заботы. Итак, для молитвы нужны: вера - глубокая, горячая вера! - надежда, смирение, благоговение, любовь, всепрощение, и, наконец, чистое сердце! К молитве надо, конечно, подготовиться. Нельзя молиться так, сразу, экспромтом, необходима долгая, сосредоточенная подготовка. Многие говорят, они не могут уделять молитве столько времени, сколько бы им хотелось, что им мешают их обязанности, их службы. Но ведь дело не в продолжительности молитвы, не в форме! Христос жаждет от нас не заученных слов, а воздыханий, идущих от самого сердца. Верьте, что на весах суда, в будущей жизни, один горячий некрепкий вздох будет равен долгим молитвам. Да посмотрите на разбойника, который в последнюю минуту, в первый раз за всю жизнь, горячо молит Христа, и в тот же час был оправдан.

Итак, молитва может быть непродолжительной, но должна быть горячей, и пусть первым делом нашего дня будет молитва, и последним делом вечером тоже молитва! Аминь.

 

Беседа 2 июля 1925 г. (ст. ст.)
Сущность и содержание молитвы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Продолжаем сегодня нашу беседу о молитве. Мы говорили о действенности молитвы в прошлый раз, мы беседовали об условиях ее совершения, а сегодня побеседуем о сущности молитвы. Мы удивляемся часто, что наши молитвы не исполняются; но посмотрите на содержание молитвы, достойно ли оно всегда и Бога, и нас как христиан? Еще в Ветхом Завете пророк Илья ужасается праздников и молитв, так как они не носят того благоговейного характера, который им пристоен. Покойный отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Человек входит в церковь посмотреть на иконы, а чаще всего - на лица людей, на их наряды, потом возвращается домой и говорит: помолимся Богу. Или дома, встанет перед образом, покивает несколько раз головой, прочтет несколько молитв, заученных с самого детства, и тоже говорит: "помолимся!"». Конечно, в такой молитве даже не приходится говорить о содержании. Но и тогда, когда мы действительно молимся, наша молитва носит совершенно личный характер, мы молимся только о себе, о своих нуждах, о своих интересах. Часто наша молитва бывает даже злая, иногда даже порочная. Но как же тогда молиться? Святые апостолы, которые пробыли такой долгий срок с Иисусом Христом и увидели, как Он своей жизнью и своим ученьем углубил и одухотворил Ветхий Завет, встали перед тем же вопросом, как и мы: как же молиться? И они обратились с этим вопросом к их Наставнику и Учителю, к самому Господу нашему Иисусу Христу. И Он, в ответ на их вопрос, дал им молитву, которая по своему содержанию была достойна и Бога, и апостолов, как Его учеников, которая охватывает все, что должно быть в молитве: величие Божие и все наши земные нужды. Эта молитва известна нам всем с самого детства, это молитва «Отче наш...». Она приобретает еще большую цену в наших глазах тем, что впервые она была произнесена устами Спасителя. Конечно, давая эту молитву, Христос не говорил, что нужно молиться только словами этой молитвы, Он дал ее только как образец, по которому нужно составлять все молитвы.

По своему содержанию «Отче наш...», как каждому это, конечно, ясно видно, распадается на две части: первую и вторую со слов: «...хлеб наш насущный даждь нам днесь». Эта вторая часть охватывает всю нашу жизнь, все наши земные нужды и прошения, вознося нас, между тем, к небесам, к Богу; а первая прославляет Бога, Его величие, но также спускается к земле, к людям.

«Да святится имя Твое!». Итак, прежде всего в нашей молитве мы должны прославлять Бога! Мы должны стаять в этой хвале, должны уничижиться в ней. Вы слышите в церкви во время службы, возгласы священника. Каждая часть службы, каждая молитва, каждый возглас, непременно всегда кончаются теми же словами хвалы: «Христос истинный Бог наш и Тебе славу воссылаем... яко Твое есть Царство и сила, и слава...» и прочее, или еще «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу!». «Да приидет Царствие Твое!». Мы должны молиться, чтобы в нас, через нас, вокруг нас образовалось бы постепенно Царствие Божие, которого мы все ждем. «Да будет воля Твоя!». Прося что-нибудь в нашей молитве, мы думаем, что просим о том, что для нас всего лучше, но это не всегда так, а Господь благодаря своей премудрости знает лучше нас самих, что нам надо. Итак, мы, чтобы не ошибиться в нашей молитве, всегда должны отдаваться в руки Божии, полагаясь на его премудрость, и говорить как заключительный аккорд каждой из наших молитв: «Пусть будет, как Ты хочешь, а не как я хочу!» Возьмем несколько примеров: Святой апостол Павел пишет, что он неоднократно молил Господа (неоднократно! И апостол Павел!), чтоб Он избавил его от напастей, которые его постигали. И что же Господь отвечает ему на его просьбу? «Довольно, говорит Господь, я помогал тебе, нынче оставляю тебя, и ты чрез твои напасти и мучения прославишь имя Мое». Апостол Павел смиренно принял повеление Божие, и под конец уже, в своих страданиях, беспрестанно восхвалял Бога и был сам прославлен. Или пример - святой Августин, который вел легкую порочную жизнь, решает ехать в Рим. И вот мать его Манифа, горячо молит Господа, чтобы ее сын не ездил, так как она думает, что если он попадет в этот блестящий, порочный Рим, то совсем погибнет. И что же? Несмотря на ее молитвы, он все-таки уезжает. Но в Риме он остается, ни с чем. И тут он встречает епископа Амвросия, проповедь которого так действует на душу Августина, что он обращается ко Христу. И вот, святой Августин говорит: «Господь не исполнил молитвы моей матери, т.к. я все-таки уехал в Рим. Но через эту поездку я получил то, чего ей больше всего для меня хотелось».

Итак, в молитве мы должны первым делом прославить Имя Божие, затем молиться, чтобы в нас и вокруг нас было бы Царствие Божие. И наконец, всегда предаваться в Его руки, и каждую молитву кончать словами: «Пусть будет, Господи, как Ты хочешь, а не как я хочу!». Господи, да будет воля Твоя! Аминь.

 

Беседа 28 августа 1925 г. (ст.ст.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В прошлый раз Вы слышали здесь чтение послания Патриаршего Местоблюстителя преосвященного Петра, митрополита Крутицкого. Вы помните, конечно, из этого послания то место, где он говорит об обновленческом движении, а именно: «Главная вина, которую приписывают обновленцам - это то, что они разрывают связь со Священно-церковным преданием!.. Настолько ли важна эта связь, чтобы из-за этого ссориться и спорить?». Для этого надо выяснить сперва, что такое Священно-церковное предание: все ли, относящееся к первым временам христианства, записано в книгах? Апостол Петр в 15 главе и 15 стихе своего послания говорит, что нет и что только часть деяний и проповедей апостолов записана в книгах. Также и св. апостол Иоанн Богослов в 20 гл. Св. Евангелия говорит: «Суть же ины многа же сотворил Иисус, еже аще не писано в книгах сих». Итак, в священных книгах, и даже в самом Евангелии, изложена только часть христианской религии. Другая же часть, как, например, почитание святых, установление постов, почитание святых икон и затем все откровения Иисуса Христа, которые Он передал своим ученикам после своего воскресения в продолжение срока дней, которые Он провел на земле до своего воскресения, все это - нигде не записано. Все это и составляет Священно-церковное предание. Оно устно передается от предков к потомкам, от поколения к поколению, от апостолов к ученикам. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий, что он помещает в этом письме лишь отрывок своих наставлений, а все остальное он передаст при встрече из уст в уста. Итак, мы видим, что и апостолы, давая наставления Церквам и отдельным лицам, которых они хотели наставить на истинный путь, давали им письменно лишь малые отрывки этих поучений и наставлений, а все остальное передавали устно. Итак, Св. Писание дополнялось Св. Преданием. И Св. Писание, с одной стороны, а Св. Предание - с другой, и составляли вместе взятые тот цельный стройный фундамент, на котором и стоит христианское учение. Все эти Св. Предания хранила и передавала далее христианская Церковь. Она являлась не только хранительницей, но и толковательницей Св. Преданий и Св. Писаний.

Но почему, спросите вы? Может быть, только Церковь является толковательницей, а не отдельные личности? Почему? А потому что во Вселенской Церкви приняты в каноны и в священные списки, т.е. в списки священных книг, только некоторые из них. Вселенская Церковь действовала очень осторожно и очень тщательно выбирала книги и включала их в список, т.к. было много книг, созданных еретиками, а также многие были написаны людьми, недостаточно сведущими. Книги принимались лишь в том случае, когда вся Вселенская Церковь единогласно принимала их. Толковательницей же она является потому, что в Св. Писании многое является неясным. Ведь что, казалось, проще того учения, которое принес на землю Христос? А между тем, даже св. апостолы, ученики Христа, часто не уясняли себе Его учения. И какой бы человек ни был, как бы высоко он ни стоял на духовно-нравственной ступени развития, он все же не может истолковать Св. Писание так же, как это делает Вселенская Церковь, освещая его Священным Преданием. И тот, кто имеет смелость выставлять свои толкования, утверждать свои постановления, тот становится на скользкий путь и может легко впасть в грех, впасть в ошибку. А обновленческое движение встало как раз на этот скользкий путь. Оно, помимо Вселенской Церкви, выставляет свои уставы и этим разрывает связь со Священно-церковным преданием. Будем же мы, братие, крепко держаться Вселенской Церкви, и не отступать от правил, установленных ею. Аминь.

 

Беседа 1 октября 1925 г. (ст.ст.)
Вселенская Церковь

Во имя Отца и Сына и Св. Духа! Подведем, братие, сегодня итог последних бесед. Мы говорили о Вселенской Церкви. Вселенская Церковь охватывает собой все христианские вероисповедания. Они все, разные между собой внешне, связаны внутренне. Кроме этой внешней Церкви есть еще внутренняя, невидимая Церковь, и эта невидимая Церковь и есть то звено, которое связывает все отдельные части Церкви. И для того чтобы войти в Царствие Божие, необходимо иметь в себе вот эту невидимую Церковь. Ведь далеко не все, которые находятся во Вселенской Церкви, находятся в этой невидимой Церкви. Чтобы быть в ней, недостаточно ходить в церковь и исполнять внешние обряды, и потому надо очень осторожно произносить приговор над теми, кто находится вне Церкви. Я говорю - очень осторожно, т.к. мы не знаем про себя самих: находимся ли мы в ней. Теперь посмотрим, что такое эта внешняя Церковь? Внешняя Церковь, это есть все те христианские учреждения, которые под той или иной формой принадлежат ко Вселенской Церкви. К этой внешней Церкви принадлежат все люди, которые находятся в ней. Но принадлежать к внешней Церкви - еще далеко не значит принадлежать к внутренней. Но в каком же отношении находится эта невидимая Церковь со внешней? Их можно сравнить с душой и телом у человека. Душе человека соответствует невидимая Церковь, а телу - внешняя. А затем посмотрите: так же как душа человека может существовать без плоти после смерти, так же эта невидимая Церковь может существовать независимо от внешней.

Внешнюю Церковь можно сравнить с полем, на котором растут вместе и пшеница и плевелы, и так они будут расти вместе до самого конца, до жатвы - то есть до конца мира, и тогда уже Сам Господь исторгнет все плевелы и оставит пшеницу. Или еще ее можно сравнить с сетью, в которую попала всякая рыба, и годная и негодная, и которую также будет отбирать Сам Хозяин после лова.

Вселенская Церковь охватывает все христианские вероисповедания, мало того - она имеет в себе тех, которые когда-либо жили на земле и верили в Христа... И не только это; она причисляет к себе всех людей, которые еще не родились, но которые уже сочтены у Господа. Итак, вы видите, братие, как необъятно велика эта Вселенская Церковь, и, конечно, совершенно невозможно, чтобы во главе ее стояла какая-нибудь отдельная Церковь, как это считает, например, Греко-Восточная Церковь. В сущности, все христианские религии равны, и только одни из них чисты и здоровы, а другие чем-либо испорчены. Я вам прочту сейчас, братие, отрывок из книги митрополита Московского Филарета, которая считается даже символической, т.к. содержит в себе чистейшие истины, и вот, слушайте, что он говорит: «Я не осмелюсь нанести порицание ни одной религии, которая только верит во Христа. Все они, в сущности, равны, и только одни из них совершенно правильны, а у других есть какие-либо погрешности». Вот видите, какое отношение к этому у такого человека, как митрополит Филарет. По мнению беспристрастных богословов, из всех христианских религий Восточно-Православная вера, то есть наша, есть та, которая почти без погрешностей хранила Христову веру и донесла ее до наших дней. Один из новейших богословов сделал такое сравнение между всеми христианскими вероисповеданиями: «Вся наша земная жизнь, говорит он, это большой океан, волнующийся, неспокойный... Наша Восточно-Православная церковь есть большой океанский пароход, хорошей английской постройки, в котором смело можно ехать, и несмотря ни на какие бури спокойно достичь тихой пристани. Римско-Католическая церковь - тоже океанский пароход, хороший, большой, но только уже русской постройки. На нем можно почти безбоязненно пуститься в плавание, но уже с маленькой опаской. Англиканская церковь (с которой, по слухам, хотят соединить православие) - большой Волжский пароход, он хорош и вместителен, но, конечно, на океане очень и очень ненадежен. Может быть, на нем и можно при особо благоприятных условиях достичь пристани, но скорее на нем, можно продержаться лишь некоторое время. Протестантская вера - это шлюпка, которая будет держаться на поверхности при совершенно тихом океане, но которая будет потоплена при первом порыве ветра. Наконец, всякие секты, раскольники - это челноки, или просто спасательные круги, на которых люди хотят, и, конечно, не могут переплыть этот океан. А люди, находящиеся вне церкви, - это те, кто вплавь бросаются в воду, надеясь только на свои силы».

А теперь, когда безверие-атеизм подняло страшную бурю, на этом жизненном океане нужны, конечно, не отдельные силы, а общее объединение для этой борьбы. Ведь Христос же Сам говорил Своим ученикам: «да будьте едины, так же, как Отец Небесный со мной едины». И как было бы хорошо, если бы было это общее объединение между христианскими религиями. Но, конечно, это только мечты, мечты, горячие желания, страстные мольбы, которые, ни к чему не приводят.

Да неужели же может быть это объединение, если наши же братья творят подобные вещи:

Вот недавно прошел так называемый собор обновленцев. На нем (это мне передавал очевидец) было у всех столько злости против других Церквей. Что они говорили! - что нужно многих изъять, уничтожить. А один митрополит, Петр Блинов Сибирский, даже сказал: «Тихоновцев надо так сжать, чтобы из них сок потек» (я повторяю, что это я сам не слышал, но что это передавал очевидец). Но посмотрите, сколько злости в этих словах. И это - наши братья, которые просто взяли власть в свои руки и теперь не хотят ее отдать, а, между тем, им стоило бы только чистосердечно раскаяться в своей ошибке, чтобы снова быть принятыми нами.

И теперь только одна молитва просится на уста: «Умири, Господи, нашу Церковь, даруй в ней мир, согласие и любовь». Аминь.

 

Беседа 27янв./9 февр. 1927 г.
О Триедином Боге

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Предметом нашей сегодняшней беседы, братие, будет учение о Триедином Боге, учение о Святой Троице. Тайна триединства Бога есть самая высочайшая из тайн христианского учения, тайна, превосходящая человеческий ум и открывающаяся нам только в Божественном Сверхъестественном Откровении. Бог един! Эта истина прямо и непосредственно очевидна для мысли: Бог един! Если Бог безпредельно совершенный, то Он может быть только единым; всякое другое Ему существо ограничивало бы Его, и они не были бы безпредельны. И Божественное Откровение ясно засвидетельствовало эту истину в Ветхом и Новом Завете: «Слушай Израиль, говорит Бог чрез Моисея, Господь Бог твой - Господь един есть». И в Евангелии от Иоанна мы имеем слово Христа: «се же есть живот вечный, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа». И апостол Павел в своем послании к Ефесянам в четвертой главе, шестом стихе говорит: «един Бог и Отец всех, который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». Язычество оземленившись, в помраченном от греха сознании впало в многобожие, но с постепенным умственным и нравственным развитием его религиозное понятие очищалось, и в своем высшем выражении, философии, оно опять пришло к идее о единой верховной причине всего существующего и о единой Силе, всем управляющей. Таким образом, истина, что Бог един, является очевидным и неопровержимым фактом.

Единый, Живой, Личный Бог открывается в Св. Писании как единое Божественное Существо в трех отдельных Божественных Лицах. Это учение о Триедином Боге было открыто в Новом Завете. Но и в Ветхом Завете, хотя не полно и только отчасти, оно тоже было сообщено, т.к. высшие тайны не вдруг раскрывались человеческой мысли, а по мере ее совершенствования. Это подготовление к полному раскрытию тайны совершалось постепенно. Ветхий Завет был только «сению грядущих благ», потому что немощь человеческая требовала этого.

К тому же еврейский народ, окруженный язычниками, сам постоянно проявлял наклонность к многобожию, и мы видим, что они часто искажали тайну Триединства в учении о трибожии. Однако, хотя неясно, но в Ветхом Завете мы находим указания на Триединство Святыя Троицы. Например, мы имеем такие места в Святом Писании, где Бог чрез пророков говорит о Себе во множественном числе, в первой книге Бытия, где говорится о сотворении мира: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Не по Моему образу и Моему подобию, а по Нашему. Тут ясно совершенно, что Бог говорит о Себе как не об одном лице. Затем - упоминание об Ангеле Господнем, например, в явлении Аврааму при жертвоприношении Исаака. Он посылается Богом, но имеет Божеские названия и говорит о воле Божией как от Своего Лица. Затем - все те пророчества о Мессии, где Ему приписываются свойства Божественной личности, например, в пророчестве Михея о происхождении из Вифлеема Того, «которого происхождение от начала, от дней вечных». Да, Он родится в Вифлееме, но Он происходит от начала века, от вечности. Также у Исайи Его называют: «Чуден Советчик, Бог, Властителем вселенной». Наконец, Бог говорит о Мессии: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Мы имеем также места, где Дух Святой изображен как существо, отличное от Бога Отца.

Таким образом, в Ветхом Завете, по мере раскрытия учения о Мессии, раскрывалась и тайна различия трех лиц в Божестве.

В Новом Завете эта тайна Триединого Бога раскрылась и в событиях, и в учении Иисуса Христа и апостолов.

Второе лицо Святой Троицы сошло с небес в Иисусе Христе для искупления человечества.

Третье лицо Святой Троицы явилось верующим в обильных дарах благодати, для усвоения плодов искупления, и непрерывно со дня Пятидесятницы действует в Церкви Христовой.

Первое лицо не раз подавало Свой голос с небес во свидетельство о Сыне.

В Крещении было полное явление Триединства Бога: Бог Отец говорил с небес, Бог-Сын крещался, Бог Дух Святой почивал на Нем. Сошествие Святого Духа вполне заключило откровение этой тайны в событиях.

Иисус Христос в Своем учении засвидетельствовал Свое равенство и единосущие с Отцом: «Я и Отец Одно», «Прежде чем был Авраам, Я есмь», и «ныне прославь Мя Ты Отче, у Тебе Самого славою... имех у Тебе прежде мир не бысть». Божественность Святого Духа, Его равенство и единосущие с Отцем видно из слов Христа: «Я умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Утешитель же Дух Святый, Его же пошлет Отец во имя Мое, той вы научит всему и воспомнят вам все», «идите научите всем, чтобы крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Апостолы одинаково всем трем Лицам усвояют божеские наименования Господа и Бога и в то же время проповедуют единого Бога. Апостол Иоанн в начале своего Евангелия говорит: «В начале было слово и слово было у Бога и Слово было Бог». Он описывает Слово чертами, присущими Богу. Он называет Его: «сей есть истинный Бог живой вечный». Так же апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам говорит: «наш един есть Бог Отец, из Него мя вся и мы у Него, и един есть Господь Иисус Христос им же вся и мы там».

Книга Деяний Апостольских называет Духа Святого - Богом; апостол Павел говорит о Божеской природе Духа Святого: «Божье никто - же вести то что Дух Божий».

Таким образом, апостолы проповедуют Бога Троичного в лицах и единого в Существе. Это ученье апостолов дошло до нас и в Святом Предании, которое признается даже учеными, неверующими.

Таким образом, вера во Святую Троицу была исконною верою с самых первых ее дней.

Этот догмат о Триедином Боге относится к внутренней сокровенной жизни Божества, недоступной человеческому разуму, и потому он является непостижимейшим из всех христианских догматов, и в полном смысле есть таинство веры.

 

Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова); © Александрова Л.К.СПб.2010.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9