Золотой фонд
Вопреки…20 апреля 2011 г.
Вопрос о человеке в современной секулярной культуре (с эпиграфом «Что есть человек, яко Ты помнишь его» (Пс. 8.5)3 января 2011 г.
Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы)16 апреля 2009 г.
Свобода как эсхатологическая реальность5 января 2012 г.
Новое в справочном разделе
К вопросу о церковнославянском: что с ним делать дальше?
10.02.2012
1. А откуда известно, что при Кирилле и Мефодии язык Писания и богослужения был понятнее, чем при пе...
9.02.2012
О. Диодор, простите великодушно. У меня произошла некая контаминация имени и фамилии.
9.02.2012
О. Ларион!
1) Речь о том, что при Кирилле и Мефодии язык был понятен, поскольку был народным. А рус...
8.02.2012
Основные тезисы статьи звучат не очень убедительно:
1. Так, например, говорится, что «Кирилл и Ме...
8.02.2012
Уважаемый отец Георгий, в Византии не было диглоссии между церковным и светским языком, там была диг...
8.02.2012
Уважаемый Илья, я не оцениваю примененный Вами термин с нравственной точки зрения – плох он или хоро...
8.02.2012
В вульгаризации нет ничего плохого. Блаженный Иероним вульгаризировал Библию и мы до сих пор читаем ...
8.02.2012
При переводах Кирилла и Мефодия (и их последователей) происходила не вульгаризация, а импорт сакраль...
Идеология и перевод Библии. Перевод Бубера-Розенцвейга
8.02.2012
Очень интересная статья. Благодарю.
Книжная справа на путях Древней Руси
8.02.2012
Благодарю, отче, за доброе слово. А то я смотрю на отсутствие комментариев, и мне кажется, что мои с...
|
Враг у святых врат, или тест на маргинальность[Для печати] [В блог]
9 июня 2010 г.
Всякий раз, когда речь заходит о чем-то «новоправославном» – православной математике, православной медицине, православной аэробике и т.п. – вспоминается бородатый анекдот: что общего между православным театром и морскими свинками? Понятно, что свинки ничего общего не имеют ни с морем, ни с поросятами – ну а дальше мысль уже течёт самостоятельно... Выставка в притворе Татьянинского храма, вокруг которой сегодня идут дебаты, нигде не представлялась как «Православный концепт-арт». И в этом – её значимость. Иначе было бы – см. предыдущий абзац. Тема, которую так мастерски инициировал к дискуссии отец Максим Козлов, более чем актуальна. Её охват выходит далеко за рамки не только современного искусства, но и пространства всей культуры как таковой. Вопрос предельно прост: что есть Церковь Христова для мира сего? Ответов на этот вопрос не так уж и много. Первое, что приходит на ум – Церковь – не от мира сего. Из этого можно сделать два противоположных вывода. Если «неотмирность» и есть то главное, что определяет существо Церкви, – значит, Церковь и мир – два непримиримых врага, имеющих целью уничтожение одного другим. Соответственно, либо Церковь гонима и уничтожаема, либо – чем скорее сгорит в адском пламени мир сей со своими страстями и похотями, тем Церкви будет лучше. И отношения в такой парадигме мышления могут быть только фронтовыми: если ты не за нас (то есть не в нашем окопе) – значит, ты враг и подлежишь уничтожению. Любая попытка разговора на передовой есть провокация и должна быть отражена шквальным огнём – мы-то знаем подлость врага, он просто так говорить не будет!... Есть и другое прочтение христианской максимы неотмирности Церкви. Коль скоро Церковь и мир – разноприродны, поскольку Церковь – из другого, лучшего, а не от этого мира – у неё есть определённая задача. Этот образ превосходно изображён евангельской притчей о сеятеле, который сеет везде, если не сказать – где попало: и попадает, как мы знаем, очень по-разному. Но – заметим! – его никто не осуждает за нерациональное использование посевного материала. Идея «сеяния» Божественных Логосов – буквально «осеменяющих Логосов», – проходит красной нитью не только у Климента Александрийского. Да, Бог действительно даёт твари полное право ходить собственными путями, и свобода в христианском понимании вовсе не блеф, но Божественное попечение повсюду расставляет неброские указатели, руководствуясь которыми человек не может не обрести Бога. Такое понимание более чем рискованное, если сравнивать с предыдущим. Прежде всего потому, что здесь нет окопов, всё на виду, да и сам фронт как-то размазан по всему полю. И надо быть предельно внимательным и чутким, чтобы суметь увидеть среди прочего Божественную стрелочку и пойти по ней, а не подорваться на замаскированной личиной добра и праведности мине. Если бы выставка «Двоесловие/Диалог» состоялась лет эдак десять тому назад, есть все основания полагать, нечего было бы громить православным ревнителям в 2003 г. Ведь актуальное искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать – истерический, но всегда – более чем искренний. Кричат, когда больно. Своим голосом и невпопад кричат только живые; зомби кричать могут только хором и по команде. Актуальное или альтернативное искусство – крикливый вызов культуре не то что заблудившейся, а смертельно уставшей от своего постоянного блуда. Было бы безумием пытаться переложить этот крик на ноты и сделать его партитурой нового распева антифонов. Но разве не подло, услышав этот крик, лишь передёрнуть затвор со словами: «Ага, опять там кого-то насилуют!»?... Проблема миссии есть всегда проблема языка. Но сейчас дискуссия идёт даже не о допустимости разговора таким языком, какой представлен на выставке. Вопрос ставится гораздо глубже: имеет ли Церковь право формировать своё культурное пространство? И какое пространство должна создавать Церковь: маргинальное для всего остального общества, или же способное к общению и взаимодействию с ним? Где должна быть Церковь – в окопах, или же за столом переговоров – может, даже в притворе храма? ...А вдруг мы всё-таки изменим тактику и будем не отстреливаться, а учиться предупреждать болезненные для нас удары, любовью Христовой преображая стойкое неприятие хотя бы в доброжелательность – для начала? «Спокойные, твёрдые лица, готовые идти на смерть» – это, конечно, впечатляет, но в жизни с улыбкой как-то светлее живётся!...
Написать комментарий
А всего лучше прочтите мою статью: http://www.ruskline.ru/analitika/2009/12/31/pravoslavnoe_soobwestvo_mezhdu_socializaciej_i_marginalnostyu/ Во как... ))) Ответить
Ох, батюшка, лучше бы о чем другом написать. Война слов, и только. (( Сколько бы положительного в маргинале Вы не нашли, всё равно это "чисто конкретное" понятие, над выправлением и переопределением которого лучше не морочиться.
Ответить
Господину Воронову.
В чём конкретно заключалось "кощунство" организаторов и авторов выставки? Где в моём тексте идёт речь об осуждении "маргиналов"? Маргинал – определённая позиция в Церкви, и она в Церкви была, есть и будет. Надеюсь, об этом и будет следующая Колонка редактора. Ну а за обвинения в "бессовестности", "фарисействе" и "прожектёрстве" сердечно благодарю и ничтоже вопреки глаголю. Вполне обоснованная позиция доцента Британского университета к попу-маргиналу :-)
Ответить
А о взаимооотношении Церкви и мира (мiра) не нужно долго умствовать. Церковь должна воцерковить мiр, то есть, ввести всё, что возможно, в Церковь. А что останется "вне", то пойдет в тьму кромешную, где "будет плач и скрежет зубов". Это задача --- полярная к "диалогу" с антихристианским мiром.
Ответить
Странная логика, о. Павел! "Сеять"? --- так идите и сейте на разных местах, где сможете. С теми же "современными художниками" (откровенно говоря, считать их художниками трудно, но пусть) -- идите, сейте; приводите ИХ к православию. А не вместо "сеяния" разрешать ИМ, называя вещи своими именами, гадить на церковном пороге. Ведь то, что произошло, -- кощунство. Слепым нужно быть, чтобы этого не увидеть. И извините меня, бессовестным, чтобы острие публициста направить против вымышленных "маргиналов". Не в маргиналах опасность, а в размывании и разрушении Церкви Христовой теми, кому поручено Ее сохранять и приумножать. Как Вы, пастырь, ответите за свой юмор, на Страшнем Судище Христове?
Не считайте, что "маргиналы" -- это невежественные люди (по Вашему мнению), тот народ, который "невежда в законе, проклят он" (припомните Евангелие), и поэтому ими можно пренебречь. Во-первых, именно "простецы" хранят истину, когда "книжники" забывают ее; а во-вторых, найдутся среди нас и ученые. Я, математик, живущий на Западе, доцент в британском университете, присоединяюсь к "маргиналам", потому что вижу своими глазами, к чему толкают нашу Церковь "эффективные менеджеры" и ловкие "миссионеры" (которые такие же миссионеры, как марк-твеновские "король" и "герцог" были властительными особами). Ответить
Огромное Спасибо, порталу Богослов.ru, за видеосюжет, хоть малым увидеть, услышать и прочитать мнение о выставке, авторитетных людей. Сожалею, что не видя картин, невозможно составить собственное мнение и не знаю где посмотреть.
Сюжет с девушкой, мне напомнил один случай в Храме, когда подошла женщина и спросила, вы не посоветуете батюшку, мне нужно, чтобы меня кто-нибудь выслушал, грустно, не было у меня совета ей, не знаю таких. Так и фотография девушки мне больше говорит о том, что мне больно, не обвиняйте меня, а спросите - почему. Позиция о. Павла Великанова ближе, крик души, от боли. Если бы умели и хотели слушать, может и картины у художников были бы по светлее и названия, картин. Ответить
И еще: не совсем хорошо, что говорят "культурное пространство", "церковное пространство", когда сама Церковь есть преодоление всех и всячеких "пространств", разделяющих Бога и людей друг с другом?
Ответить
И диалог ведется по настоящему в сердцах людей, в их совести. И ведет его Бог и люди. Церковь приобщается Христу, есть диалог внешний или нет. Но он также необходим, поскольку "не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И не зажигают светильник, чтобы поставить под кровать, но на видное место, и светит он всем в доме".
Ответить
Искусство как и всякое земное негреховное занятие с его тяготами есть крест. Кто понесет крест свой, идя за Христом, тот придет на вершину. Какую, знает Господь. "Носите тяготы друг друга, да сим исполните Закон Христов". И Апостол говорит: "Но [Господь] сказал мне: "...сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2Кор. 12:9-10). Верные вместе с Апостолом говорят: "Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас" (2 Кор.4:6-12). Главная опасность -- идти не за Христом. Ведь рядом со Христом было два разбойника: и один наследовал Рай, а другой -- нет. Ответить
Закрывшаяся выставка Двоесловие/Диалог ставит перед нами ряд вопросов. Цель этого комментария – вопросы перечислить. И отчасти наметить ответы на вопросы, заданные отцом Павлом.
Может ли быть скандал способом проповеди? Возможно ли использование пиар-технологий для миссионерства? Эти методы особенно соблазнительны для миссионерства в молодежной среде, в среде, где отсутствует «начальное посвящение» (т.е. минимальная вовлеченность в христианскую культуру)? Нам известно, что подобные технологии активно используются протестантами (и особенно сектантами). Какова возможность и мера использования этих методов в православии? Ведь в конечном сутью пиар-методик является обман (иногда красивый обман), часто «снисходительный обман», основанный на знании психологии и психиатрии. Так в какой мере цель может оправдывать средства?
Следующий вопрос – о провокации. Можно ли использовать провокацию как средство проповеди? Как способ задеть и «начать разговор»? Можно ли «ударить первым»? Судя по деятельности, например, отца Андрея Кураева – можно и нужно. Однако, провокации отца Андрея чаще всего обращены не к тому, кому проповедуем, а к тому, кто проповедует. Провокация, обращенная на самое себя… То-же можно сказать и о закрывшейся выставке. Это критерий «жизни жительствующей», или ересь хамская? Недаром борцы с «кураевщиной» сплачивают свои ряды?
Теперь обратимся собственно к выставке. Искусство в сакральном (или околосакральном) пространстве… Что это? Попытка сакрализировать искусство или десакрализация сакрального (вроде танцев на богослужении – как у протестантов)? Хорошо, данный вопрос вроде-бы нетактичен: все уже объяснил отец Максим. Притвор условно оказался не церковным, а «культурным» пространством (и не будем спорить и открывать наготу отца). И все равно возникает вопрос о взаимоотношении Церкви (церковного искусства) и искусства светского. Простите, это во многом личное. Это продолжение долгого спора с моим сослужащим диаконом (бывшим артистом) о том, может ли стать искусство путем к Богу? Взращивает ли искусство те страсти, с которыми христианин борется? Путь аскета и путь художника – на тему одиозного сравнения отца Иоанна Экономцева – путь на одну вершину, или на разные? Какова «проповедническая» функция искусства: подвести к церковному порогу, или можно и дальше?
Вроде бы в бунташном двадцатом все сказано: Флоренский, Л. А. и Б. А. Успенские, Жегин, Раушенбах, Мартынов. Последний говорит, что светское искусство и церковное – два рода деятельности, ничем не связанные между собою. Очень красиво, и потому согласен на 100%. Но, между прочим, очень многие (почти все) из моих соучеников по худ-графу воцерковились… Такой бы процент у технарей… Итак, светское искусство – искушение. Согласны?
А я согласен. Согласен с мнением Никифорова (Радонеж–Русская линия): концептуализм – это не искусство в традиционном понимании этого слова (и даже если оставить традиции и вобрать современные инсталляции, хеппенинги и перфомансы). Это скорее антиискусство, идеология, а иногда и политика (как, кстати, и у Глазунова с Шиловым – простите за отсутствие политкорректности – примечание к автору комментария в Колонке редактора). Почему? Если говорить кратко, то кроме того, что концептуализм идеологичен, и этим он напоминает соцреализм, еще есть то, что называется «литературщиной». Всего этого не должно быть в искусстве в принципе, в понимании большинства художников современности. Поэтому в современной художественной богеме принято отплевываться от концептуализма. Если авангард, то почему нельзя было выставить «классический» авангард? Почему не нашлось места гениальному Звереву: очередь бы стояла от метро… Как когда-то на Грузинке в 80-х. Почему у нас принято демонстрировать одни крайности: если проповедь, так сразу в публичном доме, если миссионерское богослужение, так сразу на пляже?
Теперь вообще о культуре постмодернизма и культуре Церкви и богослужения (выставка – в храме). Пишу рецензию на книгу Лебедева (Религиозный ритуал западного христианства. Тверь, 2008), и не могу не процитировать (стр. 169). Установка постмодернизма – на отсутствие единой истины, на плюрализм дискурсов, на принципиальную неразрешимость гносеологических оппозиций, ликвидацию телеологичности культуры и экзистенции. Постмодернистская культура представляется несовместимой с семиотической природой Литургии. Постмодернизм, постоянно демонстрирующий различные варианты искажения и эрозии языка как осмысленного структурного образования и превращающийся все более в антисемиотику, грозит завершить процесс полной семиотической релятивизацией, которая может совпасть с окончательным закатом традиционной культуры, ориентированной на получение знания и четкое разделение истины и заблуждения. Превращение Церкви в бастион агностицизма было бы величайшим нонсенсом в истории культуры. Инкультурация Литургии в постмодернистскую культуру невозможна… в силу специфики самой этой культуры, предполагающей принципиальный агностицизм или прямой атеизм как свою неотъемлимую часть.
Согласны? То же приблизительно писали и о модернизме. Все классически правильно, и все же… Откуда тогда восхищение у Матисса русской иконой? И почему «Грузинские» авангардисты «дали» в 90-х Церкви целых трех клириков (Линицкий, Табашников, Провоторов – может быть, и больше – не знаю) – это почти 10% от их тогдашнего состава? Неужели нет никаких точек соприкосновения, точек перехода? Ну, а например, Мамонов. Как удалось: от постмодернизма сразу в православные гении (не преувеличивая – я имею в виду фильм «Остров»)? А вот отцу Иоанну Охлобыстину – не удалось, увы… И закончу ответом на вопрос отца Павла. Конечно, церковь призвана формировать культурное пространство. И даже не так, не формировать, а сакрализовать все вокруг себя: культуру, быт, язык. И не позволить десакрализовать самое себя, собственное богослужение, мировоззрение, слово. Отче, ты пишешь, что выставленное актуальное искусство – это крик, который нужно услышать. Не согласен. Даже если это крик – с кричащим разговаривать невозможно. Я думаю – это не крик, а вопль. Может быть, истерический, но не от боли… (я имею право так говорить – как «не внешний», а «внутренний» для авангарда – был грех юности). Причем это вопль напоказ, вопль провокации. И прислушиваться нет нужды – итак ухи закладывает. Нужно ли орать рядом с Церковью? Так и тянет написать большими буквами: НЕ КРИЧИТЕ В ЦЕРКОВНОМ ПРИТВОРЕ – ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ ЦАРСТВО ТИШИНЫ! Ответить
"Да, Бог действительно даёт твари полное право ходить собственными путями, и свобода в христианском понимании вовсе не блеф, но Божественное попечение повсюду расставляет неброские указатели, руководствуясь которыми человек не может не обрести Бога."
Огромное СПАСИБО за эту фразу! В самую точку! Вы всегда как-то четко и просто умеете правильно расставлять акценты! Ответить
Я не знаком с осдержанием выставки в храме св. муч. Татианы, потому не могу говорить о её возможности или невозможности в Церкви. Об этом лучше скажут видевшие. Но скажу вообще о культуре.
Вообще говоря, художники и культура очень связаны с образами. Но вот, проблема в том, что современные художники творят скорее не образы, а "междуобразы" (пусть не будет воспринято это выражение как укор или пренебрежение). Они ведь стараются дать не целостность образа, а скорее их диалог. Таким образом, для художников важны скорее не образы, а то, что с ними связано. И здесь проблема. Например, в Церкви есть иконописание. Это именно образное творчество. Ведь через образ приходит (явлено) здесь видение Бога, человека, мира. А если перед зрителем есть картина художника, где нет этого вИдения, а есть то, что к нему может привести, или увести, или некая ситуация размышления в красках, то будет ли это хорошо, или будет ли это плохо? Ответ на это зависит скорее от личности художника и взирающего на картину. Ответить
Не понимаю. зачем очень серые и посредственные работы модных скандальных художников притащили к храму. Тем более, если есть плеяда талантливейших мастеров, на которых действительно интересно посмотреть. А тащить всякую сомнительную бесталанность в пространство храма - пошло и странно. Эти демотиваторы все-таки если и смотряться, то в другом месте. Лично мне одно название "Черная троица" - уже кажется богохульством...
Ответить
Дорогой отец Павел, еще раз поздравляя Вас с высоким назначением, пребываю в удивлении, и в непонимании, того, - зачем Вы коснулись темы выставки в храме Московского унивеситета, в то время, - когда настоятель и организатор ее прот.М.Козлов - и на все вопросы касательно мотивов ее организации, и даже - на все вопросы оппонентов - ответил, и хочу задать Вам вопрос касательно писателя Пришвина, которого Ваше Высокопреподобие, Вы упоминаете.
Прочитав Ваш коммент, я узнала, что оказыается - М.М.Пришвин какие-то снимки делал: "...когда сбрасывали колокола и иконы жгли - искренняя радость людей, бесовская радость освобождения от "религиозных оков"... ". И если позволите, сейчас приведу небольшие цитаты из его дневников (ранних) М.М.Пришвина, и по данному поводу выскажу свое скромное мнение, а именно: к тому, что прозошло менее чем через 10 лет автор, дневников, и соответстенно, фотографий, М.М.Пришвин, был непосредственно причастен, так же, как, если и не вся, но подавляющее большинство петроргадской интеллигенции т.н. "Серебряного Века", которая погубила наш Золотой Век. Выдержки из дневника М.М. Пришвина 1908 г.: "...Мережковский, - пошлем им книги ...или ...Перешли к собраниям ...мне рассказывали оних просто. Гиппиус оживилась. Долго мне говорила о том, что нужно вместо иконы и Библии поставить что-то раельное...Общественность...Я сказал, что о "рационалистическом мосте" от декаданства до соборности. - и т.д. (Пришвин М.М. Дневники.М.1990.С.29.). Ответить
Вы правы, о. Павел, Ваши рассуждения по поводу выставки не несут тех уничительных интонаций, что, например, у прд. Кураева или Сергея Чапнина.
Ответить
На самом деле, в "тесте на маргинальность" нет ничего обидного. Для одних маргинальность Церкви – естественное и единственное условие её существования в мире; для кого-то – проблема, которую если не пытаться хоть как-то преодолевать, то она может стать главным определением Церкви. Никакого желания навешивать кому-то обидные ярлыки не преследовал, поверьте. Но когда говорят открыто, что в "наших стройных рядах" «спокойные, твёрдые лица, готовые идти на смерть» – и таких, похоже, уже тысячи и тысячи – страшновато становится... Стоит ли этих смертей повод? Очевидно, что нет. Меня всегда потрясали снимки Пришвина - когда сбрасывали колокола и иконы жгли - искренняя радость людей, бесовская радость освобождения от "религиозных оков"... Всё у нас – в крайностях до абсурда...
Ответить
Ну вот это и есть точка на перекрестье всей истории. Уважаемый главный редактор, прот. Павел, предложил актуализировать проблему в допустимости/недопустимости языка, на котором разговаривает миссия. Хотя, я так думаю, пускай бы она говорила, как хочет, никто бы не особенно придирался, имей мы в каком-либо случае ситуацию, условно,"чистой миссии". Но мы всегда видим массу параллельных коммуникативных сюжетов, как, к примеру, то же "тестирование". Как видим, идея с "тестированием" кочует и плодится из места в место, причем почему-то у людей, с особенным пафосом рассуждающих о свободе личности. Экзаменовать, обличать, переступать через чужие сомнения, ломать чьи-то представления, разумеется, - это самое демократическое, что только можно себя представить. Так вот, я подозреваю, что тестировать церковную аудиторию и всё сплошь по негативным оценочным критериям, конкретных лиц Святейший Патриарх всё же не благословлял. Потому что актуальное искусство - это на самом деле не повод и не репрезентатив, оценки субъективны, условий нет и т. д. Святейший благословлял устроителей провести мероприятие, а голова, совесть, чувство меры должны были быть приложены по умолчанию. Хотя я не особо грешу на о. Максима и думаю, что он сожалеет о том, как всё повернулось. Он хороший пастырь, не борец паче разума за всё хорошее и против всего плохого, вроде иг. Петра Мещеринова. Он недавно высказал свои замечания по поводу пастырской этики в ситуации с одним священником-актёром, и его авторитета послушались. Сейчас ему придется выслушать некоторые вещи от людей, которых он уважает. Это нормально. Диалог будет продолжаться, но уже кулуарно. Он с самого начала должен был быть кулуарным. Это соответствует масштабам диалога и статусу работ, которые представлены. Ну, "Церковный вестник" с "Татьяниным днем", я не могу исключать, будут еще какое-то время кормить церковную публику актуальным искусством, давить на нервы и выжимать сочувствие. Потерпим. Ответить
На вопрос "кто позволил" есть короткий ответ - Святейший Патриарх. Он получил фотографии всех работ с аннотациями, авторские объяснения художников и рапорт прот.Максима Козлова (с объяснением, зачем она проводится) за пару месяцев до выставки и дал короткую резолюцию: "Не возражаю". Т.е. позволил :)
Ответить
Прекрасная подборка. Для тех, кто вчера еще нисколько не мучался актуальным искусством, а сегодня не знает, бывает ли что важней. Все тестируют всех, приходя в равной степени к неутешительным результатам. И это можно считать целью, оправдывающей средства... Что за мудрость: "тестировать"? "Тест на маргинальность". Кто позволил и какой от этого прок, помимо высокомерия и уныния. Тестированные и тестирующие едва ли когда-либо вернутся к доверительности. Единственному диалогу приносены в жертву десятки и сотни других. Любопытно, кто-нибудь у себя дома, с женой или мужем нарочно лезет на рожон, чтобы что-то там "протестировать"? Ответить
А.Рогозянскому:
Ну да, с рокерами и актуальными художниками больше носятся, чем с остальными. Как с "альтернативно одаренными" или просто больными детьми любая мать больше носится. Чем осмысливать выставку во время службы, можно до службы почитать, что и как говорят о выставке ее устроители. Вот тут, например, прот.Максим Козлов многое объясняет. Вот тут рассказывается, как относятся участники выставки к "Осторожно, религия!" Вот тут прямо целая подборка реплик с открытия выставки. И вот заметьте, все эти статьи и подборки адресованы не актуальным художникам, не их собратьям (например, Тер-Оганян заклеймил художников, которые "продались попам" и согласились на цензуру), не кому-то еще, а именно Вам и мне, именно прихожанам, которые молиться ходят в тот же храм... Ответить
Церковь в данный момент посеяла в душах и сознании многих. И для художников тоже в новинку оказалось, что Церковь готова их принять - пусть после жесткой цензуры, пусть после длительной притирки, но вообще готова разговаривать, а не орать "вон, богохульники!"
Ответить
Есть другая шутка: "Чтобы в США хорошо жить, нужно быть нетрадиционной ориентации, больной СПИДом, наркозависимой афроамериканкой". Похожим образом и у нас, чтобы в РПЦ тебя восприимали всерьез, нужно быть байкером или актуальным художником, обязательно сомневающимися. Так чтобы постоянно "вели диалог" и предлагали Церкви многообещающие союзы. Но при этом не входили бы в Церковь, не оставляли своих развлечений и ни в коем случае не становились обычными прихожанами. Потому что, как только ты станешь нормальным прихожанином, твоя ценность резко понизится. У тебя, по Дж. К. Джерому, моментально найдут все болезни и отклонения, за исключением, быть может, родильной горячки. Что-нибудь вроде этого: «…воинствующее манихейство и оккультизм с элементами зоологического национализма, который парадоксально сочетается с «евразийским» гиперэкуменизмом, а также элементами царебожия, которое причудливо сочетается с мистическим народопоклонством». Так или иначе, приходя помолиться на всенощную в храм или утром на Литургию причаститься, ты на всякий случай должен быть готов пройти через инсталляции и наклонить главу под хоругвь с надписью "Спасайся, кто может". Потому как здесь не хухры-мухры - идет Диалог! А с тобой уже раньше, как требовалось, переговорили и уже прошел процесс слияния посредством поглощения, после которого твой дрожащий фальцетом голос благополучно теряется в ропоте абсолютных миноритариев. Твоё дело: успеешь ли ты помолиться или до "Взбранной Воеводе..." продолжишь стоять, пытаясь осмыслить то, с чем на входе нежданно столкнулся. Подойдешь ли к Причастию, совокупившись с ангельскими силами, - дориносити Христа - или под впечатлением от невероятно смелой, чертовски концептуальной черноты Св. Троицы. О переживаниях в данном случае лучше умолчать, ибо твои колебания обнаруживают отсталость и маргинальность, несвободу личности, совковые тоталитарные пережитки, отсутствие умения вести диалог и даже безразличие к Гору Чахалу. Короче, что-то мне это всё напоминает, не знаю. Где-то я упомянутую естествоиспытательскую философию раньше уже встречал. Не так ли, как определенные наши пастыри и диаконы, старший сержант СА Думитру Цуркану в своё время изыскивал для молодого пополнения задачки позаковыристей. Руководствуясь актуальным и всегда современным девизом: "ЗАЧЕМ? А ЧТОБ ЖИЗНЬ МАЛИНОЙ НЕ КАЗАЛАСЬ". Ответить
*Коль скоро Церковь и мир – разноприродны, поскольку Церковь – из другого, лучшего, а не от этого мира – у неё есть определённая задача. Этот образ превосходно изображён евангельской притчей о сеятеле, который сеет везде, если не сказать – где попало: и попадает, как мы знаем, очень по-разному. Но – заметим! – его никто не осуждает за нерациональное использование посевного материала.* Не очень понятно, что и где посеяла Церковь в данном случае. На мой взгляд, сеятели -- как раз художники, а притвор храма -- место "использования посевного материала". *актуальное искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать – истерический, но всегда – более чем искренний* Отнюдь не так. Далеко не всегда крик, да и крик далеко не всегда искренний. Ответить
|
Новости
Четверг, 09 февраля
Издания на русском языке![]() Власть и общество в литературных текстах Древней Руси и других славянских стран (XII-XIII вв.) 3 февраля 2012 г.
Издания на иностранных языках
Объявления
|






















