Говоря о значении Славяно-греко-латинской академии (далее – Академии) для русской культуры, А. Шкурко отметил, насколько важен тот факт, что «в рамках тенденций нарастающей секуляризации в конце XVII в. в Московском Патриархате возникла необходимость основать высшее учебное заведение, которое готовило как церковные, так и светские кадры». Директор напомнил, что основание Академии связано с именем Симеона Полоцкого и греческими просветителями братьями Лихудами, а в самом названии «славяне соединились с греками и латинянами, как исходные ручьи, из которых складывалось понятие учености».
По словам директора Российского государственного архива древних актов Михаила Рыженкова, выставка со всей очевидностью опровергает сложившийся в массовом сознании стереотип о том, что «образование в России началось только с Петра I, а до этого был глухой мрак средневекового невежества». Выступавший отметил, что экспозиция дополняет также наши представления о «колоссальном вкладе», который внесли в русскую культуру ученые греки, однако многие из них, в том числе и братья Лихуды, претерпели на нашей земле опасности и преследования. «Прошло 300 лет, прежде чем благодарная Россия опомнилась, и у стен Богоявленского монастыря был воздвигнут памятник братьям Лихудам, неподалеку от основанной ими Академии», – сказал М. Рыженков.
Авторы концепции выставки обращают внимание на самые интересные экспонаты: это первый проект Академии — «Привилегия», свидетельствующий о том, что данное учебное заведение мыслилось как твердыня веры, заслон на пути инославных влияний; грамота двух восточных Патриархов, благословляющих создание в Москве нового учебного заведения (высшей церковной школы в Бронной слободе, которая так и не была открыта), портреты основателей и ректоров Академии. Известно, что ректор Академии был одновременно и настоятелем Заиконоспасского монастыря, где размещалось учебное заведение, а все преподаватели состояли в иноческом чине. Их задачей было не только преподавание, но и воспитание студентов, а также сочинение трудов вероучительного, полемического и нравственного характера, испытание священнослужителей, исправление духовных книг. В экспозиции можно увидеть первое полное издание Библии 1751 г., в подготовке и редактировании которого ученые Академии приняли самое непосредственное участие.
В числе выпускников Академии – множество известных имен, как церковных, так и светских деятелей: это просветитель и издатель Ф.П. Поликарпов, знаменитый поэт и дипломат князь А.Д. Кантемир, поэт, теоретик литературы и переводчик В.К. Тредиаковский, выдающийся ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов, академик, исследователь Камчатки С.П. Крашенинников, профессора Московского университета С.Г. Зыбелин, А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и А.М. Брянцев, историки Н.Н. Бантыш-Каменский и митрополит Евгений (Болховитинов), выдающийся архитектор В.И. Баженов и другие.
Хронологические рамки выставки охватывают период с XVII в. по 1770-е гг., когда Академия, трудами ректора, архиепископа Платона (Левшина), превращается в сугубо богословское учебное заведение. В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия переехала в Троице-Сергиеву лавру и превратилась в Московскую духовную академию. Студенты и преподаватели московских духовных школ могут ознакомиться на выставке с историей славной предшественницы своего учебного заведения. Выставка также будет интересна тем, кто интересуется историей российского просвещения и русской культуры в целом.