К празднику славянской письменности в ГИМе открылась выставка, посвященная Славяно-греко-латинской академии
События

Это стало доброй традицией – посвящать празднику славянской письменности одну из выставок по истории Русской Церкви, древнерусской культуре и искусству, отметил на торжественной церемонии открытия директор Исторического музея Александр Шкурко. Он напомнил, что ранее подобные выставки устраивались в филиале ГИМа – Новодевичьем монастыре, однако с этого года, в связи с процессом передачи уникального комплекса Русской Православной Церкви, экспозиции будут размещаться в главном здании на Красной площади.

Говоря о значении Славяно-греко-латинской академии (далее – Академии) для русской культуры, А. Шкурко отметил, насколько важен тот факт, что «в рамках тенденций нарастающей секуляризации в конце XVII в. в Московском Патриархате возникла необходимость основать высшее учебное заведение, которое готовило как церковные, так и светские кадры». Директор напомнил, что основание Академии связано с именем Симеона Полоцкого и греческими просветителями братьями Лихудами, а в самом названии «славяне соединились с греками и латинянами, как исходные ручьи, из которых складывалось понятие учености».

По словам директора Российского государственного архива древних актов Михаила Рыженкова, выставка со всей очевидностью опровергает сложившийся в массовом сознании стереотип о том, что «образование в России началось только с Петра I, а до этого был глухой мрак средневекового невежества». Выступавший отметил, что экспозиция дополняет также наши представления о «колоссальном вкладе», который внесли в русскую культуру ученые греки, однако многие из них, в том числе и братья Лихуды, претерпели на нашей земле опасности и преследования. «Прошло 300 лет, прежде чем благодарная Россия опомнилась, и у стен Богоявленского монастыря был воздвигнут памятник братьям Лихудам, неподалеку от основанной ими Академии», – сказал М. Рыженков.

«Этих людей надо прославлять всегда. Они были выдающимися педагогами, "учителями науки», получившими европейское образование. Поэтому основанная ими российская высшая школа стала таким же учебным заведением, как лучшие школы Европы"», – продолжил известный историк Борис Фонкич. А представитель посольства Греции в РФ, историк и филолог Дмитриус Яломас рассказал о той «настоящей войне», которые вели Лихуды и их единомышленники с «латинской партией». Выйдя за богословские рамки, спор церковно-политических  группировок «грекофилов» и «латинствующих» отражал отношение противоборствующих сторон к традициям просвещения и духовной культуры.

Авторы концепции выставки обращают внимание на самые интересные экспонаты: это первый проект Академии — «Привилегия», свидетельствующий о том, что данное учебное заведение мыслилось как твердыня веры, заслон на пути инославных влияний; грамота двух восточных Патриархов, благословляющих создание в Москве нового учебного заведения (высшей церковной школы в Бронной слободе, которая так и не была открыта), портреты основателей и ректоров Академии. Известно, что ректор Академии был одновременно и настоятелем Заиконоспасского монастыря, где размещалось учебное заведение, а все преподаватели состояли в иноческом чине. Их задачей было не только преподавание, но и воспитание студентов, а также сочинение трудов вероучительного, полемического и нравственного характера, испытание священнослужителей, исправление духовных книг. В экспозиции можно увидеть первое полное издание Библии 1751 г., в подготовке и редактировании которого ученые Академии приняли самое непосредственное участие.

В числе выпускников Академии – множество известных имен, как церковных, так и светских деятелей: это просветитель и издатель Ф.П. Поликарпов, знаменитый поэт и дипломат князь А.Д. Кантемир, поэт, теоретик литературы и переводчик В.К. Тредиаковский, выдающийся ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов, академик, исследователь Камчатки С.П. Крашенинников, профессора Московского университета С.Г. Зыбелин, А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и А.М. Брянцев, историки Н.Н. Бантыш-Каменский и митрополит Евгений (Болховитинов), выдающийся архитектор В.И. Баженов и другие.

Хронологические рамки выставки охватывают период с XVII в. по 1770-е гг., когда Академия, трудами ректора, архиепископа Платона (Левшина), превращается в сугубо богословское учебное заведение. В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия переехала в Троице-Сергиеву лавру и превратилась в Московскую духовную академию. Студенты и преподаватели московских духовных школ могут ознакомиться на выставке с историей славной предшественницы своего учебного заведения. Выставка также будет интересна тем, кто интересуется историей российского просвещения и русской культуры в целом.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9