Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Мешая пепел со слезами...

20 апреля 2010 г.
Когда-то преподобный Серафим Саровский изрек, что любой бес одним ноготком своим мог бы всю землю с оси свернуть – если бы это было ему дозволено Богом. Не стоит связывать нынешний авиационный коллапс с пробуждением демонических сил в преисподней (как бы эффектно это ни звучало!), однако то, что в дни похорон польской политической элиты Бог всю Европу не устаёт посыпать пеплом – явление в высшей мере примечательное. 

Ситуация, которую так дерзко породил этот по-русски-совершенно-невыговариваемый вулкан, лично мне сильно напомнила те дни, когда дома регулярно отключали электричество. И если поначалу это воспринималось едва ли не как трагедия, то потом не только привыкли, но даже стали находить в этом какую-то давно позабытую радость. Что можно делать с горящей свечкой? Без телевизора, без компьютера и даже телефона, зато с газовой плитой и чайником? Правильно, пить чай с чем Бог послал, и спокойно, никуда не спеша, разговаривать или просто молчать, пока не сморит сон – или не включат электричество... И насколько же пошлым оказывается тот миг, когда после медленно плывших минут покоя в темноте вдруг всё снова залито жёлтым светом, снова о чём-то вечно пустом орёт телевизор, а холодильник решительно начинает навёрстывать упущенные градусы!...

Нет, не подумайте: я совершенно не злорадствую, мне искренно жаль тех, кто сутками мается в аэропортах в ожидании вылета рейса – но ведь на самом деле и они, и мы, застрявшие во всемирной паутине словно Пух в норе Кролика, – все одинаковые заложники технократии. 

Кажется, Льюис Мэмфорд сравнивал египетские пирамиды с космическими ракетами: и там, и здесь – определённая вершина развития технической культуры, и там, и здесь одна задача – отправить на Небеса нескольких избранных. Только если пирамиды обещали и своим обитателям, и тем, кто вложил свой труд в их строительство, бессмертие и воскресение, то наши ракеты, увы, только в атмосфере гадят да «избранников» инвалидами делают. 

Что самое удивительное – и тогда, тысячи лет тому назад, и сегодня, эти затеи – неслыханная роскошь. Та самая роскошь, которую могут позволить только глубоко верующие в правильность своих поступков люди. Своеобразный способ «стравить давление» экономического роста, точнее, канализировать его во что-то грандиозное. Хотя сейчас и романтика космических полётов куда-то исчезла, всё более превращаясь в одну из сфер теперь уже космического туристического бизнеса. Однако ни у кого не возникает сомнения в том, что тратить миллиарды на освоение космических просторов – дело правильное, а может даже и спасительное: вдруг да откроют чего-нибудь такое, что одним махом решит и проблемы с заканчивающейся нефтью, и экологические дыры заштопает, от войн спасёт и здоровья заодно всем прибавит. 

Может, грубым покажется сравнение, но на самом деле давно уже вовсю бьёт многокилометровый столб грязи и пепла из наших голов, фонтанирующих идеями, уловками, приспособами, гаджетами и сверхтехнологичными методами комфортнейшего проживания этой жизни. Видимость – нулевая; куда идти – никакой навигатор не подскажет, когда система координат производителем не предусмотрена. И что самое грустное – не видно никаких способов прекратить это извержение, рождённое в потаённых глубинах разлагающегося человеческого духа. Сказать, что вся современная культура глубоко больна, ибо безбожна – засмеют; предложить направить эту струю к вечным ценностям – заплюют.  

Вот и посыпает щедро Господь пепелом со слезами головы человеческие, а вдруг одумаются, и снова ножками, словно дети малые, по земле ходить начнут, выгрузятся из телефонов и ноутбуков, цветочки весенние вокруг себя заметят, случайному прохожему улыбнутся – и человеком, а не «пользователем» – себя почувствуют!...

На этой неделе наш портал предлагает вашему вниманию главу из книги известного чешского богослова и патролога профессора Ленки Карфиковой "Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность", которая даже спустя одиннадцать лет после издания не утратила своей актуальности. Интерес к личности младшего из Великих Каппадокийцев Григория Нисского растет, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако до русскоязычного читателя доходит в основном информация о западноевропейской богословской литературе, а вместе с тем труды богословов из Центральной и Восточной Европы порой не уступают первым. В публикуемой главе Л. Карфикова размышляет, что для святителя означает бесконечность Бога, и как человеческая бесконечность соотносится с беспредельностью Творца.

В статье С.П. Синельникова вы найдете анализ основных тезисов марксизма и его последователей в России относительно отмены всякого религиозного образования и введения безбожного воспитания. Любая теория не может обойтись без теоретического обоснования, особенно если это касается борьбы между двумя конкурирующими системами. С. Синельников пишет о том, что означала объявленная большевиками "свобода совести", каким образом она работала, например, в сфере образования, какие эксперименты ставило советское руководство в школах. Все это определенным образом позволяет понять ту или иную реакцию нашего населения по поводу религиозного воспитания в российских школах уже в наше время. 

Также на этой неделе вы сможете прочитать два интервью. В первом известный российский византолог профессор М.В. Бибиков рассказывает о своем пути в науке, учителях, истории изучения Византии в нашей стране и некоторых частных вопросах современной византологии. Во втором управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий говорит об организации социальной поддержки духовенства, монашества, мирян и других актуальных вопросах современной церковной жизни.
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (9)

Написать комментарий
#
26.04.2010 в 14:38

Здравствуйте, отец Павел!

Ваши статьи как всегда наводят на размышления. За что Вам огромное спасибо.

Знаете, по-моему, в любом случае прогресс, развитие знаний человека, его способностей и возможностей – это хорошо. Хорошо, когда человек к чему-то стремится, о чем-то думает, что-то решает, чего-то достигает, будь то ближайшая гора или соседняя планета… Плохо будет тогда, когда человека ничто не будет интересовать. Но это вряд ли когда случится, не правда ли?) Другой вопрос: НА ЧТО будут направлены достижения человечества. Ту же ядерную энергию можно использовать для отопления и освещения домов людей, а можно – для бомб. Не в самих знаниях и технологиях проблема (они безличны и нейтральны), проблема – в человеке. В его устремлениях и целях. И здесь Вы правы, отец Павел, «сказать, что вся современная культура глубоко больна, ибо безбожна – засмеют; предложить направить эту струю к вечным ценностям – заплюют».

Конечно, я не вижу зла и греха в ноутбуках, электронных системах, проводах, космических кораблях… Иногда, правда, трудно разобраться в огромном (и излишнем) потоке информации. Вот и мечется человек, хватается то за одно, то за другое… И не может найти самого главного. П.ч. оно не в проводах и навороченных игрушках, оно – в нем самом. В его духе, в его мысли… А если нет этого духовного стержня (Бога – как бы и когда Его не называли, а иногда и отрицали, но при этом имели в своем сердце и жили по Его законам; я предпочту в общении живущего нравственно «атеиста» лицемерному ханже-верующему, ведь как сказала когда-то давно одна святая: «Бог есть даже для тех, кто в Него не верит»), так вот, если нет этого духовного стержня, то всё остальное – лишь иллюзия, пыль нашего существования.

Но складывать руки и сдаваться нельзя («сказать, что… -засмеют; предложить направить эту струю к вечным ценностям – заплюют»), бояться, что засмеют и заплюют – так это – «волков бояться, в лес не ходить», зачем же тогда жить, если именно ЖИТЬ – БОЯТЬСЯ?! Не думаете ли Вы, отец Павел, что ЭТО (засмеют, заплюют, бояться…) – ПРЕДАТЕЛЬСТВО Бога. Того, Кто не побоялся взойти тогда на крест – за нас. А если любишь – ты всегда рядом с тем, кого любишь. На троне ли, на кресте ли…

Нет, можно изменить существующую безнравственную атмосферу. Настоящими, искренними песнями, стихами, музыкой, картинами, репортажами, статьями… Пусть это будут капли (от каждого по одной), но ведь капля камень точит. Человеку нужно видеть и знать, что в мире есть не только ложь, насилие и несправедливость, но и Красота, Вера, Надежда, Любовь, Истина. Иногда достаточно просто сказать ПРАВДУ. Если в том, что Вы делаете, есть хоть немного вышеперечисленного, то Вы привносите в этот мир свет и добро, делаете его чище и лучше. Очищаете всемирное сознание, приближаете Царствие Божие… - это можно назвать, как угодно, но от этого смысл не меняется. И самое главное, что это может делать КАЖДЫЙ! А уж Художнику это, как говорится, сам Бог велел (не для этого ли он рожден?). Вы тоже это делаете, отец Павел, своими статьями, сайтом, - СЛОВОМ. А ведь слово – это мощнейшее оружие.

Ответить

#
25.04.2010 в 23:10
Не связывать эти две темы: цунами, чуму, вулканы, детскую смертность и нашу греховность, Ирина Николаевна, удавалось во все века очень немногим, а в Средние - не удавалось никому. Вопрос в том, что мы делаем, понимая, что они связаны, точнее, как мы осознаем эту связь: ведь и язычники ее понимали, делали, однако, свои выводы.
А альтернативу проговаривания "по грехам вашим!" предложил Христос на примере человека из богомерзкого племени самарян.
люблю и эти слова:
"..кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, кто страдает вместе с нами - Иисус. Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать - с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать и т.д.. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду."
Ответить

#
24.04.2010 в 19:24
В качестве иллюстрации к статье можно вспомнить одну сказку:
"Жил-был один петух. И любил он гулять по двору. Но вот выдался один день, когда дождь лил как из ведра с утра до вечера, так что петух не мог гулять и все думал: "когда же кончится этот дождь?"
В это время бабушка провожала внуков в Москву и все причитала:"Хотела вам петуха зажарить, да из-за дождя не могу!"
А петух все думал:"Проклятый дождь - какой день из-за него пропал!"
В добавление можно вспомнить отцов наших, которые говорили, что " если Бог не торопится исполнить твою просьбу, то не скорби безмерно: ты не умнее Бога!"
Вспоминается и студенческая мудрость: "Посадили студента и обезьяну в комнату с высокой пальмой. Обезьяна попрыгала, а потом увидела палку: взяла ее и сбила банан. Студент прыгал, прыгал - никак. Ему говорят ,-"Вы подумайте", а он отвечает:"что тут думать - прыгать надо!"
А может не надо?
Ответить

#
24.04.2010 в 19:00

А если попробовать не сваливать в одну кучу разные
подходы к теме «наши грехи – постигающие нас катаклизмы»? Уже между точкой
зрения несострадательных и духовно ограниченных приятелей Иова и подходом к
проблеме, скажем, Ветхозаветных пророков есть немалая разница, и в объемности, и
в высоте понимания вещей... «Традиция жрецов Аполлона и Артемиды» – уж тем
более отдельная песня; не знаю, по каким сборникам проповедей оных жрецов
высказывается Ваше, Марина, суждение. Даже в дошедших до нас классических
трагедиях восприятие катаклизмов варьируется очень
широко. «Проповедь» Эсхила на эту тему – совсем иная, чем проповедь Софокла. Я
бы сказала, нравственному пересмотру подвергаются самые личности олимпийских
богов и мотивировки их действий по отношению к людям.

Христиане же, в общем-то, согласны между собой по поводу
живой и действующей Личности нашего Господа, и зачем же сводить это наше
согласие к ветхозаветным и тем более к языческим представлениям? У нас все
сложнее и, смею думать, выше. В этом свете я обычно и воспринимаю всякое «по
грехам вашим», даже из уст какого-нибудь действительно слишком прямолинейного и
не очень грамотного священнослужителя. Да и какую альтернативу этому «по грехам
вашим» предлагает современное массовое сознание? «Со мной, любимым, не должно
происходить никаких катаклизмов» - это ведь ниже не только христианства, это
ниже плинтуса!



Ответить

#
24.04.2010 в 13:25
Совершенно верно, о. Павел, "в сострадании нуждаются не только те, кто оказался жертвой катаклизма, но и те, кому и так невыносимо тяжко без всяких катаклизмов.", в сострадании нуждаются все, и мы с Вами. Но всякий раз, когда нашу землю настигают цунами, землетрясения, вулканы, - человек содрагается от горя и потерь и спрашивает Вас: почему? Вот тут ответить ему (я не имею в виду Вашу статью, но, скорее, тот общий дух, который все чаще прочитывается в статьях и книгах, написанных "на объяснение трагедии"), ему, потерявшему, возможно, всех и все: "Это по вашим/нашим грехам." - это почти следовать традиции жрецов Аполлона и Артемиды, объясняющих вулканы греховностью жителей Помпеи. Или друзей Иова, если нам ближе библейское толкование.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
23.04.2010 в 11:50
Марина, не очень понимаю, что Вас так задело. В сострадании – и это очевидно – нуждаются не только те, кто оказался жертвой катаклизма, но и те, кому и так невыносимо тяжко без всяких катаклизмов. И в этом вина очень и очень многих, нас с Вами в том числе. Всякое посещение Божие – всегда повод остановиться и поразмышлять.
Ответить

#
22.04.2010 в 14:54
Очень горько было читать Вашу статью, дорогой о. Павел. Cтолько слез увидела и столько человеческих трагедий прошло перед глазами в эти дни: к кому-то вовремя не прилетел хирург, и операция была отменена, человек скончался; русские дети с тяжелыми врожденными болезнями не cмогли достичь Европы, хотя их родные готовились к этим операциям годами. Волей случая пришлось провести эти несколько дней в приемном покое и слышать, как сестра бесконечно отменяет назначенные операции, и, кладя трубку, вздыхает: на том конце провода плачут и страдают люди. Или если пепел не падает на наши головы, то у нас больше времени для размышления и меньше - для сострадания?
Ответить

#
22.04.2010 в 10:29

Когда в моем детстве отключали свет - я радовался, потому что можно было не делать уроки, или делать не все. И у меня, отче, остается постоянная мечта: чтобы и сейчас отключили. И можно было бы уроки не сделать! Эта вечная мечта о счастье, счастье безучастья... Сбросить газ и покатиться накатом. Давай, отче, а?

Ответить

#
21.04.2010 в 14:20
Да, отец Павел, я в очередной раз полностью с Вами согласна.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку
Объявления
добавить на Яндекс добавить на Яндекс