Когда закрывают уши, чтобы не слышать
Статья

Жёсткое получилось обрамление у Пасхальных торжеств в этом году – Страстная началась с взрывов в метрополитене, Светлая закончилась совершенно жуткой своим цинизмом трагедией с президентом Польши. Вот и попробуй после этого игнорировать церковный календарь – однако речь не о том. Любое событие подобных масштабов гласом велиим вопиет, взрывает барабанные перепонки – и не только криком животного ужаса от того, что всё это произошло здесь и сейчас, практически на глазах – будучи подсмотрено и подслушано вездесущими технологиями. 
 
Не скрою, крик есть – но сложный это крик, не только крик-благодарность, что случившееся – не со мною случилось, и не с близкими; в этом крике преобладающая интонация – вопросительная. 
 
У святителя Василия Великого есть удивительная и вполне актуальная мысль: Бог всенародные пороки врачует всенародными казнями. Как бы мы ни относились к такой позиции святителя, но надо быть дотла сожжённым в своей совести, чтобы не видеть: эти хлёсткие удары прозвучали для нашего вразумления.
 
Трагедия Великого Понедельника этого года – это ведь совсем не трагедия серии ошибок политиков, дипломатов, управленцев, которые и привели к взрывам. Самый ужас происходил уже не там, куда допускались только специальные службы: настоящий, живой ад творился теми, кто благополучно устроился за баранкой и, «врубив музон», потирал руки от внезапно «нарисовавшегося магарыча». Почему бы и не принести чужое горе в жертву столь любимому богу шуршащих купюр?  
 
Шофёрская солидарность московских иуд, за тридцать сребряников не то, что готовых предать кого угодно, но и в саму пасть к диаволу залезть, лишь бы не упустить свой скверный прибыток – явление в высшей мере показательное, симптоматичное. А ведь эти водители – лишь часть нас самих, нашего общества: не какая-то особая каста мерзавцев и подлецов! Это даже не мародёры – а просто такие же, как и мы все, из десяти заповедей усвоивших только одиннадцатую: не зевай!... Значит, в самый критический момент проверки на человечность мы все получили неуд. Потому что в народе, который ощущает себя хоть какой-то общностью, у которого есть хоть какие-то остатки чести и совести, такая ситуация просто невозможна. Как это ни противно констатировать, но происшедшее стало достойной иллюстрацией нашего общего состояния словами апостола: их бог – чрево, и слава их – в сраме. Иван Ильин, помнится, писал, что горе приобщает реальности бытия настолько, насколько это может быть доступно человеку: у нас же эта реальность приобрела зримый инфернальный отблеск, причём эти оттенки – из живых человеческих душ, а не из преисподней.
 
Последний полёт Президента Польши почтить память убиенных соотечественников – тоже явление глубоко символичное. Вчитываясь в комментарии к новостям, к диалогам пилотов и диспетчеров, приходит ясное ощущение какой-то невидимой внутренней стены, обиды и отчуждения между народами. Опасно делать человеческое горе –– даже если ему не одно десятилетие минуло – инструментом политических игр: убитые ведь не словами отвечают... Конечно, еще слишком близко от трагедии, чтобы осмыслить её по-настоящему, одно только очевидно: Бог решительно предупреждает о том, что болезнь мира сего – к смерти, а вовсе не к славе Божией. Услышим ли мы эти предупреждения, и какие выводы сделаем – в этом Бог оставляет нам полную свободу...

Так получилось, что на этой неделе на нашем портале будут опубликованы материалы по большей степени исторического характера, охватывающие совершенно разные периоды истории человечества. Здесь и Древний Израиль, и Средневековая Европа, и Россия XIX века, и советский период в истории Русской Православной Церкви.  

Началась неделя с рецензии священника Александра Задорнова на новую книгу известного российского историка-медиевиста Арона Гуревича «Индивид и социум на средневековом Западе». Книга Гуревича в очередной раз ставит вопрос о границах проникновения историка в мотивы поступков и правила их ритуализации в изучаемую эпоху. Её ценность, по мнению автора рецензии, заключается в первую очередь в том, что голоса анонимных авторов эддических песней и исландских саг звучат здесь наряду с голосами христианских мыслителей и монахов, а индивидуальное творчество последних сопоставляется с более общими мировоззренческими установками эпохи.

Статья диакона Артемия Зеленина повествует о жизни выдающегося русского мыслителя Ивана Сергеевича Аксакова. Автор показывает, как формировались взгляды одного из теоретиков славянофильского движения на фоне исторических событий. Кто влиял на мыслителя, на кого повлиял он сам, каковы были его взаимоотношения с властью и интеллектуальной элитой того времени? В статье также приводятся взгляды Аксакова на православие и Русскую Церковь. 

В изучении Древнего Востока существует проблема возникновения и формирования государственности в Древнем Израиле. Однако для исследователя её изучение затрудняет недостаток археологического материала и отсутствие первичных источников-летописей. Чем был Израиль до возникновения государственности? Каковы были причины её возникновения? В какой форме она могла появиться? – обо всем этом читайте в статье преподавателя Тобольской семинарии иеромонаха Варлаама (Горохова) .

О том, как велась антирелигиозная агитация и пропаганда советской властью в первые послереволюционные годы, вы узнаете из статьи диакона Евгения Кузнецова. Автор подробно разбирает, чем отличается агитация от пропаганды, и показывает, иллюстрируя конкретными примерами, как формировалась агитационно-пропагандистская советская машина, какими методами она достигала своих результатов. 

Кроме того, читая материалы нашего портала, вы узнаете, как понимал Церковь Франц фон Баадер, сколько «Трудностей» написал преподобный Максим Исповедник и многое другое. 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9